Анализ стихотворения «Нате» (Маяковский В.). Анализ стихотворения В.В

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

Появление Маяковского в русском поэтическом обществе можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. В начале XX века многие поэты использовали нестандартные образы и приемы в своем творчестве. Но именно Маяковский приобрел самую скандальную славу. В 1913 г. он написал стихотворение «Нате!», ставшее его программным заявлением перед публикой.

В это время публичное выступление поэтов было очень популярно. Это давало способ заработать деньги и завоевать известность тем, кто не имел возможности опубликовать свои произведения. Выступления начинающих авторов порой приобретали характер униженной просьбы подачки от скучающего общества. У богатых слушателей это развивало ложное самомнение, они начинали считать себя истинными знатоками и ценителями искусства.

Известно презрение Маяковского к буржуазному обществу. Оно еще больше усиливалось из-за вынужденного участия поэта в таких публичных чтениях. Стихотворение «Нате!» стало резким протестом автора, направленным против тех, кто воспринимал его творчество как очередное развлечение. Можно представить себе реакцию человека, попавшего впервые на выступление Маяковского с этим стихотворением.

Агрессивный стиль и содержание произведения сразу должны вызвать в слушателе негативную реакцию. Маяковский заявляет, что его поэтический дар растрачивается впустую перед «обрюзгшим жиром». Автор выхватывает из толпы характерные мужской и женский образы, олицетворяющие собой все мерзости общества. У мужчины «в усах капуста», а женщину даже не видно из-за косметики и обилия принадлежащих ей предметов. Тем не менее эти «недочеловеки» — уважаемые и почитаемые члены человеческого социума.

Главным же образом, которым Маяковский описывает толпу, является «стоглавая вошь». Благодаря деньгам, человеческая масса заявляет свои права на личность поэта. Она считает, что, купив его время, властна распоряжаться талантом по своему усмотрению.

Маяковский идет наперекор правилам приличного общества. Он, подобно «грубому гунну», совершает индивидуальный бунт. Вместо приличного преклонения и кривляния поэта в лицо толпе летит плевок. В этом плевке сосредоточена вся накопленная автором ненависть.

Стихотворение «Нате!» — одно из наиболее сильных произведений протеста в русской поэзии. Никто до Маяковского не выражал такого открытого презрения к собственным слушателям. В нем можно видеть зародыш современного ультрарадикального искусства.

Примечание: данный стих также называют «Hate!», что в переводе с английского означает «ненависть».

Как футурист и модернист Владимир Маяковский стремился не только бросать вызов собратьям по перу, но и провоцировать современную публику. Его манера писать и читать стихи вызывала у интеллигенции удивление, перераставшее в возмущение. Собственно, к такой интеллигенции и обращено знаменитейшее стихотворение раннего периода творчества Маяковского – «Нате!».

Само название, состоящее из просторечного и неприемлемого для поэзии начала двадцатого века выражения, задает тон будущему стихотворению. Оно же представляет собой речь лирического героя, в котором читатель легко узнает поэта – «вам открыл столько стихов шкатулок». Герой произносит эту речь на одном из поэтических вечеров, обращаясь к публике в весьма ироническом ключе.

«Обрюзгший жир», мужчина с капустой в усах, женщина, сравненная с устрицей; грязные, «стоглавая вошь» - это всё о публике, посетившей поэтический вечер. Герой противопоставляет себя публике – получается бессмертная пушкинская антитеза «поэт – толпа». Поэт в данном случае – «грубый гунн», а вот толпа отнюдь не уподобляется, как можно было бы ожидать, изящным жителям Рима, культуру которых гунн, по идее, уничтожает. Напротив – нарочитая грубость и естественность поэта противопоставлена зажатости, неестественности и абсолютной приземленности тех, на кого он тратит свои стихи.

И «транжира и мот» он потому, что позволяет себе бесценные слова разглашать тем, кто их – очевидно – не понимает. Такая толпа – вошь на сердце поэта, чернящая его стихи своей неспособностью их понять, оценить по достоинству и полюбить в силу своей удаленности от всего высокого, что даровано поэту. Неудивительно, что прочтение этого стихотворения на реальном литературном вечере вызвало скандал и возмущение публики, которая как раз стихотворение поняла, но, по понятным причинам, не оценила.

Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!"

Стихотворение «Нате!», написанное в 1913 году, принадлежит к числу ранних произведений поэта. Это один из классических образцов ранней сатиры Маяковского. Основная тема ранней лирики вообще и данного стихотворения в частности - неприятие существующей действитель­ности. Здесь поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. В центре стихотворения - традиционный конфликт поэта и толпы. Публика, толпа принимает поэта за раба, готового вы­полнить любое ее желание. Но он восстает против нее, провозглашая свою главную цель - слу­жение искусству. Первая строфа рисует окружение лирического героя. Людей поэт изображает в виде «обрюзгшего жира» (символ сытости, перешедшей в самодовольство и тупость). Герой противопоставляет себя этому обществу, потому что его отличительная черта - душевная щедрость, он - «бесценных слов мот и транжир».

Во второй строфе пропасть между поэтом и толпой увеличивается: поэт изображает людей, пол­ностью погруженных в быт и уничтоженных, нравственно убитых им:

Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Третья строфа, как и первая, построена на противопоставлении хрупкой, трепетной «бабочки поэтиного сердца» мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Эпатажное, ци­ничное и грубое поведение героя в финальной строфе вызвано, с одной стороны, тем, что творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. А с другой - стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным.

