Герб страны где проживают фламандцы и валлоны. Бельгия культура и традиции

Для тех, кто в Бельгии не бывал и слышал про эту страну не больше, чем доносится из отечественного телевизора, особняком она не стоит — подумаешь, очередная малявка с гонором. Чего стоят хотя бы недавние карикатурные скандалы? К слову, один из первых комиксов в истории комиксов (пардон за каламбур), в иссиня-черных красках живописавший Советскую власть, назывался «Тинтин в стране Советов», и был создан как раз в Бельгии, так что практика рисования скабрезных полит-ни-разу-не-корректных картинок у бельгийцев, можно сказать, в крови.


Гент безумно красив, даже сюрреалистичен.

Но стоит копнуть чуть поглубже, и понимаешь: малявка, да не простая. Много ли на свете других стран, в которых внутренняя граница, делящая государство надвое, едва ли не столь же прочна, сколь и внешние? На ум приходят лишь Северная и Южная Кореи, но там ситуация диаметрально противоположная — одна нация, разделенная на два государства. В Бельгии же приходится сожительствовать двум нациям, и обе они не слишком в восторге от такого соседства. На севере — Фландрия. На юге — Валлония. И различий между ними едва ли не больше, чем сходства.


Якоб ван Артевельде был неоднозначной персоной, о чем говорит и сочетание его прозвищ — Мудрец и Гентский пивовар

Фландрию населяют фламандцы, которые говорят на нидерландском языке (хотя, по словам местных, страшно на это обижаются, и предпочитают именовать свой язык фламандским). Фламандский быт и кухня довольно близки к голландским, хотя имеют свой вполне узнаваемый бельгийский колорит. При этом они не слишком в восторге от идеи объединения с Нидерландами. Как сказала мне одна немолодая фламандка, «мы уже были вместе, и нам не понравилось». Во Фландрии считают, что фламандцы лучше, чем валлоны.


С виду и в Генте очень различаются, но функции эти башни выполняли одинаковые.

Валлонию населяют валлоны, которые говорят на французском языке (хотя существует и валлонский язык, интерес к нему практически угас). Валлонский быт и кухня близки к французским… Ну, про бельгийский колорит вы уже знаете. Едва ли не каждый второй валлон выступает за объединение с Францией. В Валлонии считают, что валлоны лучше, чем фламандцы.


Соседство беффруа с собором практически той же высоты позволяет взглянуть на него под другим углом.

Во Фландрии и в Валлонии варят разное, но при этом одинаково бесподобное пиво.

Понятно, что баланс в такой непростой ситуации удержать практически невозможно. Поэтому и политический, и экономический перевес в Бельгии сейчас полностью на стороне Фландрии. Регион, в котором сосредоточена большая часть туризма, образования, финансов и хай-тека Бельгии, является объектом зависти или, по крайней мере, недоброжелательных взглядов со стороны своих южных соседей. Так было не всегда: сто лет назад в Бельгии безраздельно властвовала Валлония, в которой была сосредоточена угледобывающая отрасль и тяжелая промышленность — направления, весьма востребованные в эпоху войн, какой был XX век для всей Европы.


В отличие от Брюгге, в Генте я в этот раз на беффруа все-таки забрался. Лифты — это, конечно, неспортивно, зато быстро и не так утомительно. И город открывается, как на ладони.

Можно ли винить фламандцев за то, что дорвавшись до реальной власти в стране, где еще в прошлом веке не признавали их родной язык, они допускают отдельные перегибы? Можно ли винить валлонов за то, что не сумев вовремя перестроиться и придя к экономическому упадку, они мечтают жить во Франции? Наверное, нет. Нам бы со своими национальными проблемами разобраться.


Глядя на раскопки сверху, сразу прощаешь заборы, возведенные в самом центре и постоянно лезущие в кадр

Приезжая в Бельгию как турист, этой ситуации не замечаешь — или, по крайней мере, она не бросается в глаза. На улицах нет факельных шествий и граффити «бей фламандца!», на площадях Брюгге не жгут франкоязычную литературу. Но если пообщаться с местными, некоторое напряжение чувствуется. И, конечно, переезжая из Фландрии в Валлонию, понимаешь колоссальную различие между этими двумя регионами и их городами. Словно в другую страну попадаешь.


