Сергей крикалев - российский космонавт. Узник космоса — последний гражданин ссср сергей крикалев Совершенные космические полеты

ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 67/212
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 6
НАЛЕТ: 803 сут. 09 час. 41 мин. 23 сек.
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 8
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 41 час. 26 мин.
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1975 году окончил 10 классов средней школы №77 города Ленинграда;

с 1977 года начал заниматься самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ;

в 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный факультет, специальность - «проектирование и производство летательных аппаратов», получил диплом инженера-механика.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1981-1983 годы - инженер, старший инженер 111-го отдела головного конструкторского бюро (ГКБ) НПО «Энергия»;

в 1983 г. прошел медицинский отбор и в феврале 1984 г. после сдачи необходимых экзаменов отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

1983-1985 гг. - начальник группы ГКБ НПО «Энергия». Занимался разработкой инструкций для космонавтов, отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов. Работал в ЦУПе методистом по действиям экипажей, в 1985 г. - в группе восстановления работоспособности станции «Салют-7»с мая 1990 г. по апрель 1992 г. - заместитель начальника 191-го отдела (бывший 111 отдел) НПО «Энергия»;

с апреля 1992 г . по ноябрь 1994 г . - заместитель начальника 115-го отдела НПО «Энергия»;

с февраля 2007 г . по август 2007 г . - вице-президент РКК «Энергия»;

с августа 2007 г . по март 2009 г . - заместитель генерального конструктора РКК «Энергия»;

с марта 2009 г . по март 2014 г. - был начальником Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»).

КОСМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

2 августа 1985 г . - решением Государственной межведомственной комиссии зачислен в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

в сентябре 1985 г . - приказом Министра общего машиностроения №384 назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов НПО «Энергия» (291-й отдел);

28 ноября 1986 г . - решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель»;

в 1986 г. успешно завершил курс общекосмической подготовки;

в 1986 - 1988 годах - проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран»;

с 22 марта по 11 ноября 1988 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4/»Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л.Кретьеном (Франция);

11 февраля 1987 г . - был назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов НПО «Энергия»;

в 1990 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского полета на ОК «Мир» вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония);

с марта по ноябрь 1988 г. проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4 / «Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л. Кретьеном (Франция);

7 апреля 1992 г . - был назначен на должность инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО «Энергия»;

с 5 ноября 1992 г . по январь 1994 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота;

с апреля 1994 г . по январь 1995 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-63, принимал участие в работе группы МКС офиса астронавтов НАСА, в том числе по отработке методик сборки станции;

Прошел подготовку для работы в выходном американском скафандре;

Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами;

в 1995 -1996 гг. работал в ЦУПе заместителем руководителя полетом по действиям экипажа;

в феврале 1996 г. назначен в состав первого экипажа МКС;

с октября 1996 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1), вместе с Ю.Гидзенко и Уильямом Шепердом (США);

в сентябре - ноябре 1998 г . - проходил подготовку в Центре им.Джонсона в составе экипажа STS-88;

с октября 2000 г . - февраля 2003г. - был командиром дублирующего экипажа 7-й основной экспедиции на МКС (МКС-7д) вместе с М.Сураевым (сменил С. Волков) и Полом Ричардсом (сменил Джон Филипс) (США);

2003 - 2005 годы - проходил подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом (США).

Действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

КЛАССНОСТЬ:

космонавт-испытатель 3-го класса (16.10.1989 г.);
космонавт-испытатель 1-го класса, инструктор-космонавт-испытатель 1 класса (07.04.1992 г.).

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет - с 26 ноября 1988 г . по 27 апреля 1989 г . в качестве бортинженера ТК «Союз-ТМ-7» и ОК «Мир» по программе ЭО-4 и советско-французской программе «Арагац». Стартовал вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция) на космическом корабле «Союз ТМ-7», Из-за изменения программы полета вместе с другими членами экипажа выполнял консервацию станции. Посадку совершил вместе с Александром Волковым и Валерием Поляковым.
Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек. Позывной: «Донбас-2».

