Российские экспедиции 20 века география. По следам экспедиции русанова

На карте мира конца XVIII - начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.

Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли - Антарктиды. Честь этого открытия, совершенного в 1820 г., принадлежит русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

При создании современной карты обобщались картографические знания и географические сведения различных народов и разных эпох. Так, для европейских географов XIX в., изучавших Центральную Азию, большую ценность имели старинные китайские карты и описания, а при исследовании внутренних областей Африки они пользовались старинными арабскими источниками.

В XIX в. начался новый этап в развитии географии. Она стала не только описывать земли и моря, но и сравнивать явления природы, искать их причины, открывать закономерности различных природных явлений и процессов. На протяжении XIX и XX столетий были сделаны крупные географические открытия, достигнуты немалые успехи в изучении нижних слоев атмосферы, гидросферы, верхних слоев земной коры и биосферы.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем - продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 - 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега островов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 -1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана.

Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 -1876 гг. на специально оборудованном судне - парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем - редактором трудов

экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции.

Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных.

За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров.

Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации 1 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

1 Девиация - отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие - торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,- рассказывал он,- что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения».

Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение.

Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886-1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70- 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°.

В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого - отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном - влево).

Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества.

В 1895-1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у острова Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова - радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890-1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит - ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.



Много ли мы знаем о тех породах, которые залегают на глубине? Надо сказать, что о глубинном строении нашей планеты у нас, к сожалению, мало сведений. А из-за этого мы не можем, например, предсказывать и тем более предотвращать землетрясения , которые причиняют чело-вечеству большой урон. Заложение сверхглубоких скважин по-может людям в ближайшем будущем узнать о внутреннем строе-нии Земли.

Исследования Антарктиды

Важные исследования проводят учёные на поверхности пла-неты. С 1960-х годов ведутся регулярные наблюдения на ледяном континенте у Южного полюса. За это время было выяснено, что Антарктида представляет собой не группу островов , как это предполагали раньше, а материк с горными цепями и впадинами, покрытый мощным слоем льда, толщина которого многих местах достигает почти 4 км. Впервые в истории советскими учёными был составлен атлас Антарктиды — один из самых значимых итогов работы географов 20 века.

Большую работу на антарктическом материке провели и зоогеографы. Они изучили удивительных птиц — пингвинов, сохранившихся только в этой части света и в некоторых других местах южного полушария, китов, особый вид тюленей — ан-тарктических леопардов, названных так за свою пятнистую окраску, и других животных .

Немало сделано географами в изучении горных ледников , которые таят в себе огромные запасы пресной воды.

Академик Константин Константинович Марков — основополож-ник исторического землеведения — науки, которая позволяет узнать, как выглядела поверхность нашей планеты в прошлом. К.К. Марков был одним из первых советских ученых-географов, ступивших в 1956 году на берег ледяного континента. Он возгла-вил работу над созданием первого атласа Антарктиды. Вместе с другим академиком, Иннокентием Петровичем Герасимовым, ими была выпущена книга «Леднико-вый период на территории СССР», в которой они восстановили прошлый облик России.

Покорение Джомолунгмы

Джомолунгму , или Эверест , — самую высокую гору в Гималаях - иногда называют третьим, высот-ным полюсом мира. Ее высота 8848 метров. На такой высоте сов-сем мало воздуха для дыхания. Вершины Джомолунгмы в 1953 го-ду достигли новозеландец Эдмунд Хиллари и горец из гималайского племени шерпов Норгей Тенсинг. Подняв на ней флаги своих стран и флаг Организации Объединенных Наций, они посвятили свою победу всем людям Земли.

Исследование Мирового океана

Но, наверное, больше всего во второй половине 20 века уде-ляли внимания исследованию Мирового океана с целью исполь-зования его величайших богатств. Советские океанологи в изу-чении океана занимали ведущее место в мире. Океано-графические экспедиции СССР исследовали водные пространства от Арктики до Антарктики и заполняли немало пустовавших страниц в книге о жизни Мирового океана.

