Зарождение демократии в афинах кратко. История древнего мира

Проверка д/з:

  • Найди ошибки и исправь их:
  • Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
  • Вопросы:
  • Как называлось небольшое самостоятельное государство в Греции?
  • В какой области Греции находился афинский полис?
  • Кого называли «демосом»?
  • Как называли правителей афинского полиса?
  • Как назывался совет знати? Сколько человек в него входило и на какие должности?
  • Что такое долговой камень? Где устанавливался? О чём предупреждал?
  • Перечислите требования афинского демоса.
  • Объясни выражение «драконтовы законы».
  • Миф о происхождении Афин.
Тема: Зарождение демократии в Афинах (§ 30)
  • Цель урока : рассмотреть причины и результаты возникновения демократии в Афинах.
  • Д/з : § 30, вопросы; Т. – учить;
1. Население Аттики в VII в. до н. э.
  • Свободные
  • Аристократы
  • (знать)
  • Чужеземцы
  • Должники
  • Вопиющее неравенство между бедными и богатыми, знатными и незнатными!
2. Демос восстает против знати
  •  VII в. до н. э. – борьба демоса против знати.
  •  594 г. до н. э. - знать и демос избрали архонтом Соло́на, наделив его большой властью, для того чтобы он положил конец народным волнениям.
  •  О нем говорили: «Честен, одарен умом».
  • Солон
3. Отмена долгового рабства
  • ЗАКОНЫ СОЛОНА
  • 1. ОТМЕНА ВСЕХ ДОЛГОВ.
  • 2. ОБРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАБА ЗА ДОЛГИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
  • 3. СНЯТИЕ ДОЛГОВЫХ КАМНЕЙ
  • 4. ДОЛЖНИК ОТВЕЧАЕТ НЕ СВОБОДОЙ, А ИМУЩЕСТВОМ.
  • Внимательно прочтите выписку из законов Солона.
  • Как вы считаете, в чьих интересах Солон провел свою реформу (преобразование, изменение)?
  • Почему он это сделал?
Назовите слово в схеме, которое стало лишним
  • Свободные
  • Аристократы
  • (знать)
  • Демос (крестьяне, ремесленники, купцы)
  • Чужеземцы
  • Должники
  • После реформы Солона рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.
  • - Рисунок с. 138 – рассмотрите, опишите, ответьте на вопросы.
4. Участие в государственном управлении при Солоне
  • АРХОНТ
  • НАРОДНОЕ
  • СОБРАНИЕ
  • (ЭККЛЕСИЯ)
  • СУДЬИ
  • Не обязательно знатный, НО обязательно богатый
  • Не обязательно знатный, не обязательно богатый, по жребию с 30 лет
  • Все свободные граждане Афин - решение государственных дел
Вывод
  • Избираются из знати и из демоса.
  • Народ участвует в управлении.
  • Делит власть с демосом.
  • Состоит из знати и демоса.
5. Суд при Солоне
  • Клятва судей:
  • «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.
  • Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.
  • Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».
  • Вопросы:
  • 1. Почему судьям так важно выслушивать благосклонно как обвинителя, так и обвиняемого?
  • 2. Все люди любят получать подарки. Почему судьям это было запрещено?
  • Прочитайте описание судебного заседания: пункт
  • «Перемены в управлении Афинами» (с.139)
Дополнительно
  • МЕТЕКИ - приезжие греки. Они не имели тех же гражданских прав, что и афиняне. И только очень редко, за особые заслуги в деле защиты или прославления Афин их делали полноправными гражданами.
  • ДЕМОКРАТИЯ – власть народа, т.е. народ участвует в управлении государством.
  • Прочитайте (с. 139 – голубой фон): «Солон о своих законах» и отрывок из законов Солона, ответьте на вопросы.
Итог Значение реформ Солона :
  • Итог Значение реформ Солона :
  • законы Солона заложили в Афинах основы демократии.
  • Работа с учебником:
  • п. 4 «Солон вынужден покинуть Афины»
  • - Почему Солон сказал, что «Трудно в великих делах сразу же всем угодить» и «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов»?
Закрепление пройденного
  • В каком городе Солон был избран архонтом? В какой области? В каком государстве?
  • В каком году Солон стал архонтом? Какой год был следующим за этим годом? Какой год предшествовал тому году, когда в Афинах правил Солон? В каком веке были установлены законы Солона?
  • Охарактеризуйте законы, проведённые Солоном. В чём их историческое значение?

