Мещерская сторона герои и их описание. Мещерская сторона

С первой до последней страницы произведение К. Паустовского « Мещерская сторона», пропитано той чистой любовью к завораживающей красоте окружающего мира, которая заставляет трепетать сердца, и наполнят блаженным умиротворением души читателей.

Прозе Паустовского присуще редкостное свойство бесконечного многообразия смысловой и эстетической насыщенности произведений. Однажды прочитав рассказы писателя, мы навсегда окунаемся в мир загадочной и такой прекрасной действительности, которая нас окружает, и становимся его неотъемлемой важной частью.

К. Паустовский был известным путешественником, его привлекали как дальние неизведанные края, так и родные земли. Эти поездки всегда находили отображение в его творчестве.

Бескорыстная любовь к обыкновенной земле

Даже обычный дождь благодаря философскому тонкому взгляду Паустовского перестает быть обычным природным явлением, приобретая некую очаровывающую силу и магические свойства. Он становится живим существом, своей мелодичностью звучанья и благодатной влагой дополняя первозданность природы.

Даже такие обыденные на первый взгляд вещи как пение птиц и шум листвы, преображаются у Паустовского в необыкновенное симфоническое действо. Лирика, которой щедро наполнена повесть, воспринимается скорее как стихотворение, что говорит о непревзойденном литературном даре автора.

Паустовский не преследует цели алчного использования красот Мещерского края, он просит разрешение у самой природы любоваться ею, и воспевать ее. На своем примере, автор показывает нам как нужно любить природу, ведь именно в ней заложены те истоки духовных ценностей, которые делают человека внутренне богатым.

Рязанская область, в которой и находится мещерская сторона, не была родным краем Паустовского. Но тепло и необыкновенные чувства, которые он ощутил здесь, делают писателя настоящим сыном этой земли.

Паустовский Константин

Мещёрская сторона

Константин Георгиевич Паустовский

МЕЩЁРСКАЯ СТОРОНА

ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачно-го воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незамет-ное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенско-го сторожа.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивитель-ные истории.

Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: "Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере - с такой-то". Я не буду называть широт и долгот Мещёрского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов". Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Чернигов-ские, Брянские, Калужские, Мещёрские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Впервые я попал в Мещёрский край с севера, из Владимира.

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: "мерин". Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося "мерина". Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскаки-вал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе.

Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

На станции Пилево в вагон влез косматый дед. Он перекрестился в угол, где дребезжала круглая чугунная печка, вздохнул и пожаловался в пространство:

Чуть что, сейчас берут меня за бороду - езжай в город, подвязывай лапти. А того нет в соображении, что, может, ихнее это дело копейки не стоит. Посылают меня до музею, где совет-ско правительство собирает карточки, прейскуранты, все такое прочее. Посылают с заявлением.

Чего брешешь?

Ты гляди - вот!

Дед вытащил измятую бумажку, сдул с нее махру и показал бабе-соседке.

Манька, прочти,- сказала баба девчонке, тершейся носом об окно.

Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом:

- "Собчается, что в озере живут незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три; неизвестно, откуль залетели,- надо бы взять живьем для музею, а потому присылайте ловцов".

Вот,- сказал дед горестно,- за каким делом теперь старикам кости ломают. А все Лешка-комсомолец, Язва - страсть! Тьфу!

Дед плюнул. Баба вытерла круглый рот концом платка и вздохнула. Паровоз испуганно посвистывал, леса гудели и справа и слева, бушуя, как озера. Хозяйничал западный ветер. Поезд с трудом прорывался через его сырые потоки и безнадежно опаздывал, отдуваясь на пустых полустанках.

Вот оно существование наше,- повторил дед.- Летошний год гоняли меня в музею, сегодняшний год опять!

Чего в летошний год нашли? - спросила баба.

Чегой-то?

Торчак. Ну, кость древнюю. В болоте она валялась. Вроде олень. Роги - с этот вагон. Прямо страсть. Копали его цельный месяц. Вконец измучился народ.