2 полет - с 18 мая 1991 г . по 25 марта 1992 г . в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» и ОК «Мир» по программам ЭО-9 вместе с Анатолием Арцебарским и ЭО-10 вместе с Александром Волковым. Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». Совместно с ним в космосе работали Х.Шарман (Великобритания), Т.Аубакиров, Ф.Фибёк (Австрия), К.-Д.Фладе (Германия). Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин.- установил рекорд по длительности пребывания в открытом космосе.
Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек. Позывной: «Озон-2» /«Донбас-2».

3 полет - с 3 по 11 февраля 1994 г . в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля «Дискавери» в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist-4).
Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.

4 полет - с 4 по 16 декабря 1998 г . в качестве специалиста полета-4 на космическом корабле «Индевор» по программе STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. В ходе полета к Функциональному грузовому блоку «Заря» был пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. В составе первого экипажа МКС проводил работы по подготовке станции к началу функционирования
Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.

5 полет - с 31 октября 2000 г . по 21 марта 2001 г . по программе первого основного экипажа МКС (МКС-1) в качестве бортинженера «Союз ТМ-31» и специалиста полета-3 корабля «Дискавери» (STS-102) на этапе возвращения.
Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек.

6 полет - с 15 апреля 2005 г . по 10 октября 2005 г . на ТК «Союз ТМА-6» в качестве командира экипажа 11-й основной экспедиции МКС. Во время полёта осуществил один выход в открытый космос, продолжительностью 4 часа 57 минут.
Продолжительность полета: 179 сут 00 час 23 мин 35 сек.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

кандидат психологических наук (2008 г.);
действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

СПОРТИВНЫЕ ЗВАНИЯ:

Имеет 1-й разряд по плаванию, кандидат в мастера спорта по многоборью;
«Мастер спорта СССР» по высшему пилотажу (1981 г.);
«Мастер спорта международного класса» по высшему пилотажу (1995 г.);
«Заслуженный мастер спорта России» (2007 г.).

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980 - 1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу.

С 1981 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова в Москве. В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и стал кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.

В 1983 году стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу. В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном и 8-е место в личном зачете.

В 1985 году выступал на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР. В 1986 году стал чемпионом СССР в командном зачете, а также призером по упражнениям. В 1996 г. стал победителем на чемпионате Европы в командном зачете и чемпионом по упражнению.

В 1997 году на Первых Всемирных воздушных играх в Турции был участником сборной России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, стал серебряным призером в личном зачете.

Освоил пилотирование самолетов Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су -29, Л-39, Цесна. В рамках подготовки по программе «Буран» выполнял полеты на МиГ-21, МиГ -25 и Ту-134. На самолете Т-38 (США) налетал более 140 часов в качестве второго пилота.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года).

Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 г.).

Орден Почёта (Указ Президента РФ № 204 от 15 апреля 1998 г., за достижение высоких спортивных результатов на Первых Всемирных воздушных играх).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента РФ № 353 от 5 апреля 2002 г.).

НАГРАДЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ:

Орден Почетного легиона (Legion d’Honneur) (Франция, 1989 г.)
Медали «За космический полет» (NASA Space Flight Medal) (1996, 1998, 2001 гг.)
Медаль «За выдающиеся общественные заслуги» (NASA Distinguished Public Service Medal, 2003 г.).

НАГРАДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

Орден «За усердие во благо Отечества» (учрежден Фондом «Во благо Отечества») (2006 г.).
Орден «Гордость России» (учрежден Фондом «Гордость России» и позиционируется как высшая общественная награда РФ) (2008 г.).
Почетное пожизненное членство в Королевском фотографическом обществе (Великобритания) (2009 г.).

УВЛЕЧЕНИЯ :

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (позывной - U5МIR).

КРИКАЛЁВ Сергей Константинович

Командир МКС,
командир ТК "Союз ТМА",
космонавт-испытатель
Ракетно-космической корпорации "Энергия"
имени С.П. Королева, Россия

ОБРАЗОВАНИЕ: В 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный факультет, специальность - "проектирование и производство летательных аппаратов", получил диплом инженера-механика.

