Фауст краткое содержание. Фауст (трагедия)
Пролог в театре
Произведение начинается с разговора директора театра, поэта и комика. Директор заказывает поэту написать новую пьесу, которая была бы «поярче, поновей», содержала больше приключений. Директор сознается, что публика прекрасного, конечно, не поймет, а потому ей нужно представить зрелище. С директором согласен и комик, советующий «шаловливого дурачества прибавить».
И вы не видите, как гнусно и постыдно Такое ремесло? Иль не художник я? -
спрашивает поэт. Он не соглашается писать только для потехи толпы и говорит, что своего призвания не предаст. «Мне высшие права природа уделила», - говорит поэт, оставаясь верен своим идеалам.
Пролог на небесах
Начинается с того, что архангелы Рафаил, Гавриил и Михаил восхваляют величие вселенной.
Звуча в гармонии вселенной И в хоре сфер гремя, как гром,
Златое солнце неизменно Течет предписанным путем. Непостижимость мирозданья Дает нам веру и оплот,
И, словно в первый день созданья, Торжественен вселенной ход!
Все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе. Сразу же по окончании этого гимна мирозданию начинается спор о человеке, о смысле его существования. Оппонентом в этом споре архангелам и Господу служит Мефистофель. Он утверждает, что человек, даже такой, как Фауст, ничтожен, беспомощен, жалок. Мефистофель смеется над тем, как человек гордится своим разумом, сатана считает это пустым самомнением. Господь же противопоставляет Мефистофелю свою веру в человека. Он с убеждением говорит, что Фауст преодолеет временные заблуждения и найдет дорогу к истине.
Господь разрешает Мефистофелю испытать Фауста:
Тебе позволено: иди И завладей его душою И, если можешь, поведи Путем превратным за собою, -
И посрамлен да будет сатана!
Знай: чистая душа в своем исканье смутном Сознаньем истины полна!
Часть первая
Фауст сидит в своем кабинете. Мрачная комната с готическими сводами символизирует тот душный, тесный круг, из которого Фауст стремится вырваться «на волю, в широкий мир». Изучение самых различных наук не приблизило его к познанию истины. Он сетует, что вместо живой природы его окружают «скелеты животных и кости мертвецов».
Отчаявшись познать истину в науке, Фауст прибегает к магии. С помощью заклинания ему удается вызвать Духа Земли. Однако минутная слабость, испуг перед появившимся духом привели к тому, что дух удалился, не пожелав разговаривать с Фаустом. Тайна Природы ученому не открылась.
Фауст рассуждает о том, что Природа необъятна, путь к ее познанию труден. Он вспоминает о мучениках мысли, сожженных на кострах.
В комнату заходит ученик Фауста, Вагнер. Он восхищен гением Фауста и с удовольствием говорит со своим учителем о науке.
Ах, боже мой, наука так пространна,
А наша жизнь так коротка!
Мое стремленье к знанью неустанно,
И все-таки порой грызет меня тоска.
Как много надо сил душевных; чтоб добраться До средств лишь, чтоб одни источники найти;
А тут, того гляди, еще на полпути Придется бедняку и с жизнию расстаться.
Из его речи становится ясно, что, в отличие от Фауста, Вагнер вполне удовлетворен своим жребием, и ничего приятнее не видит, чем кропотливо рыться в пыльных пергаментах, замкнувшись в полумраке средневекового кабинета. Он является яркой противоположностью Фаусту. Вагнер - ученый, который за книжными страстями забывает о настоящей жизни. Фауст и Вагнер вместе выходят на улицу.
В тот день был праздник Пасхи. Празднично одетые люди спешили провести день весело. Среди танцующих крестьян Фауста пронизывает ощущение жизни, радости бытия.
Чу! Слышится говор толпы на поляне;
Тут истинный рай им! Ликуют селяне,
И старый и малый, в веселом кругу.
Здесь вновь человек я, здесь быть им могу!
Его узнали. Благодарные крестьяне обступили Фауста и благодарят за помощь во времена эпидемии. В тот период ученый со своим отцом лечили народ, не брезгуя язвами, не требуя платы. Признательность людей отзывается в душе у Фауста насмешкой. Он прекрасно понимает, что наука пока не в силах помочь народу в борьбе с болезнями. Выздоровления были случайными, а его лечение создавало лишь видимость помощи.
Во время прогулки у городских ворот Фауст замечает черного пуделя, на первый взгляд показавшегося ученому странным. Фауст в движениях пса рассматривает магические спирали. Он уводит пуделя к себе в кабинет. Ученый собирается заняться трудами и начинает уже переводить Евангелие на немецкий язык, как вдруг замечает волшебные превращения собаки. Пес стал увеличиваться в размерах. Фауст, понимая, что первоначальные его догадки относительно этого зверя верны, пробует защититься заклинаниями. Пес исчезает в тумане, из которого затем появляется Мефистофель.
На вопрос Фауста, кто он такой, Мефистофель отвечает так:
Я отрицаю все - и в этом суть моя.
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живет.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться! Короче, все, что злом ваш брат зовет, - Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это все - моя стихия…
Часть вечной силы я,
Всегда желавшей зла, творившей лишь благое.
Мефистофель оказывается попавшимся в ловушку. У порога комнаты Фауста начертана пентаграмма, защищающая дом от злых духов. Входя в образе собаки в дом, Мефистофель сумел найти изъян в пентаграмме и пробраться в том месте. Но изъян был у самых дверей, и обратно сквозь все начертание пройти не представлялось возможным. А житель ада выйти из дома может только тем путем, которым в него вошел. Казалось, Мефистофель в руках Фауста, но при помощи хора своих прислужников-духов сатане удается усыпить Фауста. Пока ученый спит, Мефистофель приказывает крысам прогрызть пентаграмму и уходит прочь.
Во второе свое посещение Мефистофелю удается убедить Фауста подписать договор. Сатана обязался найти для Фауста развлечения, благодаря которым жизнь ученого приобрела бы смысл.
Довольно же играть своей тоскою,
Что рвет, как коршун, грудь твою! Взгляни:
Ты окружен беспечною толпою,
Ты человек такой же, как они.
Впрочем, ведь я не равняю с тобою Эту толпу, неразумный народ.
Слушай: хоть я не из важных господ,
Все-таки, если ты хочешь со мною В светлую жизнь веселее вступить,
Буду усердно тебе я служить,
Я тебе преданным спутником стану И ни на шаг от тебя не отстану;
Знай, что повсюду помощник я твой;
Стану рабом и покорным слугой.
Фауст же, как только скажет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» - потеряет свою душу навсегда. После закрепления договора кровью, когда Фауст собирается в путь, Мефистофель, переодевшись в платье ученого, беседует с юношей, собирающимся учиться у Фауста. Сатана высмеивает стремление похоронить себя в пыльных кабинетах ради науки, с иронией отзывается о логике, метафизике - науке о Боге, душе и проч.
Затем, первей всего, займитесь неизбежно Вы метафизикой: учитесь ей прилежно; Глубокомысленно трудясь,
Вместить старайтесь то, что отродясь В мозг человеческий не входит;
Вместите ль, нет ли - не беда:
Словечко громкое всегда Из затрудненья вас выводит!
Но в первые полгода, милый друг,
Порядок вам нужнее всех наук;
Вам в день занятий пять часов нормально:
С утра к звонку являйтесь пунктуально! Старайтесь раньше дома протвердить Параграф, чтобы в классе проследить,
Что вам твердит учитель, слово в слово,
Лишь то, что в книге, - ничего другого,
И так старательно пишите все в журнал,
Как будто б Дух Святой вам диктовал.