Как и в Брюгге, прогулки по рекам и каналам Гента очень популярны среди туристов. Да, между этими двумя городами очень много общего.

Эти фотографии я сделал в Генте, последнем фламандском городе на нашем маршруте. Это крупный порт (как ), учебный центр (как ), популярный туристический город (как ). В нем полно достопримечательностей и есть свой шарм, без которого достопримечательности бесполезны. Гент безумно красив. Все, что я могу сказать плохого про Гент — здесь в кафе мне продали ужасный круассан. Это единственная ложка дегтя в бочке благоухающего меда. Будете во Фландрии, не пропустите.


Прощальный взгляд — на Гент и на Фландрию.

После Гента мы выдвинулись в сторону Льежа, что в северо-восточной Валлонии. Фотографии Льежа и мысли, которые он на меня навеял, я выложу в следующем выпуске. Не унывайте!


Флаг фламандцев Современный ареал расселения и численность

Всего: 7,23 млн чел
Бельгия - 6,73 млн чел
Франция - 250 тыс. чел

Язык Религия Расовый тип Родственные народы

Флама́ндцы - народ германской языковой группы, коренное население Бельгии , наряду с романоязычными валлонами . Общая численность - 7 млн 230 тыс. Населяют северную часть Бельгии - Фландрию (5 млн чел.), 250 тыс. проживает на севере Франции (Французская Фландрия). Язык - нидерландский (подробнее см. нидерландский язык в Бельгии). В быту фламандцы общаются в зависимости от ситуации и степени владения носителя языка литературной нормой на диалектах нидерландского, представленных во Фландрии, на литературном языке или на промежуточных между литературным языком и диалектом вариантах.

По языку и культуре ближе всего к голландцам .

Этногенез и история

Этнически фламандцы - в основном потомки германских племён франков , саксов и фризов . В состав фламанского этноса влились также кельтские племена белгов , жившие на этой территории до франкского нашествия и ассимилированные франками. Как этнос сформировались в 15 - 16 вв. В средние века территория современной Бельгии была поделена на разрозненные княжества: Фландрия , Эно (Генегау), Брабант , Намюр, Лимбург, Люксембург , Камбре, Турне, епископство Льеж. Частично они подчинялись Франции, частично Германии .

Затем история Бельгии связана с историей Нидерландов (см. Голландцы). Эти земли в 15 в. перешли от герцогов Бургундских к Габсбургам , т.е вошли в состав Германской империи. Поскольку императоры Германии путём династического брака стали испанскими королями, то Нидерланды (а в их составе и Фландрия) были подчинены Испании . При Филиппе II , короле Испании, началась ожесточённая борьба жителей Нидерландов против иноземного гнёта, и Северные Нидерланды добились свободы, образовав Республику Соединённых провинций . Южные Нидерланды (будущая Бельгия) остались испанским протекторатом. В 1714 они перешли к Австрии, в г. под влиянием Французской революции произошла Брабантская революция , область была включена в состав Франции. После Наполеона её присоединили к Нидерландам.

Официальные языки Бельгии - нидерландский, французский и немецкий. По-немецки говорят почти исключительно в восточной части Бельгии, которая раньше (до Первой мировой войны) принадлежала Германии. Брюссельский столичный регион , который со всех сторон окружён территорией Фламандского региона , официально пользуется французским и нидерландским языками. Ввиду двуязычия страны названия некоторых населённых пунктов и других географических объектов имеют по два варианта: Mons - Bergen, Namur - Namen, Courtrai - Kortrijk , Louvain - Leuven , Liège - Luik, Gand - Gent , Ostende - Oostende , Anvers - Antwerpen , Audenarde - Oudenaarde , Bruges - Brugge , Malines - Mechelen .

Символика

Национальным символом фламандцев является флаг с изображением чёрного льва на жёлтом фоне, с белой окантовкой и красными когтями и языком. Он появился при Филиппе Эльзасском, графе Фландрии с 1162 г. При герцогах Бургундских он использовался в гербе, а при создании Соединённых Нидерландов стал символом Восточной Фландрии. Флаг не является государственным, это - символ фламандских националистов.

