Уроки по физкультуре в начальной школе. Уроки физической культуры в начальных классах

Третья четверть

Урок 33
Задачи урока:
1) напомнить учащимся о требованиях к одежде лыжника, проверить наличие лыж;
2) показать, как подобрать лыжи;
3) разучить комплекс упражнений с флажками;
4) повторить выполнение прыжка в длину с места;
5) разучить игру «Гуси-лебеди».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: флажки (по количеству учащихся), гимнастический мат.
Ход урока. В содержание учебного материала 3 класса входят следующие способы передвижения на лыжах (табл. 5): скользящий шаг, ступающий шаг (для слабых учащихся), попеременный двухшажный ход, спуск в основной и низкой стойках, подъем лесенкой прямо, поворот переступанием вокруг пяток, игры на лыжах, поворот переступанием с продвижением вперед. Включено передвижение на лыжах на дистанцию до 800 м.

Таблица 5

График прохождения учебного материала
для учащихся 3 класса на третью четверть

№ п/п

Номер урока

Место проведения занятий

X
1

X
11

X
12

X
17

X
19

X
20

X
33

34—35

36—37

38—39

41—42

X
43

X
44

45—46

47—48

X
49

X
51

X
52

Команды лыжнику. Выполнение команд

Ступающий шаг (для слабых учащихся)

Скользящий шаг

Попеременный двухшажный ход

Спуск в основной и низкой стойках

Подъем лесенкой прямо

Поворот переступанием вокруг пяток

Игры на лыжах

Поворот переступанием с продвижением вперед

Передвижение на лыжах на инстанцию до 800 м

Условные обозначения: + — материал занятий; X — занятия в зале; — проверочные занятия.

В этом классе продолжается формирование навыка скользящего шага, что дает возможность перейти к обучению попеременному двухшажному ходу.
На совершенствование скользящего шага отводится десять уроков. Обратить внимание на умение учащихся удерживать динамическое равновесие с одновременным отталкиванием ногой. Если у кого-то из учащихся будет получаться одновременный бесшажный ход, то это надо приветствовать. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе занятия лыжной подготовкой сгладить, устранить и перестроить эти нерациональные движения.
Проведение большого количества уроков на изучение попеременного двухшажного хода дает возможность проверить, как учащиеся используют навык отталкивания в скользящем шаге попеременного двухшажного хода. Некоторые учащиеся смогут выполнять одновременный бесшажный ход, в который заложен процесс отталкивания руками.
Занятие по обучению ступающему шагу оставлено в таблице только для слабой группы учащихся.
В 3 классе учащиеся продолжат овладевать спусками в основной и низкой стойках. Одновременно с овладением подъемом лесенкой прямо они будут учиться подъему ступающим шагом. Это достаточно трудный способ, так как часто происходит проскальзывание лыж. Учитель должен убедить учащихся, что при выполнении этого подъема нужно умело пользоваться палками, прикладывать больше усилий при отталкивании ими.
В 3 классе значительно увеличено количество игр и игровых упражнений. Например, включены такие командные игры, как «Лучшие стрелки», «Вот так карусель», «Снегурочка», «Не пропусти мяч», «Столбики», «Спускаемся вдвоем», «Кто быстрее?».
Передвижение на лыжах на дистанцию до 800 м выполняют сильные учащиеся, более слабые проходят расстояние 400—600 м. Проверка скольжения. На занятия в зале отводится семь уроков. Эти занятия включают прыжки в высоту, длину, акробатику, лазанье по гимнастической стенке, упражнения на равновесие. По каждому разделу учебного материала проводятся контрольные занятия.

Урок 34
Задачи урока:
1) рассказать учащимся о требованиях к одежде лыжника; о том, как правильно обращаться с лыжами и лыжными палками;
2) разучить комплекс упражнений 1;
3) провести игру «Гуси-лебеди».
Оборудование: флажки (по количеству учащихся), гимнастический мат, лыжи, лыжные палки, ботинки.
Словарь: лыжи, ботинки, одежда, шапочка.
Ход урока. Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку. Сдача рапорта. Медленная ходьба с различным положением рук. Бег в различном темпе. Игра «По местам!» (учащиеся строятся в шеренгу, в колонну по одному строго около своего соседа).
Построение для выполнения упражнений с флажками.

Общеразвивающие упражнения с флажками (комплекс 1)

1. И. п. — основная стойка.
В. — руки в стороны — вверх, посмотреть на флажки; опустить руки в стороны — вниз; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46, 1 ).

Рис. 46. Общеразвивающие упражнения с флажками (комплекс 1).

2. И. п. — основная стойка, ноги врозь, руки вперед.
В. — поворот туловища влево, левая рука в сторону, вернуться в и. п.; то же вправо; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46, 2 ).
3. И. п. — ноги врозь, руки перекрестно за спиной.
В. — наклон туловища влево, руки в стороны, вернуться в и. п.; то же вправо; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46,
3 ).
4. И. п. — основная стойка.
В. — прогнуться, левую руку отвести назад, правую поднять вверх, вернуться в и. п.; то же, но правую руку отвести назад, левую поднять вверх; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46,
4 ).
5. И. п. — основная стойка, руки в стороны.
В. — присед, руки перекрестно перед грудью вперед, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46,
5 ).
6. И. п. — основная стойка.
В. — наклон вперед, руки назад (рис. 46,
6 ), вернуться в и. п. Ходьба на месте. Свернуть флажки (по два вместе).
7. И. п. — основная стойка.
В. — прыжки ноги врозь, руки в стороны, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 46,
7 ).
8. Вернуться в и. п. (рис. 46,
8 ).
Перестроение в колонну по одному.
Прыжок в длину с места (3 класс, урок 10).
Требования программы по лыжной подготовке. Перед учащимися встают два ученика этого же класса (мальчик и девочка), заранее подготовленные учителем к проведению урока на лыжах.
Учитель обращается к учащимся: «Посмотрите на двух лыжников. Можете задавать мне вопросы. Хочу напомнить, что занятия будут проводиться на улице, уроки будут сдвоенные. К ним надо быть хорошо подготовленными. Для этого вам необходимо подобрать соответствующую одежду: варежки (не перчатки), вязаную шапочку, лыжные ботинки свободные (чтобы можно было надеть две пары носков: хлопчатобумажные и шерстяные), куртку из плотного материала (под куртку можно надеть свитер)».
Учитель показывает лыжи и объясняет, как правильно надеть ботинки и вставить их в крепления, демонстрирует, как выглядят ученик и ученица с лыжами и палками, как скрепляются лыжи с палками для передвижения к месту проведения занятий.
Игра «Гуси-лебеди» (1 класс, урок 11).
Построение. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 35—36
Задачи уроков:
1) ознакомить учащихся с переносом массы тела в повороте с переступанием вокруг пяток;
2) продолжить отработку ступающего, скользящего шагов (все учащиеся);
3) закрепить выполнение строевых команд;
4) разучить игры «Кто первый?», «По местам!».
Место проведения занятий: учебная лыжня, участок возле школы.
Оборудование: лыжи, палки, флажки.
Словарь: снег, шапочка, варежки, палки.
Ход уроков. Построение возле школы. Лыжи (без палок) в правой руке у ноги. Проверка одежды. Передвижение к месту занятий.
Выполнение строевых команд «Становись!», «Равняйсь!», «Шагом марш!».
Передвижение ступающим шагом (один круг). Обучение скользящему шагу (без палок). Обратить внимание на правильное сгибание ног в коленных суставах. Отметить учащихся, овладевших данным шагом.
Построение в одну шеренгу. Обучение повороту на месте переступанием вокруг пяток.
По команде учителя учащиеся на счет «раз» поднимают носок левой лыжи и переставляют его на 30° (приблизительно) влево, на счет «два» приставляют правую лыжу к левой. Затем на счет «три-четыре», «пять-шесть» учащиеся заканчивают поворот налево на 90°, на этот же счет «пять-шесть» возвращаются в исходное положение. Повторить выполнение поворота 5—6 раз индивидуально.
Продолжить передвижение скользящим шагом. Следить, чтобы учащиеся скользили на согнутых ногах при выполнении нескольких упражнений.

