Максимилиан поэт. Максимилиан волошин

Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин; 1877-1932) родился в Киеве в семье юриста, мать, Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер, занималась переводами. После смерти мужа Е. О. Волошина с сыном переезжает в Москву, а в 1893 - в Крым.

В 1897 он поступает на юридический факультет Московского университета (окончил два курса), в это время начинает печатать в журнале «Русская мысль» библиографические заметки. Участвовал в студенческих беспорядках, чем привлек к себе внимание полиции (установление слежки, перлюстрация писем). Совершает первые поездки за границу, чтобы, по его словам, «познать всю европейскую культуру в ее первоисточнике».

Осенью 1900 уезжает в Среднюю Азию и в «степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов» (на изысканиях по строительству Оренбургско-Ташкентской железной дороги) испытывает жизненный перелом: «возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно - с высоты азийских плоскогорий». Печатает статьи и стихи в газете «Русский Туркестан». Весной 1901 - опять во Франции, слушает лекции в Сорбонне, входит в литературно-артистические круги Парижа, занимается самообразованием, пишет стихи.

Вернувшись в начале 1903 в Москву, легко становится «своим» в символистской среде; начинает активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делает для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылает корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», пишет о России для французской прессы.

В апреле 1906 женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге, в том же доме, где была знаменитая «башня»-салон Вячеслава Иванова (их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина); летом 1907, после разрыва с женой, в Коктебеле пишет цикл «Киммерийские сумерки».

Первый сборник «Стихотворения. 1900-1910» вышел в Москве в 1910, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца». В 1914 выходит книга избранных статей о культуре - «Лики творчества»; в 1915 - книга страстных стихотворений об ужасе войны - «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он все больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства».

После Февральской революции поэт практически живет постоянно в Крыму, составляет сборник избранного «Иверни» (М., 1918), переводит Верхарна, создает цикл стихов «Неопалимая купина» и книгу философских поэм «Путями Каина» (1921-23), где встает образ поруганной, измученной родины - «России распятой». Уже с середины 1900-х в Коктебеле у Волошина собираются его друзья, литературная молодежь, и дом его превращается в своеобразный центр художественно-артистической жизни.

Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.

Годом своего духовного рождения М. А. Волошин считал 1900-й - "стык двух столетий", "когда явственно стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги времен". "То же, что Блок в шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичьего монастыря", Волошин "переживал в те же дни в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов". Вдохновленные Вл. Соловьевым эсхатологические чаяния нового века явились исходным толчком странствий духовно гостеприимного поэта, художника, литературно-художественного критика по различным историческим эпохам и культурам. Эллинская древность и Рим, европейское средневековье и Возрождение, культура Востока и новейшие достижения искусства Запада - все манит и влечет Волошина, его творческий гений хочет "все видеть, все понять, все знать, все пережить". "Поэт, соблазненный всеми облачениями и всеми масками жизни: порхающими святыми барокко и штейнеровскими идолослужениями, загадками Маллярмэ и каббалистическими формулами замков, неотмыкающими ключами Апокалипсиса и дендизмом Барбэ д"0рвильи", - таким представал он Илье Эренбургу.

М. А. Кириенко-Волошин родился в Киеве в семье юриста. Его детские и отчасти гимназические годы прошли в Москве, там же он поступил на юридический факультет (занятия были прерваны из-за участия в студенческих волнениях, добровольной "ссылки" в Среднюю Азию, а затем отъезда в Париж). В 1893 г. мать поэта, Елена Оттобальдовна, приобрела земельный участок в Коктебеле. Пустынный суровый берег Восточного Крыма, хранящий множество культурных напластований (тавры, скифы, печенеги, греки, готы, гунны, хазары), легендарная Киммерия древних - все это оформилось в своеобразную неповторимую киммерийскую тему в поэзии и живописи Волошина. Построенный в 1903 г. в Коктебеле дом постепенно превратился в один из уникальных культурных центров - колонию для людей искусства. В разное время здесь жили: А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, В. Я. Брюсов, И. Г. Эренбург, Андрей Белый, А. Н. Бенуа, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. П. Остроумова-Лебедева и многие, многие другие.