На кой он сдался? - спросила баба.

Ребят по ем будут учить.

Об этой находке в "Исследованиях и материалах областного музея" сообщалось следующее:

"Скелет уходил в глубь трясины, не давая опоры для копачей. Пришлось раздеться и спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды. Огромные рога, как и череп, были целы, но крайне непрочны вследствие полнейшей мацерации (размачивания) костей. Кости разламывались прямо в руках, но по мере высыхания твердость костей восстанавливалась".

Был найден скелет исполинского ископаемого ирландского оленя с размахом рогов в два с половиной метра.

С этой встречи с косматым дедом началось мое знакомство с Мещёрой. Потом я услышал много рассказов и о зубах мамонта, и о кладах, и о грибах величиной с человеческую голову. Но этот первый рассказ в поезде запомнился мне особенно резко.

СТАРИННАЯ КАРТА

С большим трудом я достал карту Мещёрского края. На ней была пометка: "Карта составлена по старинным съемкам, произведенным до 1870 года". Карту эту мне пришлось исправлять самому. Изменились русла рек. Там, где на карте были болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес; на месте иных озер оказались трясины.

Рассказ «Мещерская сторона» Паустовского был написан в 1939 году. Произведение состоит из пятнадцати глав, небольших очерков, не связанных между собой. Они представляют собой описание природы средней полосы России.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мещерская сторона» на нашем сайте.

Главные герои

Рассказчик – заядлый рыбак, тонко чувствующий, глубокий человек.

Обыкновенная земля

Природа Мещерского края не отличается особым разнообразием, « но все же край этот обладает большой притягательной силой ». Скромную красоту этих мест можно сравнить с картинами Левитана. В Мещерском крае можно полюбоваться цветущими или скошенными лугами, лесными озерами, величественными соснами.

Первое знакомство

Рассказчик впервые попал в Мещерский край « с севера, из Владимира », приехав на неспешном паровозе узкоколейки, который местные жители прозвали «мерином». На одной из станций « в вагон влез косматый дед ». Он рассказал, что в мещерских озерах обитают « незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три ». Также в местных болотах был найден скелет доисторического оленя.

Старинная карта

По Мещерскому краю рассказчик путешествовал со старинной картой, составленной « по старинным съемкам, произведенным до 1870 года ». Она во многом была неточна, и автору приходилось постоянно ее подправлять. Однако путешествовать с ней было куда надежней, чем выслушивать путанные объяснения местных жителей.

Несколько слов о приметах

Чтобы не заблудиться в лесах, очень важно знать приметы. При этом « мир примет бесконечно разнообразен », и находить их или даже самому создавать – весьма увлекательное занятие. Самыми верными, настоящими приметами считаются те, что « определяют погоду и время ». Они бывают простыми и сложными. Например, самой простой приметой является дым от костра. Глядя на него, « можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине ».

Возвращение к карте

Незнакомый край всегда лучше изучать по карте – « это занятие не менее интересное, чем изучение примет ». К югу от реки Оки простираются плодородные Рязанские земли, на севере берут свое начало глухие сосновые леса и торфяные болота Мещерского края. На западе расположены восемь Боровых озер с удивительным свойством – чем меньше площадь озера, тем оно глубже.

Мшары

К востоку от Боровых озер « лежат громадные Мещёрские болота - «мшары», или «омшары» » . Раньше это были озера, которые успели зарасти в течение многих тысячелетий. Они занимают « площадь в триста тысяч гектаров ». Мшары усеяны песчаными островами, служащих пристанищем для лосей.

Однажды рассказчик с друзьями решил отправиться к Поганому озеру, которое так боялись местные бабы. Берега его были плавучими и « качались под ногами, как гамак ». Каждый шаг сопровождался появлением фонтанчиков теплой воды. Ни в коем случае нельзя было останавливаться и стоять на одном месте – ноги тут же засасывало. Вернувшись невредимыми, товарищи заслужили у баб славу « людей отпетых, готовых на все ».