Анализ стихотворения В.Маяковского "Нате"

Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. Одним из классических образцов ранней сатиры Владимира Маяковского является стихотворение «Нате!». Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Нет, герой стихотворения - поэт – будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь. Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:

Я – бесценных слов мот и транжир.

Первая строфа произведения представляет нам окружение лирического героя в общем. Людей поэт изображает в виде одного сплошного жира, к тому же «обрюзгшего» (эпитет). Эта метафора свидетельствует как раз об их излишней сытости, перешедшей в самодовольство и тупость. Поэт противопоставляет себя всему такому обществу, потому что суть творца – отнюдь не скопидомство, а душевная щедрость. Герой называет свои слова «бесценными» (эпитет) не из тщеславия. Просто искусство, поэзия – самое дорогое, что есть у него. Стихи являются «самоцветами» сердца поэта, и хранятся они, видимо, поэтому в «шкатулках». Герой не прячет эти «драгоценности», он готов открыть тайники своей души всем и каждому. Но беда в том, что его поэзия не нужна обществу, как, впрочем, и культура вообще. С отвращением герой описывает представителей этого мира:

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

Поэт оскорбляет этих людей не просто так. Он хочет быть услышанным, пытается всколыхнуть обывательское «болото», пробудить души этих людей, заплывшие жиром. Больше всего во второй строфе мне нравится метафора «раковина вещей». На мой взгляд, она очень точно отражает полное погружение человека в быт, убивающий личность, превращающий людей в каких-то «моллюсков», лишенных внутренней формы и безропотно принимающих любое обличье, даже самое жуткое. Окинув своим пророческим взглядом это гнусное общество, поэт понимает одно: впереди его ждет множество страданий:

Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без
калош,

Я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.

Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным во что бы то ни стало. Так «грубым гунном» врывается Маяковский в поэзию ХХ века, чтобы показать мир сытых, изнанку настоящей жизни. Несовершенство миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности, удручающая бездуховность и пошлость порождали в душе поэта гневный протест. А оружие у него было одно – слово. Стихотворения Маяковского всегда будут современны. Они устремлены в будущее, потому что призывают человека совершенствоваться. Поэт ненавязчиво воспитывает нас. Так, в сатирическом произведении «Нате» он утверждает: духовная смерть гораздо страшнее физической. Мы должны это помнить и быть бдительными.

Анализ стихотворения Маяковского «Нате!»

Центральный композиционный прием в стихотворении «Нате!» – антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству.

Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения «я» – «вы», контрастно противопоставленные в структуре стихотворения.

Художественно сниженному образу толпы противостоит и сам город. Это противостояние подчеркивает антитеза «чистое» – «грязное». Утренний пустой переулок чист и прекрасен. И вот, постепенно выползая из своих домов, обыватели начинают его пачкать:

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир.

В. Маяковский использует в данном произведении прием эпатажа. Он словно хочет разозлить, шокировать своего читателя и одновременно с этим заставить его задуматься о ценностях непреходящих и вечных, которые, увы, подменяются стремлением к внешней красивости.

Поэта раздражает это общество сытых и самодовольных, омещанившихся горожан, разодетых и накрашенных, и под этой благопристойной личиной замаскировавших гнуснейшие и злобные души, сохранение чистоты которых, увы, подменяется обществом стремлением к внешней красивости.

Каждый в городе живет своей суетной повседневной жизнью. Ему и дела нет до нашего лирического героя. Он, несомненно, обижен и обделен вниманием. Может быть, поэтому ему так хочется побольнее уколоть, задеть обывателей.

Что же провозглашает В. Маяковский ценностью высшего порядка? Это духовная жизнь человека, его радости и страдания. Их способна воплотить прежде всего поэзия. Ей в произведении и посвящены практически все возвышенные изобразительно-выразительные средства («стихов шкатулок», «бесценные слова», «бабочка поэтиного сердца»).

Раннего Маяковского критика часто упрекает в эгоизме. Однако важно, что он стремится противопоставить миру не себя (как конкретную личность), а тип поэтической души, философски одаренного существа. Поэт всматривается в окружающих, сначала пытается рассмотреть людей по одному, затем все типы и лики сливаются.

В этом стихотворении чувствуется игра в отсылке к определенной традиции:

Невольно вспоминается роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главный герой Родион Раскольников делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Для одних уготовано лишь жалкое существование среди мелких и обыденных проблем, бесконечной суеты и беспросветной нищеты. Другим же законы не писаны. По праву сильного и одаренного им позволено вершить чужие судьбы. Читатель знает, к чему подобные теории приводят на страницах романа Ф.М. Достоевского. Однако поза хозяина жизни для многих еще заманчива.

В данном случае лирический герой В. Маяковского во многом уподобляется Раскольникову, презирая людей как толпу жалких, ничтожных, злобных человечков, стремится возвыситься над миром обыденных существ, подчеркнуть свою неординарность и исключительность. В то же время лирический герой легкораним. Сердце его подобно крупной бабочке.

Во многих стихотворениях Маяковского, где лирический герой также бросает вызов миру, ему и дела особого нет до остальных. Но в этом произведении поэта охватывает неподдельный ужас перед озверевшей толпой.

«Нате» В.Маяковский Анализ 4

Стих «Нате!» Владимир Маяковский

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.


Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.


взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.


кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

Анализ стихотворения Маяковского «Нате»

Литературный мир на рубеже 19 и 20 веков претерпевает существенные изменения, появляется множество различных течений и направлений, которые не вписываются в общепринятые каноны. Но даже в этом хаосе и сумбуре, из которого лишь спустя несколько десятилетий предстоит выкристаллизоваться настоящим бриллиантам русской поэзии, фигура Владимира Маяковского изначально играет весьма эпатажную роль. Слог, чувство ритма, построение фраз – эти отличительные особенности позволяют безошибочно узнать произведения поэта в море литературных экспериментов. При этом каждая рифмованная строчка Маяковского несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая порой выражается в достаточно грубой и шокирующей форме.

Стихотворение «Нате!», созданное в 1913 году, относится к раннему периоду творчества поэта, у которого еще только начинает формироваться общественное мировоззрение. Данный этап поэтических экспериментов Маяковского по праву можно назвать бунтарским, так как форма для него имеет второстепенное значение, а вот содержанию автор уделяет особое внимание . Его излюбленный прием – противопоставление, которым поэт владеет мастерски, что позволяет создавать яркие и многогранные литературные образы. «Нате!» - это своеобразный вызов буржуазному обществу, для которого поэзия по-прежнему является аморфным искусством, призванным услаждать слух. Поэтому автор, которому приходится зарабатывать себе на жизнь публичным чтением собственных стихов, весьма возмущен таким потребительским отношением к литературе. Его стихотворение «Нате!» как раз таки и посвящено всем тем, кто видит не суть поэзии, а лишь ее оболочку . пустую обертку, в которую можно вложить любое лакомство, вкуса которого обыватели так и не смогут почувствовать.

Уже с первых строчек своего произведения Владимир Маяковский обращается к толпе, пытаясь ее спровоцировать, задеть побольнее и расшевелить. Его цель проста и ясна – заставить людей, которые причисляют себя к касте истинных ценителей искусства, взглянуть на себя со стороны. В итоге вырисовывается весьма ироничная и карикатурная картина, которая заставляет улыбаться даже тех, кто в образе мужчины, у которого «в усах капуста» или женщины, смотрящей «устрицей из раковины вещей», узнают самих себя.

Подобная нарочитая грубость является не только стремлением выразить презрение тем, для кого посещение литературных чтений является данью моды. Таким нехитрым способом молодой Маяковский, ко всему прочему, хочет привлечь внимание к своему творчеству, неординарному, лишенному романтики и сентиментальности, но обладающему несомненным шармом и притягательностью. Эпатажные выходки для поэта являются вполне обычным явлением, однако за напускным безразличием, язвительностью и сатирой прячется очень ранимая и чувственная натура, которой не чужды возвышенные порывы и душевные терзания.

«Нате!», анализ стихотворения Маяковского

Поэты – люди необычные. Не такие, как все. У них обостренное восприятие действительности, особый, метафорический, язык. Простому обывателю поэзия чужда. Очевидно, поэтому противостояние поэта и толпы в русской литературе известно еще со времен Александра Сергеевича Пушкина. а в мировой – с древнегреческих времен. В 1828 году, в тяжелое для себя время неопределенности, одиночества Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа». Его герой, не имеющий взаимопонимания с «чернью тупой», предпочитает творческое уединение.

Не таков герой поэта ХХ века Владимира Маяковского. Как и сами футуристы, как и сам Владимир Маяковский, герой ранней лирики бросает вызов толпе. Даже названия этих произведений содержат призыв сродни приказу: «Послушайте!». «Нате!», «Вам!» .

В стихотворении «Нате!» (1913) поэт не «небес избранник», а «грубый гунн» . А собирательный образ толпы отвратителен:

Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

Уже с первых строк, когда герой уверен, что через час «вытечет по капле ваш обрюзгший жир» . становится очевиден обличительный пафос этого стихотворения. Причем самому поэту довелось бросить это обличение в лицо благопристойной буржуазной публике, которая собралась на открытие кабаре «Розовый фонарь», а Маяковский был приглашен в качестве гостя.

Стихотворение «Нате!» противопоставляет не просто поэта и толпу. В начале ХХ века, накануне Первой мировой войны, жизнь в России не отличалась высоким уровнем. Поэтому в кафе, рестораны, кабаре приходили люди, получавшие большие доходы: спекулянты, торгаши, мещане. Такие представители общества наживались подчас на чужой беде, сами при этом богатея, а тратили их на еду и развлечения.

Для героя этот вещный мир связан с сытостью и, как следствие, с самодовольством и тупостью. Мир героя представлен другими ценностями: его богатство – «столько стихов шкатулок» . а сам он – «бесценных слов мот и транжир» . Конечно, он так называет себя потому, что готов раскрыть душу любому, чтобы драгоценные слова дошли до сердца каждого, но только достойных слушателей не видит. Это либо мужчина, у которого «в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей» . либо женщина, на которой «белила густо» . и она «смотрит устрицей из раковины вещей» .

Пока они безобидны: ведь тот, кто сидит в своей «раковине вещей» . может там провести всю жизнь, не причинив никому никакого вреда. Есть такой человек или нет – не интересно. Еще в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» был высмеян такой тип обывателя, который «жил – дрожал и умирал – дрожал».

Но Маяковский понимал, что рано или поздно таких людей станет больше, и они превратятся в угрожающую силу – в «стоглавую вошь» . которая «ощетинит ножки» и «в калошах и без калош» взгромоздится на «бабочку поэтиного сердца» . Такая метафора, на первый взгляд, несопоставима по стилю с лексикой всего стихотворения: это не грубые слова, это не эпатирующие высказывания, наконец, это не вызов. Наоборот, бабочка – существо хрупкое и беззащитное, которое нельзя трогать руками, даже просто задевать, иначе бабочка погибнет.