В 1903 г. Волошин быстро и легко знакомится с кругом московских символистов (В. Я. Брюсов, Андрей Белый, Ю. К. Балтрушайтис) и петербургских художников "Мира искусства", в 1906 - 1907 гг. он близок к петербургскому литературному салону - "башне" Вяч. Иванова, в 1910-е годы примыкает к редакции журнала "Аполлон". Миролюбивый и открытый для общения, он, однако, остро ощущал свою обособленность в любой литературно-художественной среде. Редактор "Аполлона" С. К. Маковский вспоминал, что поэт всегда "оставался чужаком по своему складу мышления, по своему самосознанию и по универсализму художнических и умозрительных пристрастий".

В культурной ориентации Волошина важное место занимает Франция. Весной 1901 г. он отправился в Европу учиться "художественной форме - у Франции, чувству красок - у Парижа, логике - у готических соборов, средневековой латыни - у Гастона Париса, строю мысли - у Бергсона, скептицизму - у Анатоля Франса, прозе - у Флобера, стиху - у Готье и у Эредиа". В Париже он входит в литературные и художественные круги, знакомится с европейскими представителями нового искусства (Р. Гилем, Э. Верхарном, О. Мирбо, О. Роденом, М. Метерлинком, А. Дункан, О. Рэдоном). О новейшем искусстве Франции читатель узнавал из корреспонденции Волошина в "Руси", "Окне", "Весах", "Золотом руне", "Перевале". Его переводы познакомили русскую публику с творчеством X. М. Эредиа, П. Клоделя, Вилье де Лиль Адана, Анри де Ренье.

Первая публикация восьми его стихотворений, подвергшихся редакторской правке П. П. Перцова, появилась в августовском номере "Нового пути" за 1903 г. 3. Н. Гиппиус, для которой критерием истинной поэзии были стихи-молитвы, увидела в Волошине "поэта-коммивояжера", "отличающегося необыкновенной легкостью". В 1906 г. поэт предложил издать книгу стихов "Годы странствий" М. Горькому, в последующие годы то сборник "Звезда-полынь", то "Ad Rosam" анонсировался издательством Вяч. Иванова "Оры". Ни один из этих планов не был реализован. Наконец, в 1910 г. издательство "Гриф" выпустило в свет "Стихотворения" - итог десятилетней поэтической деятельности (1900 - 1910). В. Я. Брюсов сравнил их с "собранием редкостей, сделанных любовно просвещенным любителем-знатоком". "Живопись, - заметил Вяч. Иванов, - учила его видеть природу; книги о тайном знании - ее слышать; творения поэтов - петь... Таково было великолепное ученичество ученика мудрецов и художников, не научившего странника в миру" одному - таинству Жизни". М. Кузмин указал на "своеобразную таинственность переживаний" и "большое мастерство, не похожее на приемы других художников". В качестве недостатков сборника назывались замкнутость в тесном кругу своих переживаний, перегруженность стиха, пристрастие к слишком красочным эпитетам.

Три последующих сборника: "Anno mundi ardentis. 1915" (1916), "Иверни" (1918) и "Демоныь глухонемые" (1919) - отразили эпоху социальных катаклизмов (первая мировая война. Февральская и Октябрьская революции). Теперь судьбы мира и судьба России выдвигаются поэтом на первый план. Стараясь понять происходящее, он часто обращается к историческим и мифологическим параллелям. Его поэтический голос обретает пророческий накал. Известна мужественная и гуманная позиция Волошина во время гражданской войны: он спасает людей от жестокости расправ, невзирая ни на их убеждения, ни на принадлежность к белым или красным. Белый, посетивший поэта в 1924 г. в Коктебеле, писал: "Я не узнаю Максимилиана Александровича. За пять лет революции он удивительно изменился, много и серьезно пережил... с изумлением вижу, что "Макс Волошин стал..Максимилианом"; и хотя все еще элементы "латинской культуры искусств" разделяют нас с ним, но в точках любви к современной России мы встречаемся, о чем свидетельствуют его изумительные стихи. Вот еще "старик" от эпохи символизма, который оказался моложе многих "молодых"

