Старый и новый мир в поэме «двенадцать. Старый и новый мир в поэме А

Старый и новый мир. «Окаянные дни» - так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мне­ния. В революции он видел переломный момент в жизни России, кото­рый влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарожде­ние нового мировоззрения.

Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений - поэму «Двенадцать», которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.

Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в ка­кой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каж­дый образ, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происхо­дящего исторического события.

Старый мир символизируют несколько образов, показанных в на­смешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятав­шего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.

Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. «Погибла Россия!» - говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны.

Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Ав­тор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, «сторо­ной - за сугроб», который в прежние времена «брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ». Теперь «товарищ поп» лишен и креста, и былого высокомерия.

Барыня в каракуле - символ светского дворянского общества:

Вот барыня в каракуле К другой подвернулась:

Уж мы плакали, плакали…

Поскользнулась И - бац - растянулась!

Этот эпизод, на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактер­ности и неприспособленности изнеженной аристократии к новой жизни.

Все вышеперечисленные образы показывают, что старый мир повер­жен, остались лишь жалкие тени от былого величия.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Совсем иное художественное воплощение в поэме получил новый мир. Основными его представителями являются двенадцать красноар­мейцев. Образ этого отряда, по моему мнению, - это отражение реаль­ного лица революции. «На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте эта­жи, нынче будут грабежи!», «Уж я ножичком полосну, полосну!» - по­добные строки, встречающиеся в поэме, говорят, на мой взгляд, скорее об анархии, чем о борьбе пролетариата за лучшую жизнь. В разговорах красноармейцев ни разу не встречаются возгласы типа: «Мы наш, мы новый мир построим!» Можно разглядеть лишь глубокое презрение и ненависть ко всему «старому».

Масштабность революции подчеркивают образы разбушевавшихся сил природы: разыгравшаяся вьюга, завивающийся воронкой снег, чер­ное небо. Особенно широко стихийную мощь происходящих событий символизирует ветер:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

И наконец, одним из основных в поэме «Двенадцать» является об­раз Христа. Существование данного образа в поэме можно трактовать по-разному. Лично я считаю, что он символизирует «бога рабов», веду­щего за собой бывших рабов старого мира и благословляющего их на борьбу с угнетателями. Имя Иисуса Христа в поэме написано неверно. На мой взгляд, автор сделал это, чтобы подчеркнуть, что здесь имеется в виду не бог старого мира, а бог новой, рабочей России.

В целом о произведении можно сказать, что Блоку удалось создать в небольшой по объему поэме довольно внушительную картину жиз­ни, дающую представление о событиях тех лет в революционной Рос­сии и их идеологической направленности. Мастерски построенная композиция, своеобразно подобранные образы и символы по праву делают поэму «Двенадцать» одним из лучших произведений в творче­стве Александра Блока.

    Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее - с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами». Блок рассуждал примерно так: с победой...

    Блок встретил революцию восторженно и упоенно. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». В январе 1918...

    “Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”, Блок...

    Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые...

    "Окаянные дни" - так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И.А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных...

  1. Новое!

    А.А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения. Искренняя вера в спасительность «мирового пожара» революции нашла отражение, прежде всего, в поэме «Двенадцать»....

Поэму А А. Блока «Двенадцать» можно рассматривать как кульминацию всего его творчества. Мотив иронии автора по отношению к современному «утробному» миру и его «обитателям» пронизывает все произведение. Современный буржуа, чьи интересы сосредоточены только вокруг наживы, был столь ненавистен Блоку, что он, по собственному признанию, доходил «до какого-то патологического омерзения». И в революции поэт видел очистительную силу, способную дать миру новое дыхание, освободить его от власти людей, далеких от духовных устремлений, от идеалов справедливости и человечности, живущих лишь жаждой материальных благ и руководствющихся своими мелкими страстишками. Такое отношение прямо перекликается с евангельской притчей о богатом, которому не войти в Царство Небесное.
Первая глава представляет собой экспозицию поэмы, где показан фон города, его пестрое население. Блок в духе народной шутки описывает обывателей Петрограда, не понимающих происходящего:

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
- Ох, Матушка-Заступница!
- Ох, большевики загонят в гроб!