Ученик уходит, так и не поняв насмешки, приняв слова «ученого» за чистую монету, а Мефистофель с Фаустом улетают на крыльях волшебного плаща служителя преисподней.
Чтобы сбить Фауста с пути истинного, Мефистофель сначала приводит его в погреб Ауэрбаха в Лейпциге, где веселится компания гуляк. Там, чтобы сойтись с новыми знакомыми, Мефистофель устраивает так, чтобы прямо из стола лилось вино, причем каждому по вкусу. Когда же доходит дело до пьяной драки, Мефистофель наводит на гуляк галлюцинации, а сам в это время с Фаустом удаляется. В погребе Ауэрбаха Фауст не поддался соблазнам, и, чтобы отвлечь его от высоких стремлений, сатана ведет его в кухню ведьмы, где опьяняет волшебным зельем.
Зелье это возбудило в Фаусте волнение страсти. Он выходит из дома ведьмы и в первую же девушку, встретившуюся ему на улице, без памяти влюбляется.
Опьяняющий напиток пробуждает в Фаусте низменные желания к этой девушке. Он просит Мефистофеля помочь соблазнить Маргариту. Кажется, что сатане начинает удаваться его замысел. Мефистофель достает ларец с дорогими подарками и проводит Фауста в комнату Маргариты, чтобы незаметно подложить драгоценности.
Девичья комната Маргариты, в которой оказывается Фауст, будит в нем лучшие чувства.
О милый сумрак, о приют святой,
Привет мой вам! Владей, любви томленье, Душой моей; питай свое стремленье Надежды милой сладкою росой!
Как дышит здесь повсюду дух покоя, Порядком все проникнуто кругом!
Средь бедности довольство здесь какое! Святой приют! Благословенный дом!
Он очарован простотой, чистотой и скромностью жилища Маргариты. И Фауст оставляет подарок своей возлюбленной, спрятав его в шкафу, уже совсем с другими чувствами, нежели были ранее. Он и Мефистофель уходят из комнаты, не дождавшись прихода девушки. Со временем Фауст узнает, что Маргарита, обнаружив дорогие вещицы, была настолько удивлена находкой, что показала ее матери. Та, не долго думая, предположила, что случайная прибыль не может быть во благо, потому отнесла ее в церковь. Поп, сильно не мучаясь совестью, прибрал к рукам подарок, и Маргарита осталась ни с чем. Фауст уговаривает Мефистофеля достать для девушки другой ларец с драгоценностями и вновь незаметно подкладывает его в комнату Маргариты Гретхен. Чтобы устроить свидание Фауста и Маргариты, Мефистофель приходит к соседке девушки, у которой та частенько бывает.
Марта, соседка, что называется, «не вдова и не мужняя жена». Некоторое время назад ее муж пропал без вести. Марта не знала, бросил он ее или умер. Воспользовавшись этим обстоятельством, чтобы войти в доверие, Мефистофель называется знакомым мужа Марты, который принес весть о кончине последнего. Видя, что соседка Маргариты не откажется от замены своему погибшему мужу, Мефистофель назначает ей свидание в саду. Он просит Марту привести с собой подругу, сам же обещает прийти с Фаустом.
С помощью сводничества сатаны у Фауста и Маргариты происходит первое свидание. В саду встречаются Мефистофель и Марта, Фауст и Маргарита. С тех пор сад Марты стал постоянным местом свиданий влюбленных. Однажды Фауст сомневается вдруг в правильности своего чувства, уединяется в пещере и предается размышлениям. Он не хочет навлекать на Маргариту беду, желает отказаться от плотской страсти. Но Мефистофель хитрыми вопросами и намеками вновь разжигает в душе ученого пламя страсти. И Фауст вновь идет на свидание. Маргарите как-то случается встретить у колодца свою знакомую, которая рассказывает о девушке, которая была осуждена за то, что встречалась с мужчиной и потеряла невинность до замужества. Любимый, как только дело получило огласку, бросил ее, предпочитая найти себе партию более выгодную. Маргарита вспоминает, что и сама ранее осуждала подобное поведение некоторых девиц. Но теперь она поступает так же, и понимает, что нет в том вины. После этого разговора Маргарита у городской стены, где поставлена статуя Деве Марии, молится Пречистой Деве, прося ее понять и простить.
Скорбя, страдая,
О мать святая,
Склонись, склонись к беде моей!..
Увы, кто знает,
Как изнывает
Вся грудь моя, тоски полна!
Как душа моя томится,
Как дрожит, куда стремится, -
Знаешь ты лишь, ты одна!
С людьми ли я - невольно Мне больно, больно, больно,
Везде тоскую я!..
Одна ли горе прячу -
Я плачу, плачу, плачу,
И рвется грудь моя.
В один из дней случилось так, что Валентин, брат Маргариты, возвращался из армии домой.
Перед домом он видит Фауста и Мефистофеля, пришедших на свидание к девушке. Он возмущен до предела, бросается на них со шпагой. Во время драки Фауст смертельно ранит Валентина. Мефистофель и Фауст скрываются с места дуэли, куда через минуту сбегается народ. Заслышав шум, Маргарита тоже выходит из своего дома и видит окровавленного брата. Тот еще жив. Он обвиняет сестру в том, что она забыла стыд, осквернила честь семьи. Валентин считает, что преступление ее настолько велико, что должно быть предано огласке. Он умирает, проклиная Маргариту.
Следующая сцена показывает Маргариту в храме. Ее одолевает Злой Дух, коря ее в содеянном. Дух на самом деле является сознанием вины, угрызениями совести. Он винит Маргариту в убийстве матери. Дело в том, что однажды, прося Гретхен о свидании в ее доме, Фауст дает ей снотворное. Этим снотворным Маргарита усыпляет мать, чтобы та не мешала их свиданию. Ни Маргарита, ни Фауст не знали, что Мефистофель подложил им вместо снотворного яд. Злой Дух винит девушку не только в убийстве матери, но и в смерти брата, и в грехе распутства, и в убийстве собственного ребенка.
О Гретхен!
Где голова твоя?
И на душе твоей Какой тяжелый грех?
Ты молишься ль за мать свою? Она Тобой для долгих-долгих мук усыплена!
Чья кровь у дома твоего?
Что у тебя под сердцем скрыто?
Не шевелится ль что-то там И не тревожит ли тебя Присутствием своим?
Маргарита не выдерживает и падает в обморок. А Мефистофель меж тем, продолжая добиваться цели сбить с пути истинного Фауста, в вальпургиеву ночь приводит ученого в горы Гарц, в окрестности деревень Ширке и Эленд. Там происходит шабаш ведьм. Фауст, не зная о терзаниях возлюбленной, предается веселью. Но даже там он не забывает о милой Гретхен, видя ее образ в дымке дали. Маргарита оказывается заключенной в тюрьму за свое якобы преступление. Мефистофель старается скрыть сей факт от влюбленного, но это ему не удается. Фауст требует от сатаны спасения для Гретхен. Однако Мефистофель не может сделать этого. «…Ведь не все же силы земли и неба в моей власти», - говорит он. Мефистофель обещал помрачить ум стражника, а взять ключи и вывести узницу из тюрьмы предстояло Фаусту.
Когда Фауст открывает двери темницы, Гретхен принимает его за палача и умоляет сжалиться над ней. Ее сознание словно помутнено от горя. В какой-то миг она узнает Фауста, радуется ему. Но идти с ним не может. Над ней довлеет вереница тех смертей, что принесла ее любовь, - матери, брата и дочери. Дальнейшая жизнь для нее невозможна. Она лишилась самых близких людей, ее осудит толпа, и ее судьба - вечные скитания и боязнь быть настигнутой правосудием. Маргарита отказывается уходить с Фаустом. Час рассвета приближается, и, дабы не быть застигнутыми, Мефистофель с Фаустом удаляются. Сатана говорит: «Она навек погибла». Глас же свыше возражает: «Спасена».