Упражнения

1. Разбежаться, приставить ногу и, приседая, проскользить между палками (рис. 47, 1 ).

Рис. 47. Спуск на лыжах через ворота.

2. Присесть, проехать между воротами, выпрямиться и продолжить скольжение. Свободное скольжение по учебной лыжне (рис. 47, 2 ).
Повторить игру «По местам!» (2 класс, урок 41).
Подведение итогов уроков. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 37—38
Задачи уроков:
1) научить учащихся передвижению приставными шагами влево и вправо;
2) продолжить обучение скользящему шагу;
3) научить правильному движению руками во время скольжения;
4) приступить к обучению спуску в основной и низкой стойках;
5) ознакомиться с подъемом лесенкой прямо;
6) повторить игру «Кто быстрее?».
Место проведения занятий: участок возле школы.
Оборудование: лыжи, палки, флажки.
Словарь: носки лыж, шаг, ход, лыжня.
Ход уроков. Передвижение к месту проведения занятий. Построение на лыжах. Выполнение лыжниками команд.
Поворот на месте переступанием вокруг пяток и передвижение приставными шагами влево, вправо. Показать, как поднимать лыжу так, чтобы ее конец был не ниже уровня носка.

Упражнения

1. Поочередно поднимать и ставить лыжу на место (ходьба на месте). Приставной шаг влево, вправо так, чтобы лыжи ставились на снег параллельно.
2. Поднять левую лыжу, поставить ее на полшага влево, так же поднимая правую лыжу, приставить ее к левой. То же упражнение, но выполняется вправо. Сделать по четыре-пять шагов в каждую сторону.
Скользящий шаг. При обучении требовать от учащихся разноименного размахивания руками (левая нога, правая рука и наоборот), руку поднимать вперед до высоты плеча и отводить назад до предела (рис. 48, 1—3 ).

Рис. 48. Упражнения для овладения скользящим шагом.

Рис. 49. Спуск на лыжах в низкой стойке: 1 — без палок; 2 — с палками.

Обучение спуску в основной стойке (повторение) без палок и в низкой стойке. Обучение спуску в низкой стойке без палок (рис. 49, 1 ) и с палками (рис. 49, 2 ).

Упражнения

1. В шеренге на месте, присесть, руками взяться за голени ниже колен, выпрямиться, выполнить несколько раз без палок.
2. На лыжне с небольшим уклоном разбежаться, присесть и проскользить в низкой стойке. Выполнить это 4—5 раз (взять под особый контроль слабых учащихся).
3. На пологом склоне выполнить спуск на лыжах в низкой стойке.
4. То же, но проехать в ворота из палок.

Игра «Кто быстрее?».
Описание игры. Игра проводится на лыжах у подножия не очень крутой горы. Участников можно разделить на два-три отделения (сильные, средние, слабые). У подошвы горы условно отмечается линия старта. Лыжники выстраиваются отделениями (можно в колонну по одному). По сигналу учителя начинают спускаться лыжники сначала первого отделения, затем второго и т. д.
Правила игры:
1) надо обязательно дойти до линии финиша в полном составе;
2) слабым учащимся дается поощрительное очко;
3) отделение, собравшееся за линией финиша в полном составе, считается победителем;
4) нельзя мешать друг другу при спуске;
5) если игрок упал, ему необходимо помочь встать и с этого места продолжать спуск. Повторить 2—4 раза.
Повторить подъем лесенкой прямо.
Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку. Подведение итогов уроков. Предупредить учащихся о том, что на следующие занятия надо прийти с лыжными палками. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 39—40
Задачи уроков:
1) закрепить навыки выполнения скользящего шага;
2) повторить способы складывания лыж и переноса их к месту проведения занятий;
3) проверить умение пользоваться петелькой на палках;
4) повторить подъем лесенкой наискось;
5) закрепить игру «Точно в ворота»;
6) пройти дистанцию до 800 м;
7) повторить спуски на лыжах в разных стойках с палками (рис. 50,
1—3 ).

Рис. 50. Спуски на лыжах в разных стойках с палками назад: 1 — основная; 2 — средняя; 3 — высокая.

Место проведения занятий: участок возле школы, учебная лыжня.
Оборудование: 6 флажков, 6 пар лыжных палок.
Словарь: лыжный ход, петелька, снежки, мороз.
Ход уроков. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта. Построение на лыжах.
Правила складывания палок:
1) верхний конец одной палки продевается снизу в кольцо другой;
2) соединение палок с лыжами: верхние концы палок продеваются в носовые ремни крепления; лыжи переносятся под рукой.
Учитель помогает учащимся, уделяет внимание слабым ученикам.
Передвижение с палками (палки сзади) на учебном круге. Отталкивание палками. Обратить внимание на вынос вперед не только кистей рук, но и локтей. Спуск на лыжах в низкой стойке с палками.

Упражнения

1. В шеренге присесть, поднять палки до горизонтального положения кольцами назад, руки в локтях согнуты. Повторить несколько раз.
2. На пологом склоне спуск на лыжах в высокой стойке с палками (рис. 51).

Рис. 51. Спуск на лыжах в высокой стойке с палками.

Повторить подъем лесенкой наискось.

Игра «Точно в ворота».
Описание игры. Учащиеся располагаются по учебной лыжне таким образом, чтобы можно было быстро занять положение в низкой стойке и приготовиться к спуску. На трассе спуска установлены трое ворот. Перед каждыми воротами учащиеся принимают низкую стойку и продолжают спуск. По сигналу учителя первый ученик начинает спуск. Как только он въехал в первые ворота и стал подъезжать ко вторым, второй ученик, стоящий за ним, начинает выполнять спуск. И так все ученики по очереди.
Учитель может регулировать спуск, касаясь рукой каждого, кто спускается. Побеждают ученики, которые не допустили ошибок в низкой стойке и быстрее проехали через третьи ворота. Игру повторить 2—3 раза.
Правила игры:
1) запрещается спуск без разрешения учителя;
2) спускающийся ученик перед каждыми воротами должен принять низкую стойку;
3) нельзя мешать спуску;
4) за падение при спуске учащийся получает штрафное очко.
Построение с палками. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Подведение итогов уроков. Организованное возвращение в класс.

Урок 41
Задачи урока:
1) повторить выполнение прыжка в длину с места;
2) разучить комплекс 3 упражнений утренней гимнастики с гимнастическими палками;
3) повторить игру «Вызов номеров».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: гимнастические палки (по количеству учащихся), 2 гимнастических мата, 4 квадрата, 2 обруча, 2 мяча.
Словарь: непогода, квадрат, смело, радостно.
Ход урока. Построение в одну шеренгу. Перестроение. Сдача рапорта.
Ходьба в различном темпе. Учащиеся разбирают палки. Палки прижаты к плечу. Бег в чередовании с ходьбой, палки находятся за спиной, под локтями.

Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой
(комплекс 3)

1. И. п. — основная стойка, палка в опущенных руках (рис. 52, 1 ).
В. — поднять палку вверх, опустить за голову, сгибая при этом руки в локтях, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз.

