Ребенок прогуливает школу – что делать родителям. Чем опасны прогулы уроков? Что будет если я пропускаю школу

Да, я действительно не против прогулов. Но прежде чем осуждать меня, послушайте, что я скажу. В этом году мои дети перешли в среднюю школу. И перед началом учебного года нам устроили общее родительское собрание. Директор взял слово и открыл презентацию в Power Point. На белом листе были жирным выделены три самые важные вещи, на которые родители должны обратить повышенное внимание. Безопасность, коммуникация с учителями и … посещаемость.

Когда эта презентация появилась на экране, я заметила, как все мои знакомые родители, сидевшие в аудитории, повернулись и посмотрели на меня. Я же сделала poker face.

Конечно, я понимаю, закон есть закон, и дети должны ходить в школу определенное количество дней в году. И я не собираюсь разрешать детям пропускать школу, чтобы полежать на диване перед телеком в тот день, когда у них важная контрольная. Но, черт возьми. Я родила этих детей. Я вынашивала их 9 месяцев, учила их ходить, говорить, какать в горшок и есть вилкой. Я ежедневно их кормлю (иногда даже здоровой едой), покупаю им одежду, записываю на хорошие кружки и каждую неделю трачу несколько часов на то, чтобы довезти их до этих кружков и забрать оттуда.

Я вытираю их рвоту, терплю их истерики, заставляю есть овощи и даже иногда помогаю с математикой. И догадайтесь, что еще я делаю? Забираю их на несколько дней из школы, когда мне вздумается! Потому что это мое право!

Я знаю, что некоторые родители меня не одобряют, а учителя шушукаются за моей спиной, но мне не важно их мнение – мне важны мои дети. И, кстати, я никогда не разрешу детям прогуливать, если не буду уверена, что это стоит того.

Год за годом я хожу на личные встречи с учителями и объясняю, что образование не кажется мне самой приоритетной вещью на свете. Да, мои дети стараются, да, они вежливы и воспитаны, и они всегда делают свои домашние задания. Школа – это важно, факт. Но в нашей семье на первом месте стоят отношения. И точка.

Это значит, что если мы решили отправиться в поездку, которая подарит нам прекрасные воспоминания, то мы абсолютно точно выберем ее, а не уроки математики. Или если у кого-то из наших родственников случилось что-то важное – пусть даже он живет за 1000 километров от нас, мы поедем туда. И пусть даты этой поездки не совпадают с майскими праздниками или Днем независимости.

Не поймите меня неправильно. Я очень стараюсь быть вежливой и не ожидаю, что учителя спокойно воспримут отсутствие моих детей на уроках. Я всегда стараюсь подстраховаться и слежу, чтобы они делали домашнее задание даже во время поездок. И я всегда обещаю учителям, что мы нагоним весь пройденный материал. Да, я понимаю, что чем старше мои дети, тем сложнее школьная программа, и тем труднее им будет. Но я также знаю, что важно для моей семьи – и это определенно не школьное расписание.

Есть и еще одна причина. В наших поездках дети не только общаются с семьей, становясь ближе друг к другу и к нам, они также приобретают новый опыт. А личный опыт, считаю я, всегда учит лучше, чем любые школьные занятия. Что лучше – читать о древнем Риме в учебнике или прогуляться по Колизею? Заполнять математический тест или научиться конвертировать доллары в евро? Путешествия не только позволяют получить множество новой информации, но и знакомят тебя с новыми странами и культурами. Так ты становишься более эмпатичным, учишься принимать другие обычаи и точки зрения. Подобный опыт учит тебя приспосабливаться к новым обстоятельствам – а это очень нужно во взрослой жизни.

К тому же новые знания мы получаем не только во время путешествий. Перед поездкой мы много читаем о том месте, куда собираемся, планируем экскурсии и прогулки – дети могут узнать много нового тысячей разных способов. Иногда я даже прошу детей сделать презентацию в Power Point после поездки, чтобы они могли рассказать классу о том, что видели и где были (да, я знаю, это жестоко).