Часть вторая
Вся вторая часть построена на символах и образах. Она начинается с того, что Фауст лежит утомленный на цветущем лугу и спит. Над ним парят прекрасные эльфы, своей песней убаюкивая Фауста. Фауст просыпается и в пробуждающейся природе видит торжество высокого стремленья. Он рассуждает о том, как нас
Лелеют часто гордые желанья И раскрывают двери исполненья, -
Но сразу мы в испуге отступаем,
Огнем объяты и полны смущенья…
Потом действие переносится в императорский дворец. Звучат трубы, и в тронный зал входит император со свитой. Прежде чем начать совет, император замечает, что куда-то пропал шут.
Из свиты отвечают, что шут следовал за императором следом, но наступил на длинный шлейф, упал и разбился.
Вместо него попытался пробраться со всеми другой шут, но стража у порога дворца не впустила его. Этим вторым шутом оказывается Мефистофель. Ему каким-то образом удается пройти мимо стражников, и он входит в тронный зал. Император оставляет его при свите.
Он кажется царем щедрот,
И потому восторг законен Всех тех, к кому он благосклонен:
Он им, что может, раздает,
А сам становится богаче,
Чем больше жертвует в раздаче.
Это греческий бог богатства Плутус. С ним вместе сидит в повозке Скупость:
А позади него другой,
Петрушка с высохшей ногой.
Моща! Щипи его иль нет,
И не почувствует, скелет.
Плутус показывает свое богатство. Он достает с колесницы сундук, полный драгоценностей. Толпа, окружавшая переодетого в греческого бога человека, бросается к сокровищам, забыв о том, что на маскараде они могут быть только бутафорскими. Чтобы восстановить порядок, Плутусу приходится отгонять разгоряченных людей жезлом, конец которого он предварительно раскалил в огне. Беспорядок устраняется, и маскарад продолжается. В зале появляется Пан со свитой. Он тоже подходит к «огненному фонтану», что горит прямо в зале. И опять происходит досадная случайность. Бутафорская борода отклеивается и падает в огонь. От нее загорается платье Пана. Герольд узнает в пострадавшем императора, у которого ожог. Происходит пожар. И тут Плутус с помощью магии вызывает дождь, который тушит огонь.
Тучи от речного яра,
Ливнями излейтесь ниц.
Это зарево пожара Превратите в блеск зарниц. Поджигателям бесстыжим Мы ответим чернокнижьем.
Следующая сцена показывает, что весь пожар был разыгран Мефистофелем и Фаустом. Сидя в саду для гулянья император рассказывает последним о восхищении, которое он испытал, когда оказался в центре разыгравшегося действия. Во время беседы заходит смотритель дворца и говорит о наступившем во дворце и в стране благоденствии. В счет богатств, скрывающихся в недрах земли, были напечатаны кредитки, которые наравне с металлическими деньгами вошли в ход. Банкноты всем пришлись по вкусу, и нищета в стране закончилась.
Следующее действие происходит в темной галерее. Фауст и Мефистофель одни. Фауст просит черта помочь ему показать для императора представление с Парисом и Еленой. Император очень хочет посмотреть на прекраснейшую женщину античности и на красивейшего мужчину. Мефистофель предупреждает Фауста, что для этого ему придется пройти через пустоту и спуститься в обитель Матерей. Фауст на это готов. Тогда черт дает ему ключ, который поможет открыть нужные врата.
Тогда спустись! Или: «Направься ввысь», -
Я б мог сказать. Из мира форм рожденных В мир их прообразов перенесись.
В следы существований прекращенных, Давным-давно прервавшихся всмотрись.
Но, чтобы их держать на расстоянье, Размахивай своим ключом в тумане.
С помощью этого ключа Фауст сможет попасть в обитель Матерей, где он должен украсть треножник. Из пара, исходящего от треножника, появятся Парис и Елена.
И вот сцена в рыцарском зале. Начинается спектакль. В нем участвует Фауст. Он в жреческом платье совершает обряд, вызывая из прошлого героя античного мифа Париса. Согласно древнегреческой мифологии, этот юноша похищает самую прекрасную из дев того времени - Елену. Фаусту удается вызвать на сцену и ее. И тут ход представления выбивается из-под контроля и идет по совершенно новому пути.
Увидев прекрасную Елену, Фауст влюбляется в нее без памяти. Он забывает о своей роли и объясняется в любви античной красавице.
Когда же Парис обнимает Елену и собирается ее похитить, Фауст решает помешать этому. У него в руках ключ, который провел его сквозь время в античность.
С помощью этого ключа он прорывается в мир духов прошлого, хватает Елену и касается Париса ключом. Неверные действия с волшебным предметом приводят к громовому взрыву. Фауст падает. Парис и Елена исчезают в тумане.
Мефистофель уносит Фауста на плечах с места развернувшихся событий и оставляет его в кабинете Фауста.
Он оставляет ученого лежать в постели, а сам облачается в старый наряд Фауста. В этом одеянии ему случается встретить вновь того ученика, которому Мефистофель давал «научные» советы. Теперь он бакалавр.
В грубом и самонадеянном человеке трудно узнать прежнего скромного и наивного юношу. Бакалавр хвастает:
Мир не существовал, пока он мной Не создан был; я солнце золотое Призвал восстать из зыби водяной…
Расставшись с самовлюбленным бакалавром, Мефистофель отправляется в комнату Вагнера, который производит опыты по созданию человека искусственным путем.
Мефистофель появляется вовремя: Вагнеру только что удалась его затея. В пробирке рождается младенец, которого впоследствии называют Гомункулом. Младенец рассматривает Фауста, лежащего без чувств, и видит в нем то, что черт ранее не замечал.
Он бредит чудесами.
Рой женщин раздевается в тени Густых деревьев у лесного пруда. Красавицы на редкость все они,
Одна же краше всех, и это чудо,
Из героинь или богинь, ногой
Болтает ясность влаги ледяной…
И видит с женским удовлетвореньем, Царь-лебедь нежно льнет к ее коленям,
Он робок, но становится смелей И все настойчивее жмется к ней.
Как вдруг туман окутывает дымом Прелестный берег и навес ветвей Над происшествием непостижимым.
На вопрос Мефистофеля, почему Гомункул это видит, а он нет, младенец отвечает так:
Ты - северянин,
И ты родился в средние века.
Твой мир попов и рыцарей - туманен,
Его окутывают облака.
Как хочешь ты свободен быть и зорок,
Когда тебе привычный сумрак дорог?
Гомункул подсказывает Мефистофелю, как еще можно соблазнить Фауста. Вскоре должна начаться вальпургиева ночь. Он предлагает отправить Фауста в центр событий и познакомить с фессалийской ведьмой. Он не сможет устоять перед ее чарами и совершит грех.
Мефистофель, Фауст и Гомункул переносятся в Фессалию.
Просторы Греции радуют глаз Фауста, общение со сфинксами, грифонами, сиренами ему интересно. Все они напоминают ему о Елене.
Как крупно все! Черты души громадной Здесь даже и в уродливом наглядны!
Все мне кругом так много говорит И, кажется, удачу мне сулит.
(Посмотрев на сфинксов.)
Пред ними некогда стоял Эдип.
(Посмотрев на сирен.)
От этих Одиссей чуть не погиб,
В пеньковых путах корчась.
(Посмотрев на муравьев.)
Муравьями
Редчайший в мире клад зарыт был в яме.
(Посмотрев на графов.)