Советскими экспедициями обнаружены и нанесены на геогра-фические карты ранее неизвестные подводные горные хребты, глубоководные впадины и острова.

Так, например, советская экспедиция на корабле «Витязь» в 1960 г. в Тихом океане измерила самую глубокую океаниче-скую впадину (жёлоб) — Марианскую, другая экспедиция от-крыла большой подводный горный хребет, протянувшийся в Северном Ледовитом океане. Этому хребту дали имя великого русского учёного М. В. Ломоносова .

Изучение арктики

Во всём мире были признаны работы советских учёных по иссле-дованию арктических морей. Именно благодаря этим работам советские моряки за короткое время освоили Северный морской путь. Неоценимый вклад в изучение Арктики внесли полярники, рабо-тающие на дрейфующих полярных станциях. В очень трудных условиях, когда по нескольку месяцев не показывается солнце и ураганный ветер не даёт возможности двигаться, они с середины 20 века регуляр-но ведут наблюдения: берут пробы воды, измеряют глубины, изучают обитателей морей, определяют направления дрейфа, измеряют толщину морского льда. Материал с сайта

Морской атлас

Как бы венцом всей огромной работы, проделанной советскими геогра-фами по изучению Мирового океана, являлся Морской атлас, составленный в Советском Союзе. В атласе можно найти любой пункт на берегу моря или океана, любой, даже самый маленький, островок, определить глубины и направле-ние течений, ветров, распределение температур и солёности воды.


К началу ХХ века практически все районы Земли были уже исследованы географами. Время традиционных географических открытий, заключавшихся в описании ранее неизвестных земель в основном прошло. В ХХ веке родилась новая география, которая попыталась ответить на вопрос: Почему же наша Земля устроена именно так, а не иначе? Начало ХХ века


Но и в ХХ веке на карте Земли оставалось ещё много белых пятен. К ним относились, в первую очередь, огромные неизведанные районы Арктики и Антарктики. Эти удаленные пространства с суровым, подчас смертельным для человека климатом, долгое время были недоступны. Лишь когда появилась более совершенная техника, попытки обследовать эти районы стали успешными. Однако летопись арктических и антарктических экспедиций состоит не только из героических, но и из трагических страниц. Триумфальное достижение Руалом Амундсеном Южного полюса и страшная смерть во льдах Роберта Скотта; неудачный полет Умберто Нобиле на дирижабле Италия к Северному полюсу и гибель Амундсена, спешившего ему на помощь, - вот лишь несколько строк из этой летописи. К ним относились, в первую очередь, огромные неизведанные районы Арктики и Антарктики. Эти удаленные пространства с суровым, подчас смертельным для человека климатом, долгое время были недоступны. Лишь когда появилась более совершенная техника, попытки обследовать эти районы стали успешными. Однако летопись арктических и антарктических экспедиций состоит не только из героических, но и из трагических страниц. Триумфальное достижение Руалом Амундсеном Южного полюса и страшная смерть во льдах Роберта Скотта; неудачный полет Умберто Нобиле на дирижабле Италия к Северному полюсу и гибель Амундсена, спешившего ему на помощь, - вот лишь несколько строк из этой летописи. В ХХ веке также были покорены самые высокие горные вершины и самые глубокие океанические впадины. В ХХ веке также были покорены самые высокие горные вершины и самые глубокие океанические впадины. Но несмотря на то, что почти вся Земля давно уже известна и описана, географы все равно каждую весну отправляются в экспедиции, поскольку познать окружающий нас мир можно, лишь увидев его собственными глазами. «Белые пятна»