Задание 1. Прочитайте пункт 1 «Демос восстаёт против знати» параграфа 30. Заполните схему. Используйте также пункт 4 «Бедственное положение земледельцев» параграфа 29.

Нужно вписать:

Причины борьбы демоса против знати

Неравенство между богатыми и бедными;

Наличие долгового рабства;

Невозможность участия в управление государством

Требования демоса:

Получить право управлять государством;

Отмена долгового рабства и передел земли;

Чем закончилось восстание демоса?

Принятием новых законов, более справедливых.

Задание 2. Впишите дату события.

В 594 году до н.э. Солон был избран архонтом.

Задание 3. Продолжите предложения.

Были отменены самые жестокие законы Драконта. С полей были убраны долговые камни. Было отменено долговое рабство. Все рабы-должники отпускались на волю. Рабами в Афинах могли быть только чужеземцы. Архонтом мог стать богатый человек, но необязательно знатный. В Народном собрании участвовали все свободные афиняне (граждане). Судьи должны были выбираться из числа всех граждан, независимо от из знатности и богатства. На судебном заседании могли присутствовать все желающие.

Задание 4. Заполните таблицу, используя материал параграфа 29 и 30.

Задание 5. Дайте определение следующих понятий.

Демократия – «власть народа», политический строй, при котором власть принадлежит большинству и народ участвует в управлении государством.

Граждане – свободные население, пользующееся правами и несущее обязанности перед государством.

Наёмное войско (наёмники) – люди, которые участвует в войне за денежное или другое материальное вознаграждение.

Задание 6. Обведите в заданиях 3 и 4 те положения, которые свидетельствуют о зарождении основ демократии в Афинах.

Нужно обвести:

Из задания 3: В Народном собрании участвовали все свободные афиняне (граждане). Судьи должны были выбираться из числа всех граждан, независимо от из знатности и богатства. На судебном заседании могли присутствовать все желающие.

Из задания 4: весь столбец «Управление при Солоне в 6 веке до н.э.»

Задание 7. Прочитайте клятву, которую давали афинское юноши, вступая на военную службу. Во вторую колонку напишите от первого лица клятву, которую дал бы наёмный чужеземный воин (подумайте, за что оно воевал бы).

Клятва наёмного чужеземного воина.

Я не опозорю это оружие в битве. Я буду честно служить, согласно с договоренностью о выплате денег за участие в сражении. После окончания найма я ничего не буду должен тому, кто меня нанял.

Сравните две клятвы. Какое войско, по вашему мнению, было надёжное – из граждан или из наёмников.

Более надежным было войско из граждан: они сражались за свою родину, семью и будущее, а наемники просто отрабатывали деньги.

Конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе

Тема: Зарождение демократии в Афинах.

Цель:

  • дать представление о зарождении демократии в Афинах
  • реконструировать социальный конфликт между демосом и аристократией в Афинах в VI в до н.э.
  • ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами
  • развить умение работать с картой, первоисточниками, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события
  • воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки.

Оборудование:

  • карта “Древняя Греция”,
  • меловая схема “Население Аттики” VII в. до н.э,
  • таблица “Законы солона 594 г. до н.э.,
  • индивидуальные задания-карточки,
  • жетоны- “следы ног”.

Организационный момент. (Эмоциональный настрой детей)

Актуальные знания учащихся.

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

А как еще можно прославиться?

Совершая хорошие поступки.

Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

(За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

Проверка домашнего задания.

Индивидуальные задания трем учащимся.