Тот клад вот эти грифы стерегли.
В какой величественной панораме
Былое подымается вдали!
Фауст видит нимф у водного потока, разговаривает с кентавром Хироном. Кентавра Фауст просит рассказать о прекраснейшей из женщин.
Ничтожна женщин красота, Безжизненная зачастую.
Воистину прекрасна та,
Что и приветлива, чаруя.
Живая грация мила,
Неотразима, не надменна,
Такою именно была,
Когда я вез ее, Елена.
Хирон на своей спине привозит Фауста к замку. Здесь, он обещал, Фауста могут вылечить от любовного недуга.
Он подводит Фауста к Манто, которая в свое время провела безнаказанно Орфея по царству мертвых. Манто и Фауст спускаются вниз за Еленой. На равнине же Мефистофель встречается с форкиадами, у которых, как известно, один зуб и глаз на троих.
Форкиады ими пользуются по очереди. Мефистофель предлагает «свершить мифологический подлог» и взять внешность одной из форкиад себе в обмен еще на один зуб и глаз.
Фауст же переносится в античную эпоху, во дворец Менелая. Действие начинается с того, что Елена возвращается из Фригии домой. Она видит свой дом опустевшим. Лишь смогла найти Елена огромную, страшного вида старуху, сидящую у камина.
Это была Форкиада, которая поведала, что случилось с родным домом царицы. Пока муж Елены, Менелай, участвовал в Троянской войне (которая длилась десять лет), на севере Спарты поселился народ «из полночных стран». Их предводитель построил там замок и правит теперь Спартой. Форкиада отводит Елену в замок пришельца, которым оказывается Фауст. Он предлагает царице замужество, и Елена, полюбив Фауста, соглашается.
Мы не останемся в твердыне.
В соседстве с ней, у рубежа,
Аркадия еще доныне Неиссякаемо свежа.
В краю безоблачности редкой С тобой укроемся вдвоем,
Приютом изберем беседку И полным счастьем заживем.
Действие из Спарты переносится в Аркадию, где поселилась молодая семья. Уйдя от мирских забот, Фауст и Елена живут в одной из пещер гор Аркадии, призвав служить себе только форкиаду.
У Елены и Фауста родился сын Эвфорион. Резвый мальчишка, он любил прыгать со скалы на скалу.
Эти слова девизом звучат из уст мальчика. И далее читаем:
Пусть! На крылах своих Ринусь туда!
Рвусь в боевой пожар,
Рвусь я к борьбе!
Он падает со скалы и умирает. Уже из-под земли доносится его голос, просящий мать не оставлять его одного в царстве теней. Елена восклицает:
На мне сбывается реченье старое,
Что счастье с красотой не уживается.
Увы, любви и жизни связь разорвана. Оплакивая их, с тобой прощаюсь я,
В последний раз к тебе в объятья падая. Прими меня, о Персефона, с мальчиком!
Елена исчезает, уносясь к своему сыну. Перед исчезновением она обнимает в последний раз Фауста, и в его руках остаются лишь одежды любимой. Одежды Елены, расплывшись в облака, поднимают Фауста ввысь и уносят вдаль. На сцене остается Форкиада, которая, сняв маску, оказывается Мефистофелем.
Облака приносят Фауста на высокую гору, где он говорит Мефистофелю о своей новой идее. Он собирается осуществить смелый проект преобразования природы: осушить часть моря и на образовавшемся полуострове построить город.
Морское это полноводье,
Подкрадываясь на часы,
Приносит на века бесплодье Земле прибрежной полосы.
Недолговечно волн злорадство,
Пуста достигнутая цель,
И море очищает мель,
Опустошив земли богатства. Разбушевавшуюся бездну Я б властно обуздать хотел.
Я трате силы бесполезной Сумел бы положить предел…
И я решил: построив гать,
Валы насыпав и плотины,
Любой ценою у пучины Кусок земли отвоевать.
Вот чем я занят. Помоги Мне сделать первые шаги.
В это время у подножия гор они видят войска императора, затеявшего междоусобную войну. Мефистофель, продолжая совращать Фауста с пути истинного, предлагает ему стать генералом. Но он не поддается тщеславию. Фауст стремится осуществить свою мечту, но у нее есть препятствие. На берегу, где Фаусту хотелось бы поставить вышку, стоит хижина двух стариков. Они не соглашаются оставить обжитые места, хотя им и предлагалось другое жилье. Это портит Фаусту «плод его побед». Он жалуется на это Мефистофелю, и сатана обещает с делом разобраться. Только разбирается он по-своему: в хижине случается пожар, в котором погибают старики.
К этому времени Фауст уже глубокий старик. Осуществлению давнего плана мешает и еще одно обстоятельство: Фауст ослеп. Но вместо того чтобы сложить руки и оставить мечту, он с новыми силами принимается за руководство строительством.
Фауст умирает в момент, когда мечтает об осушении земель. В финале трагедии Мефистофелю не удается забрать душу Фауста в ад. Он проиграл пари, заключенное с Господом. Бог вознес Фауста на небеса.
Мефистофель не смог доказать ничтожество человека.
Любовь ко всему мистическому в человеке вряд ли когда-нибудь угаснет. Даже если не принимать во внимание вопрос веры, сами по себе таинственные истории чрезвычайно интересны. Таких историй за многовековое существование жизни на Земле собралось немало, и одна из них, написанная Иоганном Вольфгангом Гете - «Фауст». Краткое содержание этой знаменитой трагедии в общих чертах ознакомит вас с сюжетом.
Начинается произведение с лирического посвящения, в котором поэт вспоминает с благодарностью всех своих друзей, родных и близких людей, даже тех, кого уже нет в живых. Далее идет театральное вступление, в котором трое - Комический актер, Поэт и Директор театра - ведут спор об искусстве. И, наконец, мы добираемся до самой завязки трагедии «Фауст». Краткое содержание сцены под названием «Пролог на небесах» повествует о том, как Бог и Мефистофель спорят о добре и зле среди людей. Бог пытается убедить своего оппонента, что на земле все прекрасно и чудесно, все люди благочестивы и покорны. Но Мефистофель не согласен с этим. Бог предлагает ему спор на душу Фауста - ученого мужа и своего усердного, непорочного раба. Мефистофель соглашается, ему очень хочется доказать Господу, что любая, даже самая святая душа, способна поддаться искушениям.
Итак, пари заключено, и Мефистофель, спустившись с небес на землю, оборачивается черным пуделем и увязывается за Фаустом, который прогуливался по городу со своим помощником Вагнером. Забрав собаку к себе в дом, ученый приступает к своим обыденным делам, но вдруг пудель начал «пыжиться, как пузырь» и превратился обратно в Мефистофеля. Фауст (краткое содержание не позволяет раскрыть всех подробностей) в недоумении, но непрошенный гость объясняет ему, кто он такой и с какой целью прибыл. Он начинает всячески прельщать эскулапа разными радостями жизни, но тот остается непреклонен. Однако хитрый Мефистофель обещает ему показать такие наслаждения, что у Фауста просто дух захватит. Ученый, будучи уверенным, что ничем его удивить невозможно, соглашается подписать договор, в котором обязуется отдать Мефистофелю свою душу сразу же, как только попросит его остановить мгновенье. Мефистофель же, согласно этому договору, обязан всячески служить ученому, исполнять любое его желание и делать все, что тот скажет, до того самого момента, пока он не произнесет заветных слов: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
Договор подписан кровью. Далее краткое содержание «Фауст» останавливается на знакомстве ученого с Гретхен. Благодаря Мефистофелю, эскулап стал моложе на целых 30 лет, и посему 15-ти летняя девушка абсолютно искренне полюбила его. Фауст также воспылал страстью к ней, но именно эта любовь и привела к дальнейшей трагедии. Гретхен, чтобы беспрепятственно бегать на свидания с любимым, каждую ночь усыпляет свою мать. Но даже это не спасает девушку от позора: по городу вовсю ходят слухи, которые добрались до ушей ее старшего брата.