Моя работа как матери заключается в следующем: я должна следить за безопасностью своих детей, давать им стойкое чувство, что они любимы, и учить их. Если из 160 учебных дней они пропустят 20, но зато проведут время со своей 97-летней прабабушкой, пообщаются с кузенами, которых редко видят, или съедят вкусное мороженое в итальянском городке, то я буду считать себя по-настоящему хорошей матерью. Поэтому я вовсе не чувствую себя виноватой за то, что мои дети иногда пропускают школу. Это для их же блага.

Доброго времени суток. Вы заинтересуетесь данной статьей, если ваш ребенок прогуливает школу. Вы узнаете вероятные причины подобного поведения и способы их решения с учетом психологических особенностей.

Вероятные причины

Родители должны понимать, что способствовать прогулу могут различные предпосылки. Очень важно вовремя заметить изменения в поведении ребенка, предпринять определенные меры до того, как все зайдет слишком далеко.

  1. У ребенка появляются увлечения или занятия, которые привлекают его значительно сильнее, чем уроки в школе. Вы скажите, что для современных детей любое занятие будет лучше, чем просиживание штанов за партой. Это действительно так, что весьма печально. Не удивляйтесь, если ваш сын или дочь убегут с урока, чтоб попасть в кинотеатр или на свидание.
  2. Сильный страх провала на уроке. Например, малыш может прогулять математику, потому что не подготовился к контрольной работе или литературу, потому что не выучил стих наизусть.
  3. Вредные привычки и плохие компании.
  4. Боязнь других детей в классе вызывает желание не идти в школу. Такое наблюдается, если над ребенком регулярно издеваются, образовавшийся конфликт не решается. Малыш действительно боится своих обидчиков, так он будет прогуливать целые дни.
  5. Поддержка своевольного поведения со стороны родителей.

Так я несколько раз пошла на поводу у своего сына. Думала, что он действительно плохо себя чувствует, а это было способом остаться дома и прогулять уроки. После двух таких случаев, я окончательно раскусила его задумы и впредь вела себя по-другому. Если сын, пробуждаясь, начинал жаловаться на плохое самочувствие, я все-равно отправляла его в школу, и говорила подходить к учителю или сразу в медпункт, если станет плохо. Медсестра сможет посмотреть и оценить его состояние. В первое время он еще пытался мне названивать со школы, просил уйти с уроков. Я в свою очередь, говорила обратиться к медсестре, чтоб она мне сказала, нужно забирать сына или нет. После этого Никита клал трубку и больше не звонил, после всех уроков в нормальном самочувствии возвращался домой. После нескольких неудачных попыток понял, что больше не получится водить меня за нос. Теперь он говорит о плохом самочувствии, когда действительно заболевает. Бесспорно, иногда я переживаю, вдруг ребенку действительно плохо. В таких случаях я предлагаю сыну вместо школы отправиться в поликлинику на прием к врачу. Ведь специалист сможет выявить, что с ним не так. И если это способ манипуляции, то ребенок отказывается идти к доктору.

  1. Малыш может пропускать занятия, если его наказали после серьезного проступка и потребовали привести в школу свою маму или папу. Ребенок боится сообщить родителям о случившемся, решает не ходить на уроки.
  2. Боязнь контрольных. Ребенок систематически не появляется на проверочных работах.
  3. Низкая самооценка, ощущение себя неполноценным членом общества.
  4. Трудности социализации. Достаточно часто встречаются в подростковый период.
  5. Проблемы с определенным учителем. Страх быть униженным.
  6. Полное отсутствие интереса к занятиям.
  7. Сильное отставание в успеваемости.
  8. Неприязнь к определенным предметам или серьезные сложности в их усвоении.
  9. Завышенные требования мамы с папой.
  10. Пропуск занятий из-за тренировок, подготовки к концерту или соревнованию.
  11. Чувство вседозволенности и безнаказанности.
  12. Способ произвести впечатление на «элиту» класса. Желание показаться крутым.