Максимилиан Волошин – бунтарь и пацифист.
Не каждый знаком с творчеством и биографией поэта, художника М. Волошина. Его стихов мы не найдём в учебниках, его картин мы не увидим на обложках книг. Но существует такой уголок земли, где всё говорит о этом человеке – это посёлок Коктебель, который находится в Крыму, недалеко от города Феодосия. Здесь он провёл почти всю свою жизнь, здесь он творил и создавал. В историю поэзии он ворвался, как бесстрашный гражданин и пацифист.
Родился Максимилиан Александрович Волошин в Киеве 16 мая 1877 года. Воспитывала его только мать, Елена Оттобальдовна, из рода обрусевших немцев, с отцом мальчика она развелась вскоре после его рождения. Женщиной она была волевой, строгой, властной, что не скажешь о её сыне миролюбивом, спокойном, добродушном человеке. Мать старалась развивать в нём бойцовский характер.
В 1893 году мать поэта покупает участок земли в Коктебеле и переезжает туда вместе с сыном. Максимилиан учится в гимназии, которая находится в Феодосии, а к матери приезжает только на каникулы.
После окончания школы в 1897 году Волошин поступает в Московский университет на юридический факультет. Проучившись 2 года его отчисляют: за его вольнодумство, за интерес к книгам К. Маркса, за неприязнь власти, позже его лишают права поступать в любые другие университеты России. После этих событий он решает ехать в Европу и занимается самообразованием: слушает лекции в Сарбоне, обучается рисованию и гравюре в Париже.
С 1903 по 1913 годы увлекается акварелью, пишет много пейзажей, вырабатывая в живописи свой стиль.
В 1906 году он женится на художнице М.В. Сабашниковой и переезжает в Петербург, но этот брак был недолгим, буквально через год в 1907 году он возвращается в Коктебель, чтобы поселиться здесь навсегда. Там на участке земли его матери, возле моря, он строит себе двухэтажный дом. Начинается его работа над циклом «Киммерийские сумерки» (Крым он любил называть – «Киммерия»). В его новый дом приезжает очень много гостей знаменитых и известных: Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов. Все отдыхали, купались в море, наслаждались природой, а по вечерам декламировали стихи, разыгрывали пьесы.
Его первая книга сочинений выходит в 1910 году и имеет название «Стихотворения 1900- 1910». В 1916 году был выпущен ещё один сборник стихов.
В 1914 году, будучи принципиальным пацифистом, он пишет письмо с отказом от военной службы самому министру военных дел России.
Гражданская война оставила тяжёлый отпечаток на его жизни, он не признавал никакой власти, тем самым помогал укрываться в своём доме, то белым, то красным, рискуя собственной жизнью. Свою фамилию он находил в списках, приговорённых к расстрелу крымчан, врангелевцами.
После гражданской войны на него постоянно нападает новая власть, требуя от него выселения из дома, в журналах над ним изгалялись, называя его «контрреволюционером».
В 1919 году выходит последний прижизненный книга стихов, напечатанный на родине, после на протяжении 60 лет о нём как бы забыли.
В марте 1927 года женится на Марии Степановне Заболоцкой. С ней он познакомился ещё в 1922 году. Она работала фельдшером в соседнем селении и помогала ему заботиться о его «сдававшей» матери. Эта женщина была с ним рядом до конца его дней, она пережила его на много лет, но с тем же энтузиазмом продолжала следить за домом, не изменяла тех порядков и устоев, которые там существовали, туда всё время приезжали писатели, поэты, все творческие люди.
В 1929 году Волошин переносит первый инсульт и практически прекращает заниматься творчеством.
В августе 1932 года у него случился второй инсульт, после которого он умирает. Похоронен Волошин на горе Кучук-Енишар, с которой открывается прекрасный вид на Коктебель и Карадаг (потухший вулкан) с профилем поэта.

Снимок поэта, сделанный в Одессе фотографом Масловым.

Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) – поэт, переводчик, литературный критик, эссеист, искусствовед, художник.

Детство Максимилиана прошло в Москве, в которой семья жила с 1881 по 1893 год. В это же время написал первые стихи.

В 1893 году семья переехала в Крым. Мать Максимилиана купила участок земли в Коктебеле, где постоянно и проживала семья.