Фауст (краткое содержание, имейте в виду, раскрывает лишь основной сюжет) закалывает Валентина, бросившегося на него с целью убить за то, что тот обесчестил его сестру. Но теперь его самого ждет смертельная расправа, и он бежит из города. Гретхен же случайно отравляет свою мать сонным зельем. Рожденную от Фауста дочь она топит в реке, чтобы избежать людских пересудов. Но люди уже давно все знают, и девушка, заклейменная как блудница и убийца, попадает в тюрьму, где Фауст ее находит и освобождает, но Гретхен не хочет бежать с ним. Она не может простить себя за содеянное и предпочитает умереть в мучениях, чем жить с таким душевным грузом. За такое решение Бог ее прощает и забирает ее душу к себе на небеса.
В последней главе Фауст (краткое содержание не способно в полной мере передать всех эмоций) снова становится стариком и чувствует, что скоро умрет. К тому же он ослеп. Но ему даже в такой час хочется построить плотину, которая бы отделила от моря клочок земли, где он создал бы счастливое, процветающее государство. Он явственно представляет себе эту страну и, воскликнув роковую фразу, тут же умирает. Но Мефистофелю не удается забрать его душу: с небес слетели ангелы и отвоевали ее у бесов.
Год написания: 1800
Жанр: трагедия
Главные герои: Бог , Мефистофель , Фауст - ученый
Сюжет
Господь и дьявол спорят о том, можно ли соблазнить Фауста любыми земными удовольствиями и заставить забыть о своем великом предназначении, или он никогда не откажется от науки.
Фауст постиг все науки, но все равно недоволен собой, хотя все люди глубоко уважают и почитают его. Мефистофель является ученому в образе студента и заключает с ним сделку, что если сможет доставить ему такое наслаждение, что Фауст захочет остановить вращение Земли, то душа его станет добычей темных сил.
Заключив сделку, они отправляются в путешествие, в котором дьявол дал ученому много власти и возможностей, но они не принесли ему счастья. Поскольку были причинами горя и гибели множества людей. В конце жизни Фауст понимает, что не власть, не богатство и не любовь, а только дело, необходимое и нужное обществу- вот истинное счастье человека.
Вывод (мое мнение)
В этой трагедии автор раскрыл много философских истин, которые волнуют умы человека с древности. В частности, он показал, что главное в жизни – это разумная деятельность на благо всех. Душа Фауста спаслась, потому что он это понял.
(Трагедия, ч.1-я - 1808, ч. 2-я - 1882)
Трагедия начинается с трех вступительных текстов. Сначала лирическое посвящение друзьям молодости, с кем автор был связан в начале работы над "Фаустом" и кто уже умер или находится вдали. "Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный, опять припоминаю благодарно".
Затем следует "Театральное вступление", в котором Директор театра, Поэт и Комически]! актер обсуждают проблемы художественного творчества. Должно ли искусство служить праздной толпе или быть верным своему высокому и вечному назначению? Как соединить истинную поэзию и успех? Директор дает совет решительнее приступать к делу и добавляет, что в распоряжении Поэта и Актера все достижения его театра. "В дощатом этом балагане вы можете, как в мирозданье, пройти все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землю в ад".
В "Прологе на небе" обсуждается проблема "небес, земли и ада", затем она развивается, в действие вступают уже Господь, архангелы и Мефистофель. Архангелы, поющие славу деяниям Бога, умолкают при появлении Мефистофеля, который с первой же реплики - "К тебе попал я, Боже, на прием..." - словно завораживает своим скептическим обаянием. В разговоре впервые звучит имя Фауста, которого Бог приводит в пример как своего верного и "наиусерднейшего" раба. Мефистофель соглашается, что "этот эскулап" "и рвется в бой, и любит брать преграды, и видит цель, манящую вдали, и требует у неба звезд в награду и лучших наслаждений у земли", - отмечая противоречивую, двойственную натуру ученого. Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его
в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и "жрать <...> прах от башмака". Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.
Фауст же, о котором заключен этот спор, проводит ночь без сна в тесной готической комнате со сводчатым потолком. В этой рабочей келье за долгие годы упорного труда он постиг всю земную премудрость. Затем он дерзнул посягнуть на тайны сверхъестественных явлений, обратился к магии и алхимии. Однако вместо удовлетворения на склоне лет он чувствует лишь душевную пустоту и боль от тщеты содеянного. "Я богословьем овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил. Однако я при этом всем был и остался дураком" - так начинает он свой первый монолог. Необыкновенный по силе и глубине ум Фауста отмечен бесстрашием перед истиной. Он не обольщается иллюзиями и потому с беспощадностью видит, сколь ограничены возможности знания, как несоизмеримы загадки мирозданья и природы с плодами научного опыта. Ему смешны похвалы помощника Вагнера. Этот педант готов прилежно грызть гранит науки и корпеть над пергаментами, не задумываясь над краеугольными проблемами, мучающими Фауста. "Всю прелесть чар рассеет этот скучный, несносный, ограниченный школяр!" - в сердцах говорит о Вагнере ученый. Когда Вагнер в самонадеянной глупости изрекает, что человек дорос до того, чтоб знать ответ на все свои загадки, раздраженный Фауст прекращает беседу.
Оставшись один, ученый вновь погружается в состояние мрачной безысходности. Горечь от осознания того, что жизнь прошла в прахе пустых занятий, среди книжных полок, склянок и реторт, приводят Фауста к страшному решению - он готов выпить яд, чтобы покончить с земной долей и слиться со вселенной. Но в тот миг, когда он подносит к губам отравленный бокал, раздается колокольный звон и хоровое пение. Идет ночь святой Пасхи. Благовест спасает Фауста от самоубийства. "Я возвращен земле, благодаренье за это вам, святые песнопенья!"
Наутро вдвоем с Вагнером они вливаются в толпу праздничного народа. Все окрестные жители почитают Фауста: и он сам, и его отец без устали лечили людей, спасая их от тяжких болезней. Врача не пугала пи моровая язва, ни чума, он, не дрогнув, входил в зараженный барак. Теперь простые горожане и крестьяне кланяются ему и уступают дорогу. Но и это искреннее признание не радует героя. Он не переоценивает собственных заслуг. На прогулке к ним прибивается черный пудель, которого Фауст затем приводит к себе домой. Стремясь побороть безволье и упадок духа, овладевшие им, герой принимается за перевод Нового Завета, отвергая несколько вариантов начальной строки, он останавливается на толкованье греческого "логос" как "дело", а не "слово", убеждаясь: "В начале было дело", - стих гласит". Однако собака отвлекает его от занятий. И, наконец, она оборачивается Мефистофелем, который в первый раз предстает перед Фаустом в одежде странствующего студента.
На настороженный вопрос хозяина об имени гость отвечает, что он "часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла". Новый собеседник в отличие от унылого Вагнера ровня Фаусту по уму и по силе прозрения. Гость снисходительно и едко посмеивается над слабостями человеческой природы, над людским уделом, словно проникая в самую сердцевину терзаний Фауста. Заинтриговав ученого и воспользовавшись его дремотой, Мефистофель исчезает. В следующий раз он появляется нарядно одетым и сразу предлагает Фаусту рассеять тоску. Он уговаривает старого отшельника облечься в яркое платье и в этой "одежде, свойственной повесам, изведать после долгого поста, что означает жизни полнота". Если предложенное наслаждение захватит Фауста настолько, что он попросит остановить мгновенье, то он станет добычей Мефистофеля, его рабом. Они скрепляют сделку кровью и отправляются в странствия - прямо по воздуху, на широком плаще Мефистофеля.