Лесные реки и каналы

Помимо болот на старинной карте Мещерского края были отмечены могучие лесные массивы с загадочными белыми пятнами в глубине, реки Солотча и Пра, а также множество каналов.

Вода в неглубокой извилистой Солотче окрашена в красный цвет – « такую воду крестьяне зовут «суровой» » . В верховьях реки Пры расположена старинная ватная фабрика, из-за работы которой речное дно сплошь укрыто толстым слоем слежавшейся черной ваты.

В Мещерском крае очень много живописных каналов, которые уходят вглубь лесов. Они были вырыты еще при Александре II, « но на этой земле никто не захотел селиться - она оказалась очень скудной ».

Леса

Мещерский край – « остаток лесного океана ». Здесь есть и величественные, « мачтовые и корабельные », сосновые леса, а также еловые, березовые леса с вкраплениями дубрав и широколиственных рощ. Дорога в таких лесах – « это километры тишины, безветрия ».

Луга

Между Окой и лесными массивами « тянутся широким поясом заливные луга », которые в сумерках очень напоминают море. Посреди этих лугов тянется Прорва – старое русло Оки с крутыми берегами и глубокими омутами. В некоторых местах на Прорве растут такие густые и высокие травы, что невозможно высадиться с лодки на берег – « травы стоят непроходимой упругой стеной », отталкивающей человека.

Небольшое отступление от темы

С Прорвой у рассказчика было связано « много всяких рыболовных происшествий ». Однажды в село Солотчу приехал вежливый столичный старик с английским спиннингом. Несмотря на дорогую удочку, ему крайне не везло в рыбной ловле, в то время как местные мальчишки таскали рыбу « на обыкновенную веревку ». Но однажды старику крупно повезло, и он поймал крупную щуку. Он надел пенсне и принялся рассматривать ее « с таким восторгом, с каким знатоки любуются редкой картиной в музее ». Но неожиданно щука со всего размаха ударила старика по щеке, подскочила и скрылась в воде. В тот же день незадачливый рыбак вернулся в Москву.

Еще о лугах

В мещерских лугах очень много озер с говорящими названиями. Например, в Бобровке когда-то давно водились бобры, « в Тиши всегда затишье », а в Промоине водится такая капризная рыба, что выловить ее может только рыбак с очень крепкими нервами.

Луга поражают воображение разнообразием душистых трав. Нескошенные луга так ароматны, что « с непривычки туманится и тяжелеет голова ».

Старики

В лугах можно было встретить живущих здесь болтливых стариков: паромщиков, корзинщиков, сторожей колхозных огородов. Однажды рассказчик познакомился « с ворчливым дедом- корзинщиком », у которого было странное прозвище – «Борода на жердях». Старик долго рассуждал о том, какой тяжелой жизнь была при царе. Особенно нелегко приходилось девкам и бабам. При советской же власти у каждой появилась возможность заявить о себе. В качестве примера он привел голосистую односельчанку Маньку Малавину, которая теперь поет в московском театре.

Родина талантов

На краю Мещерских лесов « лежит село Солотча ». До революции здесь жил академик Пожалостин – « один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду: у нас, во Франции, в Англии ». В селе нет дома, в котором не было бы картин – « солотчинцы были когда-то знаменитыми богомазами ». Неподалеку от Солотчи родился и знаменитый русский поэт Есенин, и однажды рассказчику довелось покупать молоко у его родной тетки.

Мой дом

В Мещере рассказчик жил в маленьком доме. Это была « бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом » и стоявшая в глубине густого сада. Но в самом доме рассказчик ночевал редко. Он предпочитал спать в старой беседке, на свежем воздухе, чтобы туманным утром отправиться на рыбалку и затеряться в « огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба ».

Бескорыстие

Рассказчик пишет, что любит Мещерский край не за его природные богатства, а за « то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно ». Он благодарен этой земле, научившей его « видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было ».

Заключение

Рассказ Паустовского учит находить прекрасное в малом, ценить и беречь природу, уметь наслаждаться красотой родного края, даже если на первый взгляд она может показаться неприметной.