То. что фигуры «старого мира» имеют не человеческие, а животные характеристики, рождает не только у героев поэмы, но и у читателей отношение жалости.

Далее представлен герой, авторское отношение к которому более жесткое, это чувствуется по подчеркнуто суровым образам природы, его сопровождающим:

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

С велеречивого литератора октябрьским вихрем словно сорвана маска, и автор, не узнавая, вопрошает: «А это кто?» Образ «грозного обличителя» жалок, он бормочет угрозы, которые вызывают не ужас, а смех. Возвышенное «вития» превращается в гневную, презрительную, уничижительную кличку. Точными, хлесткими словами заклеймены все, кто за пустой болтовней пытался спрятать свою пустую жизнь, брезгливость по отношению к народным горестям.

А вон и долгополый -
Сторонкой за - сугроб..
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
- Ужь мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И - бац - растянулась!

Насмешливо-сочувственно звучит после почти лубочной, веселой раешной картинки авторское:

Ай, ай!
Тяни, подымай!

Наряду с сатирой еа «старый мир», вызванной его несостоятельностью, узостью и примитивностью кругозора его представителей, автором предъявляется и более серьезное обвинение этому миру в жестокости. «Страшным миром» у Петьки была отнята возлюбленная, и он мстит за это. Если посмотреть объективно на поступки двенадцати красногвардейцев, то, кроме убийства Катьки, они за все время поэмы никаких других действий не совершают. Нигде не говорится ни о какой-то возвышенной цели, которая бы ими двигала. Постепенно раскрывается авторский замысел: любовь - более понятное и близкое для человека понятие, нежели любая политическая идея. Поэтому весь ужас «старого мира» состоит в том, что в нем убивается любовь, она здесь ничего не стоит.

Еще страшнее, что символом «старого мира» для героев-«товарищей» является «Святая Русь», наделяемая «телесными» атрибутами («толстозадая»), «Старый мир» в поэме также уподобляется «нищему», «голодному» и «холодному» псу. Иногда исследователи указывают на образ «пса» в поэме как на олицетворение сил зла (вспомним гетевского пуделя-Мефистофеля). Но почему «нищий», «голодный» и «безродный» пес для революционной «голытьбы» находится в соседстве с отвергаемым классово чуждым «буржуем»? Возможно, потому что он, как и «старый мир», который еще не готов сдаться, представляет собой угрозу:

.. .Скалит зубы - волк голодный -
Хвост поджал - не отстает -
Пес холодный - пес безродный...
- Эй, откликнись, кто идет?

Уже в первой главе до упоминания о «двенадцати» на фоне карикатурных фигур старушки, буржуя, писателя-витии, попа звучит призыв: «Товарищ! Гляди / В оба!» Во второй главе впервые появляется образ «неугомонного врага» («Неугомонный не дремлет враг!») и вновь раздается обращение к «товарищу»: «Винтовку держи, не трусь!» В шестой главе формула «Неугомонный не дремлет враг» повторяется, а в десятой - звучит угрожающе: «Близок враг неугомонный!» Наиболее сильно мотив тревоги и страха проявляется в одиннадцатой главе поэмы. В пургу красноармейцы слепы, красный флаг застилает им глаза, дважды упоминается образ «врага»:

Их винтовочки стальные
На незримого врага,.,
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга,..
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога...
В очи бьется
Красный флаг.

И хотя звучат обрывки революционных песен, гимна «Варшавянка», ожидание опасности не покидает героев:

Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг...
И вьюга" пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Вперед, вперед,
Рабочий народ!

Однако действительно ли в «старом мире» герои видят своего врага? Страх красноармейцев перед этим неведомым врагом в течение поэмы нарастает. Но одновременно герои показаны полными отваги, у них «злоба кипит в груди», они готовы поглумиться над «старым миром» («Эх, эх! / Позабавиться не грех!»). А персонажи «старого мира» представлены жертвами («Ужь я ножичком / Полосну, полосну»). То есть очевидно, что в роли врага они выступать не могут. Наоборот, возмездие «страшному миру» приходит от тех, кого он сам породил.