  1. Что означало для земледельцев гибель олив? (Полисы Греции часто воевали друг с другом, противники, пытаясь навредить друг другу вырубали оливковые деревья. Земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше чем по вытоптанному полю ячменя, оливковое дерево приносит первые плоды на 18 год, долго дожидаться урожая).
  2. Кого погубило пьянство? (Людоеда-циклопа Полифема из поэмы Гомера “Одиссея”).
  3. В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?
  4. Работа 1 ученика у доски. Объяснить значения слов:
    - полис, ареопаг,
    - архонт, долговое рабство.
  5. Ответ 1 ученика у доски. В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика) .
    - Покажите эту область на карте.
    - Покажи главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город?
  6. Расскажите миф о том, как богиня Афина стала покровительницей одного из самых знаменитых в Греции городов. (Индивидуальное задание, данное на предшествующем уроке ученику) .

Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.

План изучения нового материала:

  • Афинский демос и его требования.
  • Демос восстает против знати.
  • Законы Солона. Отмена долгового рабства.
  • Перемены в управлении Афинами.
  • Солон покидает Афины.

Работа по меловой схеме.

Всё население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.

  • Какими путями жители Аттики становились рабами?
  • Должники.
  • Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
  • Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах?
  • Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.
    (делается запись:
    чужеземцы )
  • Кому в Аттике принадлежали земли и власть?
    (делается запись:
    знатные )

Знатных людей называли - аристократы в переводе с греческого благородные, лучшие, знатные люди, господа.

  • Как назывались остальные свободное население Аттики?
    делается запись:
    демос (земледельцы, ремесленники, купцы).

Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.

(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?

  • Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?
  • Чем гордились знатные люди?
  • Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному.

Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным.

Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?

Работа по учебнику.

Громкое чтение § 30 п.1. со слов “В 554 г. до н.э. знать и демос…”

Составление таблицы.

Законы Солона 594 г. до н.э.

Суть закона

Основное содержание

Прощение долгов

Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью

Запретить обращать в рабство за долги

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны

Выборность судей

Из всех афинян независимо от их знатности и богатства

Регулярный созыв народного собрания (экклесия).

В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

Значения законов

Заложены основы демократии

Законы можно разделить на 2 части:

  1. Отмена долгов, долгового рабства.
  2. Изменения в управлении государством.

Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 138.

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни.

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.

Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139)

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”)

Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались)

Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил).

Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.

Работа с 5 пунктом плана “Солон покидает Афины” – краткий рассказ учителя.

  • о причинах всеобщего недовольства Солоном,
  • отъезд за границу,
  • странствие по странам и возвращение на родину.

Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии” - по-гречески означает “власть народа”.

Закрепление пройденного материала.

Работа в рабочих тетрадях по истории Древнего Мира с.15.

Задание . Выпишите недостающие слова. Главное в законах Солона _________________

(Учащиеся вписывают в текст недостающие слова).

Прочитайте выполненные задание.

Итог урока.

Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.

  • А кто больше всех наследил? (Ребята поднимает свои “следы ног”)
  • У кого больше всех следов?

Оценивание (по количеству).

  • На дом: 30 в рабочих тетрадях с.15, задание 21.
  • Из законов Солона (отрывки с.139). Подумайте и постарайтесь ответить на поставленные вопросы.

Обязана Древней Греции. Ведь именно там впервые появились театр, педагогика, философия, спорт и, конечно же, демократия. Главным центром всего передового в мире в античный период истории была столица современной Греции. Поэтому особенно большое влияние на дальнейшее развитие человечества оказало зарождение демократии в Афинах.