После прочтения этих строк на какой-то миг становится искренне жаль героя, обреченного на такую «славу». Но уже в следующем четверостишии проявляется прежний герой – уверенный в себе, громкоголосый, презирающий всех, кто с ним не вровень. Человеческая природа, как считал Маяковский, - это единство двух начал: биологического и духовного. В буржуазном обществе эти начала разъединены, поэтому духовное не только отделено от материального – ему просто нет места. Поэтому все материальное автор изображает нарочито отталкивающе: «обрюзгший жир» . «недоеденные щи» . «в усах капуста» .

В последнем четверостишии появляется «грубый гунн» . который не только может себе позволить не кривляться перед жующей толпой, но может даже «захохотать и радостно плюнуть в лицо» тем, для кого искусство всего лишь повод развлечься. Композиция замыкается в кольцо повторением слов из начала стихотворения:

Я бесценных слов транжир и мот.

Таким образом, последнее слово остается за героем. В этом весь Маяковский. В его ранней поэзии, по признанию критиков, слышен эмоциональный диапазон – от страстного накала до застенчивой робости, от доверительного признания до гневной обличительной речи. Лирический герой становится неким средоточием гармонии, поэтому оказывается в одиночестве. Возможно, вызов, звучащий в стихотворении «Нате!» - это не столько желание обличить, сколько стремление обратить на себя внимание, быть услышанным среди миллионов разъединенных людей, найти таких же, как сам герой. Неповторимость всему стихотворению придают как неологизмы Маяковского («поэтиному» ), так и его необычные метафоры («стоглавая вошь» ).

Послушайте стихотворение Маяковского Нате

Стихотворение было написано в 1913 году.Читать стих «Нате!» Маяковского Владимира Владимировича можно на сайте. Произведение в полной мере отражает умонастроения российского мира литературы и искусства наступившего нового 20 века.Различные группировки среди художников, театральных деятелей, литераторов стремятся заявить о свежем слове в искусстве, пробуя и экспериментируя, ищут новые творческие пути самовыражения. Одной из самых ярких фигур эпохи стал Маяковский.

Автор стихотворения, неожиданного по форме, нарочито-грубоватого по содержанию, в своем обращении дает пощечину обществу, которое по собственному мнению его представителей обладает неоспоримым вкусом, оставляет за собой право судить и оценивать поэта. Автор поэтических строк бросает дерзкий вызов господам с «обрюзгшим жиром», в калошах и без, даме с лицом под маской густых белил, всем, кто причисляет себя к миру буржуазной культуры, рассуждая с позиций устоявшихся критериев слезливой сентиментальности и угодливой красивости поэтического искусства, призванного лишь быть усладой для слуха. «Нате! - своеобразный словесный бунт поэта, обличающего и протестующего против косности маленького обывательского мира, сжатого узкими рамками собственного мировоззрения. «Грубый гунн», творчество которого – свежая струя, «чистый переулок» среди старых, знакомых поэтических задворков. Он не боится войти в новый век с новой поэзией, открыв свою шкатулку с бесценными дарами слов. Как не боится шокировать публику или быть отвергнутым.Потому что всегда готов ответить на выпады «озверевшей», «ощетинившей» толпы и бросить ей вызов.

Произведение можно учить на уроке литературы онлайн в классе. Текст стихотворения Маяковского «Нате!» можно полностью скачать на сайте.

Через час отсюда в чистый переулок


я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста


Все вы на бабочку поэтиного сердца


А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.

Стихотворение «Нате!» было написано в 1913 году. В данном произведении лирический герой совершенно одинок. Он вынужден находиться в окружении «жирных» обывателей, которым нет дела до поэзии. Это одно из самых саркастичных произведений поэта.

Первая строфа: противопоставление людей и лирического героя

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что один из основных художественных приемов, которые используются Маяковским в его произведении «Нате!» - это антитеза. Даже само броское заглавие стихотворения говорит о его характере. Лирический герой в раннем творчестве Маяковского почти всегда противопоставляет себя окружающему миру. Он старается посмотреть на действительность со стороны, и все, что вызывает в нем этот взгляд, - ужас. Лирический герой является романтиком, а обрюзгший мир противопоставлен ему. Это подчеркивается при помощи использования местоимений «я» - «мы», которые достаточно контрастно противопоставляются в структуре произведения.

Особенности второй строфы: необычные сравнения

Проводя дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского, школьник может рассказать о содержании следующей строфы. Она отличается тем, что в ней описана не только глухота слушателей к сказанному поэтом. Люди начинают менять и свой внешний вид. Например, мужчина становится из-за своего неряшливого поведения похож на свинью, женщина - на устрицу. Здесь можно увидеть, что за этими словами, которые на первый взгляд покажутся обычными оскорблениями, стоит стремление поэта указать на ограниченность простых обывателей. Ведь устрица всегда сидит в своей раковине, и она не может увидеть, что происходит за пределами ее мирка.

Белила, которыми густо покрыто лицо героини, вызывают ассоциацию с куклой. Женщина не слышит, о чем ей говорит лирический герой. Она похожа на куклу с красивой внешностью и совершенно пустым внутренним миром.

Третья строфа: противостояние людей и лирического героя

Дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что здесь это противопоставление достигает кульминации. Неправильная форма, употребляемая Маяковским в выражении «бабочка поэтиного сердца» призвана подчеркнуть уязвимость поэзии перед судом толпы. Озверев, она грозит растоптать лирического героя. Для того чтобы описать толпу, Маяковский использует эпитет «грязная». Сам образ толпы людей создается поэтом с помощью всего лишь одной детали - калош. С помощью этой характеристики поэт создает достаточно приземленный образ.