Признаки

Существует ряд проявлений, по которым родитель сможет заподозрить, что дочка или сын пропускает уроки или это скоро произойдет.

  1. Вы часто слышите жалобы на учителя или одноклассников.
  2. Малыш подолгу разными способами пытается оттянуть выполнение домашних заданий.
  3. Психует, когда вы начинаете разговаривать об его успехах в школе.
  4. Нарушение сна, частые кошмары.
  5. Часто головные боли без видимых на то причин.
  6. Дружба с детьми из неблагополучных семей.
  7. Малыш с трудом поднимается по утрам, нехотя сползает с кровати, медленно собирается в школу.
  8. Регулярно просит хотя бы денек остаться дома.
  9. Отсутствует любой интерес ко всему, что связано со школой, даже к тому, как он выглядит и во что одет.
  10. Снижение или отсутствие аппетита.
  11. Замкнутость в себе. Нежелание идти на контакт с мамой или папой.

Что делать

Родители паникуют, когда узнают, что их ребенок прогуливает школу. Что делать, как быть, как вразумить свое чадо? Главное — не рубить с плеча и не применять физическое наказание. Давайте рассмотрим полезные рекомендации.

  1. Узнав о том, что ребенок прогулял урок, поговорите с учителем, выясните, возможно, проблемы в школе, конфликты с детьми или педагогами. Выясните, имеет ли место проблема в характере ребенка.
  2. Попробуйте поставить себя на место сына или дочери, рассмотрите ситуацию с его точки зрения. Попытайтесь откровенно поговорить с ребенком, как с другом. Выясните причины подобного поведения.
  3. Когда имеет место конфликт с учителем, то нужно его решать незамедлительно. Вот только не стоит устраивать скандал, особенно на глазах у ребенка или бежать жаловаться к директору. Лучше найдите способ мирного решения сложившейся ситуации, попробуйте подружиться с учителем, попросите начать по-другому относиться к вашему чаду.
  4. Если проблема в недостатке знаний, ребенок не поспевает за остальными детьми или ему не даются конкретные предметы, самое время нанять репетитора.
  5. Контролируйте свою дочь или сына, но не переступайте дозволенную черту. Делайте это незаметно для него.
  6. Запишите свое чадо на дополнительные занятия, в школьные секции или кружки. Но стоит быть осторожным, чтоб они не мешали основной учебе.
  7. Не стоит идти на поводу у ребенка, оставлять его каждый раз дома, как он этого захочет.
  8. Если всему виной проблемы с одноклассниками, то для решения такой ситуации лучше проконсультироваться с психологом.
  9. Приучайте ребенка к распорядку. Он должен чувствовать ответственность за свои поступки.
  10. Налаживайте контакт с учителями, чтоб быть в курсе всех проблем и забот своего отпрыска.
  11. Уделяете ребенку побольше внимания, интересуйтесь его жизнью, показывайте, что он вам не безразличен.
  12. Следите, чтоб у малыша был полноценный сон и здоровое питание.
  13. Мотивируйте ребенка к школьному обучению и важности посещения занятий.
  14. Важно знать, с кем ваше чадо проводит свободное время, как они на него влияют.
  15. Если у ребенка возникают трудности с выполнением домашнего задания, помогайте ему, объясняйте.
  16. Позаботьтесь о нормальном уровне психологического комфорта в вашей семье.
  17. Обязательно показывайте ребенку, что всегда готовы прийти на помощь, позаботиться и защитить.
  18. Своевременно замечайте изменения в характере и поведении малыша, при необходимости обращайтесь к психологу за консультацией.
  19. Родители должны учитывать также и такой вариант, когда дочка или сынок просто не способны к обучению в школе. В таких ситуациях верным решением является переход на самостоятельное обучение в домашних условиях.