Рис. 52. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой (комплекс 3).

2. И. п. — ноги врозь, палка в опущенных руках (рис. 52, 2 ).
В. — наклон туловища влево, палку поднять вверх, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз.
3. И. п. — основная стойка, палка в опущенных руках (рис. 52,
3 ).
В. — приседая и отклоняясь назад, опуститься на колени, руки вперед, так же отклоняясь, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 4—5 раз.
4. И. п. — ноги врозь, палка за спиной в опущенных руках (рис. 52,
4 ).
5. И. п. — лежа на спине, палка внизу (рис. 52,
5 ).
В. — поднимая палку и сгибая левую ногу вперед, пронести ногу между руками через палку, так же пронести ее обратно; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 5—6 раз. Оказать помощь слабым учащимся.
6. И. п. — основная стойка, палка горизонтально за спиной сзади (рис. 52,
6 ).
В.— взмах левой ногой влево, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз.
7. И. п. — основная стойка, палка внизу горизонтально, прыжком ноги врозь, палка вперед, вверх, прыжком вниз (рис. 52,
7
8. И. п. — основная стойка, палка на полу.
В. — из положения приседа (нижняя стойка) прыжок через палку вперед и затем назад (рис. 52,
8 ); темп медленный. Повторить 3—4 раза.
Предупредить детей о возможности попадания на палку при прыжке назад. Медленная ходьба.
Прыжки в длину с места. Учить отталкиванию, полуприседанию перед прыжком и взмаху руками при прыжке. Так как учащиеся с выполнением данного прыжка знакомы, повторное выполнение можно начать фронтально. Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу (шесть-семь более сильных учеников).

Упражнение

Стопы располагаются параллельно на расстоянии 15—20 см друг от друга для осуществления замаха руками. Поднимая руки вверх, одновременно стать на носки. Затем, опуская руки вперед-вниз-назад, стать на всю ступню и немного присесть. Перенося вес тела вперед, резким взмахом рук вперед-вверх, разгибая ноги, оттолкнуться и прыгнуть через палку. Повторить 5—6 раз. Объяснить, что приземляться надо прямо на носки. Построиться в колонну по одному, на ходу сложить палки.
Повторение игры «Вызов номеров» (3 класс, урок 20). Добавление: игрок, которого вызвали, берет волейбольный мяч, ведет его руками (ударяет по мячу раскрытой ладонью так, чтобы он отскакивал от пола) до флажка, возвращается к обручу, кладет мяч на место. Игру можно повторить 2 раза.
Ходьба на месте.
Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 42—43
Задачи уроков:
1) продолжить выполнение скользящего шага с палками;
2) приступить к обучению попеременному двухшажному ходу;
3) проверить умение спуска в низкой стойке и подъем лесенкой наискось;
4) принять зачет по выполнению поворота переступанием вокруг пяток;
5) разучить игру «Борьба за флажки».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование: 10 флажков.
Словарь: плечо, ноги, круг, шаг.
Ход уроков. Построение с лыжами в шеренгу, лыжи у правой ноги. Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «На плечо!». Лыжи удерживаются на левом плече скользящей поверхностью вниз. Повторить несколько раз. Передвижение к месту проведения занятий с лыжами на плече.
Построение в шеренгу. Передвижение по лыжне скользящим шагом с палками (два круга).
Повороты переступанием вокруг пяток (зачетное выполнение трех поворотов). Выставление оценок.
Попеременный двухшажный ход (3 класс, уроки 42—43). Контроль и помощь учителя строго индивидуально.
Спуск в низкой стойке (3 класс, уроки 37—38).
Подъем лесенкой наискось (3 класс, уроки 39—40).

Игра «Борьба за флажки» (проводится без палок).
Описание игры. На противоположных сторонах площадки размером 20—25 м стоят игроки лицом друг к другу. На середине площадки на равном расстоянии от обеих команд в снег ставятся флажки по количеству игроков в команде. По сигналу учителя обе команды, передвигаясь навстречу друг другу, стараются первыми добежать до флажков и на ходу взять правой рукой по одному флажку. Продолжают движение вперед и останавливаются на противоположной стороне там, где стояла команда противника. После того как все игроки займут свои места в шеренгах, учитель просит поднять собранные флажки. Выигрывает команда, у которой больше флажков. Игра повторяется несколько раз.
Правила игры:
1) запрещается раньше времени начинать игру;
2) взять можно только один флажок;
3) упавший игрок встает, продолжает скольжение и берет флажок;
4) собранные флажки передаются учителю;
5) во время сбора флажков передвижение на лыжах продолжается до конца.
Учитель отмечает учащихся, которые умеют хорошо переносить лыжи на плече, и предупреждает о том, что следующие уроки будут проводиться в помещении, поэтому необходимо иметь спортивную форму.
Построение в колонну по одному. Расчет по порядку. Подведение итогов уроков. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 44—45
Задачи уроков:
1) рассказать учащимся о правильном дыхании;
2) разучить упражнения с мешочками с песком на формирование правильной осанки;
3) продолжить обучение перекату назад, вперед, в сторону;
4) закрепить навыки метания в цель;
5) разучить игру «Зайцы, сторож и Жучка», повторить игру «Пустое место».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: мешочки (по числу учащихся), 4 гимнастических мата, теннисные мячи (по количеству учащихся), баскетбольный щит.
Словарь: мяч, теннис, сторож, Жучка, место.
Ход уроков. Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Сдача рапорта.
Ходьба на носках, на наружных сторонах стопы, в полуприседе с опорой руками о колени. Бег в чередовании с ходьбой. Требования: вдоль коротких стен — ходьба, вдоль длинных — бег. На ходу разобрать мешочки.

Общеразвивающие и специальные упражнения с мешочком с песком

1. И. п. — основная стойка, руки на пояс, мешочек на голове.
В. — слегка прогибаясь, левую ногу отвести назад, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 53, 1 ).

Рис. 53. Общеразвивающие упражнения с мешочком с песком.

2. И. п. — стоя на коленях, ноги слегка расставлены, руки в стороны, мешочек в правой руке.
В. — наклоняясь назад, повернуть туловище вправо, положить мешочек на пол между ногами, вернуться в и. п.; поворот влево, взять мяч левой рукой, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 2—3 раза (рис. 53, 2 ).
3. И. п. — ноги широко врозь, руки за спиной, мешочек на голове.
В. — согнуть левую ногу в колене, вернуться в и. п.; то же, сгибая другую ногу; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 53,
3 ).
4. И. п. — основная стойка, руки на пояс, мешочек на голове.
В. — поворот направо, вернуться в и. п.; поворот налево, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 53,
4 ).
5. И. п. — основная стойка, руки вверх, ноги на ширину плеч, мешочек зажат в руках.
В. — наклониться вниз, мешочек положить на пол, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 53,
5 ).
6. И. п. — основная стойка, руки подняты над головой, мешочек в руках.
В. — прыжки на месте, прыжки в длину вперед и назад (рис. 53,
6 ).

Упражнения

1. Из группировки сидя перекат назад и перекат вперед до положения упора присев.
2. Перекаты влево, вправо из упора стоя на коленях. Сгибая правую руку до касания предплечьем мата, перекатиться через правое плечо в сторону и на спину, на левый бок до положения упора стоя на коленях; то же повторить влево. Группировку соблюдать обязательно.
3. Повторить перекаты в сторону. Сохранять правильное дыхание (дыхание через нос глубокое, без задержки, ритмичное). Учитель показывает и объясняет, что холодный воздух, попавший в легкие через нос, успевает нагреться, и человек не простужается; микробы, попадающие в легкие через нос, благодаря слизистой оболочке задерживаются и уничтожаются; занятия физическими упражнениями всегда надо начинать с дыхательных упражнений.
Повторить игру «Пустое место» (3 класс, урок 30).