После ознакомления с кратким пересказом «Мещерская сторона» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 44.

Жанр: повесть

Главные герои рассказа "Мещерская сторона" и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Любитель природы, знатный рыболов.
Кратчайшее содержание рассказа "Мещерская сторона" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Автор приезжает в Мещеру и начинает исследовать эту землю.
  2. Он знакомится с лесами, озерами и мшарами Мещеры.
  3. Он ловит рыбу на озерах, на старом русле Оки, Прорве, и вспоминает смешные случаи на рыбалке.
  4. Автор знакомится с местными жителями и узнает, что из этих мест родом многие известные люди.
  5. Автор живет в маленьком домике, и почти каждое утро отправляется на рыбалку.
  6. Он любит Мещеру не за то, что она богата, а за то, что ее прелесть проявляется постепенно.
Главная мысль рассказа "Мещерская сторона"
Родной край всегда будет для человека милее всего на свете, каким бы он не был.

Чему учит рассказ "Мещерская сторона"
Повесть учит любить природу, радоваться ее красоте, удивляться ее чудесам, любить прогулки по лесам и озерам. Учит наслаждаться каждым прожитым днем, находить счастье в самых простых вещах. Учит никогда не терять способность удивляться.

Отзыв на рассказ "Мещерская сторона"
Мне очень понравилась эта романтичная повесть. Автор с большой любовью рассказывает о Мещерской стороне, и читая его описания тоже начинаешь хотеть отправиться куда-нибудь в глушь, и пожить на природе, в тишине и покое, вдали от шумных и грязных городов.

Пословицы к рассказу "Мещерская сторона"
Родной край - в сердце рай.
Где сосна взросла, там она и красна.
Всякому мила своя сторона.
Каковы глаза, такова и природа.
Летом с удочкой, зимой с сумочкой.

Обыкновенная земля.

В Мещерском крае нет особых красот, он скромен, как картины Левитана, и в нем заключена вся прелесть и разнообразие русской природы.
Здесь есть луга, боры, озера, стога сена.
В борах торжественно и тихо, озера с темною водой, болота покрыты осиной и ольхой, и всюду стоят полуразвалившиеся домики лесников.
Здесь слышны крики ястребов, стук дятлов, вой волков, звуки гармони и по утрам разноголосье петухов.
И с каждым днем этот край кажется вам все богаче и милее сердцу.
Край этот лежит между Владимиром и Рязанью.

Первое знакомство.

Впервые автор попал в Мещерскую сторону из Владимира, на стареньком поезде, где пассажиры сидели даже на площадках.Станции были завалены свежими бревнами и дикими цветами.
На станции Пилево в вагон забрался бородатый дед, и стал жаловаться, что его опять послали в музей с сообщением. В сообщении говорилось о незнакомых птицах на озере и предлагалось прислать ловцов.
Дед рассказал, как в прошлом годы был найден торчак, рога огромного оленя. Потом автор слышал много рассказов о мамонтах и кладах, но этот первый больше всего запал ему в душу.

Старинная карта.

Автор достал старинную карту 19 века, многие места на ней изменились, но она была надежней, чем советы местных жителей. Следуя этим советам, автор всегда плутал, ведь приметных ориентиров оказывалось множество. Поэтому он больше доверял собственному чутью.

Несколько слов о приметах.

Чтобы не заблудиться в лесу надо знать приметы. Например, зарубки на соснах, которые оставлял сам.
Но главные приметы - погодные. Самая простая - дым от костра. Можно предсказать погоду по росе, рыбе, заходу солнца.

Возвращение к карте.

На юге карты показана Ока. К северу от нее тянутся лесистые и болотистые места. В сосновых лесах скрываются озера и торфяные болота. А южнее Оки раскинулись обжитые рязанские степи.
На западе Мещеры есть боровые озера, и чем меньше по размеру озеро, тем оно глубже.

Мшары.