Ошибки по неопытности

Большинство родителей не задумываются над тем, правильно ли они поступают, когда реагируют на поведение ребенка тем или иным способом. Нередки случаи и серьезных ошибок.

Давайте рассмотрим, как нельзя поступать.

  1. Не стоит категорично запрещать ребенку пропускать уроки, лучше сказать, что при серьезной необходимости пропуск будет допустимым.
  2. Не нужно противостоять редким прогулам занятий, если это никак не сказывается на уровне успеваемости школьника.
  3. Отсутствие желания выявить причину подобного поведения и отказ от решения проблемы. Очень важно выявлять предпосылки, общаться с ребенком на равных, фактически дружить с ним. Это поможет своевременно отреагировать и исправить сложившееся. Можно доступно объяснить малышу о его поступках, привести доводы.
  4. Нельзя , наказывать его лишением еды или воды.

Когда процесс запущен

Возможно, в первое время вам удавалось уговаривать своего ребенка, убеждать в неверности его поступков. Однако, может наступить момент, когда чадо начнет . Прогулы станут регулярными и систематическими. В такой ситуации маме необходимо отправиться вместе с ребенком к психологу, например, к школьному. Специалист поможет разобраться в причинах нетипичного поведения, подскажет, как действовать. Нужно учитывать, что зачастую дети не сами решаются на такой поступок. Как правило, их подбивают сомнительные друзья. Не удивляйтесь, если вместе с пропусками занятий окажется, что ваш сын или дочь уже курят. Иногда родителям необходимо провести небольшое расследование, чтобы выявить, что и как творится в жизни ребенка. В наш век социальных сетей всю полезную информацию можно найти на страничке своего отпрыска и его друзей.

Теперь вы знаете, если ребенок прогуливает уроки, что делать и как себя вести. Не забывайте о необходимости налаживать контакт со своим чадом, обзаводится доверительными отношениями, быть на связи с учителем и знать о школьной жизни дочери или сына.

Это время дает новый опыт и ставит многие сложные личностные задачи. Значительная часть времени проходит в школе - это место, где давление в классе и взаимоотношения с другими детьми могут вызывать стресс. Некоторые подростки обычно относятся к новым ситуациям с энтузиазмом, другие же склонны проявлять потребность в близких отношениях в кругу семьи. У некоторых детей сама мысль нахождения в школе вдали от дома и родителей уже вызывает сильное беспокойство. Такие дети, в особенности если им приходится сталкиваться с ситуациями, которые их пугают или с которыми, как им кажется, они не справятся, будут делать все, чтобы не возвращаться в школу.
Подобного рода уклонение от посещения школы - которое иногда называют отказом от посещения школы или боязнью посещения школы - явление нередкое и касается примерно 5% детей. Такие подростки могут раз и навсегда отказаться ходить в школу или придумывать причины, почему им не следует туда ходить. Они могут часто пропускать школу, жалуясь на плохое самочувствие с неопределенными, необъяснимыми симптомами. У многих детей проявляются симптомы, связанные с чувством тревожности и беспокойства, которые они не могут сознательно контролировать. Возможно, у них случаются головные боли, боли в животе, гипервентиляция легких, тошнота или головокружения. В целом более четкие симптомы, такие как рвота, диарея, высокая температура или потеря веса, имеющие физическую основу, встречаются достаточно редко. Симптомы отказа от посещения школы чаще всего проявляются в школьные дни и отсутствуют по выходным дням. Когда таких детей осматривает врач, он не может поставить диагноз истинного заболевания. Тем не менее, поскольку симптомы, на которые жалуется ребенок, могут быть вызваны физическим заболеванием, как правило, основой оценки состояния должен быть медицинский осмотр.
Чаще всего подростки, избегающие посещения школы, точно не знают, почему они чувствуют себя больными, поэтому им может быть сложно объяснить причину своего дискомфорта или расстройства. Но если беспокойства, связанные со школой, приводят к уклонению от ее посещения, само проявление симптомов может служить сигналом об эмоциональной борьбе с такими проблемами, как:

  • боязнь неудачи;
  • насмешки со стороны других детей (к примеру, ребенка могут дразнить, потому что он толстый или маленький ростом;
  • беспокойства по поводу того, как пользоваться туалетом в общественном месте;
  • «подлости» со стороны учителя;
  • угрозы получения физического вреда (как формы школьных драк);
  • действительное получение физического вреда.