Хозяйство и быт

Бельгия - высокоразвитая индустриальная страна. Самостоятельное население занято в промышленности, торговле, сфере обслуживания, сельском хозяйстве. Основные отрасли промышленности - машиностроение, металлургия, строительство. Направление сельского хозяйства - мясо-молочное животноводство, овощеводство и производство зерна.

Транспорт - густая сеть железных дорог, морское судоходство, автомобильный транспорт. Население живёт практически полностью в городах, в настоящее время традиционные сельские дома и усадьбы остаются лишь в этнографических заповедниках. Традиционное поселение - хутор . Тип дома - т. н. дом с длинным фронтоном, объединяющий жильё и хозяйственные помещения в одну длинную постройку. В отличие от валлонского дома фламандский оштукатурен и окрашен в белый, жёлтый или розовый цвет. Характерны украшения конька крыши в виде лебединых голов.

Традиционная одежда сходна с голландской. У женщин это - рубашка и кофта, тёмный корсаж , несколько юбок, фартук, большая цветная или клетчатая шаль, чёрный шёлковый платок с бахромой, кружевные чепцы.

Традиционная пища: овощные, крупяные блюда, солёная рыба, преимущественно сельдь, куриная похлёбка. По праздникам выпекаются пироги и булочки.

Семьи более многодетны и патриархальны, чем у валлонов. Взрослые дети живут обычно с родителями. В городах сохраняются средневековые гильдии и клубы .

Из ремёсел издавна славятся производство тонких льняных тканей, фламандских кружев, обработка металла.

Искусство и культура

До конца 16 в. искусство Нидерландов и Фландрии составляло единое целое. Территория, включающая сегодня Нидерланды, Бельгию и Люксембург, иначе говоря, Бенилюкс, называлась Старые Нидерланды, и была едина. Затем, в силу вышеописанных политических событий, провинции разделились. В 17-18 в. Фландрия стала называться Южными, Испанскими, а позже - Австрийскими Нидерландами, а искусство - фламандским, а ещё позже, с образованием нового государства, Бельгии, бельгийским. В архитектуре Фландрии от предыдущего периода, общенидерландского, сохранились романские и готические памятники, ратуша и муниципальный музей в Брюсселе на Гранд-плас, церковь Св. Бавона в Генте, городская Башня (Белфорт) в Брюгге, и др. Фландрия была в 17 в. одним из ведущих центров парадного стиля барокко . Памятники 17-18 в. - Церковь Синт-Каролус-Борромеускерк и Королевский дворец в Антверпене, гильдейские дома на Гранд-Плас в Брюсселе, и др. Широко известен дом Рубенса , построенный по его собственному проекту. Тип городского дома во Фландрии - узкий высокий фасад , в 3-5 окон, с фронтоном , украшенный богатым орнаментом. Позже на смену национальным традициям приходит французское влияние. В 17 в. существовала очень сильная фламандская школа живописи. Выдающийся мастер этой школы - Рубенс П. П. , сын юриста, имел разностороннее образование, учился у Т. Верхахта, А. ван Норта, О. Вениуса, был в Италии и Испании. Служил придворным живописцем у герцога Мантуанского, а затем у правителей Южных Нидерландов. Другие известные мастера: Антонис ван Дейк (1599-1641), Якоб Йорданс (1593-1678), Ян Фейт (1611-1661), Франс Снейдерс (1579-1657), Давид Тенирс (1610-1641), Абрахам Янсенс ван Нёйсен (1575-1632), Питер Брейгель-старший (ок. 1525-1569). Живопись Фландрии отличается от голландской большей пышностью, характерной для стиля барокко. В результате воздействия правящих кругов развивалась в основном французская культура, фламандская же приходила в упадок.

У фламандцев существуют древние литературные традиции, легенды, исторические предания, песни, баллады, фольклор . В 18 в. и в последующее время писатели Фландрии старались поднять свою национальную литературу. В 18-19 вв. по-нидерландски писали Я. Ф. Виллемс (1793-1846), К. Ледеганк (1805-1847), ван Дёйсе (1804-1859), представители романтизма. Позже стали появляться и другие направления: реализм , натурализм , мистика , символизм и экспрессионизм , которые имели и противников, антифашистские настроения. Наиболее крупные представители: П. ван Остайен (экспрессионизм), В. Ловелинг и А. Бергман (социальный роман 19 в.), Г. Тейрлинг (драматург, декадент).