Мшары - это бывшие озера, которые со временем заросли. На них есть возвышенности - бывшие острова.
Раз автор пробирался к Поганому озеру, которое получило свое название за поганые грибы и клюкву, величиной с орех. Возле этого озера были "зеленущие трясины", смотреть на которые было боязно.
Идти по мшарам было трудно, надо было перескакивать с кочки на кочку, а между кочками стояла вода и торчали сухие острые корни берез. Мшары заросли сфагнумом и брусникой, и нога тонула во мху по колено. Путники добрались до острова и решили отдохнуть. С ними был Гайдар, который вскоре нашел следы лося. Гайдар пошел искать Поганое озеро, которое было где-то рядом, и пропал. Его не было три часа и на крики он не отзывался. Только волки подвывали с той стороны, куда он ушел. На поиски писателя отправился человек с компасом.
Стало темно, откуда-то послышались звуки автомобиля. Все удивились, а с той стороны вышел Гайдар и искавший его товарищ. Это Гайдар, которому надоело кричать, подражал сигналам автомобиля.
Гайдар рассказал, что видел Поганое озеро, и оно показалось ему страшным. Вода в озере была черной.
На следующее лето автор все-таки добрался до Поганого озера. Вода действительно оказалась черной, а в озере водились черные окуни, которых писатель ловил на леску.
Местные жители после этого стали считать автора отчаянным.

Лесные реки и каналы.

Через леса текут две реки. Солотча извилистая и богатая язями, а Пра более крупная, на ее берегах много деревень и есть ватная фабрика, из-за которой дно реки покрыто слоем ваты.
Кроме рек есть каналы. Болота собирались осушать еще при царе, но земля оказалось бедной, и осушение забросили. А каналы заросли и в них гнездятся утки и лини.
Эти каналы очень живописны, заросли нависают над ними арками, по берегам растут камыши. Тишина нарушается лишь звоном комаров.
Здесь водятся водяные крысы, которые успешно ловят рыбу.

Леса.

Сосновые леса Мещеры светлые и сухие. В ветер они шумят. От них идет стойкий смолистый запах. Есть здесь и еловые леса, березовые, и дубовые перелески. Последние непролазные и в них живет множество злющих муравьев.
Тишина этих лесов завораживает, в них хочется говорить шепотом.
Однажды автор ночевал на Черном озере вместе с друзьями. Они взяли лодку и поплыли ловить рыбу. Внезапно совсем рядом вынырнул огромный острый плавник щуки, она легко могла потопить лодку. Рыбакам пришлось срочно возвращаться на берег, а щука преследовала их.
На берегу люди увидели волчицу с волчатами, ее пришлось спугнуть камнем.
Черное озеро названо так из-за черной воды. Озера Мещеры разного цвета, но черных больше всего. Но есть озера фиолетовые,желтоватые, оловянные. Черный цвет озер объясняется торфом, чем он старее, тем чернее дно озера.

Луга.

Между лесами и Окой тянутся заливные луга. В них находится старое русло Оки - Прорва, глубокое, заросшее, с крутыми берегами. На одном плесе автор видел огромные репейники и дождевики, большая часть русла заросла такими густыми травами, что невозможно пристать к берегу, над руслом почти всегда дымка - туман или мгла.
Автор полюбил бывать на Прорве осенью. Он приезжал с лодкой, ставил палатку и ловил рыбу. Ночное небо над Прорвой полно ярких звезд.

Небольшое отступление от темы.

Однажды в Солотчу приехал старик из Москвы, рыбак. Он ловил рыбу на спиннинг. Ходил по берегам, забрасывал спиннинг и неизменно вытаскивал пустую блесну. Старик жаловался на судьбу, особенно когда рвал леску.
Раз его взяли на озеро Сегден. Всю ночь старик простоял на ногах, боясь сесть на мокрую траву. Потом наступил в яичницу, и разбил кувшин с молоком. Все смеялись до упаду.
И вот старика взяли рыбачить на Прорву. Старику повезло, он вытащил пудовую щуку и положил на берегу возле воды. Потом достал пенсне и стал разглядывать рыбу, любуясь ее красотой. Но щука не хотела просто лежать. Она смахнула хвостом пенсне и прыгнула обратно в воду.
В тот же день старик уехал обратно в Москву.