Для некоторых подростков школьная обстановка может усилить уже имеющееся напряжение. К примеру, если у ребенка имеется склонность к проявлению чрезмерной сознательности и ожидания от себя самого только хороших успехов, боязнь неудачи может постепенно привести к подавляющему и парализующему чувству страха.
В некоторых случаях, возможно, детям пришлось пережить потерю любимого человека, который умер, развод или переезд в другой город. Особенно если ребенок еще маленький, он может бояться, что в его отсутствие дома может случиться еще одна потеря.
Помимо самой школьной обстановки уклонение от посещения школы может быть связано с трудностями разлучения ребенка с родителями и потерей чувства безопасности при получении большей независимости. У таких подростков существует склонность к неуверенности в себе, они менее независимы, чем их сверстники, и менее социально активны. Они могут неохотно оставаться на ночь у друзей, предпочитая проводить время дома с родителями. Некоторые дети, у которых имеются инвалидность или хронические заболевания, могут еще больше сопротивляться походу в школу и нахождению вдали от дома, который служит для них убежищем и местом, где о них заботятся.
Одновременно с тем как родители таких детей проявляют свою любовь и понимание, они также могут проявлять и излишнюю опеку. В некоторых случаях родители испытывают депрессию или имеют физическое заболевание и могут неосознанно желать проводить время в компании с ребенком. Подросток зачастую является единственным ребенком в семье или особым ребенком в каком-либо ином отношении - к примеру, он может быть первым или последним ребенком в большой семье.
По мере того как ребенок достигает подросткового возраста, боязнь школы уменьшается; тем не менее, когда такое состояние развивается в предподростковом возрасте, это вызывает большое беспокойство. Подростки младшего возраста, испытывающие такое чувство страха, часто боятся становиться старше. Также они могут быть слишком подавлены стрессовой ситуацией дома, затрагивающей их чувство безопасности или уверенности в себе, вследствие чего они еще менее способны столкнуться со сложным задачами в процессе учебы и социальной жизни.

Как бороться с прогулами школы

Прежде всего, чтобы справиться с уклонением от посещения школы, ребенку необходимо пройти осмотр врача, который исключит физические заболевания и поможет родителям составить план лечения. Как только врач исключит физические заболевания как причину нежелания ребенка посещать школу, все усилия родителей должны быть направлены не только на то, чтобы понять, какое давление испытывает подросток, но также и на то, чтобы вернуть ребенка в школу.

Вот некоторые указания, как помочь ребенку справиться с его проблемами.