Использованная литература

  • Большая Российская энциклопедия, том 3, ст. «Бельгия».
  • Краткая художественная энциклопедия, Искусство стран и народов мира, том 1, ст."Бельгия" М. - 1962.
  • Краткая литературная энциклопедия, под ред. А. А. Суркова, М. - 1968.
  • Народы и религии мира, под ред. В.А. Тишкова, М. - 1998.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Национальная проблема в Испании

Наличие в стране национальных меньшинств (почти 6 млн. каталонцев , около 2 млн. басков ), сложное историческое развитие и географические условия предопределили стремление некоторых областей, в особенности населенных басками и каталонцами, к самостоятельности. Независимость Страны Басков была впервые узаконена в 1425 г., хотя впоследствии баски лишились этого права. В период Второй Республики (1931-1939) автономия Страны Басков была восстановлена - у нее было собственное правительство и парламент. Однако в 1937 г. диктатором Франсиско Франко вновь была ликвидирована автономия этой области. На протяжении 40 лет его правления не разрешалось вывешивать каталонский и баскский флаги, говорить на национальном языке и даже исполнять национальные танцы. Национальную проблему объявили несуществующей. Но она существовала, и после окончания франкистского режима Испания в 1978 г. приняла новую конституцию страны, в которой национальному вопросу уделяется большое внимание. В стране было образовано 17 автономных районов, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков. Это во многом сняло былую напряженность в межнациональных отношениях. Но в Стране Басков, занимающей площадь 17,5 тыс. км2 с населением 2,5 млн человек, которая до конца XIX в. сохраняла самостоятельность, она до сих пор остается. Здесь подавляющее большинство националистических партий требуют от правительства более широкой автономии (наибольшей поддержкой пользуется Баскская националистическая партия ).

А крайние националисты и сепаратисты настаивают на образовании собственного государства под названием Эускади (эускал - самоназвание басков), причем в составе не только северных провинций Испании, но и приграничной территории Франции. В качестве главной вооруженной силы крайних баскских сепаратистов выступает организация под названием ЭТА (Эускади та аската-суна, что означает «Эускади и свобода»), возникшая еще во времена правления Франко. Несмотря на то, что в настоящее время в Стране Басков наступило некоторое политическое затишье, она по-прежнему остается одной из главных «горячих точек» зарубежной Европы.

На государственном гербе Бельгии начертан девиз: «В единении сила». Но достичь такого единения не удавалось на протяжении многих десятилетий. Бельгия - двунациональная и двуязычная страна, населенная в основном фламандцами и валлонами, кроме того, небольшая часть населения на востоке страны говорит по-немецки. Фламандцы живут на севере страны, во Фландрии. Их язык очень близок тому, на котором говорят в соседних Нидерландах. Валлоны живут в южной половине страны, в Валлонии, их родным языком является французский. Но в Бельгии долгое время существовало языковое неравенство, которое отражало различия в социально-экономическом развитии двух ее частей.



В течение XIX и первой половины XX в. экономическим ядром страны была Валлония. Фландрия же выполняла роль сельскохозяйственного придатка к бурно развивавшемуся промышленному югу. Ее население подвергалось культурной и национальной дискриминации. Но после Второй мировой войны Фландрия вырвалась вперед по экономическим показателям за счет развития новейших отраслей индустрии. Выросло и значение фламандских Антверпена, Гента, других городов. Благодаря более высокой рождаемости Фландрия увеличила свой перевес над Валлонией в населении страны. Все это снова резко обострило противоречия между валлонами и фламандцами.

Для выхода из кризиса было решено осуществить переход к федеративному государственному устройству, который был проведен в несколько этапов и завершился в начале 1993 г., когда бельгийский парламент одобрил конституционную реформу. Отныне центральное (федеральное) правительство сохраняет за собой полномочия в области внешних сношений, обороны, безопасности, финансово-валютной политики, все остальные вопросы в ведение Фландрии и Валлонии. Одновременно официальным языком во Фландрии стал фламандский, в Валлонии - французский. Кроме того, на востоке страны выделен небольшой район с немецкоязычным населением, которое тоже пользуется равными правами с фламандцами и франкофонами (так здесь называют говорящих по-французски).