Декорациями этой трагедии служат земля, небо и ад, ее режиссеры - Бог и дьявол, а их ассистенты - многочисленные духи и ангелы, ведьмы и бесы, представители света и тьмы в их бесконечном взаимодействии и противоборстве. Как притягателен в своем насмешливом всесилии главный искуситель - в золотом камзоле, в шляпе с петушиным пером, с задрапированным копытом на ноге, отчего он слегка хромает! Но и спутник его, Фауст, под стать - теперь он молод, красив, полон сил и желаний. Он отведал зелья, сваренного ведьмой, после чего кровь его закипела. Он не знает более колебаний в своей решимости постичь все тайны жизни и стремлении к высшему счастью.
Какие же соблазны приготовил бесстрашному экспериментатору его хромоногий компаньон? Вот первое искушение. Оно зовется Маргарита, или Гретхен, ей идет пятнадцатый год, и она
чиста и невинна, как дитя. Она выросла в убогом городке, где у колодца кумушки судачат обо всех. Они с матерью похоронили отца. Брат служит в армии, а младшая сестренка, которую Гретхен вынянчила, недавно умерла. В доме нет служанки, поэтому все домашние и садовые дела на ее плечах. "Зато как сладок съеденный кусок, как дорог отдых и как сон глубок!" Эту вот бесхитростную душу суждено было смутить премудрому
Фаусту. Встретив девушку на улице, он вспыхнул к ней безумной страстью. Сводник-дьявол немедленно предложил свои услуги - и вот уже Маргарита отвечает Фаусту столь же пламенной любовью. Мефистофель подначивает Фауста довести дело до конца, и тот не может противиться этому. Он встречается с Маргаритой в саду. Можно лишь догадываться, какой вихрь бушует в ее груди, как безмерно чувство, если она - до того сама праведность, кротость и послушание - не просто отдается Фаусту, но и усыпляет строгую мать по его совету, чтобы та не помешала свиданиям.
Почему так влечет Фауста именно эта простолюдинка! Наивная, юная и неискушенная? Может быть, с ней он обретет ощущение земной красоты, добра и истины, к которому прежде стремился? При всей своей неопытности Маргарита наделена душевной зоркостью и правдивостью. Она сразу различает в Мефистофеле посланца зла и томится в его обществе, "О, чуткость ангельских догадок!" - роняет Фауст.
Любовь дарит им ослепительное блаженство, но она же вызывает цепь несчастий. Случайно брат Маргариты Валентин, проходя мимо ее окна, столкнулся с парой "ухажеров" и немедленно бросился драться с ними. Мефистофель не отступил и обнажил шпагу. По знаку дьявола Фауст тоже ввязался в этот бой и заколол брата возлюбленной. Умирая, Валентин проклял гулящую сестру, предав ее всеобщему позору. Фауст не сразу узнал о дальнейших ее бедах. Он бежал от расплаты за убийство, поспешив из города вслед за своим вожатым. А что же Маргарита? Оказывается, она своими руками невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась после сонного зелья. Позже она родила дочку, и утопила ее в реке, спасаясь от мирского гнева. Кара не миновала ее - брошенная возлюбленная, заклейменная как блудница и убийца, она заточена в тюрьму и в колодках ожидает казни.
Ее любимый далеко. Нет, не в ее объятиях он попросил мгновенье повременить. Сейчас вместе с неотлучным Мефистофелем он мчится во. мраке - скоро на горе в Вальпургиеву ночь начинается шабаш ведьм. Вокруг героя царит истинная вакханалия - мимо проносятся ведьмы, перекликаются бесы, кикиморы и черти, все объято разгулом, дразнящей стихией порока и блуда. Фауст не испытывает страха веред кишащей повсюду нечистью, которая являет себя во всем многоголосом откровении бесстыдства. Это захватывающий дух бал сатаны. И вот уже Фауст выбирает здесь красотку помоложе, с которой пускается в пляс. Он оставляет ее лишь тогда, когда из ее рта неожиданно выпрыгивает розовая мышь. "Благодари, что мышка не сера, и не горюй об этом так глубоко", - снисходительно замечает на его жалобу Мефистофель.
Однако Фауст не слушает его. В одной из теней он угадывает Маргариту. Он видит ее заточенной в темнице, со страшным кровавым рубцом на шее, и холодеет. Бросаясь к дьяволу, он требует спасти девушку. Тот возражает: разве не сам Фауст явился ее соблазнителем и палачом? Герой не желает медлить. Мефистофель обещает ему, наконец, усыпить стражников и проникнуть в тюрьму. Вскочив па коней, двое заговорщиков несутся назад в город. Их сопровождают ведьмы, чующие скорую смерть на эшафоте.
Испившая все беспредельное унижение публичного позора и страдания от совершенных ею грехов, Маргарита лишилась рассудка. Простоволосая, босая, она поет в заточении детские песенки и вздрагивает от каждого шороха. При появлении Фауста она не узнает его и съеживается на подстилке. Он в отчаянье слушает ее безумные речи. Она лепечет что-то о загубленном младенце, умоляет не вести ее под топор, Фауст бросается перед девушкой на колени, зовет ее по имени, разбивает ее цепи. Наконец она сознает, что перед нею друг. "Ушам поверить я не смею, где он? Скорей к нему на шею! Скорей, скорей к нему на грудь! Сквозь мрак темницы неутешный, сквозь пламя адской тьмы кромешной и улюлюканье и вой..."
Она не верит своему счастью, тому, что спасена. Фауст лихорадочно торопит ее покинуть темницу и бежать. Но Маргарита медлит, жалобно просит приласкать ее, упрекает, что он отвык от нее, "разучился целоваться". Фауст снова теребит ее и заклинает поспешить. Она говорит Фаусту, что нет хуже участи, чем "шататься с совестью больной", и отказывается покинуть темницу. Фауст порывается остаться с нею, но девушка гонит его. Появившийся в дверях Мефистофель торопит Фауста, они покидают тюрьму, оставляя Маргариту одну. Перед уходом Мефистофель бросает, что Маргарита осуждена на муки как грешница. Однако голос свыше поправляет его: "Спасена". Предпочтя мученическую смерть, Божий суд и искреннее рас-
каяние побегу, девушка спасла свою душу. Она отказалась от услуг дьявола.
В начале второй части мы застаем Фауста, забывшегося на зеленом лугу в тревожном сне. Летучие лесные духи дарят покой и забвение его истерзанной угрызениями совести душе. Через некоторое время он просыпается исцеленный, наблюдая восход солнца. Его первые слова обращены к ослепительному светилу. Теперь Фауст понимает, что несоразмерность цели и возможностей человека может уничтожить, как солнце, если смотреть на него в упор. Ему милей образ радуги, "которая игрою семицветной изменчивость возводит в постоянство". Обретя новые силы в единении с прекрасной природой, герой продолжает восхождение по крутой спирали опыта. На этот раз Мефистофель приводит Фауста к императорскому двору. В государстве, куда они попали, царит разлад из-за оскудения казны. Никто не знает, как поправить дело, кроме Мефистофеля, выдавшего себя за шута. Искуситель развивает план пополнения денежных запасов, который вскоре блестяще реализует. Он пускает в обращение ценные бумаги, залогом которых объявлено содержание земных недр. Дьявол уверяет, что в земле множество золота, которое рано или поздно будет найдено, и это покроет стоимость бумаг. Одураченное население охотно покупает акции, "и деньги потекли из кошелька к виноторговцу, в лавку мясника. Полмира запило, и у портного другая половина шьет обновы".