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.
Жена - Терехина Елена Юрьевна, 1956 года рождения, инженер РКК "Энергия".
Дочь - Крикалева Ольга Сергеевна, 1990 года рождения, школьница.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ: Герой Советского Союза, Герой Российской федерации, Летчик-космонавт СССР. Награды: медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза, орден Ленина, медаль "Золотая Звезда" Героя Российской Федерации, орден Дружбы народов. Награды зарубежных государств: офицер ордена Почетного Легиона (Франция), медали НАСА "За космический полет" (1994, 1998, 2001), медаль НАСА "За особые заслуги". Награды научных и общественных организаций: орден Орла 1-й степени (Ассоциация промышленников России).

УВЛЕЧЕНИЯ: Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К).

ОПЫТ РАБОТЫ: С 1981года - инженер ГКБ НПО "Энергия". Занимался разработкой инструкций для космонавтов, разработкой предложений по отображению информации оператора на пультах и дисплеях орбитального комплекса "Мир", корректировал бортовую документацию космической станции "Салют-7".
В январе 1984 года по результатам экзаменов отобран кандидатом в отряд космонавтов НПО "Энергия".
2 сентября 1985 года, решением Государственной межведомственной комиссии зачислен в отряд космонавтов НПО "Энергия". 10 ноября 1985 года приказом Министра общего машиностроения назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов НПО "Энергия".
11 февраля 1987 года назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов НПО "Энергия".
С 7 апреля 1992 года инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО "Энергия".
Работал в Центре Управления Полетами сначала в должности разработчика радиограмм, а затем, на протяжении нескольких долговременных экспедиций, в должности «Методист по действиям экипажа и бортовой документации». После потери связи со станцией "Салют-7" в феврале 1985 года работал в группе создававшей и отрабатывавшей методику полета на неуправляемую станцию. До начала тренировок основного экипажа (Джанибеков-Савиных) отрабатывал различные варианты методик в составе "технологического экипажа" (Викторенко-Крикалев).
В процессе работы в отделе принимал участие в подготовке космонавтов в ЦПК и на Байконуре. После зачисления в отряд космонавтов продолжал работу в том же отделе начальником группы, а затем заместителем начальника отдела.
В 1985-1986 годах прошел курс общекосмической подготовки в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. В 1986 году решением Межведомственной квалификационной комиссии ему присвоена квалификация "космонавт-испытатель".
В 1986 - 1988 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Буран", а затем, в составе экипажа (4 экипаж со Щукиным) 22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля "Союз-ТМ-7" А. Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья.
С 22 марта 1988 года по 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-7" по программе ЭО-4/Арагац на ОК "Мир" вместе с А. Волковым и Ж.-Л. Кретъеном (Франция).
Прошел подготовку в качестве основного испытателя для первого испытания средства передвижения космонавта (СПК).
Вместе в А. Волковым готовились к приему и началу эксплуатации нового модуля "Квант 2". В соответствии с программой полета прошли подготовку к выходам в открытый космос.
Первый космический полет совершил с 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера КК "Союз-ТМ-7" и ОК "Мир" по программе ЭО-4/Арагац. Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек.
В 1990 году проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля "Союз ТМ-11" по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского полета на ОК "Мир" вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония).
С декабря 1990 года по апрель 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-12" по программе ЭО-9 на ОК "Мир" вместе с А. Арцебарским и X. Шарман (Великобритания).
Второй космический полет выполнил с 18 мая 1991 года по 25 марта 1992 года в качестве бортинженера КК "Союз ТМ-12" и ОК "Мир" по программам ЭО-9 и ЭО-10. В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин. Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек.
С 1 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона (НАСА) в качестве специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по программе STS-60. Прошел полную подготовку и был сертифицирован для работы с манипулятором шаттла (для захвата свободно летящего спутника, включая работу со спутником, потерявшим ориентацию).
Третий космический полет совершил с 3 по 11 февраля 1994 года в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля "Дискавери" в качестве специалиста полета-4. Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.
С апреля 1994 года по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по программе STS-63. Одновременно с тренировками по дублированию STS-63, совместно с отрядом астронавтов НАСА, начал работу по новой международной станции. После изучения и сдачи зачетов по американскому скафандру для выхода в космос работал в нем в гидролаборатории для отработки процедур сборки будущей станции в космосе. Перед полетом работал в Центре управления полетом в Хьюстоне (ЦУП-Х), оказывая помощь во взаимодействии между двумя ЦУП.
3 февраля 1995 года был дублером специалиста полета-4 космического корабля "Дискавери" STS-63. Во время полета был назначен руководителем 1-ой консультативной группы (группы экспертов из московского центра управления для работы в центре управления в Хьюстоне). На наиболее ответственных участках полета работал в главном зале, помогая организовывать связь между 2-мя ЦУП и двумя экипажами. Далее аналогичная работа во время полетов STS-71, 74, 76. Как представитель группы управления принимал участие в переговорах между РКА и НАСА о распределении работ.
С января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1). Запуск планировался на май 1998 года.
С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1 вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом (США).
С 30 июля 1998 года назначен в экипаж КК "Индевор" по программе STS-88.
С 17 сентября по ноябрь 1998 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона (США) в составе экипажа STS-88.
Четвертый космический полет выполнил со 2 по 14 декабря 1998 года в качестве специалиста полета-4 на космическом корабле "Индевор" по программе STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. В ходе полета к Функциональному грузовому блоку "Заря" был пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.
С 1999 по октябрь 2000 года – продолжал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1, вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом (США).
Пятый космический полет совершил с 31 октября 2000 года по 21 марта 2001 года по программе первого основного экипажа МКС (МКС-1) в качестве пилота МКС, командира корабля "Союз ТМ-31" и специалиста полета-3 корабля «Дискавери» (STS-102) на этапе возвращения. Экипажем МКС-1 были расконсервированы Служебный модуль «Звезда» и Функциональный грузовой блок "Заря", приняты три корабля шаттл, экипажи которых присоединили к станции модуль солнечных батарей P6 и Лабораторный модуль Destiny. Расконсервированы модули Destiny и Unity, приняты и разгружены два грузовых корабля «Прогресс М/М1» и грузовой модуль Leonardo, начаты научные исследования по российской и американской программе. Станция передана экипажу 2-ой основной экспедиции. Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек.
В настоящее время готовится к космическому полету в составе основного экипажа МКС-11 в качестве командира.