Антитеза в произведении

Противостоит лирическому герою и сам город, что подчеркивается с помощью антонимов «чистое» - «грязное». Данный факт также можно указать, проводя анализ стихотворения «Нате!» Маяковского. Переулок утром прекрасен, потому что он чист. Но постепенно прохожие выползают из своих домов и начинают его пачкать. Маяковский пишет: «Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир». В этом месте поэт применяет метод эпатажа. Это также можно указать, проводя краткий анализ стихотворения «Нате!» Маяковского по плану. Он хочет разозлить своего читателя, шокировать его. Одновременно поэт хочет заставить задуматься о настоящих ценностях, которые не могут быть заменены внешней красотой.

Маяковского раздражают сытые и самодовольные люди, которые разодеты и раскрашены. Ведь под этой благопристойной внешностью, словно за личиной, скрываются гнусные и злые души. Их внутреннее состояние, к сожалению, никак не может быть подменено внешностью.

Каждый житель города живет, идет своим путем. Ему нет никакого дела до того, что думает и чувствует лирический герой произведения. Он оказывается обделенным вниманием других людей. Возможно, именно поэтому лирическому герою Маяковского и хотелось бы задеть как можно больнее жителей города.

Четвертая строфа: разрешение конфликта

Проводя краткий анализ стихотворения «Нате!» В. В. Маяковского, учащийся может указать: в этой части пять строк, а не четыре, как в предыдущих. Поэт пишет, что если захочет, то «плюнет в лицо» толпе. И, возможно, это единственный способ разрешить существующий между поэтом и толпой конфликт. Лирический герой чувствует себя совершенно непонятым и одиноким.

В своем произведении Маяковский говорит о тех ценностях, которые принадлежат к высшему порядку. Это духовная сторона человеческой жизни, счастье и горе. Данные ценности воплотить в жизнь призвана, прежде всего, поэзия. Почти весь арсенал возвышенных художественных средств оказывается посвященным именно ей («стихов шкатулок», «бабочка поэтиного сердца»).

Анализ стихотворения «Нате!» В. В. Маяковского: поэт и толпа

Нередко критики считали, что раннее творчество Маяковского слишком эгоистично. Но важен именно тот момент, что Владимир Владимирович противопоставлял обществу не себя как отдельно взятого индивида, а тип поэтической личности - любое человеческое существо, которое одарено в философском отношении. В начале своего произведения поэт всматривается в облики прохожих, однако затем все они сливаются в одно. Когда Маяковский говорит о толпе, которая «озвереет», и о «стоглавой воши», читатель может почувствовать отсылку к определенной литературной традиции.

Что может ждать того, кто противопоставляет себя обществу

Анализ стихотворения «Нате!» Владимира Маяковского - один из лучших образцов саркастического творчества поэта. Однако такая ирония не всегда приводит к хорошему. Вдумчивый читатель может невольно вспомнить и главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, Раскольникова. Он все человечество делил на два типа: «тварей дрожащих» и более достойных - «право имеющих». Для тех, кто принадлежит к первой категории, жизнью уготовано жалкое существование посреди повседневных проблем, нескончаемой суеты. А другим море по колено - для них не существует ровным счетом никаких законов. И читателю из произведения Достоевского известно, к чему могут привести подобные тенденции. Но положение «хозяина жизни» для многих оказывается слишком заманчивым.

В данном отношении поэт становится похожим на Раскольникова. Он презирает людей как жалкую толпу; они представляются ему злобными и совершенно ничтожными. С другой стороны, поэт оказывается очень легкораним - ведь его сердце сравнимо с бабочкой. Во многих произведениях Маяковского лирический герой имеет смелость бросать вызов толпе. Однако в этом стихотворении его охватывает чувство другого рода - и это скорее ужас.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

Появление Маяковского в русском поэтическом обществе можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. В начале XX века многие поэты использовали нестандартные образы и приемы в своем творчестве. Но именно Маяковский приобрел самую скандальную славу. В 1913 г. он написал стихотворение «Нате!», ставшее его программным заявлением перед публикой.

В это время публичное выступление поэтов было очень популярно. Это давало способ заработать деньги и завоевать известность тем, кто не имел возможности опубликовать свои произведения. Выступления начинающих авторов порой приобретали характер униженной просьбы подачки от скучающего общества. У богатых слушателей это развивало ложное самомнение, они начинали считать себя истинными знатоками и ценителями искусства.

Известно презрение Маяковского к буржуазному обществу. Оно еще больше усиливалось из-за вынужденного участия поэта в таких публичных чтениях. Стихотворение «Нате!» стало резким протестом автора, направленным против тех, кто воспринимал его творчество как очередное развлечение. Можно представить себе реакцию человека, попавшего впервые на выступление Маяковского с этим стихотворением.

Агрессивный стиль и содержание произведения сразу должны вызвать в слушателе негативную реакцию. Маяковский заявляет, что его поэтический дар растрачивается впустую перед «обрюзгшим жиром». Автор выхватывает из толпы характерные мужской и женский образы, олицетворяющие собой все мерзости общества. У мужчины «в усах капуста», а женщину даже не видно из-за косметики и обилия принадлежащих ей предметов. Тем не менее эти «недочеловеки» - уважаемые и почитаемые члены человеческого социума.

Главным же образом, которым Маяковский описывает толпу, является «стоглавая вошь». Благодаря деньгам, человеческая масса заявляет свои права на личность поэта. Она считает, что, купив его время, властна распоряжаться талантом по своему усмотрению.