В 1897 году Максимилиан окончил в городе Феодосии гимназию. В том же году М. Волошин переезжает в Москву и поступает на юридический факультет университета.

В 1903 году состоялась первая публикация стихов М.А. Волошина.

Первая и единственная запись чтения стихов М. Волошиным была в апреле 1924 года (М. Волошин прочитал два стихотворения: “Неопалимая купина” и “С каждым днем все тише и все глуше”).

“С головой Зевса и туловищем медведя”, – так Валентин Катаев недружелюбно, однако правдиво, дал представление о внешности Максимилиана Волошина. Мол, был такой эстетствующий средненький поэт-сибарит, выпавший из эпохи и забытый почти всеми. В свое время он проповедовал модные истины, подобно Моисею, спустившемуся с Синая. Остался дом – нечто вроде музея, и могила, притягательная для курортников, куда вместо цветов принято приносить диковинные морские галечки. Да, было хорошо организованное официальное забвение, десятилетиями Волошина в СССР не издавали, ибо не вмещался он в хорошо соструганные литературные рамки. Но все шли, шли “паломники” в его коктебельский дом и переписывали там созвучные душе стихи из четырех увесистых машинописных сборников, переплетенных в холстину.

Портрет М. Волошина работы А. Головина

Сегодня же без Волошина не обходится упоминание о Серебряном Веке, печатаются его поэтические сборники и тома прозы, публикуются акварели и воспоминания, причем не только на родине. В 1984 году французское издательство “YMCA-PRESS” выпустило практически полное собрание стихотворений и поэм с обширным комментарием. В наши дни (июнь-июль 2010 года) в рамках года “Франция-Россия” открыта выставка “Волошин в Париже” на площади Сульпис французской столицы. И это вполне объяснимо – Волошин считал Париж своей духовной родиной, жил там неоднократно и подолгу. Считается, что именно Волошину российские музеи обязаны прекрасным собранием нового французского искусства, поскольку коллекционер и меценат Сергей Щукин доверял его вкусу, эрудиции и прозорливости. Эрудиция и контакты у Волошина были необъятными. Он общался с Бальмонтом, Белым, Бенуа, Брюсовым, Блоком, Мережковским, Мейерхольдом, Станиславским, Гумилевым, Цветаевой, Суриковым, Сарьяном. Добавим сюда Модильяни, Верхарна, Метерлинка, Родена, Штайнера. Его портреты создавали такие известные современники, как Головин, Остроумова-Лебедева, Верейский, Кругликова, Петров-Водкин, Диего Ривера. Вот уже сто лет один из уголков Парижа украшает скульптурный портрет поэта, выполненный Эдвардом Виттигом. Однако не только поэтом был Волошин, но и переводчиком, литературным критиком, эссеистом, искусствоведом и, безусловно, художником. Интересовало его, похоже, все на свете, от археологии и географии до магии, оккультизма, масонства и теософии. Он владел колоссальной библиотекой:

Портрет Волошина работы Д. Риверы. Париж, 1916 г.

Полки книг возносятся стеной.

Тут по ночам беседуют со мной

Историки, поэты, богословы.

Мировая война и революция уничтожила понятия о прежних и привычных ценностях. “Наш век болен неврастенией”, – заявлял Волошин, оставшийся Робинзоном в собственном художественно-поэтическом мире, проникнутом высокой нравственностью и гуманизмом. Но даже невзыскательному в быту поэту приходилось думать о способе выживания. “Я надумал поехать в Одессу читать лекции, надеясь заработать. У меня были в Одессе Цетлины, которые меня звали к себе”.

И вот, в конце января сумбурного 1919 года Волошин приехал в наш город и остановился на Нежинской, 36, у своих, еще парижских, друзей Марии и Михаила Цетлиных. “Я приехал в Одессу, как в последнее сосредоточение русской культуры и умственной жизни”. Именно здесь была последняя остановка перед Великим Исходом. На фоне разношерстной интервенции, безработицы, тифа и полуголодной жизни, город наводняли беженцы из Совдепии: промышленники, финансисты, чиновники, спекулянты, процветал махровый бандитизм, но параллельно бурлила культурная жизнь. Здесь находились А. Толстой, Е. Кузьмина-Караваева, Тэффи, Г. Шенгели, И. Бунин, В. Дорошевич, Т. Щепкина-Куперник, А Вертинский, И. Кремер. Выступал И. Поддубный. Выходили десятки газет и журналов. Собирались на литературные вечера Адалис, Багрицкий, Биск, Гроссман, Инбер, Катаев, Шишова, Фиолетов, Олеша, Бабаджан.