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ: 1 разряд по плаванью, кандидат в мастера спорта по многоборью (на первенстве Ленинграда в 1979 году).
С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980-1981 годах - входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу. В 1981г. - получил звание "Мастер спорта СССР" по высшему пилотажу.
С 1982 года - занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова в Москве.
В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и был кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.
1983 год - стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу.
В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном зачете и 8-е место в личном.
1985 год - Выступления на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР и был членом сборной России по высшему пилотажу на планерах. Стал серебряным призером чемпионата мира по планеризму в одном из упражнений.
В 1986 году - стал чемпионом СССР и чемпионом Европы в командном зачете, а также чемпионом по упражнению. Получил звание "Мастер Спорта международного класса".
1997 год - Чемпион Мира и 1-х Воздушных Игр в командном зачете, а также серебряный призер в личном зачете.
Освоил пилотирование самолетов Як-18А, -50, -52, -55, -55М, Су-26, -29, Л-39. Совершил ознакомительные полеты с инструктором на МИГ-21, -25, и Ту-134. Получил лицензию 2-го пилота самолета Т-38 (США) и налетал на нем более 140 часов.

Январь 2005 г.
По материалам РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина
и справочника "Советские и российские космонавты. 1960-2000"

Крикалев Сергей Константинович, биография которого начинается в Ленинграде советской поры - известный космонавт. Совершил 6 полетов, за что был удостоен различных государственных наград. В октябре 2005 года вышел на первую строчку в списке рекордсменов по общему времени пребывания. Лучшим он был до лета 2015 года. Затем список возглавил другой российский космонавт - Является Героем Советского Союза и Героем Российской России, причем это звание он получил первым в нашей стране. Кроме них, есть еще ряд значимых званий. Крикалев Сергей занимается авиационным спортом, и даже стал чемпионом мира по пилотажу на планерах. С 2014 года является первым заместителем директора ЦНИИ.