Маяковский идет наперекор правилам приличного общества. Он, подобно «грубому гунну», совершает индивидуальный бунт. Вместо приличного преклонения и кривляния поэта в лицо толпе летит плевок. В этом плевке сосредоточена вся накопленная автором ненависть.

Стихотворение «Нате!» - одно из наиболее сильных произведений протеста в русской поэзии. Никто до Маяковского не выражал такого открытого презрения к собственным слушателям. В нем можно видеть зародыш современного ультрарадикального искусства.

Примечание: данный стих также называют «Hate!», что в переводе с английского означает «ненависть».

Казалось бы, стихотворение Маяковского «Нате» - это всего четыре строфы, девятнадцать строчек текста, но по ним можно сделать полноценный анализ художественного произведения. Давайте узнаем, как это сделать по всем правилам.

Оглядываясь назад

Сегодня, когда произведения Владимира Владимировича по праву считаются классическими и входят в школьную программу, мы имеем право анализировать его тексты не только как литературоведы, но и как психологи.

В 1913 году, когда было написано стихотворение «Нате», Маяковский отмечал лишь свой двадцатый день рождения. Его душа, как и у любого талантливого молодого человека, требует действий, переоценки ценностей обществом, стремится воздать всем по заслугам хотя бы в стихах. Поэт называет себя буйным, диким, что в действительности должно рассматриваться не столько в качестве агрессии физической, сколько словесной, направленной против несправедливости. Именно благодаря этим качествам поэт будет оценен новой властью - не идеальной, но новой, и потому воспетой Маяковским.

Пустота аристократии

Поэт убеждён: творчество воспринимается прослойкой псевдоаристократии как продукт питания. Они не хотят воспринимать глубинный смысл и имеют одно намерение - развлечь себя, слушая рифмованные фразы. Автор решает говорить прямо, без намёков, и делает так на протяжении всех лет работы, это видно и из анализа стихотворения Маяковского «Нате».

В будущем он назовёт себя «поэтом-пролетарием», будет воспевать развитие техники и движение общества к светлому будущему, борясь в то же время с теми, чьё сознание осталось в императорской России. Уже в раннем творчестве эта борьба принимает ярко выраженный характер.

Слова и слог

Стихи Маяковского - это выкрик, это слова, сказанные в рупор. Он говорит, будто забивает гвозди молотком: не просто так целые строфы его произведений составляют строки длиной в одно слово, сдвинутые табуляцией с целью восприятия читателем ритма и размера.

Упомяните в анализе стихотворения Маяковского «Нате» и выбор слов: «раковины вещей», «грубый гунн», «обрюзгший жир». Является ли такая лексика типичной для поэта? Как вы думаете, почему он выбрал именно эти слова, а не какие-либо другие?

Обратите внимание на фонетическую составляющую, рифмы. Маяковский часто прибегает к аллитерации - повторению одних наборов согласных в разных словах. Более того, манеру поэта рифмовать можно оформить в отдельный, им изобретенный способ. Вся строфа, по его мнению, должна выглядеть единой, и слова в ней должны быть все между собой связаны не только смыслом, но и фонетикой.

Литературные приёмы

Эпитеты и метафоры, преувеличения и преуменьшения, агрессивный сарказм, принимающий форму обвинения, свойственны творчеству автора в целом. Анализ стихотворения Маяковского «Нате» предоставляет примеры бескомпромиссного отношения к слушателю: «ваш обрюзгший жир…», «вы… взгромоздитесь, грязные…», «плюну в лицо вам…».

Цель такого обращения - не оскорбить, но дать задуматься, вырвать человека из уютного мирка потребления эстетики творчества и показать истинный смысл поэзии: поднять проблемы, чтобы затем их решить; сосредоточить внимание общественности на больных местах, наступить таким образом на старую незаживающую мозоль.

Защита поэта

На рубеже 19-го и 20-го столетий роль поэта приобрела развлекательный характер. Если во времена Пушкина, творчество которого любил и ценил Маяковский, стихотворец в общественном сознании занимал несколько привилегированное положение, то в преддверии революции стал инструментом развлечения кабацкой публики. Поэт решает уйти от попыток возродить престиж своей профессии «от третьего лица» и прямо заявляет слушающим его людям о несправедливости. Следует упомянуть об этом в своей работе по анализу стихотворения Маяковского «Нате».

Последствия

Также стоит изучить фрагмент биографии поэта. Как было воспринято обществом исследуемое стихотворение? Как отреагировали власти, и была ли вообще какая-либо реакция? Способствовало ли произведение продвижению творчества Маяковского в массы и почему?

Преподаватели любят, когда ученики и студенты выходят за рамки обязательной и рекомендуемой литературы, обращаясь к дополнительным источникам. Поэтому не лишним будет проявить интерес при выполнении анализа «Нате» Маяковского, и учитель отметит это, повысив оценку или закрыв глаза на мелкие недочеты. Намерение - это само по себе похвально, особенно если обычно на занятиях ученики не горят энтузиазмом.

Заключение

Каким бы радикальным ни был подход поэта-пролетария к убеждению народных масс и продвижению своей точки зрения на резонансные вопросы, факт остается фактом: его творчество оказало заметное влияние на формирование как образа новой власти, так и футуристического направления в литературе. Стихотворение «Нате» Маяковского - это один из первых звоночков к становлению важной фигуры в отечественной культуре, и почитать его произведения (хотя бы самые известные) должен каждый учащийся.

Стихотворение «Нате» написано Владимиром Маяковским в 1913 году.