Но это не решило всех проблем этого застарелого межнационального конфликта. Главным камнем преткновения остается вопрос о праве самостоятельно распоряжаться собранными на своей территории налогами. Это выгодно Фландрии и крайне невыгодно бедной Валлонии. Еще одним острейшим вопросом остается раздел последнего в стране двуязычного избирательного округа - Брюсселя-Халле-Вилворде, в который входят франкоязычная бельгийская столица и ее нидерландскоязычные предместья. Некоторые фламандские политики по-прежнему настаивают на самоопределении или по крайней мере на переходе от федерации к конфедерации. В 2008 г. этот конфликт снова так обострился, что стал угрожать разделением Бельгии на три части. Сейчас в стране продолжается политический кризис. С лета 2010 г. до сих пор не сформировано новое правительство.

Флама́ндцы - народ германской языковой группы, коренное население Бельгии , наряду с романоязычными валлонами . Общая численность - 7 млн 230 тысяч. Населяют северную часть Бельгии - Фландрию (5 млн чел.), 250 тыс. проживает на севере Франции (Французская Фландрия). Язык - нидерландский (подробнее см. нидерландский язык в Бельгии). В быту фламандцы общаются в зависимости от ситуации и степени владения носителя языка литературной нормой на диалектах нидерландского, представленных во Фландрии, на литературном языке или на промежуточных между литературным языком и диалектом вариантах.

По языку и культуре ближе всего к голландцам .

Этногенез и история

Этнически фламандцы - в основном потомки германских племён франков , батавов , саксов и фризов . В состав фламандского этноса влились также кельтские племена белгов , жившие на этой территории до франкского нашествия и ассимилированные франками. Как этнос сформировались в XVII - XIX веках. В средние века территория современной Бельгии была поделена на разрозненные княжества: Фландрия , Эно (Генегау), Брабант , Намюр, Лимбург, Люксембург , Камбре, Турне, епископство Льеж. Частично они подчинялись Франции, частично Германии .

Затем история Бельгии связана с историей Нидерландов (см. Голландцы). Эти земли в XV веке перешли от герцогов Бургундских к Габсбургам , то есть вошли в состав Германской империи. Поскольку императоры Германии путём династического брака стали испанскими королями, то Нидерланды (а в их составе и Фландрия) были подчинены Испании . При Филиппе II , короле Испании, началась ожесточённая борьба жителей Нидерландов против иноземного гнёта, и Северные Нидерланды добились свободы, образовав Республику Соединённых провинций . Южные Нидерланды (будущая Бельгия) остались испанским протекторатом. В 1714 году они перешли к Австрии, в году под влиянием Французской революции произошла Брабантская революция , область была включена в состав Франции. После Наполеона её присоединили к Нидерландам.

Официальные языки в Бельгии - нидерландский, французский и немецкий, однако ни один из них не обладает официальным статусом на всей территории страны. По-немецки говорят почти исключительно в восточной части Бельгии, которая раньше (до Первой мировой войны) принадлежала Германии. Брюссельский столичный регион , который со всех сторон окружён территорией Фламандского региона , официально пользуется французским и нидерландским языками. Ввиду двуязычия страны названия некоторых населённых пунктов и других географических объектов имеют по два варианта: Mons - Bergen, Namur - Namen, Courtrai - Kortrijk , Louvain - Leuven , Liège - Luik, Gand - Gent , Ostende - Oostende , Anvers - Antwerpen , Audenarde - Oudenaarde , Bruges - Brugge , Malines - Mechelen .

Символика

Национальным символом фламандцев является флаг с изображением чёрного льва на жёлтом фоне, с белой окантовкой и красными когтями и языком. Он появился при Филиппе Эльзасском, графе Фландрии с 1162 года. При герцогах Бургундских он использовался в гербе, а при создании Соединённых Нидерландов стал символом Восточной Фландрии. Флаг не является государственным, это - символ фламандских националистов.

Хозяйство и быт

Бельгия - высокоразвитая индустриальная страна. Самостоятельное население занято в промышленности, торговле, сфере обслуживания, сельском хозяйстве. Основные отрасли промышленности - машиностроение, металлургия, строительство. Направление сельского хозяйства - мясо-молочное животноводство, овощеводство и производство зерна.