Игра «Зайцы, сторож и Жучка».
Описание игры. На одном конце площадки учитель чертит два—четыре квадрата — это заячьи норки, на противоположном конце чертит полукруг — это сторожка. С этой стороны площадки линией обозначается огород. Посередине площадки на высоте примерно 25—30 см от земли натягивается веревка — это забор. Все игроки-зайцы делятся на две—четыре команды и встают около своих норок. В сторожке стоит водящий (сторож) и игрок, изображающий собаку Жучку.
По сигналу учителя зайцы выбегают из норок, перепрыгивают через забор и забегают в огород (садятся на корточки и едят капусту). Сторож через 2—3 мин хлопает три раза в ладоши. После третьего хлопка Жучка выбегает из сторожки и догоняет убегающих зайцев. Осаленный игрок стоит на месте. Сторож собирает пойманных зайцев. Игра продолжается. Веревку надо укрепить так, чтобы при касании она не падала.

Уроки 46—47
Задачи уроков:
1) усовершенствовать выполнение подъема лесенкой наискось;
2) продолжить обучение скользящему шагу с палками;
3) выполнять попеременный двухшажный ход с палками;
4) продолжить обучение спуску в основной и низкой стойках с палками;
5) повторить игры «Борьба за флажки», «Слушай сигнал».
Место проведения занятий: участок около школы.
Оборудование: 10 флажков.
Словарь: участники, соревнование, легкие, осалить.
Ход уроков. Построение и передвижение с лыжами на плече. Прохождение дистанции по извилистой лыжне (сильные учащиеся впереди, за ними слабые, учитель замыкает движение).
Обучение спуску в основной и низкой стойках с палками.

Упражнения

1. В шеренге на ровной площадке из стойки «смирно» принять положение основной стойки, как при спуске на лыжах: ноги слегка согнуты, одна нога на полступни впереди, вес тела распределен равномерно на обе ноги, туловище немного наклонено вперед, плечи опущены, руки слегка согнуты в локтях, удерживают палки (кольцами назад) почти в горизонтальном положении. Вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз.
2. Принять и. п. основной стойки и спуститься вниз 3—4 раза.
3. Подъем лесенкой наискось.
4. Спуск в низкой стойке.
5. В шеренге на месте присесть, поднять палки до горизонтального положения (кольцами назад), руки в локтях согнуты. Повторить несколько раз.
6. На пологом спуске выполнить спуск в низкой стойке. Подъем лесенкой наискось.
Попеременный двухшажный ход. Учащиеся свободно катаются по учебной лыжне. Сильные — по большому учебному кругу, слабые — по малому.
Игра «Борьба за флажки» (3 класс, урок 10).

Игра «Слушай сигнал».
Описание игры. Играющие передвигаются друг за другом по учебному кругу, отталкиваясь палками (кисти рук из петель вынуты). По первому сигналу учителя все игроки перехватывают палки двумя руками и опускают палки за спину, продолжая скольжение. По второму сигналу учителя все возвращаются в и. п. (палки горизонтально впереди). По третьему сигналу игроки перехватывают палки за концы и отталкиваются палками. Лучше движения с палками выполнить стоя на месте. Побеждает игрок, который все движения выполнил точно. Если дети смогут выполнить эти движения с палками в процессе скольжения, это поможет им закрепить навыки правильного скольжения как без палок, так и с палками.
Построение. Прикрепление палок к лыжам. Перенос лыж в руках.
Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 48—49
Задачи уроков:
1) более внимательно проследить, чтобы учащиеся выполняли скользящий шаг и попеременный двухшажный ход с палками;
2) провести зачет по выполнению спуска в низкой стойке;
3) проверить навыки выполнения учащимися строевых команд;
4) организовать передвижение на лыжах на дистанцию до 800 м;
5) разучить игру на санках «Кто первый?».
Место проведения занятий: участок около школы, учебная лыжня.
Оборудование: четверо санок, 6 флажков.
Словарь: дыхание, стойка, шаг, команда.
Ход уроков. Построение в колонну по одному, лыжи на плече. Передвижение к месту проведения занятий. Четыре ученика везут свои лыжи на санках к месту занятий и оставляют их около учителя.
Построение в шеренгу по одному. Расчет по порядку. Сдача рапорта. Выполнение строевых команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!». Выполнение команд повторить 2—3 раза. Выставляется оценка за умение выполнять команды.
Передвижение скользящим шагом продолжается до 3 мин. Спуск в низкой стойке. Две попытки. Проведение зачета. Подъем лесенкой наискось. Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом на дистанцию до 800 м.

Игра на санках «Кто первый?».
Описание игры. Участвуют две команды, примерно равные по своим двигательным возможностям. Они стоят друг против друга на расстоянии 15—20 м. Между ними учитель обозначает линию старта четырьмя флажками. По его сигналу на линию старта выходят участники забега (четыре ученика), встают парами. Каждая пара получает санки. Один игрок садится в санки, другой берется за веревку. По команде «Марш!» два игрока везут своих партнеров на санках до флажков, затем меняются местами и возвращаются назад на линию старта. Побеждает команда, которая первой закончит перевозить своих партнеров. Правила игры:
1) не разрешается делать замечания игроку, который везет партнера;
2) запрещается помогать игроку, который везет партнера;
3) не разрешается менять партнеров.
Построение в колонну по одному. Подведение итогов уроков. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 50
Задачи урока:
1) закрепить навыки лазанья по гимнастической стенке;
2) повторить метание в вертикальную цель;
3) повторить бег на выносливость до 2—3 мин;
4) повторить игры «Круговая лапта», «Пустое место».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: мячи (по количеству учащихся), гимнастическая стенка.
См. материал (3 класс, урок 30).

Урок 51
Задачи урока:
1) проверить и оценить умение учащихся передвигаться скользящим шагом с палками;
2) продолжить освоение попеременного двухшажного хода;
3) повторить подъем лесенкой;
4) разучить игру «Попади снежком в цель».
Место проведения занятий: участок около школы.
Оборудование: 2 волейбольных мяча.
Словарь: игра, четверть, оценка.
Ход урока. Построение с лыжами у школы. Передвижение к месту проведения занятий. Проверка готовности к занятиям. Расчет. Рапорт.
Передвижение с палками скользящим шагом (один круг). Спуск в основной стойке, подъем лесенкой.

Игра «Попади снежком в цель».
Описание игры. Посередине площадки учитель обозначает линию, на которую кладет три волейбольных мяча. Учащиеся заготавливают по три снежка. Класс делится на две команды. Расстояние от линии старта до мячей — 12—15 м. Задача игроков каждой команды — попасть снежком в мяч. По сигналу учителя игроки одной команды одновременно метают снежки в волейбольные мячи, расположенные на средней линии. Затем то же выполняют игроки другой команды. Побеждает команда, игроки которой имеют большее количество попаданий.
Построение в одну шеренгу. Необходимо предупредить учащихся, что следующие три урока будут проходить в зале. Лыжи можно забрать после уроков домой. Подведение итогов урока. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 52
Задачи урока:
1) продолжить обучение равновесию (ходьба «по кочкам»);
2) закрепить навыки выполнения лазанья по наклонной гимнастической скамейке;
3) повторить игру «Волк во рву».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: 2 гимнастические скамейки, 4 пролета гимнастической стенки, 6 резиновых ковриков, гимнастические палки (по количеству учащихся).
Словарь: коврик, стоять, равновесие, ходьба.
Ход урока. Передвижение в спортивный зал. Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку. Сдача рапорта. Ходьба в колонне по два, взявшись за руки. Перестроение в колонну по одному.
Повторить комплекс упражнений с гимнастической палкой (3 класс, урок 21).
Обучение равновесию (ходьба «по кочкам»).