В годы, предшествующие революции в России, все острие сатиры Маяковского было обращено против «жирных» и «бесчувственных» к словам поэта людей. Поэт начинал прокладывать творческую колею именно с таких стихотворений как «Нате», где воспевалось ощущение собственной отдаленности от мира с царящими в нем пошлыми мыслишками и нравами.

В «Нате» представлен мир жирующих обывателей, что смотрят «устрицей из раковин вещей». Маяковский с присущим ему сарказмом говорит об одержимости людей материальными вещами, об их бездуховности, недалекости и пошлости.

Тема стихотворения: «бесчувственная» толпа, не слышащая высокого призыва поэзии.

«…А я вам открыл столько стихов шкатулок…»

Идея стихотворения: Маяковский стремится призвать людей оторваться от своей повседневности, выбраться из рутины каждодневный суеты, он бросает толпе вызов и взывает ее остановиться, оглянуться и призадуматься, только «толпа» по-прежнему не слышит его, а он продолжает с горечью на сердце издеваться.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Маяковский издевается над мещанами, которые не понимают всей возвышенности духовных ценностей, оказавшись слишком зажатыми рамками материальных благ и бытовых нужд.

Поэт враждебно настроен к толпе, и хочет разбудить вулкан негодования и гнева, ему нужен скандал, поскольку лишь через сильные, бурные, воинствующие эмоции возможно заставить человека взглянуть на вещи как-то иначе, увидеть в жизни новые грани и оттенки, вытащить наружу свои иные качества. Ведь Маяковский на самом деле верит в человека и верит в себя, что ему удастся разбудить в человеке Человека с большой буквы.

И как бы он не издевался над толпой, поэт ощущает себя одиноким в этом враждебном мире, который он сам же и создал вокруг себя, и теперь стремится переделать: заставить «не слышащих» слышать, не видящих видеть, не чувствующих наконец-то чувствовать и ощущать эту жизнь … Его восприятие жизни, проявление агрессии по отношению к людям – это способ выживания, защита и нападение.

В стихотворении В. Маяковский использует такие художественные изобразительные средства, как

сарказм: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «устрицы из раковин вещей»,

и эпитеты: «толпа озвереет, будет тереться».

Стихотворение «Нате» - это стихотворение, в котором Маяковский отразил свои футуристические наклонности, свое неприятие тогдашнего мира, и тех, кто чувствует себя в нем хозяевами.

“Нате!” – интригующее название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. Это произведение изучается на уроке литературы в 11 классе. Вам предлагается его краткий разбор.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его века.

Тема - борьба поэта и толпы, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырех строф, первая и последняя завершаются одинаково.

Жанр - стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.

Стихотворный размер - акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры - “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

История создания

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: в разгаре Первая мировая война, люди страдают. живут в тяжелых условиях, но и есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок” .

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали ее в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать ее, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и не подвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам” . Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает свое презрение, а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Композиция

Стих состоит из четырех строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир” .

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей” , и женщина, у которой “белила густо” . Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь” . Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьет “бабочку поэтиного сердца” .

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был в начале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Жанр

Стих был написан под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трех четверостиший и одного пятистишия. Имеет форму акцентного стиха (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну).

Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры , к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.8 . Всего получено оценок: 46.

Маяковский в стихотворении «Нате» загромождает сознание. Множество предметов, чудовищная бесформенность деталей, лавина гротеска гипнотизируют; наверное, поэтому зачастую трудно возразить Маяковскому. В какой-то мере здесь его можно сопоставить с Борисом Пастернаком, т.к. Пастернак, выдумывая свою систему координат, которую можно условно назвать “jamais vu” (то есть приоритет явного перед метафизическим), также нагромождает предметы. Однако, читая обоих поэтов, можно убедиться в том, что детали Пастернака, в отличие от деталей Маяковского, во-первых, существуют лишь в настоящем, не проваливаясь в прошлое и не забегая вперед, в будущее, как у Маяковского, детали которого страдают парамнезией, характерным симптомом которой является dejă vu, т.е. смешение явного и метафизического. Во-вторых, Пастернак исходит из соображений вкуса, когда привлекает какую-нибудь деталь извне, в то время как Маяковский, кажется, не задумывается над тем, «вкусная» деталь или нет, что отдает «пощечиной общественному вкусу». К примеру, сравним:

сердце , плеща по площадкам,

вагонными дверцами сыплет в степи…

(Пастернак)

…Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь , грязные, в калошах и без калош

(Маяковский)

Такие различия между Пастернаком и Маяковским в некоторой степени, объяснимы (условно, не нарочито) принадлежностью их к разным течениям: так, Маяковский – футурист, а Пастернак – акмеист. Одна из «заповедей» акмеизма, объявленных в манифесте О.Э. Мандельштама, – «Любите существование вещи больше самой вещи». Маяковский, похоже, не следует этой заповеди. Он больше любит саму вещь. «Футурист, не осознав истинного смысла слова, выбрасывает его», – это заповедь Маяковского, правда написанная Мандельштамом. Но «выброшенные запросто» слова несут определенную смысловую нагрузку, ввиду обмена смыслами с другими словами путем аллитерации и смещения акцентов, что, кстати, часто проделывает Маяковский. Благодаря чисто «техническим» приемам – аллитерированным звукам (к примеру, «с мотр ите устр ицей») – в стихотворение привлекаются детали, и «держатся» они в стихах исключительно из-за них (приемов). А поскольку они «держатся», то вынужденно принимают смысл всего стихотворения; так, если стихотворение сатирическое, то на деталь возлагается задача по передаче сатирического смысла. Попробуем это показать на примере стихотворения Маяковского. Возьмем стихотворение «Нате!» и рассмотрим его, выявляя, как сатирический смысл его раскрывается в контексте деталей.