Полярная ночь Герой, так и не достигший Северного Полюса Фритьоф Нансен, норвежский полярный иссдедователь () Этого ученого и путешественника прозвали викингом ХХ века. Свое знакомство с Севером он начал с Гренландии, когда за 40 дней пересек с востока на запад на лыжах и пешком этот гигантский остров. Через 5 лет он приступил к осуществлению еще более грандиозного и дерзновенного проекта, в основу которого была положена гипотеза, сформулированная им так: Если мы обратим внимание на силы, свойственные самой природе, и попробуем работать заодно с ними, а не против них, то найдем вернейший и легчайший способ достижения полюса. Фритьоф Нансен


Ф. Нансен считал, что в Северном Ледовитом океане существует течение, с помощью которого на судне, вмерзшем в дрейфующие льды, он сможет пересечь Центральный Арктический бассейн и достичь Северного полюса. И вот в августе 1893 года на специально построенном для ледового плавания пароходе Фрам Нансен вышел в Карское море и взял курс к мысу Челюскин. 21 сентября Фрам вмерз во льды на 78 с.ш. и 133 в.д. и начал дрейф. В конце 1894 года Фрам достиг лишь 83 с.ш. Нансен понял, что дрейф к полюсу прекратился. Покинув Фрам, на нартах Нансен предпринял попытку добраться до полюса, но, не дойдя до него 419 км, вынужден был вернуться. Фрам во льдах. Через торосы. Путешествия Нансена


Мечта о СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ??? Роберт Эдвин Пири, американский полярный исследователь () Фредерик Альберт Кук, американский полярный исследователь, врач () 6 апреля 1909 года Р.Пири записал в своем дневнике: Цель моей жизни достигнута. Более 20 лет я отдал на ее достижение. Произведя тщательные измерения, я нашел точку полюса… Однако за 5 дней до его сообщения, в Европу пришла телеграмма, подписанная Ф.Куком, в которой говорилось,что 21 апреля 1908 года (т.е. на год раньше Пири) он достиг Северного полюса. Поскольку исчерпывающих доказательств достижения полюса ни Кук, ни Пири представить не смогли, вопрос Кто первым достиг СП? остается открытым.


Георгий Яковлевич Седов Российский полярный исследователь () Спор между Пири и Куком имел не только международный резонанс, но и сыграл роковую роль в судьбе Российского полярного исследователя Г.Я.Седова. Георгий Яковлевич, будучи военным гидрографом и командиром миноносца в период русско-японской войны, замыслил собственную экспедицию на Северный Полюс - Первую русскую национальную экспедицию. Скандал, разразившийся в США, лишь укрепил старшего лейтенанта Седова в его идее: Северный Полюс не был покорен - значит, надо водрузить там Российский флаг, ведь его страна давно заслужила такую честь! Это был мужественный, верный офицерскому слову и долгу человек, что он и доказал собственной героической гибелью. Пообещав себе и России достичь Полюса, Седов вышел весной 1914 года в поход по льдам. За время 2х зимовок почти все участники экспедиции перенесли цингу, сильно ослабели. Тем не менее6 Седов покинул вмерзшее в лед у берегов Земли Франца-Иосифа судно и, в сопровождении 2х матросов, тоже тяжело больных, отправился в путь. 5 марта 1914 года, пройдя чуть более 100 км по 1000 километровому маршруту к Полюсу, Седов умер недалеко от острова Рудольфа, самого северного в архипелаге. Г.Я. Седов


Первая Дрейфующая Известный полярник Рудольф Самойлович в своей небольшой книге Путь к полюсу писал об истории вечной тяги человека к этой точке-магниту: Советские полярные исследователи не стремятся устанавливать какие-либо рекорды… Мы должны, мы можем, благодаря высокому уровню современной техники работать без жертв. На пути к Полюсу не должно быть более могил!. И пояснил: Крайне важно было бы оставаться на Полюсе в течение многих месяцев, стобы произвести разносторонниенаучно-исследовательские работы. Именно так и задумывалась деятельность первой дрейфующей станции СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС. Экспедицию снаряжала вся огромная страна.