Блок принял революцию, но не с марксистской позиции (как борьбу угнетателей и угнетенных), а с религиозно-философской, считая, что мир погряз в грехе и заслуживает возмездия. Главный переворот, по Блоку, должен совершиться не извне, а внутри людей. «Мировой пожар в крови» - символ духовного перерождения. С этой точки зрения, революция - это Апокалипсис, Страшный суд, сопровождаемый вторым пришествием Христа. И черное дело «двенадцати», их месть буржуям, сведение личных счетов - орудие в руках Божественного правосудия. А сами они будут погребены под обломками этого «старого мира».

Поэма «Двенадцать» – поэма-отклик на свершившуюся революцию – по своему стилю отличается от других произведений поэта: в ней отчетливо прослеживается фольклорная основа, частушечный ритм, использование пословиц и элементов городского романса.

Основным принципом построения «Двенадцати» становится контраст. Черный ветер, белый снег, красный флаг – цветовая гамма варьируется в пределах трех цветов. Поэма отличается полифоничностью: она вмещает в себя множество интонация и точек зрения. Особую символичность приобретают образы поэмы: 12 красногвардейцев противопоставляются старому миру в образе «пса безродного »:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
А старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Старый мир представлен в поэме сатирически , хотя сатира в целом не свойственна поэту. Образы «прошлого» приобретают обобщающее значение; они обрисованы лишь одним-двумя штрихами – вития, барынька в каракуле, поп, у которого раньше «крестом сияло пузо на народ».

Противостоит миру старому мир новый, мир революции. Революция, по Блоку, – стихия, ветер «на всем белом свете », это, главным образом, разрушительная сила, представители которой идут «без имени святого ».

Многоплановым является образ, вынесенный в заглавие поэмы, – 12. Это и реальная деталь: в 1918 г. патруль состоял из 12 человек; и символ – 12 учеников Иисуса Христа, апостолов, в которых по ходу революционного действа превращаются красногвардейцы. Преображение это детально: например, походка героев из порывистого движения вразвалку превращается в державную поступь.

Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежно поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Еще один не менее интересный образ «Двенадцати» – это образ Христа. Сам А. Блок не давал точного ответа, почему в поэме возникает этот далекий от революции образ, что и породило множественные интерпретации. Так, Христа рассматривают как воплощение справедливости; как символ величия и святости эпохального события ; как символ новой эпохи и др.

Многогранен образ метели в поэме. Во-первых, метель – это разбушевавшаяся, неконтролируемая, «первобытная» стихия, коей и представлял себе поэт революцию: «Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек ». Во-вторых, образ метели возникает и в некоторых стихотворениях автора, где метель становится символом смерти, уходом в «никуда» и «никогда». Вспомним стихотворение «Покойник спать ложится»: «Покойник спать ложится // На белую постель. // В окне легко кружится // Спокойная метель ». В-третьих, метель как символ промысла божьего, рока традиционен для русской классической литературы (пушкинские «Метель» и «Капитанская дочка») .

Интересна поэма и в плане системы своих эстетических принципов. «Двенадцать» – это не чистый символизм; рамки эстетики в поэме расширены: символические образы сочетаются с сатирическим обличением, пафос презрения к «былому» – к старому миру соединен с мечтой о России новой, очищенной и возрожденной.

Поэма «Двенадцать», написанная в 1918 г., по-прежнему остается загадочной и таинственной из-за множественности интерпретаций и многоплановости образов, что дает большие возможности для исследования произведения.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Александр Александрович Блок создал поэму «Двенадцать» вскоре после Октябрьской революции, в январе 1918 года. Таким образом, произведение стало непосредственными спонтанным откликом на происходящие в русском обществе перемены и отразило первые, эмоциональные впечатления автора от революции. Несмотря на то что поэма была написана за очень короткий срок, «Двенадцать» необычайно цельное художественное произведение, поражающее своей стройностью и музыкальностью. Закончив поэму, сам Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!».