Упражнения

1. Ходьба, руки в стороны (коврики не сдвигать).
2. Ходьба, руки на пояс.
3. Ходьба, руки вверх.
4. Ходьба, руки за голову.
5. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (рис. 54) (3 класс, урок 19).
6. Игра «Волк во рву» (2 класс, урок 49).
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в зал.

Рис. 54. Лазанье по гимнастической стенке в упоре присев.

Урок 53
Задачи урока:
1) повторить выполнение ходьбы по бревну (равновесие);
2) закрепить навыки соскока в глубину;
3) провести метание в цель;
4) подвести итоги занятий на лыжах, выставить оценки за третью четверть.
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: низкое бревно, 2 гимнастических мата, теннисные мячи (по количеству учащихся), баскетбольный щит.
Ход урока. За основу занятий взять материал урока 32, 3 класс.
Беседа учителя: «Все учащиеся молодцы. Материал третьей четверти пройден полностью. Вы стали более закаленными, овладели навыками катания на лыжах. На каникулах постарайтесь больше быть на свежем воздухе. Большое спасибо. До свидания».
Построение. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс. Поблагодарить учащихся при классном руководителе.

Четвертая четверть

Урок 54
Задачи урока:
1) проверить выполнение упражнений комплекса 4 утренней гимнастики;
3) закрепить навыки передвижения с сохранением равновесия;
4) повторить игру «Волк во рву».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: 2 пролета гимнастической стенки, 2 гимнастические скамейки, 2 гимнастических мата.
Словарь: игра, волк, ров, лазанье.
Ход урока. Построение в одну шеренгу. Сдача рапорта. Бег в чередовании с ходьбой.

Общеразвивающие упражнения без предмета (комплекс 4)

Рис. 55. Общеразвивающие упражнения без предмета (комплекс 4).

1. И. п. — основная стойка.
В. — правую руку за голову, левую в сторону, слегка прогнуться, вернуться в и. п.; то же, но левую руку за голову, правую руку в сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 55, 1 ).
2. И. п. — основная стойка, руки за спину.
В. — согнутую в колене ногу поднять, выпрямить вперед, согнуть, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 55,
2 ).
3. И. п. — стоя на коленях, голова опущена.
В. — левую ногу отвести назад-вверх, голову назад, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 55,
3 ).
4. И. п. — основная стойка.
В. — приседая на носках, пальцами рук коснуться пяток, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 3—4 раза (рис. 55,
4 ).
5. И. п. — лежа на полу, руки вверх.
В. — согнуть ноги, обхватить голени и коснуться лбом коленей, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 55,
5 ).
Лазанье по гимнастической стенке разноименным способом (3 класс, урок 22).
Передвижение по гимнастической скамейке с сохранением равновесия (3 класс, урок 6).
Повторить игру «Волк во рву» (см. 3 класс, урок 51).
Медленная ходьба. Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 55—56
Задачи уроков:
1) повторить комплекс 4 общеразвивающих упражнений;
2) продолжить обучение лазанью по гимнастической стенке;
3) приступить к обучению перелезанию через предмет; повторить игру «Волк во рву»;
4) разучить игру «Кто самый ловкий?».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: 2 пролета гимнастической стенки, 2 гимнастических мата, низкое бревно, гимнастический конь, 3 стула, на которые установлены по два кубика.
Словарь: бревно, конь, перелезание, зал.
Ход уроков. Построение на урок. Расчет. Сдача рапорта. Медленная ходьба в чередовании с бегом.
Выполнение упражнений комплекса 4 (3 класс, урок 23).
Лазанье по гимнастической стенке разноименным способом (3 класс, урок 23).
Перелезание через предмет (низкое гимнастическое бревно и гимнастический конь).
Высота бревна 80—90 см. Под бревно кладутся два гимнастических мата. В 3—5 м от бревна устанавливается гимнастический конь, в ширину без ручек. Используется третий способ перелезания (из упора сидя верхом).

Упражнения

1. На бревне. Перелезание — упор лежа, согнувшись поперек (тело вдоль бревна), перемах левой ногой в упор сидя верхом; опираясь на левую руку и наклоняясь влево, перемах правой ногой и соскок вперед с поворотом (рис. 56).

Рис. 56. Перелезание (третий способ), соскок с поворотом.

2. На коне (используется второй способ перелезания).
Перелезание через бревно и коня произвольным способом.
Слабые ученики выполняют упражнения только при помощи учителя.
Повторить игру «Волк во рву» (3 класс, урок 51).

Игра «Кто самый ловкий?».
Описание игры. На одной половине зала учитель ставит 3 стула, на которые кладут пять-шесть кубиков. Класс делится на две команды по четыре-пять игроков. По команде учителя первые игроки обеих команд берут с первого стула по одному кубику и медленно (или быстро) бегут ко второму стулу. Здесь они забирают еще по одному кубику, ставят их на первые кубики и несут их к третьему стулу. Последние игроки выстраивают всю пирамиду из пяти-шести кубиков и, поддерживая их рукой, устанавливают на пустой первый стул.
Правила игры:
1) первого игрока, выбывшего из игры, может заменить следующий;
2) если установленная на стул пирамида распадается, играющий выходит из игры, а команде засчитывается поражение, побеждает команда, набравшая больше очков.
Построение. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 57—58
Задачи уроков:
1) разучить общеразвивающие упражнения с обручами;
2) продолжить обучение перелезанию;
3) закрепить навыки обучения прыжкам в высоту;
4) повторить игры «Кто самый ловкий», «Шишки, желуди, орехи».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: обручи (по количеству учащихся), гимнастическое бревно, гимнастический конь, стойка для прыжков в высоту, планка (шнур).
Словарь: обручи, перелезание, высота, бревно.
Ход уроков. Построение. Расчет. Сдача рапорта. Ходьба с прыжками с доставанием подвешенных ленточек. Медленная ходьба.

Общеразвивающие упражнения с обручем (комплекс 1)
(по А. А. Гугину)

1. И. п. — основная стойка внутри обруча.
В. — обруч вверх, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 57, 1 ).

Рис. 57. Общеразвивающие упражнения с обручем (комплекс 1).

2. И. п. — ноги врозь, обруч вертикально за спиной (рис. 57, 2 ).
В. — поворот туловища влево, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз.
3. И. п. — ноги врозь, обруч вертикально над головой (рис. 57,
3 ).
В. — наклон туловища влево, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз.
4. И. п. — основная стойка, обруч справа вертикально на полу, придерживать рукой (рис. 57,
4 ).
В. — приседая, пролезть в обруч и стать с другой стороны, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 3—4 раза (рис. 57,
4 ).
5. И. п. — основная стойка, держаться за вертикально поставленный впереди обруч.
В. — опираясь на обруч, наклон вперед, правую ногу назад, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 57,
5 ).
6. И. п. — обруч держать за верх охватом снизу.
В. — вращая обруч вниз и назад, прыжки с одной ноги на другую; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 57,
6 ).
7. И. п. — основная стойка внутри обруча.
В. — обруч поднять на уровне пояса, поднять вверх, обруч в руках; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 57,
7 ).
Медленная ходьба.
Перелезание через низкое бревно (3 класс, урок 55).
Повторить игру «Кто самый ловкий?» (3 класс, урок 55).
Повторить игру «Шишки, желуди, орехи» (3 класс, урок 4).
Построение. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке, организованное возвращение в класс.