Иван Дмитриевич Папанин Отто Юльевич Шмидт Группу будущих зимовщиков возглавил Иван Дмитриевич Папанин (). Гидробиолог и океанограф Петр Ширшов, геофизик и метеоролог Евгений Константинович Федоров, радист Эрнст Кренкель прошли всестороннюю подготовку на Большой Земле. В марте 1937 года грандиозная по тем временам воздушная экспедиция в составе 40 с лишним человек на 4х аэропланах (плюс легкие самолеты-разведчики) взяла курс на север. Экспедицией руководил академик Отто Юльевич Шмидт ().


21 мая 1937 года самолет, имевший на борту 4 участников экспедиции: начальника станции Ивана Дмитриевича Папанина, начальника станции Ивана Дмитриевича Папанина, опытного полярника - радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, опытного полярника - радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Федорова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Федорова, благополучно сел на ледяное поле. В тот же день первая в мире станция на Северном полюсе начала научную работу. Очень скоро выяснилось, что ледяные поля дрейфуют в сторону Гренландского моря. Станция Северный полюс (СП) превратилась в дрейфующую полярную станцию, которая за 274 дня прошла более 2500 км от полюса до берега Гренландии, причем огромное ледяное поле превратилось в небольшую льдину площадью менее 500 кв.м (). 19 февраля 1938 года зимовщики были сняты вместе с приборами ледокольными пароходами Таймыр и Мурман. За время этого беспримерного дрейфа сотрудники станции собрали исключительно ценные совершенно новые материалы о природе Центральной Арктики. Экспедицией установлено: что по пути дрейфа станции никаких земель нет; что по пути дрейфа станции никаких земель нет; изучен рельеф дна на всем протяжении дрейфа; изучен рельеф дна на всем протяжении дрейфа; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря к самому полюсу; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря к самому полюсу; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; изучено движение верхних слоев воды под действием ветра; изучено движение верхних слоев воды под действием ветра; установлен характер льдов и закономерности их дрейфа……. установлен характер льдов и закономерности их дрейфа……. «Северный полюс»



Льды Антарктики Норвежский полярный путешественник Руал Амундсен решил на Фраме Нансена повторить дрейф в Северном ледовитом океане. Однако, получив накануне отплытия известие, что Пири открыл Северный Полюс, он изменил свой план и направился не на СЕВЕР, а на ЮГ, чтобы попытаться открыть Южный Полюс. Руал Амундсен


Руал Амундсен норвежский полярный путешественник () Достигнув берегов Антарктиды, экспедиция Р.Амундсена после благополучной зимовки направилась 20 октября 1911 года к ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ. Его замысел увенчался успехом. 15 декабря 1911 года Руал Амундсен первым достиг ЮЖНОГО ПОЛЮСА ЗЕМЛИ.




Изучение Мирового океана Начало исследованию Мирового океана было положено Английской экспедицией на судне Челленджер. научно - исследовательское судно научно - исследовательское судно ЧЕЛЛЕНДЖЕР - научно - исследовательское судно, на котором была совершена ПЕРВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОГО ОКЕАНА.научно - исследовательское судно Пройдя более км по Атлантическому, Тихому и Индийскому океанам, экспедиция собрала о Мировом океане больше сведений, чем все предыдущие исследования. Челленджер специально оборудованная палуба


Изучение Мирового океана Для дополнительного чтения Для дополнительного чтения Научно-исследовательский корабль ВИТЯЗЬ Советское научно-исследовательское судно, прославившееся исследованиями Тихого океана, в ходе которых была открыта Марианская впадина. Марианские острова