Основной конфликт поэмы заключается в противостоянии старого, уходящего мира царской России, и нового, вызванного революцией порядка. Образ старого мира изображается сатирически и складывается из портретов прохожих, которых двенадцать красноармейцев встречают на улицах города. Эти персонажи сетуют на революцию, страшась её. Новые порядки им чужды.

— Ох, Матушка-Заступница!

— Ох, большевики загонят в гроб!

Перед нами писатель, испуганно шепчущий:

— Предатели!

— Погибла Россия!

Вот идёт «товарищ поп», рядом «барыня в каракуле». Эти персонажи изображены с некоторой долей иронии. Поп вспоминает, как сытно и спокойно ему жилось раньше:

Помнишь, как бывало

Брюхом шёл вперёд,

И крестом сияло

Брюхо на народ?

С одной стороны, герои, символизирующие уходящее прошлое, рисуются автором с иронией. Они трусливы, жалки, незначительны. Глядя на них, старый мир представляется

не стоящим сожаления. Однако старушка, глядя на плакат, думает не о победе революции, беспокоится не о своей судьбе, а о нищих и голодных детях.

Автору не жаль старого мира. Образ буржуя становится символом ушедшей эпохи. Буржуй сравнивается с голодным псом, в страхе поджавшим хвост. Поэт не приемлет его трусости и нерешительности. Такой мир обречён на исчезновение. Новый мир изображён Блоком более подробно. Его символизирует отряд из двенадцати красноармейцев. Несомненно,

они представляют серьёзную силу, неуправляемую и могучую. Ни ветер, ни снег не могут остановить их.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Представители нового порядка, новой власти, творцы новой жизни — вчерашние рабочие и крестьяне, возможно каторжане. Большей части этих людей неведомы страх, сочувствие, сожаление, моральные колебания. Они готовы с оружием в руках бороться за своё будущее, не задумываясь о случайных жертвах такой борьбы.

Такая неограниченная свобода, вседозволенность, отсутствие моральных границ и наличие оружия, которое в любой момент можно, не раздумывая, пустить в ход, приводит к убийству.

А Катька где? — Мертва, мертва!

Простреленная голова!

Однако и среди красноармейцев есть место человечности. А. А. Блок сочувствует Петрухе, который убил свою неверную любовницу Катьку. Его сожаления искренни и вызывают сопереживание.

Однако очень скоро Петруха оправился от своего поступка и снова оказался готов бороться за революционные идеалы. Не приемля отживший своё старый уклад, Блок не идеализирует и революционное настоящее.

Достижение нового порядка любой ценой, отсутствие нравственных ориентиров ни в коем случае не приветствуется поэтом. Создается впечатление, что настоящее составляют неопределённость, беспорядок, хаос, и люди потерялись в этом водовороте. Неслучайно двенадцать красноармейцев постоянно окружают ветер и вьюга, ночь и темнота. … идут без имени. святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль …

Символика цвета также подчеркивает восприятие происходящих событий автором. Двенадцать красноармейцев сопровождают черный и красный цвета, мрак и кровь, зло и

убийство. Кажется, что нет просвета в этой темноте. Несмотря на довольно мрачный настрой произведения, в конце поэмы звучит надежда на лучшее будущее, надежда на то, что и в новом мире найдется место человечности, духовности, нравственности. С этими понятиями связывается светлый образ Иисуса Христа, который, однако, ещё далеко.

Поэма «Двенадцать» — шедевр творчества А. А. Блока. С необычайной силой поэт передал атмосферу разрушения, хаоса, охватившего революционную Россию. Это одно из самых сильных произведений в русской литературе, отражающих непосредственный взгляд автора на происходящие в обществе изменения. «Двенадцать» — своеобразный поэтический дневник, документ эпохи, передающий чувства и переживания поэта.