Биография

27 августа 1958 года родился Сергей Крикалев. Биография знаменитого космонавта начинается в Ленинграде, в семье служащего. Рос, как и большинство мальчишек того времени. С раннего детства начал увлекаться плаванием. Позже Сергей Крикалев признавался, что школа у него всегда ассоциировалась с физическими нагрузками. Мальчик очень любил варенье и мороженое. Любовь не прошла до сих пор. Признавался, что всегда был голодным, а когда спрашивали, хочет ли он есть, удивлялся: как это - не хотеть есть.

До 1975 года он обучался в 77-й школе Ленинграда, где окончил 10 классов. В тот же период Крикалев Сергей Константинович сумел получить специальность "химик-лаборант". В том же году поступил в институт в родном городе, где начал обучаться по специальности "Проектирование летательных аппаратов". Закончил его в 1981 году. Кроме этого, с 1977 года увлекся самолетным спортом и занимался в местном клубе.

Инженер-разработчик

Уже осенью 1981 года начал работать в НПО "Энергия". Здесь Крикалев Сергей проводил испытания оборудования, а также разрабатывал инструкции для пилотов. Через четыре года стал старшим инженером в 191-м отделе. В этом же году участвовал в восстановлении станции "Салют-7", на которой возникли неисправности. Уже осенью Крикалев Сергей Константинович попал в группу космонавтов для подготовки к полету. Спустя год он получил квалификацию "космонавт-испытатель". Следующие два года Крикалев Сергей участвовал в сборах по программе "Буран".

В марте 1988 года он был призван сменить одного из членов "Союза ТМ-7", у которого ухудшилось состояние здоровья. Следующие несколько месяцев обучался в качестве бортинженера к своему первому длительному полету в космос. Тренировки должны были подготовить Крикалева к различным трудностям полетов, выходам в космос и так далее.

Первый полет

В конце ноября 1988 года Сергей Крикалев, фото которого тогда было во многих газетах, впервые полетел в космос. Он занял должность бортинженера в составе команды из трех человек. В состав, к слову, попал и французский космонавт. Команда должна была сменить на МОК экипаж, который состоял из 6 человек и стал первым по времени пребывания в космосе. Крикалев, Волков и Поляков занимались экспериментами и устранением проблем на борту.

Отправка следующей команды с Земли задерживалась. Поэтому команде Волкова пришлось находиться на станции до конца апреля 1989 года. За полет, который продолжался более 151 суток, Сергей Крикалев получил звание Героя СССР.

Уже через год он начал готовиться к следующему полету.

Второй полет

С декабря 1990 года приступил к подготовке к новому полету на "Мир". В мае 1991 года он стартовал. Командиром экипажа стал Арцебарский Анатолий, кроме них, в состав попала Хелен Шарман - женщина-космонавт из Англии. Через 7 дней она вернулась на Землю, а остальные члены команды приступили к обслуживанию борта и проведению экспериментов. Вернуться на Землю Крикалев должен был в октябре 1991 года, но еще летом согласился быть бортинженером в составе новой экспедиции, командиром которой стал Волков. Поэтому закончить полет он смог только в марте следующего года. Запомнилась эта экспедиция прежде всего тем, что участники улетели из СССР, а прилетели уже в Россию. В полете Сергей Константинович провел более 311 суток, за что был награжден орденом Героя России.

Осенью 1992 года поступило сообщение, что руководство НАСА выбирает одного российского космонавта для полета в космос в составе американской команды. Из России было два кандидата - Крикалев и Титов. В итоге Сергей Константинович в апреле 1993 года стал частью экспедиции.

Третий полет

В начале февраля 1994 года отправился в космос в составе команды STS-60 на американском шаттле. Это стал первый совместный полет российского и американских пилотов. Участники занимались различными экспериментами, в чем оказал неоценимую помощь и Сергей Крикалев. 11 февраля шаттл приземлился в штате Флорида. Сергей Константинович продолжил работу в России, но часто посещал центр полетов в Хьюстоне.