Транспорт - густая сеть железных дорог, морское судоходство, автомобильный транспорт. Население живёт практически полностью в городах, в настоящее время традиционные сельские дома и усадьбы остаются лишь в этнографических заповедниках. Традиционное поселение - хутор . Тип дома - т. н. дом с длинным фронтоном, объединяющий жильё и хозяйственные помещения в одну длинную постройку. В отличие от валлонского дома фламандский оштукатурен и окрашен в белый, жёлтый или розовый цвет. Характерны украшения конька крыши в виде лебединых голов.

Традиционная одежда сходна с голландской. У женщин это - рубашка и кофта, тёмный корсаж , несколько юбок, фартук, большая цветная или клетчатая шаль, чёрный шёлковый платок с бахромой, кружевные чепцы.

Традиционная пища: овощные, крупяные блюда, солёная рыба, преимущественно сельдь, куриная похлёбка. По праздникам выпекаются пироги и булочки.

Семьи более многодетны и патриархальны, чем у валлонов. Взрослые дети живут обычно с родителями. В городах сохраняются средневековые гильдии и клубы .

Из ремёсел издавна славятся производство тонких льняных тканей, фламандских кружев, обработка металла.

Искусство и культура

До конца XVI века искусство Нидерландов и Фландрии составляло единое целое. Территория, включающая сегодня Нидерланды, Бельгию и Люксембург, иначе говоря, Бенилюкс, называлась Старые Нидерланды, и была едина. Затем, в силу вышеописанных политических событий, провинции разделились. В XVII-XVIII веках Фландрия стала называться Южными, Испанскими, а позже - Австрийскими Нидерландами, а искусство - фламандским, а ещё позже, с образованием нового государства, Бельгии, бельгийским.

В архитектуре Фландрии от предыдущего периода, общенидерландского, сохранились романские и готические памятники, ратуша и муниципальный музей в Брюсселе на Гранд-плас, церковь Св. Бавона в Генте, городская Башня (Белфорт) в Брюгге и другие. Фландрия была в XVII веке одним из ведущих центров парадного стиля барокко . Памятники XVII-XVIII веков - церковь Синт-Каролус-Борромеускерк и Королевский дворец в Антверпене, гильдейские дома на Гранд-Плас в Брюсселе и другие. Широко известен дом Рубенса , построенный по его собственному проекту. Тип городского дома во Фландрии - узкий высокий фасад , в три-пять окон, с фронтоном , украшенный богатым орнаментом. Позже на смену национальным традициям приходит французское влияние.

В XVII веке существовала очень сильная фламандская школа живописи. Выдающийся мастер этой школы - Рубенс П. П. , сын юриста, имел разностороннее образование, учился у Т. Верхахта, А. ван Норта, О. Вениуса, был в Италии и Испании. Служил придворным живописцем у герцога Мантуанского, а затем у правителей Южных Нидерландов. Другие известные мастера: Антонис ван Дейк (1599-1641), Якоб Йорданс (1593-1678), Ян Фейт (1611-1661), Франс Снейдерс (1579-1657), Давид Тенирс (1610-1641), Абрахам Янсенс ван Нёйсен (1575-1632), Питер Брейгель-старший (около 1525-1569 гг.). Живопись Фландрии отличается от голландской большей пышностью, характерной для стиля барокко. В результате воздействия правящих кругов развивалась в основном французская культура, фламандская же приходила в упадок.

У фламандцев существуют литературные традиции, легенды, исторические предания, песни, баллады, фольклор . В XVIII веке и в последующее время писатели Фландрии старались поднять свою национальную литературу. В XVIII-XIX веках по-нидерландски писали: Я. Ф. Виллемс (1793-1846), К. Ледеганк (1805-1847), ван Дёйсе (1804-1859), представители романтизма . Позже стали появляться и другие направления: реализм , натурализм , мистика , символизм и экспрессионизм , которые имели и противников, антифашистские настроения. Наиболее крупные представители: П. ван Остайен (экспрессионизм), В. Ловелинг и А. Бергман (социальный роман XIX века), Г. Тейрлинг (драматург, декадент).

Использованная литература

  • Большая Российская энциклопедия , том 3, статья «Бельгия».
  • Краткая художественная энциклопедия , Искусство стран и народов мира, том 1, статья «Бельгия». М. - 1962.
  • Краткая литературная энциклопедия , под ред. А. А. Суркова, М. - 1968.
  • Народы и религии мира , под ред. В. А. Тишкова, М. - 1998.