  • Обсудите вместе с ребенком причины, по которым он не хочет ходить в школу. Рассмотрите и определите все возможные причины. Проявите сопереживание, поддержку и понимание проблем ребенка. Постарайтесь решить все стрессовые ситуации, которые вы вместе определили как причину беспокойства ребенка.
  • Дайте подростку понять, что вы понимаете его тревоги, но все же настаиваете на его немедленном возвращении в школу. Чем дольше ребенок будет оставаться дома, тем сложнее ему будет вернуться в школу. Объясните ребенку, что его состояние здоровья вполне нормальное, а физические симптомы, вероятно, вызваны переживаниями, которыми он с вами поделился, - возможно, это переживания по поводу отметок в школе, домашнего задания, взаимоотношений, с учителями, переживания, вызванного социальным давлением, или небеспочвенные страхи насилия в школе. Дайте ему понять, что посещение школы является обязательным для всех детей согласно законам вашей страны. При этом он будет продолжать оказывать на вас давление, чтобы вы позволили ему остаться дома, но вы должны решительно настаивать на его возвращении в школу.
  • Обсудите уклонение от посещения школы вашего ребенка с работниками школы, включая учителей, директора и медсестру. Поделитесь вашими планами относительно возвращения ребенка в школу и заручитесь их поддержкой и помощью.
  • Возьмите за правило быть предельно решительными утром, когда ребенок отправляется в школу и жалуется на свои симптомы. Старайтесь свести к минимуму обсуждения на тему проявления у него симптомов или переживаний. К примеру, не спрашивайте ребенка о том, как он себя чувствует. Если он чувствует себя достаточно хорошо для того, чтобы встать с постели и ходить по дому, тогда он вполне может идти в школу. Не проявляйте в открытую свои сомнения относительно того, правильно ли вы делаете, отправляя ребенка в школу. Как только ребенок начнет постоянно ходить в школу, его физические симптомы, вероятно, перестанут проявляться.
  • Если тревоги вашего ребенка слишком сильные, ему может быть лучше возвращаться в школу постепенно. К примеру, в первый день он может проснуться утром, одеться, а после этого вы провезете его мимо школы, чтобы он испытал чувства, связанные с возвращением в школу, прежде чем вы вместе с ним вернетесь домой. Во второй день он может пойти в школу на полдня либо только на свой любимый урок или несколько уроков. На третий день ребенок может окончательно возвращаться в школу на весь день.
  • Ваш педиатр способен помочь облегчить переходный период возвращения ребенка в школу, выписав справку, в которой будет сказано, что у ребенка ранее проявлялись некоторые симптомы, ввиду которых он не мог посещать школу, но, несмотря на то, что симптомы могут сохраняться, теперь он уже может вернуться в школу. Это поможет ребенку избежать чувства стыда и унижения.
  • Попросите работников школы помочь вам, пока ребенок находится в школе. Школьная медсестра или секретарь могут позаботиться о ребенке, если у него начнут проявляться симптомы, и уговорить его вернуться в класс.
  • Если причиной беспокойства ребенка является такая проблема, как издевательства в школе или несправедливый учитель, выступите в роли адвоката ребенка и обсудите эти проблемы с работниками школы. Учитель или директор школы должны будут уладить некоторые моменты, чтобы уменьшить давление, оказываемое на ребенка в классе или на игровой площадке.
  • Если ваш ребенок остается дома, убедитесь в том, что ему комфортно и он в безопасности, но при этом он не должен получать никакого специального лечения. Все его симптомы должны лечиться исходя из анализа и понимания ситуации. Если жалобы ребенка оказываются небезосновательными, ему следует оставаться в постели. Но этот день дома не должен стать для него праздником: не давайте ему никаких особенных угощений и лакомств, не пускайте посетителей; ребенок должен постоянно находиться под присмотром.
  • Вашему ребенку может быть необходимо пройти осмотр у врача, если ему приходится оставаться дома из-за болезни. Причины, по которым ребенок остается дома, могут включать в себя не только жалобы на то, что он плохо себя чувствует, но и проявление вполне распознаваемых симптомов: температура выше 38,3 °С, рвота, диарея, сыпь, частый сухой кашель, ушная или зубная боль.
  • Помогите ребенку стать независимым, поддерживая мероприятия и занятия с другими детьми за пределами дома. Это могут быть клубы, спортивные секции и ночевки у друзей или родственников.

Когда следует обращаться за помощью, если ребенок прогуливает школу

Хотя вы можете постараться уладить проблему с отказом от посещения школы самостоятельно, но если уклонение ребенка от школы длится дольше недели, вам и вашему ребенку может требоваться профессиональная помощь, чтобы справиться с этой проблемой. Прежде всего вашего ребенка должен осмотреть педиатр. Если ребенок по-прежнему отказывается посещать школу либо у него проявляются хронические или периодически возникающие признаки проблем с разлучением, ваш врач может порекомендовать получение консультации детского психиатра или психолога.
Даже если ребенок не имеет склонности ввязываться в авантюры, проявление у него необъяснимых физических симптомов должно послужить причиной проведения медицинского обследования.