Волошин читает стихи на собраниях и в клубах, участвует в диспутах, делает доклады в Литературно-Артистическом и Религиозно-Философском обществах, публикуется в прессе, выступает в “Устной газете” Союза журналистов, подготавливает сборник своих переводов из Э. Верхарна для издательства “Омфалос”. Еще он “с упоением” переводит А. де Ренье и дружелюбно общается с молодыми одесскими поэтами. Ю. Олеша пишет: “Он отнесся к нам, молодым поэтам, снисходительно <...> Читал он стихи превосходно <...> Кому он сочувствовал? Чего он хотел для родины? Тогда он не ответил на эти вопросы”. Впрочем, ответы у Волошина были: “Человек мне важнее его убеждений” и “Я имею претензию быть автором собственной социальной системы”.


Автопортрет, 1919 г.

В цепкой памяти Бунина Волошин 1919 года сохранился таким: "...говорит с величайшей охотой и много, весь так и сияет общительностью, благорасположением ко всему и ко всем, удовольствием от всех и от всего – не только от того, что окружает его в этой светлой, людной и теплой столовой, но даже как бы ото всего того огромного и страшного, что совершается в мире вообще и в темной, жуткой Одессе, в частности, уже близкой к приходу большевиков. Одет при этом очень бедно – так уж истерта его коричневая бархатная блуза, так блестят черные штаны и разбиты башмаки <...> Нужду он терпел в ту пору очень большую”. В фондах коктебельского Дома-музея нашелся снимок поэта, сделанный в Одессе фотографом Масловым.

В день прихода большевиков, 4 апреля, Волошин проводил в эмиграцию Алексея Толстого, но сам уезжать отказался, пояснив: “...когда мать больна, дети ее остаются с нею”. Близился Первомай и Волошин решил участвовать в праздничном оформлении города, предлагая украсить улицы цветными полотнищами с геометрическими фигурами и поэтическими цитатами, однако новая власть припомнила ему публикации в эсеровской прессе и вывела из состава бригады художников.

Портрет Волошина работы Г. Верейского

Хотелось домой, в Коктебель. Волошин использует знакомство с председателем Одесской ЧК и получает разрешение на выезд в Крым. Но как? Приходит на помощь человек невероятной биографии, контр-адмирал Александр Немитц, и выделяет имеющийся в наличии единственный дубок “Казак” с тремя матросами-чекистами, командированными будто бы для связи с Севастополем.

А сзади – город,

Весь в красном исступлении

Расплесканных знамен,

Весь воспаленный гневами и страхом,

Ознобом слухов, дрожью ожиданий,

Томимый голодом, поветриями, кровью,

Где поздняя весна скользит украдкой

В прозрачном кружеве акаций и цветов...

Четверо суток плавания спокойными не были, море было блокировано французскими миноносцами, и на подозрительный дубок высадился один из офицеров. Волошин говорил с ним без переводчика, представился беженцем, попутно выяснилось, что в Париже имеются общие знакомые, и все, в общем, обошлось. Суденышко достигло крымских берегов, где для начала все же было обстреляно из пулеметов. А Волошин при этом переводил Анри де Ренье.


Дом-музей М. Волошина в Коктебеле

Впечатлений о незаурядной личности поэта и художника оставлено множество. Он волновал и поражал не только своих друзей, но даже недругов. Забавно, что некоторые черточки Волошина периода Гражданской войны угадываются в профессоре Максиме Горностаеве из весьма революционной пьесы Константина Тренева “Любовь Яровая”, созданной в середине 1920-х. Живет в Крыму, но тоже появлялся в Одессе, Советская власть выдала ему охранную грамоту на дом и книги. Характерные черты внешности – борода и буйная прическа. Жена его зовет “Макс”. Поэтому удалой революционный матрос Швандя убежден, что это либо Карл Маркс, либо, в крайнем случае, его младший брат. В одной из реплик Горностаева прозвучал такой волошинский мотив: “Десятки тысяч лет работает человек. Из полузверя в полубога вырос. Из пещеры на четвереньках вылез, а теперь взлетел к небу. За тысячи верст голос его слышен. Человек это или бог? Оказывается, все это призрак. Мы те же полузвери”.