Еще о лугах.

В лугах много озер. На дне одного лежат мореные дубы, в другом водились бобры, в третьем золотые лини, четвертое тянулось на многие километры, а пятое славилось капризной рыбой. На озере Музга отдыхают журавлиные стаи, а Селянское озеро облюбовали стаи уток. Одно озеро автор в шутку назвал Лангобардским, в честь бородатого сторожа, а вскоре местные жители окрестили озеро Амбарским.
Разнообразие трав в лугах огромное. Здесь растут цикорий, клевер, ромашка, укроп, гвоздика и сотни других трав. Есть и луговая клубника.

Старики.

На лугах в землянках и шалашах живут болтливые старики - сторожа огородов, паромщики, корзинщики. Знакомство с ними случается обычно во время грозы. Старики любят поговорить о вещах необыкновенных - водяных еропланах-глиссерах, французской кухне, барсучьих бегах.
Как-то автор заночевал у деда Степана, худого и бородатого. У его костра сидела девочка лет двенадцати, которая до ночи искала в лугах телку, и приблудилась. Степан угостил девочку огурцом, и стал варить в котелке похлебку.
Он стал рассказывать, что все окрестные места когда -то были монастырскими, и житье в те времена было жуткое. Мужики еще ничего, справлялись, а у баб даже черви в глазах заводились от постоянной близости к огню на кухне.
Девочка испугалась, но Степан успокоил ее, сказав, что сейчас у девок совсем другая жизнь. И вспомнил некую Малявину, которая теперь певица в Москве и деду присылает каждый месяц по двести рублей.

Родина талантов.

Целый год автор прожил в Солотче у портнихи Марьи Михайловны, одинокой женщины. В ее избе висели две картины итальянского художника. Тот приезжал в эти места и оставил картины отцу Марии.
В соседнем саду стоял большой дом, академика Пожалостина, умершего до революции, и в нем жила его дочь, уже старуха.
Автор недоумевал, Пожалостин - известнейший гравер и вдруг в этих местах. А тут еще колхозники стали ждать художника Архипова. Пожалостин, Архипов, Малявин, Голубкина - все родом из этих мест. А деревня славилась своими иконописцами.
На следующий год автор поселился в доме Пожалостина. Ему приносила сметану старуха, тетка поэта Есенина, который тоже был родом из этих мест.
На одном из озер автор познакомился с Кузьмой Зотовым, бывшим бедняком, который своих сыновей вывел в люди. Один стал заведовать ихтиологической станцией, второй стал учителем ботаники, а Вася еще учится в школе, но хочет стать художником. Именно он нашел краски французского художника, который потерял их в спешке из-за грозы.

Мой дом.

Про свой дом автор рассказал особо. Это бывшая баня, которая стоит в густом саду. По саду вечером шныряет множество котов, которые мечтают украсть пойманную автором рыбу.
Осенью сад засыпан листьями и в домике становится светло. Автор редко в нем ночевал, но когда оставался дома, старался ночевать в старой беседке, где воробьи пытались клюнуть тикающие часы.
Автор просыпается на рассвете, идет в дом, заваривает чай, потом берет весла и спускается к реке. Он отплывает в тумане, и эта затерянность в огромном мире кажется автору счастьем.

Бескорыстие.

Можно много писать о Мещере. Этот край прекрасен и его любишь за то, что его прелесть раскрывается не сразу. Чем больше ее узнаешь, тем больше начинаешь любить.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Мещерская сторона"

К.Паустовский – повесть «Мещерская сторона». При­рода для К. Паустовского – это не только прекрасные карти­ны полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведени­ях. Это и выражение любви к родной земле, к русской приро­де. Чувство природы для Паустовского – неотъемлемый эле­мент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, заинтересован­ному, бережному отношению к прошлому своей страны, к людям, к языку и быту.