Уроки 59—60
Задачи уроков:
1) продолжить обучение прыжкам в высоту;
2) закрепить навыки выполнения строевых команд;
3) проверить степень овладения метанием в цель;
4) провести игры «Вызов номеров», «Угадай, чей голос»;
5) повторить упражнения с обручами.
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: обручи (по количеству учащихся), баскетбольный щит, теннисные мячи на каждого учащегося.
Словарь: обручи, команда, голос, цель.
Ход уроков. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта. Ходьба. На ходу разобрать обручи.
Выполнение строевых команд (3 класс, урок 18).
Прыжок в высоту (3 класс, урок 25).
Метание в цель (3 класс, урок 12).
Повторить игры «Вызов номеров» (3 класс, урок 20), «Угадай, чей голос» (2 класс, урок 9).
Медленная ходьба с заданиями.
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 61
Задачи урока (3 класс, урок 10).
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование (3 класс, урок 10).
Повторить урок 42.

Урок 62
Задачи урока (3 класс, урок 11).
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование (3 класс, урок 11).
Повторить урок 43.

Уроки 63—64
Задачи уроков:
1) продолжить обучение метанию вдаль;
2) проверить выполнение команд при обучении бегу с различного старта;
3) закрепить навыки ходьбы в ногу;
4) разучить игры «Мяч водящему», «Космонавты».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование: малые мячи (по количеству учащихся), 2 волейбольных мяча, секундомер, 2 флажка, 4—5 пластмассовых обручей.
Словарь: секундомер, космонавты, движение.
Ход уроков. Построение. Расчет. Сдача рапорта. Передвижение к месту проведения занятий. Требования к передвижению к месту проведения занятий. Медленная ходьба. Бег врассыпную. Бег по кругу на выносливость до 2 мин.
Выполнение общеразвивающих упражнений с малыми мячами (3 класс, урок 26).
Бег на дистанцию 30 м (обучение) с высокого и низкого старта (2 класс, урок 60).
Ходьба в ногу с песней.

Игра «Мяч водящему».
Описание игры. Класс делится на две команды, игроки строятся в два круга, равные по диаметру. Перед носками играющих на земле проводят черту. В центре каждого круга стоит водящий с волейбольным мячом. По сигналу учителя водящие начинают по очереди бросать мячи своим игрокам. Игроки кидают мячи обратно. Получив мяч от последнего игрока, водящий поднимает мяч вверх. Водящего сменяет новый участник, и игра продолжается. Побеждает команда, которая раньше передаст мяч. Команде, которая ни разу не уронила мяч при передаче, можно дать дополнительные очки.
Правила игры:
1) запрещается передача мяча без сигнала учителя;
2) игрок, уронивший мяч, начинает передачу сначала;
3) при передаче мяча запрещается перебрасывать его;
4) команде, игроки которой меньше роняли мяч, присуждается выигрышное очко; игра повторяется несколько раз.

Игра «Космонавты».
Описание игры. Учитель чертит на площадке ракетодромы. Внутри каждого ракетодрома он раскладывает два-три небольших пластмассовых обруча — это ракеты. Количество ракет должно быть на две-три штуки меньше числа играющих. Все становятся в круг, затем идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок на планетах.
На какую захотим,

На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места в любой из ракет. Оставшиеся без места возвращаются к учителю или в центр площадки (рис. 58).

Рис. 58. Схема игры «Космонавты».

Правила игры:
1) начинать игру можно только по сигналу учителя;
2) разбегаться можно только по сигналу учителя после слов «Опоздавшим места нет!». Игра продолжается 3—5 мин.
Построение. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 65—66
Задачи уроков:
1) продолжить обучение бегу и метанию мяча на дальность;
2) приступить к обучению прыжкам в длину;
3) повторить общеразвивающие упражнения без предметов (комплекс 6);
4) повторить игры «Совушка», «Космонавты».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование: малые теннисные мячи (по количеству учащихся).
Словарь: метание, прыжок, место, разбег.
Ход уроков. Построение у школы. Перемещение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта. Ходьба в чередовании с бегом. Бег вдоль длинной стороны площадки, ходьба вдоль короткой.

Общеразвивающие упражнения без предмета
(комплекс 5)

1. И. п. — основная стойка.
В. — прогибаясь, левую руку поднять, отвести назад, правую отвести назад, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 59, 1 ).

Рис. 59. Общеразвивающие упражнения без предмета (комплекс 5).

2. И. п. — ноги врозь, руки в стороны.
В. — наклон туловища влево, хлопок над головой, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 59, 2 ).
3. И. п. — ноги врозь, руки за голову.
В. — наклон вперед, левой рукой достать носок правой ноги и наоборот; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 59,
3 ).
4. И. п. — основная стойка, руки в стороны.
В. — повороты вправо, влево, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 59, 4).
5. И. п. — основная стойка, руки отведены назад.
В. — круговые движения рук; темп медленный. Повторить 4—5 раз вперед, 4—5 раз назад (рис. 59,
5 ).
6. И. п. — основная стойка, руки на пояс.
В. — выпад вперед правой ногой, смена ног, выпад вперед левой ногой (рис. 59,
6 ).
7. И. п. — основная стойка, ноги вместе.
В. — приседание в упор, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (обратить внимание на присед в упор) (рис. 59,
7 ).
Построение в круг, из круга в колонну по два.
Метание мячей на дальность (3 класс, урок 10).
Бег на дистанцию 30 м (3 класс, урок 11).
Прыжок в длину с разбега на дальность (3 класс, урок 18).
Повторить игру «Совушка» (2 класс, урок 18).
Повторить игру «Космонавты» (3 класс, урок 62).
Построение. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 67
Задачи урока:
1) повторить упражнения без предмета (комплекс 6);
2) провести зачет по метанию мячей на дальность;
3) провести игру «Кто первый?».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование занятий: малые мячи (по количеству учащихся).
Словарь: урок, метание, площадка, стадион.
Ход урока. Построение у школы. Проверка готовности к уроку. Беседа «Как питаются спортсмены». Передвижение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта.
Ходьба в чередовании с бегом. Выполнение общеразвивающих упражнений без предметов (комплекс 4).
Метание на дальность. Каждому ученику учитель дает по три мяча. В зачет идет наилучший результат (2 класс, урок 60).