Могила М.А. Волошина в Коктебеле. Фото сделаны С. Калмыковым с интервалом в 45 лет.

Портрет Волошина работы Петрова-Водкина

Так остался ли неповторимый поэт и художник только в прошлом? Судите сами. В Одессе в 2002-2003 гг. вышли под эгидой Всемирного Клуба Одесситов две удивительные книжицы – репринтное издание редчайшего поэтического сборника “Ковчег” (Феодосия, 1920 год) со стихотворением Волошина и его прекрасно изданная поэма “Святой Серафим”. Мемориальная доска установлена в Киеве, где Максимилиан Волошин появился на свет. Совсем недавно ему сооружен памятник в Коктебеле.

Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.

Сергей Калмыков, краевед

Волошин Максимилиан Александрович (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (1877-1932), поэт, художник.

Родился 28 мая 1877 г. в Киеве. Предки Волошина по отцовской линии - запорожские казаки, по материнской - обрусевшие немцы. После смерти отца Максимилиан с матерью жили в Москве.

Мальчик обучался в московских гимназиях (1887-1893 гг.). В 1893 г. семья переехала в Коктебель; в 1897 г. Волошин окончил гимназию в Феодосии. Образ Восточного Крыма (Волошин предпочитал его древнегреческое название - Киммерия) проходит через всё творчество поэта. В 1897-1900 гг. Волошин учился на юридическом факультете Московского университета (с перерывами, поскольку исключался за участие в студенческих волнениях). В 1899 и 1900 гг. путешествовал по Европе (Италия, Швейцария, Франция, Германия, Австрия, Греция). В 1900 г. в составе изыскательской экспедиции несколько месяцев странствовал по Средней Азии, в том числе водя «караваны верблюдов».

В начале XX в. Волошин сблизился с кругом поэтов-символистов и художников из объединения «Мир искусства». В 1910 г. он издал свой первый сборник «Стихотворения. 1900-1910», в котором предстал уже зрелым мастером.

В стихах о Коктебеле (циклы «Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна») поэт обращается к греческой и славянской мифологии, библейским образам, экспериментирует с античными стихотворными размерами. Коктебельским стихам созвучны изысканные по цвету акварельные пейзажи Волошина, игравшие роль своеобразного дневника.

Особое место в культуре Серебряного века заняла художественная и литературная критика Волошина. Он стремился дать объёмный портрет каждого мастера, не разделяя произведение и личность автора. Статьи объединены в книге «Лики творчества» (1914 г.). Отвращение Волошина к начавшейся Первой мировой войне нашло выражение в сборнике «В год пылающего мира 1915», опубликован в 1916 г.).

Октябрьская революция и Гражданская война застали его в Коктебеле, где он делал всё,
«чтоб братьям помешать
Себя губить,
друг друга истреблять».

Поэт видел свой долг в том, чтобы помогать гонимому: «и красный вождь, и белый офицер» находили убежище под его кровом.

В поэзию Волошина послереволюционных лет пришли публицистически страстные размышления о судьбах России. Произведения этого времени составили сборник «Демоны глухонемые» (1919 г.), книгу стихов «Неопалимая купина», включающую поэму «Россия».

В 20-х гг. Волошин существовал в контакте с новой властью, работал в области народного просвещения, охраны памятников, краеведения. Он вступил в Союз писателей, однако стихи его в России практически не печатались. Дом поэта в Коктебеле, построенный им в 1903 г., вскоре стал местом сбора литературной молодёжи. Здесь бывали Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам и многие другие. В 1924 г. с одобрения Наркомпроса Волошин сделал его бесплатным Домом творчества. В этом доме он и умер 11 августа 1932 г.

Цветаева, откликаясь на известие о кончине поэта, писала: «Творчество Волошина - плотное,
весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не исходящими свыше, а подаваемыми той… сожжённой, сухой, как кремень, землёй, по которой он так много ходил…»