Четвертый полет

Сергею Крикалеву посчастливилось попасть в состав первой команды МКС, в 1998 году он выполнял обязанности специалиста полетов. Первым ступил на Обеспечивал ее обслуживание, а 16 декабря 1998 года вернулся на Землю. До осени 2000 года продолжал обучение в качестве бортинженера.

Пятый полет

В октябре 2000 года Сергей Крикалев попал в команду первого длительного полета на МКС. Крикалев отправился в космос с Байконура в качестве бортинженера, но во Флориде приземлился уже специалистом полета. В космосе он пробыл более 140 суток.

Шестой полет

15 апреля 2005 года Сергей Крикалев уже в шестой раз отправился в космос, но уже в качестве командира экспедиции. На станции он находился около полугода. За это время совершил 1 выход в открытый космос, продолжался он более 4 часов и стал 8-м по счету в карьере Крикалева. Этот полет принес российскому бортинженеру мировой рекорд. Сергей Крикалев стал лидером в списке лучших по времени нахождения в космосе - 803 дня. Рекорд держался до 2015 года и был побит другим летчиком из России. К тому же Крикалев является единственным российским космонавтом, которому удалось совершить 6 полетов. Однако мировым рекордом этот показатель не стал, так как есть участники экспедиций из других стран, которые побывали в космосе столько же и больше раз.

В 2007 году Крикалев стал вице-президентом компании "Энергия". В последующих экспедициях не участвовал, хотя и сохранял за собой это право.

В феврале 1994 года состоялся первый полет российского космонавта на американском космическом корабле. Это был полет Сергея Крикалева на шаттле «Дискавери» в рамках космического полета STS-60. На орбите у шаттла вышла из строя система вентиляции. У американцев была четкая инструкция: сообщить на Землю о поломке и ждать указаний. Пока в Хьюстоне решали, что делать, скопившийся в воздуховодах конденсат начал замерзать, надо было что-то предпринимать.

Крикалeв не хотел вмешиваться. Когда же астронавты спросили: «А как бы ты поступил?» - Сергей ответил: «Починил бы». А затем взял - и починил.

В декабре 1990 года Крикалев начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». «Союз ТМ-12» был запущен 19 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалевым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

Перед своим вторым полетом в мае 1991 года Сергей Крикалев и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». 19 мая 1991-го он в составе экипажа «Союз ТМ-12» стартовал на орбитальную станцию «Мир». Экипаж космической экспедиции успешно выполнил все полетные задания и собирался возвращаться домой. Но августовские события внесли свои коррективы в план полета. Развал Советского Союза потянул за собой цепочку разрушительных для нашей страны перемен. Значительно сократились бюджеты космических программ, при этом обязательства перед другими странами никуда не делись. По программе международного сотрудничества в космос должны были отправиться космонавты из Австрии и Казахстана. Планировалось, что они будут лететь в составе разных экипажей, но на запуск двух космических кораблей в тот момент не было денег. Полеты решено было объединить, и на орбиту отправился один космический корабль, в котором не досталось всем места для возвращения на Землю.

Крикалева знают и восхищаются им во всем мире (в некоторых странах есть целые музейные стенды, посвященные нашему космонавту). Американский режиссер Майкл Бэй в 1998 году снял фильм «Армагеддон», где в карикатурной форме был показан российский космонавт-полковник Лев Андропов, в одиночку живущий на космической станции (безумен, небрит, нетрезв, в шапке-ушанке и телогрейке, бьет по приборам, открывает кран подачи топлива ломом, взрывает космическую станцию «Мир»), - правда, в конечном итоге именно он своими действиями спасает всех американских космонавтов, ударив по компьютеру «незаводящегося» шаттла разводным ключом. Совершенно необязательно, что за основу персонажа брали именно Крикалева, конечно, но слишком много совпадений.

В тренировочном скафандре, 30 июня 2004 года

Сегодня Сергей Крикалев работает первым заместителем генерального директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» по пилотируемым программам и является самым знаменитым в мире, после Юрия Алексеевича Гагарина, космонавтом.