Мефистофель между тем вручает ему волшебный ключ, дающий возможность проникнуть в мир языческих богов и героев. Фауст зрит Париса и Елену, олицетворяющих мужскую и женскую красоту. Слепящую красоту Елены он сравнивает с хлынувшим потоком сиянья. "Как мир мне дорог, как впервые полон, влекущ, доподлинен, неизглаголан!" Однако его стремление удержать Елену не дает результата. Образ расплывается и исчезает, раздается взрыв, Фауст падает наземь.
Теперь он одержим идеей найти прекрасную Елену. Его ждет долгий путь сквозь толщи эпох. Этот путь пролегает через его бывшую рабочую лабораторию, куда перенес его в забытьи Мефистофель.
Усердный Вагнер, дожидаясь возвращения учителя, занят созданьем в колбе искусственного человека, твердо полагая, что "прежнее детей прижитье - для нас нелепость, сданная в архив". На глазах усмехающегося Мефистофеля из колбы рождается Гомункул, страдающий от двойственности собственной природы.
Когда, наконец, упорный Фауст разыщет прекрасную Елену и соединится с нею, и у них родится ребенок, отмеченный гениальностью - Гёте вложил в его образ черты Байрона, -контраст между этим прекрасным плодом живой любви и несчастным Гомункулом выявится с особой силой. Однако прекрасный Эвфорион, сын Фауста и Елены, недолго проживет на земле. Его манят борьба и вызов стихиям. "Я не зритель посторонний, а участник битв земных", заявляет он родителям. Он уносится ввысь и исчезает, оставляя в воздухе светящийся след. Елена обнимает на прощанье Фауста и замечает: "На мне сбывается решенье старое, что счастье с красотой не уживается...". В руках у Фауста остаются лишь ее одежды - телесное исчезает, словно знаменуя недолговечность красоты.
Мефистофель в семимильных сапогах возвращает героя из гармоничной языческой античности в родное средневековье.Он предлагает Фаусту различные варианты того, как добиться славы и признания, однако тот отвергает их и рассказывает о собственном плане. С воздуха он заметил большой кусок суши, которую ежегодно затопляет морской прилив, лишая землю плодородия. Фаустом владеет идея построить плотину, чтобы "любой ценою у пучины кусок земли отвоевать". Мефистофель, однако, возражает, что пока надо помочь императору, который после обмана с ценными бумагами, пожив немного всласть, оказался перед угрозою потери трона. Фауст и Мефистофель возглавляют военную операцию против врагов императора и одерживают блестящую победу.
Теперь Фауст жаждет приступить к осуществлению своего заветного замысла, однако ему мешает пустяк. На месте будущей плотины стоит хижина старых бедняков - Филемона и Бавкиды. Упрямые старики не желают менять свое жилище, хотя Фауст и предложил им другой кров. Он в раздраженном нетерпении просит дьявола помочь справиться с упрямцами. В результате несчастную чету - а вместе с ними и заглянувшего к ним гостя-странника - постигает безжалостная расправа. Мефистофель со стражниками убивают гостя, старики умирают от потрясения, а хижина занимается пламенем от случайной искры. Испытывая в очередной раз горечь от непоправимости случившегося, Фауст восклицает: "Я мену предлагал со мной, а не насилье, не разбой. За глухоту к моим словам проклятье вам, проклятье вам!"
Он испытывает усталость. Он снова стар и чувствует, что жизнь опять подходит к концу. Все его стремления сосредоточены теперь в достижении мечты о плотине. Фауста ждет еще
один удар - он слепнет. Его объемлет ночная тьма. Однако он различает стук лопат, голоса. Им овладевает неистовая радость и энергия - он понимает, что заветная цель уже близка. Герой начинает отдавать лихорадочные команды: "Вставайте на работу дружным скопом! Рассыпьтесь цепью, где я укажу. Кирки, лопаты, тачки землекопам! Выравнивайте вал по чертежу!"
Незрячему Фаусту невдомек, что Мефистофель сыграл с ним коварную шутку. Вокруг Фауста копошатся в земле не строители, а лемуры, злые духи. По указке дьявола они роют Фаусту могилу. Фауст произносит сокровенные слова о том, что он переживет свой высший миг и что "народ свободный на земле свободной "..представляются ему такой грандиозной картиной, что он мог бы остановить это мгновенье.
Немедленно жизнь покидает его. Он падает. Мефистофель предвкушает момент, когда по праву завладеет его душой. Но в последнюю минуту ангелы уносят душу Фауста прямо под носом дьявола. Впервые Мефистофелю изменяет самообладание, он неистовствует и проклинает сам себя.
Душа Фауста спасена, а значит, его жизнь в конечном счете оправдана. За гранью земного существования его душа встречается с душой Гретхен, которая становится его проводником в ином мире.
Фауст
- доктор, ученый. Пребывает в постоянном поиске истины. Самоотверженно верит в Бога. Соглашается на сделку с дьяволом.
Мефистофель
был одним из ангелов Господних. Вскоре стал воплощением нечистой силы. Подписывает договор с Фаустом, обещая показать тому все прелести жизни.
Маргарита (Гретхен)
- совсем юная девушка, в которую влюбится Фауст. Она тоже будет без ума от него. Доверится ему, но сатана воспротивится их дальнейшим отношениям, поэтому она останется одна, с ребенком на руках. Погубит свою дочь и мать. Попадет в тюрьму и будет приговорена к смерти.
Другие герои
Вагнер
- ученик Фауста. Пребывая в преклонном возрасте, окажется на пороге величайших открытий. С помощью опытов, создаст человека Гомункула.
Марта
соседка Маргариты. Вместе прогуливались, обсуждали своих любимых мужчин, ходили на свидания с Мефистофелем и Фаустом.
Валентин
- брат Маргариты, которого убьет сам нечистый. Ведь парень захочет отомстить за поруганную честь своей сестры.
Елена
- очередная возлюбленная Фауста. Явилась из древних времен. Именно ее прозвали Еленой Прекрасной, и из-за нее развязалась троянская война. Ответит Фаусту взаимностью. Родит ему сына Евфориона. После того, как тот погибнет, она навсегда исчезнет из жизни любимого, аргументируя тем, что ей не суждено быть счастливой.
Эвфорион
- сын Елены и Фауста. Всегда стремился первым в бой, ему хотелось летать под облаками. Погибнет, чем навсегда убедит мать в том, что не видать ей счастья.
Пересказ драмы «Фауст» Гёте
Посвящение
Автор вспоминает о своей юности. Былые времена навеяли разные эмоции. Порою очень приятно возродить в памяти старых друзей. Некоторые уже покинули этот мир. Ему грустно, он говорит, что не может сдержать слез.
Пролог в театре
Ведется разговор директора театра с поэтом и комиком, скорее напоминающий спор. Каждый высказывает собственную точку зрения о предназначении театрального искусства. Мнения авторов текстов совершенно разные. Но руководителя не интересует это, он говорит, что главное это зал, полон зрителей. А сытые они или голодные, ему все равно.
Пролог на небесах
Разговор Господа, Архангелов и Мефистофеля. Светлые силы докладывают Богу о том, что жизнь на земле идет своим чередом, день сменяет ночь, бушует море, грохочет гром. Лишь Мефистофель говорит о том, что люди страдают, некоторые безудержно грешат. Бог не хочет в это верить. Они заключают спор о том, что некий ученый Фауст, безукоризненно исполнявший волю божью, поддастся искушению, приняв предложение самого дьявола.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Сцена 1-4
Фауст сокрушается о том, что он постиг множество наук, но так и остался глупцом. Все потому, что ему не удалось понять, где же спрятана истина. Он решает прибегнуть к магическим силам, чтобы познать все таинства природы. Доктор листает книгу заклинаний, останавливая свой взор на одном из них, а после – произносит его вслух.