Игра «Кто первый?» (2 класс, уроки 34—35).
Описание игры. Класс делится на команды. Для бега каждая команда выделяет по четыре-пять игроков. По сигналу учителя на линию старта вызываются первые учащиеся из команд, и так все по очереди. Побеждает команда, выигравшая большинство забегов. Если результат ничейный, назначается еще один забег.
Медленная ходьба с хлопками в ладоши за спиной, спереди, сверху.
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 68
Задачи урока:
1) повторить общеразвивающие упражнения с флажками;
2) повторить выполнение прыжка в длину с разбега, принять нормативы;
3) провести игру «Заяц без домика».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование: рулетка, 2 флажка (красный и белый), флажки (на каждого ученика по 2 флажка), волейбольный мяч.
Словарь: заяц, домик, сосед, флажки.
Ход урока. Построение у школы. Передвижение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта.
Выполнение упражнений с флажками (3 класс, урок 6). Прыжки в длину с разбега (3 класс, урок 11).
Построение в круг, передача и ловля волейбольного мяча.
Повторить игру «Заяц без домика» (3 класс, урок 8).
Построение в одну шеренгу. Перестроение. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 69
Задачи урока:
1) продолжить выполнение общеразвивающих упражнений с флажками;
2) принять нормативы по выполнению прыжка в высоту с разбега;
3) провести игры «Пустое место», «Дружные ребята»;
4) подвести итоги четвертой четверти года; напомнить учащимся о правилах поведения летом.
Место проведения занятий: спортивная площадка.
Оборудование: флажки (на каждого ученика по 2 флажка), стойка для прыжков в высоту, планка (шнур).
Ход урока. Построение учащихся у школы. Проверка внешнего вида. Передвижение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта. Перестроения, изученные учащимися в 3 классе, повороты.
Выполнение упражнений с флажками (3 класс, урок 6).
Прыжки в высоту, согнув ноги, с прямого разбега. Для учащихся устанавливается наименьшая высота 40—60 см. После двух-трех попыток планка устанавливается выше с учетом выявленных возможностей учащихся. Учитель определяет чемпиона класса. Оценки за овладение прыжком для всех учащихся положительные.
Повторить игры «Пустое место» (3 класс, урок 30), «Дружные ребята» (2 класс, урок 22).
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов четвертой четверти, года. Учитель напоминает детям о том, что летом необходимо заниматься утренней гимнастикой, плавать только с родителями или воспитателями в лагере, ходить в походы со взрослыми, соблюдать режим дня, больше играть со своими сверстниками. До свидания, до новых встреч!

Тема: «Подвижные игры»

Цель: Ознакомиться с различными видами «подвижных игр»,создание устойчивой мотивации

Знать: Знать технику безопасности при нахождении в спортивном зале; при подвижных играх

Понимать: Понимать правила подвижных игр

Применять: Применять знания, полученные на уроке физического воспитания в жизни; на уроке - в команде. Осуществлять взаимный контроль и соблюдать правила поведения во время игр

Анализ: анализировать собственные достижения на уроке физического воспитания, уметь анализировать свои «недочёты» и в дальнейшем корректировать.

Оценка: уметь оценивать собственную деятельность на уроке.

Оборудование: Мяч каждой команде, гимнастическая палочка, кегля. Разметка дистанции. Свисток. Спортивная форма у каждого учащегося. Лист с подведением итогов.

Часть урока

Частные задачи

Дозировка

Организационно-методические указания

1.Подготовительная

часть

Организация класса на построение.

Объяснение целей и задач урока

Построение.

1) 2 мин

Здравствуйте! Меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок физической культуры.

Класс, равняйся! Смирно! На 1 и 2 рассчитайся.

Учитель дает команду «Вольно!».

У нас сегодня не простой урок, мы отправляемся с вами в страну подвижных игр. Мы должны добраться до этой страны, но это будет не легко. Тема нашего сегодняшнего урока: «Подвижные игры».

Цель нашего занятия ознакомиться с вариантами подвижных игр и повысить двигательность на уроке на физической культуры .

Для начала мы с вами вспомним несколько строевых упражнений и правила поведения, технику безопасности в спортивном зале. Расскажите как надо вести себя в спортивном зале? (ответы учащихся)

Разминаем шейные мышцы, суставы

упражнение «Повороты головой»

4 повтора упражнения

И.П – «Стойка руки на поясе» (Руки на поясе,4 пальца вперёд, ноги на ширине плеч, взгляд вперед)

1. поворот влево

2.И.п

3.поворот вправо

4.И.п

1.наклон вверх

2.И.п

3.наклон вниз

4.И.п

разминает лопатки и плечевые суставы

упражнение «Вращение рук» .

Повторение упражнения 5 раз

И.п - «Стойка руки к плечам»(локти прижаты к туловищу, без крыльев, лопатки сведены)

1,2 –вращение вперед

3,4-вращение назад (повтор упражнения 3-4 раза)

способствует улучшению кровообращения и разминает мышцы руки

упражнение «Вращение кистей» .

Повторение упражнения 4 раза

И.п – «Стойка Руки в стороны» (пятки вместе, ладони вниз)

1.И.п

2.вращение кисти вперед

3.вращение назад

4.И.п

(повторить 4 раза)

способствует сокращению жировых клеток, разминает мышцы спины и позвоночника

упражнение «Повороты туловища влево, вправо»

Повторение упражнения 5-6 раз

И.п –«Стойка Руки на поясе» (Руки на поясе,4 пальца вперед)

1.И.п

2.Поворот туловища влево

3.И.п

4.Поворот туловища вправо

(повторение упражнения 4-5 раза)

Ходьба

3 мин.

  1. Ходьба на пяточках
  2. Ходьба на носочках
  3. Ходьба на внутренней части стопы
  4. Ходьба на внешней части стопы

Бег

3 минуты

  • приставным шагом
  • с высоким подниманием бедра
  • с захлёстыванием голени

Беговые упражнения делаются по сигналу свистка, по периметру спортивного зала.

2.Основная часть

Развитие группового коллективизма.

Распределение

на команды.

–Итак, мы с вами попадаем в страну «подвижных игр».

Нам нужно 2 команды. На первый второй рассчитайся.

1 номер делает шаг вперед и поворачивается на право. Это 1 команда, встает на отведенное место.

2 команда также встает на отведенное место.

Развитие ловкости,

Быстроты.

Подведение итога- метод поощрения.

Игра «Передал –садись»

3 мин

Для начала каждая команда выберет капитана команды. Команда выстраивается в цепочку, капитану нужно стоять напротив своей команды. По сигналу капитан бросает мяч в руки своему первому игроку, тот отдаёт мяч обратно и приседает. Капитан бросает мяч следующему игроку и т.д. У кого из капитанов окажется мяч в руках от последнего игрока быстрее – та команда и побеждает.

Развитие быстроты.

Четкое соблюдение правил игры

Игра «Защищай ворота»

4 мин

«Защищай ворота». Кто-нибудь знает, играл в такую игру?

Игроки делятся на две команды и встают к линиям в шеренгу напротив друг друга. Игрок одной команды идёт к команде-сопернику, ударяет по ладоням соперников три раза и убегает в свою команду. Игрок, которому достался третий удар, должен догнать и осалить соперника. Если догнал – забирает в свою команду, если нет, то сам идёт в другую команду. Победитель – тот, кто превосходит в численности.

Развитие ловкости, соперничества,

Быстроты.

Развитие точности движения при передаче мяча.

Игра «Мяч Вверх»

3 мин

Правила игры: Каждая команда встает в колону, друг за другом, на расстоянии вытянутой руки(чтобы могли коснутся плеча предыдущего игрока). Первый игрок берет в руки мяч и передает мяч сверху след. игроку, и так по цепочке. Последний игрок, когда получает мяч, должен прибежать в начало цепочки и продолжить игру. (играют 2 раза).

Варианты:

По верху

Внизу (через ноги)

По очереди(1 игрок верху,2 игрок –внизу)

Развитие быстроты, точности выполнения и последовательности игры, развитие коллективизма. Правильное положение участников в игре(с какой стороны обегать).

Игра «Доберись до острова»

5 мин.

Игра называется «Доберись до острова». Капитан команды получается гимнастическую палочку. Бежит на по дистанции, обегает кеглю и возвращается обратно. Берет игрока, обегают кеглю и передает 2 игроку палочку. 2 игрок возвращается к команде –берет 3его игрока обегает кеглю, отдает палочку. Продолжается пока вся команда не окажется на острове

3.Заключительная часть

Сообщение командам о итогах игры.