Природа всегда находится в центре внимания этого писа­теля. Он много путешествовал и отразил свои впечатления в своих лучших произведениях. Особенно привлекала Паустов­ского природа средней полосы России с ее тихой, гармонич­ной, немного печальной жизнью. О такой природе рассказы­вает нам повесть «Мещерская сторона». «В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как кар­тины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение. Главы не соеди­нены общим сюжетом, но при этом объединены общим геро­ем-рассказчиком, странником, путешествующим по дебрям нетронутой, почти дикой природы. В «Мещерской стороне» писатель открывает новый взгляд на мир – это стремление к гармонии всего живого и сущего, стремление разрешить, пре­одолеть все противоречия между человеком и природой.

В повести писатель создает прекрасные картины скром­ной русской природы. Какими же средствами это достигает­ся? Писатель использует необыкновенно красочную цвето­вую палитру, необычные, образные сравнения, эпитеты: мы видим «лиловые колокольчики на полянах», озеро блестит, как «черное, косо поставленное зеркало», закат золотит деревья «старинной позолотой», «Голубым хрусталем загорается на заре Венера».

Но, кроме разнообразной цветовой гаммы, писатель обра­щает наше внимание на различные звуки, которыми насы­щены эти места. Здесь писатель нередко использует прием олицетворения. Мещёрский край у Паустовского шумит, звенит, поёт на разные голоса. «На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра», «Туман шур­шит в саду», «Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлета­ются в стороны», «Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки». Очень при­влекательна на Мещере и тишина, когда колокольчик заблу­дившейся коровы слышен путнику за километр.

Кроме того, Мещёрский край – край особых лесных за­пахов. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождём – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке, до него «уже не доносится запах дыма сельс­ких печей». Впереди у него – «пустынный сентябрьский день»: «Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей ли­ствы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низ­кого неба».

Постепенно более четко обрисовывается в повести образ героя-рассказчика. Мы видим, что это человек добродушный, любящий и понимающий природу, охотник, рыболов, живо интересующийся людьми, окружающим миром. Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И, рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле. Это пасту­хи, паромщики, сторожа, лесники – самые обыкновенные, простые люди, но все замечательные и добрые, в каждом из них автор находит какую-то интересную, яркую, запомина­ющуюся черту. Так, примечателен в повести образ старого деда-корзинщика Степана, по прозвищу «Борода на жердях». Он приютил в своем шалаше заблудившуюся девочку, рас­сказывает герою истории о прошлом Мещерского края.

Эти места очень богаты талантами. Так, село Солотча – это родина известного гравера Пожалостина, художников Ар­хипова и Малявина, скульптора Голубкина. Здесь же встре­чается герой-рассказчик и с теткой Сергея Есенина, который родился неподалеку от Солончи.

Событийный план повести представлен историей похода героев на Поганое озеро и историей незадачливого московс­кого рыболова. В первом сюжете герои чуть не потеряли свое­го товарища, писателя Гайдара, который в одиночестве пошел искать Поганое озеро, которое имело в народе дурную славу. Однако потом Гайдар нашелся – на поиски его отправился еще один путник с компасом. История незадачливого рыболова-москвича придает всему повествованию комический оттенок. В образе этого человека автор представил нам героя, не приспособленного к жизни в лесу, на природе. Он неловок, лишает всех завтрака, нечаянно угодив ногой в приготовлен­ную яичницу и разбив кувшин с молоком. Рыба у него не клю­ет. Когда же ему удалось вдруг выудить огромную щуку, то пока он любовался и восторгался ей, «щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаха ударила старика хвостом по щеке», сбив с него пенсне.

Таким образом, в повести писатель воссоздает неповтори­мый мир чистой, первозданной природы. И основной прин­цип Паустовского – найти прекрасное в обыденном. Он го­ворит о том, как необыкновенна эта простая земля. «Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким не­бом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к кото­рому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».