Сразу оговорюсь, что не случайно выше речь шла о характерном для Маяковского «загромождении сознания». Тем, что Маяковский везде его использует в качестве художественного принципа, можно мотивировать то, что «Нате!» – сатирическое стихотворение. Привлекая «бабочку», «сердце», т.е. довольно хрупкие предметы, Маяковский, не заботясь о сочетаемости, специально рисует «взгромоздившихся», «грязных», «в калошах и без калош ». Философ заметил: «Сатира – переход значимого в ничто»; так же и Маяковский осуществляет переход хрупкого («бабочка поэтиного сердца») в ничто, в калоши». Однако не будем забегать вперед.

«Через час отсюда в чистый переулок // Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир». Очевидно, что час – это условный отрезок времени, если учесть, что время в стихах Маяковского – условное понятие, т.к. оно зависит от «времени деталей»; например, «капуста недоеденных щей» – деталь прошлого, а «стоглавая вошь» – будущего («толпа озвереет »). Здесь, скорее всего, сатирическое сопоставление часа людей с «обрюзгшим жиром» (мещан, вероятно) и вечности бесценных слов и их транжира (поэта). Обратим внимание на нелицеприятность «обрюзгшего жира», который откуда-то, где открывают «стихов шкатулки», вытекает «по человеку», и на «уютность» шкатулок и образа мота. На таком нарочитом контрасте построена первая строфа, причем даже на уровне звукописи можно проследить этот сатирический конфликт. Первые два стиха построены на аллитерированных шипящих: «ч»: «ч ерез» — «ч ас» — «в ч истый» — «вытеч ет» — «по ч еловеку»; «ш»/«ж»: «ваш » — «обрюзгш ий» — «ж ир». Последние два стиха первой строфы – на более звонких: «к»: «отк рыт» — «шк атулок »; «м», «т»:

я ва м о ткрыл сто лько стихо в шка туло к…

Контраст между первой и второй половинами первой строфы также обусловлен «общностью» первых двух стихов и последних двух. Таким образом, даже на семантическом уровне у Маяковского обозначен сатирический конфликт; такие детали, как «обрюзгший жир» и «чистый переулок», приобретают дополнительный смысл. К примеру, переулок со звонкими «р» и «к» – не имеет шипящих и как бы не принадлежит «обрюзгшему жиру», а «чистый» –
с аллитерированным «ч» – теряет (по-футуристически) свой смысл истой чистоты.

Читаем дальше стихотворение «Нате» Очевидно, что Маяковский «по человеку» привлекает в настоящее стихов сначала мужчину, затем женщину. Причем они действительно существуют в настоящем, так как он как бы обращается к ним: «Вот вы…» Однако, склонность Маяковского к «парамнезии» (dejă vu) дает о себе знать, и он привлекает детали из прошлого, используя гротеск: «Капуста <…> где-то недокушанных, недоеденных щей»; далее он смещает акцент с настоящего («женщина») на обычное – («вещи, раковина »), что увеличивает эффект сатиры; т.е. его настоящее – не обычное, мещанское, обывательское, а иное.

Затем он превращает хрупкое в ничто, причем то, что можно считать отрицательным (мещанским, по-видимому), на что, собственно, направлена сатира, – все с аллитерированными шипящими: «калош и», «ощ етинит нож ки стоглавая вош ь».

«…Мне, грубому гунну», – Маяковский, наконец, окончательно обозначает отличие его от якобы «утонченных ценителей искусства»; такое ощущение, что они вовсе не замечают его гротеска, его деталей. И он, видимо, решается на отчаянное – доказать силу и независимость своих бесценных слов и деталей – «я захохочу и радостно плюну». Инверсия «плюну в лицо вам // Я…» добавляет в общий веселящийся и в то же самое время ужасающий хаос дополнительную суматоху, и здесь сатира — в ужасающем, бесовском веселье, хохоте над людьми с «обрюзгшим жиром».

Сатира Маяковского – мощная, уничтожающая, так как загромождение сознания «металлоконструкциями» из слов «общего смысла» – опасный и действующий прием; ритмичность стихов Маяковского также объединяет детали – стихи получают дополнительную мощь благодаря ямбу почти без пиррихиев. Создается ощущение неимоверного Alter Ego, слишком сильно давящего на зачастую просто Ego обывателя. Часто стихотворения Маяковского похожи на средневековую картину Босха, где в каждом углу ворочается какая-нибудь стоногая, стоглавая тварь, старающаяся обратить на себя внимание. У Маяковского детали держатся почти так же, как и на картине, на невидимом холсте.

Самое страшное и разрушительное в сатире Маяковского – превращение всего хаоса, неопределенности времени, пространства («где-то», «отсюда», «вот вы…» – «недокушанный, недоеденный»), несовместность настоящего и обычного в транжира и мота. К сожалению, я больше склоняюсь к тому, что существование вещи нужно больше любить, чем саму вещь, равно как смысл слова больше, чем само слово. «Прогулка в лесу символов» и «подцепливание» вязальной спицей трудного слова были обозначены Мандельштамом в «Утре акмеизма» несостоятельными приемами поэзии. Хотя стихи Маяковского страдают dejă vu, его сатира и стихи вообще изумительно сделаны, с загромождением сознания и с этим самым dejă vu, колебанием из прошлого в будущее в контексте настоящего и наоборот.