1 мин

Побеждает команда №… Вы хорошо справились с заданием.

Вторая команда, вы немного оторвались от своих соперников. Вы тоже молодцы! (сообщаются результаты)

Построение класса на выдвижение итога урока,

рефлексию

Итоговое Построение

1 мин

Команда «Равняйся! Смирно!»

Подвести итоги урока.

Создание ситуации успеха

Метод поощрения

Метод контроля и самоконтроля (групповой опрос)

Подведение итогов рефлексия

3 мин.

Чему мы с вами сегодня на уроке учились?

Те кто считает что у него всё получилось на уроке, хорошо выполнял все задания, участвовал в играх –хлопните в ладоши.

Те кто считает, что не все задания выполнил на уроке- топните ногой.

Понравился вам урок?

Спасибо за внимание! Урок окончен.


Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа села Писаревка

Унечского района Брянской области

ПРИМЕНЕНИЕ

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Подготовила: Бондаренко Н.И.,

учитель начальных классов

2014-2015 учебный год

На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.

В связи с модернизация образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс-технологии .

На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.

А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника

как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы,

и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе)

Виды заданий для кейсов:

    Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

    Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

    Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.

    Оценка – обоснование определенной точки зрения.

    Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;

обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется«действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.

Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

    анализировать информацию,

    сортировать ее для решения заданной задачи,

    выявлять ключевые проблемы,

    генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

    выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, дети:

    получают коммуникативные навыки

    развивают презентационные умения

    формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

    приобретают экспертные умения и навыки

    учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

    изменяют мотивацию к обучению.

Требования к содержанию кейса.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Виды пакетов кейсов в обучении:

    Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);

    Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;

    Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);

    Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).

Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).

Структура кейса:

Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.

Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.

Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника(до занятия)

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

Во время занятия:

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия:

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки;

создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.

И давайте делать только хорошую погоду!


Список литературы

Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.

Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.

Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.

Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та,2005.

Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm

http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm

Уроки:

  • План-конспект урока баскетбола в 4-м классе

Урок посвящен обучению технике выполнения упражнений с мячом в баскетболе. Целью урока является развитие основных физических качеств посредством упражнений с баскетбольным мячом.

  • План-конспект урока гимнастики в 5-м классе

Урок построен с применением игровой технологии. В ходе урока учащиеся совершенствуют выполнение акробатических упражнений, в равновесии на бревне, в лазании; учатся применять приобретённые умения и навыки в жизни, ориентироваться в лесу по местным признакам; узнают о различных видах костров, способах их построения и тушения.

Комбинированный урок физической культуры, посвященный совершенствованию и выполнению технических приёмов волейбола.

Основная цель представленного урока - контроль ЗУН и развитие основных физических качеств посредством общеразвивающих и гимнастических упражнений. Учащиеся закрепляют умения выполнять упражнения в равновесии на бревне. Формируют правильную осанку, развивают гибкость позвоночника и тазобедренных суставов, воспитывают чувство красоты движения, самостоятельность, активность, развивают внимание.

"Волейбол без мяча и сетки" - интригующая для учащихся тема урока в сочетании с бутафорским гипсом на ноге учителя и матами, расположенными на полу вдоль зала. Содержание урока позволяет познакомить учащихся с умением безопасно падать, быстро и ловко вставать и быть готовым к дальнейшим действиям. Знания и умения, полученные учащимися на уроке, важны и полезны не только на спортивной площадке, но и в жизни.

Теоретические уроки физической культуры, разработанные по кейс-технологии в рамках Всероссийского сетевого проекта "Современный урок: кейс-метод". Кейс-технология предполагает постановку проблемы, имеющей непосредственное отношение к жизни и опыту ребенка, групповую деятельность по решению проблемы, для чего учащимся предлагается кейс (набор необходимого материала), а также организуется деятельность по презентации и оцениванию решений в виде дискуссии. (справка)

Внеклассные мероприятия:

  • Сценарий спортивного праздника, посвященного Международному женскому дню 8 Марта: "Вперед, красавицы!"

Спортивный праздник разработан для школьниц 8-11-х классов. Подобные праздники способствуют формированию основ культуры здоровья, сохранению школьных традиций, пропаганде здорового образа жизни, развитию творческого мышления, воображения, находчивости, чувства юмора и сплочению классных коллективов.

  • Сценарий спортивного КВН "Свое здоровье береги - сам себе ты помоги!" 9-11-е классы

Спортивный КВН для учащихся 9-11-х классов позволяет продемонстрировать школьникам значения здорового образа жизни в становлении личности человека, способствует психологической защите учащихся против негативных, пагубных влияний среды и формированию у них навыков здорового образа жизни.

Инструкция

Начинайте урок с построения и организационных вопросов. Учитель должен поддерживать дисциплину в классе, поэтому нельзя считать построение и сдачу рапорта формальностью.

Начните с разминки. Это обязательный элемент тренировки каждого спортсмена и обязательное условие
обучения.Разминку можно поделить на две части. В первой части мы преследуем цель – разогреть организм, в общем. Сюда подойдут плавный бег, конечностей, туловища, наклоны.Вторая часть разминки заключается в подготовке дыхания и кровообращения. В этой части можно делать ускорения, рывки, более интенсивные упражнения.

Переходите к основной части. Здесь учитель должен уже вести работу с учениками, показать какую-то новую технику, например можно учить бежать с . Это упражнение подходит и для и для девочек. Кроме просмотра техники со стороны, учащиеся должны опробовать новую технику. Также им следует пробежать короткую дистанцию с низкого старта. Если у кого-то, не получается выполнить упражнение правильно, следует сразу же провести работу над ошибками, если позволяет время.

Переходите к общей физической подготовке. Для мальчиков подойдут отжимания и подъём туловища, лёжа на спине. Девочкам же больше подойдут прыжки на скакалке вместо отжиманий, но подъём туловища будет полезен и для них.

Подведите итоги. Обычно в конце занятия, учитель выстраивает учащихся в шеренгу и подводит итоги проведённой работы. Если требуется, то учитель должен дать домашнее задание перед роспуском учеников.

Практически любой учитель стремится к тому, чтобы его урок стал любимым школьным предметом. Преподаватель физкультуры - не исключение. Ведь он должен не только заинтересовать ребят, но и объяснить, что регулярные занятия физкультурой полезны для здоровья.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - ручка;
  • - спортивный инвентарь.

Инструкция

Тщательно к уроку. Составьте конспект занятия, сформулируйте его тему и поставьте задачи. При планировании учтите, где будете проводить урок: в зале или на улице. Четко распишите, какие упражнения собираетесь проводить с детьми в той или иной части урока. Перед уроком позаботьтесь о необходимом для занятия инвентаре: мячах, скакалках, обручах, гимнастических снарядах и т.п.

Начинайте урок с решения организационных задач и построения. Постройте таким образом, чтобы они видели вас и не мешали друг другу при движении. Например, поставьте учащихся по росту, учитывая уровень их физического развития. С младших приучайте ребят к построению, расчету и выполнению команд. Это поможет вам поддержать дисциплину в , а детям настроиться на урок.

В первой части урока проведите разминку. Она подготовит организм к дальнейшим физическим нагрузкам. Подберите упражнения, направленные на общее развитие и несложные в плане координации, например, ходьба, бег, наклоны и повороты туловища, приседания и т.д. Начиная с 3-го класса, в разминку можете включить комплексы упражнений с мячами, гимнастическими палками и другим спортивным инвентарем.