Магия сработала. Вспыхивает пламя, и перед ученым появляется некий Дух. Вскоре в дом зайдет Вагнер, ученик Фауста. Его взгляды на всевозможные науки противоречат точке зрения его наставника.
Фауст запутался, его одолевает депрессия. Он решает принять чашу с ядом, но раздается звон церковных колоколов, которые напоминают о Пасхе. И вот он уже со своим гостем прогуливается улочками, где местные жители выказывают ему свое уважение. Учитель и его студент возвращаются в дом, а за ними бежит черный пудель. Неожиданно перед ними появляется молодой человек, который кажется Фаусту значительно умнее Вагнера. Это и есть
Мефистофель
Он усыпляет доктора с помощью злых духов. В следующий раз он предстает в образе городского щеголя, и подписывает с Фаустом договор, скрепленный кровью. Сатана обещает ученому помочь познать все то, что ему не ясно. Взамен он потребует от него такой же преданной службы после смерти, когда тот попадет в ад.
В дом входит Вагнер и начинает вести беседы о том, кем он хочет стать в будущем. Мефистофель советует ему познать метафизику. На огромном плаще дьявола Фауст и его наставник пускаются в путь к новой жизни. Доктор молод, полон сил и энергии.
СЦЕНА 5-6
Фауст со своим верным слугою прилетают в Лейпциг. Первым делом они посещают таверну Аубербаха, где посетители пьют без устали, и наслаждаются беззаботной жизнью. Там дьявол оскорбляет людей, и они бросаются с кулаками на заезжих гостей. Мефистофель наводит им на глаза пелену, и тем кажется, что они горят в огне. Тем временем, зачинщики магических событий исчезают.
Далее они оказываются в пещере Ведьмы, где в огромных котлах мартышки, прислуживающие ей, варят неведомое снадобье. Мефистофель говорит соратнику, что если он хочет жить долго, придется сродниться с землей, тянуть плуг, удобрять, разводить скот, или обратиться к ведьмам. Старуха колдует над ним, дает выпить волшебного зелья.
Сцена 7-10
На улице, Фауст встречает Маргариту, но она отвергает его предложение провести ее к дому. Тогда он просит Мефистофеля поспособствовать, чтобы девушка принадлежала ему, иначе он расторгнет их договор. Черт говорит, что ей всего 14 лет и она и вовсе безгрешна, но доктора это не останавливает. Он дарит ей дорогие подарки, тайком оставляя в ее комнате.
Сатана появляется в доме Марты, которая является соседкой Маргариты, и рассказывает ей печальную историю о смерти ее пропавшего мужа, называя себя и Фауста свидетелями этого события. Тем самым, он подготавливает женщин к приходу его подопечного.
СЦЕНА 11-18
Маргарита влюблена в Фауста. Да и он питает к ней нежные чувства. Они с нетерпением ждут новых встреч. Девушка расспрашивает его о религии, о том, какую веру он выбрал для себя. Еще она говорит возлюбленному, что ей очень не нравится Мефистофель. Она чувствует, что от него исходит опасность. Она просит у Фауста сходить на исповедь, помолиться. Сама же, чувствуя, что ее отношения с новым соседом являются греховными, часто посещает церковь и просит покаяния у Девы Марии.
В округе, уже во всю обсуждают ее непристойное поведение, понимая истинные намерениях Фауста. Ее осуждают, и хотят насыпать сечки на порог, таким образом, заклеймить ее позор. Сама же она оплакивает свою судьбу.
Сцена 19-25
Брат Гретхен (Маргариты) всегда рассказывал друзьям, что праведнее его сестры нет во всей округе. Теперь же знакомые смеются с него. Маргарита согрешила до свадьбы. Теперь Валентин намерен отомстить, участвуя в дуэли. Мефистофель убивает его.
После этого он с Фаустом и Блуждающим огнем спешат на празднование Вальпургиевой ночи. Тут ведьмы, колдуны. Все они собрались на горе Брокен. Вдали от толпы Фауст видит бледную деву. Это Гретхен. Она долго блуждала по земле, а теперь терпит страшные муки.
Ее возлюбленный требует у сатаны спасти девушку. Он сам пытается помочь, но она не идет за ним, утверждая, что его уста холодны. Она рассказывает, что убила свою мать и новорожденную дочь. Она не хочет идти с любимым, и сатана спешит забрать его одного.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Действие первое
Фауст нежится на цветущем лугу. Он все так же казнит себя за смерть Маргариты. Его душу своим пением успокаивают духи. Вскоре, они с Мефистофелем окажутся в царском дворе. Там они узнают от казначея, что только на первый взгляд все выглядит богато, а на самом деле казна напоминает пустой водопровод.
Растраты государства значительно превышают доходы. Власти и народ смирились с неизбежным, и просто ждут, когда все поглотит разруха. Тогда сатана предлагает им провести карнавал с широким размахом, а потом искать выход из положения.
Он одурманит их головы очередным обманом, создав облигации, способствующие обогащению. Но это продлится недолго. В императорском дворце проходит спектакль, на котором Фауст познакомится с Еленой Прекрасной из древней эпохи. С помощью Мефистофеля, ему удастся проникнуть в прошлые цивилизации. Но вскоре Елена бесследно исчезнет, а подопечный дьявола будет страдать от неразделенной любви.
Действие второе
В прежнем кабинет Фауста Мефистофель ведет беседу с Фамулусом ученом служителе. Он рассказывает об уже постаревшем Вагнере, который стоит на пороге величайшего открытия. Ему удается создать нового человека Гомункула. Именно он советует сатане уносить Фауста в другой мир.
Действие третье
Елена должна быть принесена в жертву. Входя в замок царя, она еще не знает об этом. Там она встречает влюбленного в нее Фауста. Они чрезмерно рады, что чувства каждого из них взаимны. У них рождается сын Эвфорион. Уже с детства он мечтал не только прыгать и резвиться, он просил родителей пустить его в небеса. Их мольбы не удержали сына, и он взмылся ввысь, к бою, к новым победам. Парень погибает, а мать не может пережить такого горя, и исчезает из жизни Фауста, просто испаряясь.
Действие четвертое
Высокий горный хребет. Мефистофель пророчит Фаусту, что тот построит город. В одной его части будет грязь, теснота и зловонные рынки. А другая часть будет утопать в роскоши. Но это будет позже. Сейчас их ждет королевство, где были запущены в обиход поддельные облигации.
Действие пятое
Фауст мечтает построить плотину. Землю он заприметил давно. Но там живут старики Филимон и Бавкида, не желающие покидать свое жилье. Дьявол со слугами убивают их. Забота, ведя философские беседы с Фаустом, не выдержав его пререканий, насылает на него слепоту. Обессиленный он засыпает.
Сквозь сон старик слышит звук кирок, лопат. Он уверен в том, что это уже начали работу над осуществлением его мечты. На самом же деле, это сподвижники дьявола уже роют ему могилу. Не видя этого, доктор счастлив, что труд объединяет людей. И в этот миг он произносит слова, в которых говорится о достижении высшего наслаждения, и падает навзничь.
Мефистофелю не удается завладеть его душой. Ее подхватывают ангелы Господни. Он очистился, и теперь не будет гореть в аду. Прощение получила и Маргарита, ставшая в царстве мертвых проводником своего любимого.