Гималаи ВОСХОЖДЕНИЕ на ЭВЕРЕСТ С середины XIX века индо-британские разведчики стали интенсивно изучать Гималаи и Каракорум, так как за ними лежала Центральная Азия - объект вожделений английских империалистов. С середины XIX века индо-британские разведчики стали интенсивно изучать Гималаи и Каракорум, так как за ними лежала Центральная Азия - объект вожделений английских империалистов. Во второй половине XIX века в Гималаях было проведено около 20 экспедиций с целью исследования величайших массивов и восхождения на их вершины. Во второй половине XIX века в Гималаях было проведено около 20 экспедиций с целью исследования величайших массивов и восхождения на их вершины. В первой половине XX века было уже около 80 экспедиций, большей частью английских, по заданиям военной разведки. В первой половине XX века было уже около 80 экспедиций, большей частью английских, по заданиям военной разведки. Гималаи


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГЕОФИЗИЧЕСКИЙ ГОД Международным геофизическим годом называется период (не обязательно годичный) одновременных геофизических наблюдений средствами и научными силами разных стран по согласованной программе и единой методике. Для геофизического года был установлен период с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года. Наблюдения производились во всех поясах Земли на суше, на море и в атмосфере. Особое внимание уделялось слабо изученным областям Земли, в том числе наименее исследованной Антарктиде. В 1955 году ряд стран приступил к организации научно-исследовательских баз в Антарктиде. Одной из важнейших работ было измерение мощности ледникового покрова: толщина ледяного купола составляет более м. Зимовщики советской станции Восток отметили 25 августа 1958 года самую низкую температуру на Земле -87,4 ниже нуля. Азрофотосъемки, сделанные летчиками нескольких стран, и береговые работы очень улучшили изображение контуров материка. Международный геофизический год




Наши современники Знаменитый Российский путешественник Федор Конюхов: человек-легенда человек-легенда Первый, и по данным на 2005 год, единственный в мире человек, который достиг 5 полюсов нашей планеты: Северный географический (3 раза) Южный географический Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане Эверест (полюс высоты) Мыс Горн (полюс яхтсменов). Федор Конюхов совершил три кругосветных плавания, 15 раз пересек Атлантику.


Наши современники В рамках программы Семь вершин мира Федор Конюхов совершил восхождения: 1992г.(февраль) - г. Эльбрус (Европа) 1992 г.(май) - г. Эверест (Азия) 1996 г.(январь) - массив Винсон (Антарктида) 1996 г.(март) - г. Аконкагуа (Южная Америка) 1997 г.(февраль) - Килиманджаро (Африка) 1997 г.(апрель) - пик Косцюшко (Австралия) 1997 г.(май) - пик Мак-Кинли (Северная Америка) Официальную страницу Федора Конюхова: Более подробную информацию Вы узнаете, посетив Официальную страницу Федора Конюхова: Для дополнительного чтения


Наши современники Руководитель первой в истории экспедиции на лыжах от земли к Северному полюсу (1979 год). В 1988 году советско-канадская экспедиция под руководством Дмитрия Шпаро пересекла на лыжах Северный Ледовитый океан по маршруту: СССР - Северный полюс - Канада. Полярная экспедиция Дмитрия Шпаро ДмитрийШпаро В 1989 году Дмитрий Шпаро организовал Клуб ПРИКЛЮЧЕНИЕ, который занимается спортивной реабилитацией инвалидов: организованы и проведены уникальные марафоны в инвалидных колясках, восхождения на вершины Казбек и Килиманджаро. Дополнительный материал


Заключение Собранные в экспедициях материалы позволили ученым выдвинуть гипотезы (предположения) о природе того или иного явления, а так же сделать научные открытия на основе достижений других наук (физики, математики, боилогии). Ученые создали теоретические основы географической науки, выявили причинно-следственные связи, зависимости между компонентами природы, установили закономерности, присущие развитию природы всей Земли. Географы выявили закономерности размещения крупных форм рельефа, открыли циркуляцию атмосферы, создали учение о почвах как особом компоненте природы. Главным в географии стало учение о природных комплексах и о самом большом комплексе - географической оболочке Земли, в которой живет и трудится человек. Так постепенно география из науки справочно-описательной превратилпсь в науку, объясняющую особенности природы Земли. У человечества никогда не иссякнет огромный интерес к собственному дому, нашей голубой планете.