Хочу поговорить про школу и про обязательность или необязательность школьного посещения.

От многих российских знакомых я довольно часто слышу, что одним из преимуществ жизни в России является возможность в любой момент забрать ребенка из школы и поехать с ним в отпуск, кататься на лыжах, пойти в поход и т.д. Причем речь идет не о том, чтобы прогулять один-два дня, а о сроках от недели до месяца. То есть, насколько я понимаю, в России это вещь абсолютно нормальная и повсеместно практикуется.
В Германии такое, действительно, официально запрещено - можно прогулять три дня с запиской от родителей, если больше - уже требуется справка от врача. В википедии написано, что за прогулы взимаются денежные штрафы, хотя о реальных случаях, когда родителей штрафовали за то, что ребенок прогуливает школу, я не слышала. Но дело даже не в этом. Я подумала, что если я вдруг захочу "отмазать" детей от школы ради какого-нибудь похода и напишу официальное заявление на имя директора, что речь идет о супер важном мероприятии по сохранению родного языка, то директор, может быть, и отпустит, но дети ведь сами не согласятся. И не потому, что они какие-то особенно примерные и образцово-показательные ученики.

Я здесь не беру вариант, когда ребенок школу ненавидит, при каждой возможности старается ее прогулять и ходит туда только потому, что родители заставляют. Мне кажется, что это ненормальная ситуация, и что в таком случае нужно срочно с этим что-то делать. У меня был такой период, когда мака не хотела ходить в школу, потому что ее травили в классе, и я разрешала ей прогуливать практически через день и писала записки в школу, что она отсутствовала по состоянию здоровья. Но мы тогда занимались этим вопросом, пытались наладить ситуацию в старой школе, параллельно искали новую, и было ясно, что это временная ситуация, которая как-то разрешится и которую надо как-то перетерпеть.

Но вот если ребенку нравится в школе, и он ходит туда более менее с удовольствием, то он же оказывается вписан ткскть в процесс, в школьную жизнь. И там постоянно что-то происходит - тесты, контрольные, рефераты, репетиции, школьные концерты, праздники, спектакли, конкурсы, поездки, еще какие-то события. Кроме формальных, собственно школьных мероприятий есть еще и неформальные вещи - общение с друзьями, совместная подготовка к контрольным или рефератам, дни рождения... И ребенок, не говоря уже о самом пропущенном материале (который, конечно же, можно прочитать в учебнике), из всего этого тоже выпадает. Придя потом в школу после долгого отсутствия, он обнаруживает, что какие-то важные вещи произошли без него, что он не в курсе многих классных дел, что в его отсутствие сложились новые компании, что дети, с которыми он дружил до того, заняты вместе каким-то проектом, который начался, когда его не было, а он остался в стороне, и тд. И обычно ребенок это понимает, и сам не хочет долго отсутствовать в классе в учебное время.

Поэтому я не совсем понимаю подобную позицию родителей. Вот как можно просто так взять и увезти ребенка в отпуск во время учебного года? А вдруг у него в это время школьный спектакль, для которого он полгода репетировал и играет главную роль? А вдруг у него презентация годового проекта? Важный зачет? Я вижу два варианта: один - это описанный мной в начале, когда ребенок школу по определению ненавидит и рад любой возможности прогулять. А другой - это когда родители считают, что дела ребенка - это вещь совершенно не важная, и вообще не нужно на них обращать внимание и подстраиваться, а исходить исключительно из своих планов. Если нам удобно в это время ехать в отпуск, потому что складывается на работе, дешевле путевки и тп., значит мы едем и берем ребенка с собой, а что у ребенка тоже могут быть какие-то свои дела и планы - мало кого интересует. Или же родители придерживаются позиции, что школа это вообще не важно, это в любом случае лишь необходимое зло, а мы хотим распоряжаться временем ребенка сами и только сами решать, когда ему туда ходить, а когда нет. Мне кажется, что это из серии "Закон? Какой такой закон?" Но, с другой стороны, те же родители обычно бывают очень озабочены выбором школы для ребенка, чтобы она была не "обыкновенной дворовой", а хорошей, элитной, престижной, много времени тратится на подготовку к школе, есть экзамены, отбор, берут не всех и тп.