Напишите отзыв о статье "Фламандцы"

Отрывок, характеризующий Фламандцы

Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.


Регион проживания: Европа

ФЛАМАНДЦЫ, народ на севере Бельгии (провинции Восточная и Западная Фландрия; численность 5,1 млн. человек), на юге Нидерландов (1720 тыс. человек) и на севере Франции (в так называемой Французской Фландрии - районы Дюнкерка и Азбрука; 250 тыс. человек). Живут также в других странах Западной Европы, Америки, Африки и в Австралии . Общая численность 7230 тыс. человек. Говорят на южном варианте нидерландского языка. Верующие - в основном католики.

Фламандцы родственны голландцам. Этническую основу фламандцев составили франкские, фризские и саксонские племена. Фламандцы составляли основное население графства Фландрия, в средние века одного из наиболее экономически развитых регионов Европы. Формирование этноса фламандцев происходило в XV-XVI вв. После Нидерландской революции XVI века фламандцы оказались разъединёнными: северная часть Фландрии вошла в освободившиеся от испанского господства Соединённые провинции, бульшая часть Фландрии осталась под властью Испании , с 1714 - Австрии , в 1797 присоединена к Франции . По решению Венского конгресса 1814-15 обе части Фландрии были включены в состав Нидерландского королевства. В результате Бельгийской революции 1830 фламандцы вместе с валлонами создали независимое государство Бельгия , часть фламандцев осталась в составе населения Нидерландов. Развитие промышленности в Бельгии , в меньшей степени затронувшее Фландрию, привело к подавлению фламандской культуры валлонской. В 1840-е гг. зарождается фламандское национальное движение, направленное на возрождение национальной культуры; развивается национальная литература, фламандский язык становится официальным языком Бельгии . Со второй половины XX века в условиях бурного экономического развития Фландрии обострились зародившиеся в середине XIX века противоречия между фламандцами и валлонами по национально-языковой проблеме, по вопросу о введении в Бельгии федеративного государственного устройства. С 1993 Бельгия - федерация региональных сообществ Фландрии, Валлонии и Брюсселя.

Во Фландрии традиционно высоко развиты художественные ремёсла - производство тонких льняных тканей, знаменитых фламандских кружев, обработка металлов. Традиционные поселения - близко расположенные хутора. Распространённый тип дома - так называемый дом с длинным фронтоном, объединяющий жилые и хозяйственные помещения в одну вытянутую постройку. Встречается также дом с замкнутым двором (ср. Валлоны). В отличие от валлонских, фламандские дома обычно оштукатурены и окрашены в белый, розовый или жёлтый цвета. Характерны деревянные украшения конька крыши в виде лебединых голов. Женская традиционная одежда сходна с голландской: полотняная рубашка с плечиками, полотняная кофта, тёмный корсаж, несколько широких юбок, фартук, длинная кофта с баской, большая одноцветная или клетчатая шаль с бахромой, чёрный шёлковый платок с бахромой (фали), покрывавший голову и верхнюю часть туловища (напоминает испанскую мантилью), пышные кружевные чепцы с украшениями из искусственных цветов, бус, лент и кружев. Традиционная пища - овощные и крупяные блюда, солёная рыба, преимущественно сельдь, куриная похлёбка. По праздникам выпекаются пироги, булочки, к каждому празднику - особый сорт печенья в специальных формах, украшенных орнаментом и надписями.

Фламандские семьи более многодетны (обычно по 3-4 и больше детей) и патриархальны, чем валлонские. Взрослые дети обычно живут с родителями. Долго сохранялись остатки общинных отношений: обычаи взаимопомощи, ежегодных общих обедов, должность выборного старшины. В городах сохраняются восходящие к средневековым обществам и братствам гильдии и клубы, устраивающие по праздникам уличные шествия. Самый популярный праздник - кермес (день патрона города, селения), длится несколько дней и сопровождается ярмарками, состязаниями в стрельбе из лука, факельными шествиями и шествиями с куклами-великанами, изображающими героев народных сказок и легенд. Свадебные обычаи сходны с голландскими. Сохранился богатый фольклор - песни и легенды.