И вот у меня как-то не увязывается одно с другим. Может быть, я чего-то не понимаю? Объясните.

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Постоянные прогулы имеют негативный характер. Согласно статье № 43 Закона «Об образовании», прогулы считаются грубым нарушением устава образовательного учреждения, за что учащийся может быть отчислен из школы.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

Причины прогулов

Причины прогулов вызваны субъективными и объективными обстоятельствами.

Субъективные

Они связаны с личностью ребенка и его индивидуальными особенностями. К ним относятся:

  1. Низкий уровень мотивации к обучению . Ребенок не понимает для чего ему учиться и зачем нужны знания школьных предметов.
  2. Неумение сочетать учебу с увлечениями – компьютер, спорт, кружки. В старшем возрасте – юношеская любовь.
  3. Пробелы в уровне подготовке , порождающие страх ошибиться, выглядеть нелепо, быть хуже всех в классе, создающие дискомфорт.
  4. Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями из-за особенностей характер: неуверенность, зажатость, закомплексованность.

Объективные

Они вызваны проблемами, исходящими от образовательной среды.

  1. Неправильная организация образовательного процесса , не учитывающая индивидуальные потребности и способности ученика. Проявления различны: от отсутствия интереса, потому что все известно, до непонимания знаний из-за высокого темпа преподавания. Культивирование страха плохой оценки, вызов родителей в школу и неуспех на контрольных работах.
  2. Несформированность классного коллектива , ведущая к конфликтам с одноклассниками. В таком классе ученики не умеют бесконфликтно решать разногласия. Столкновения происходят между учениками или в классе в целом.
  3. Необъективность учительской оценки знаний , конфликты с педагогами, боязнь методов преподавания отдельных учителей.

Отношения в семье

Ведут к систематическим прогулам. Педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Гончарова считает, что проблемы идут от семьи. Семейные отношения становятся основной причиной школьных прогулов. Она выделяет 4 типичные семейные проблемы, порождающие прогулы детей.

Почему прогулы вредят

Во время, отведенное на учебные занятия, ребенка нет в школе. Где, с кем и как он проводит время – в лучшем случае, дома, один и бесцельно. В худшем – в подворотне, плохой компании и с вредными последствиями.

Систематические прогулы школы порождают:

  • отставание в освоении школьной программы;
  • негативную репутацию ученика перед администрацией школы, учителями, одноклассниками;
  • вредные привычки – курение, алкоголизм, токсикоманию, игроманию, наркоманию;
  • отрицательные черты личности – хитрость, ложь;
  • несчастные случаи, жертвами которых становятся прогульщики;
  • ранние беспорядочные половые отношения;
  • совершение правонарушений.

Если ребенок обманывает

Если в семье между взрослыми и детьми нет доверия, то ребенок скрывает факты прогулов и обманывает. Чем позже родители узнают о пропусках, тем сложнее разрешить ситуацию. Есть признаки в поведении, которые должны насторожить родителей:

  • частые отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
  • нежелание выполнять уроки, откладывание заданий до вечера;
  • постоянные жалобы на недосыпание, головные боли, просьбы остаться дома;
  • вредные привычки, новые неблагонадежные друзья;
  • негативная реакция на вопросы об успеваемости и школьной жизни;
  • безразличие к внешнему виду перед школой, плохое настроение;
  • замкнутость, нежелание обсуждать с родителями свои проблемы.