Предыстория

Как известно, в Древней Греции преобладали полисы — города-государства, из которых крупнейшими были Спарта и Афины. Там не существовало двух резко разделенных групп жителей — победителей и побежденных, так как не было порабощенных, и эти государственные образования сформировались путем мирных слияний с некоторыми более слабыми соседями. Несмотря на это, существовало разделение по классовому признаку, что не могло не вызывать возмущения у обедневших слоев населения. Со временем противоречия между аристократией и демосом становились все более явными. Назревала революция, которой мог помешать только кардинальный пересмотр существующего

Кем был Солон

Примирить все противоречия удалось одному из представителей знатного рода Кодридов, ранее являвшегося царским. Его звали Солоном, и впоследствии он вошел в историю как один из семи До прихода в политику он был известен афинянам как превосходный поэт и мыслитель, а затем прославился в качестве успешного военачальника. В 594-м году до н. э., примерно в возрасте 34-35 лет, Солона избрали архонтом-эпонимом, т. е. главным из 9-ти коллективных правителей, и возложили на него чрезвычайные полномочия. Как оказалось, мудрец Солон давно готовился к преобразованиям в родном полисе, и он сразу же приступил к реформам. Спустя несколько десятилетий его дело продолжил Клисфен, и именно преобразования этих политиков предопределили ход развития человеческого общества на тысячелетия вперед.

Реформы Солона

Считается, что зарождение демократии в Афинах началось задолго до Солона. Однако именно он создал законы, на которые она стала опираться. Первым делом он объявил сисахфию, отменяющую все долги, заложенные земельные участки возвращались владельцам, и было запрещено брать ссуды под залог людей. Кроме того, за счет афинской казны были выкуплены и возвращены на родину жители полиса, проданные на чужбину. Также Солон установил максимальную норму землевладения, т. е. ни один гражданин не мог скупать участки сверх положенной площади и становиться сверхкрупным землевладельцем.

Органы власти

Высшими госорганами в Афинах периода правления Солона были ареопаг, Народное собрание и буле. Последнее было совершенно новым органом и состояло из четырехсот человек. Кстати, многие исследователи считают, что именно его появление и означало рождение демократии в Афинах. В буле предварительно обсуждались все законы и вопросы, которые затем рассматривались в Народном собрании. Хотя Экклесия существовала в Афинах и других полисах Греции и ранее, при Солоне она стала по-настоящему действующим органом, и ее созывали гораздо чаще. Более того, архонт издал указ, согласно которому в период междоусобиц каждый свободный мужчина, достигший совершеннолетия, был обязан занимать активную позицию в обществе, иначе ему грозило лишение гражданских прав.

Зарождение демократии в Афинах (всемирная история): реформы Клисфена

Окончательное формирование политической системы Афин, основанной на свободном волеизъявлении народа, произошло в конце 6-го века до н. э. Автором новых реформ стал Клисфен, которого выбрали архонтом, с такими же полномочиями, какими когда-то наделили Солона.

Он разделил территорию Аттики на 3 округа: непосредственно Афины, прибрежная полоса и равнинная территория. Каждый из них, в свою очередь, делилась на 10 триттий. Кроме территориальной, Клисфен провел также избирательную реформу. Согласно новым законам, формировалось 10 фил, в которые входили граждане из трех триттий, по одной от каждого округа. Филы выдвигали из своего числа по 50 человек для участия в Совете 500. Таким образом, Клисфен, как писали современники, “перемешал” афинян. Это значило, что теперь они избирали органы власти уже не по территориальному или родовому признаку, а исходя из

Экклесия при Клисфене

Все важные решения в Афинах в этот период принимались коллективно обновленной экклесией, осуществляющей законодательную, судебную и исполнительную власть. Основными вопросами, решаемыми во время таких всеобщих народных собраний, были:

  • избрание должностных лиц;
  • решение об изменении существующих законов и принятие новых;
  • остракизм относительно отдельных граждан;
  • решение по важнейшим общегосударственным вопросам, касающимся войны и мира, заключения союзнических договоров, расходования государственных денег и др.

Интересная подробность: перед каждым “заседанием” Народного собрания председательствующий должен был развесить по городу плакаты, сообщающие о вопросах, которые должны были рассматриваться. Кроме того, чтобы обеспечить непредвзятость Совета 500, каждая фила осуществляла свою деятельность в течение всего 1 месяца в году.

Гелиэя

Зарождение демократии в Афинах ознаменовалось и возникновением нового вида судопроизводства, которое также стало коллективным. Дела решала так называемая Гелиэя — суд присяжных, который состоял из 6000 человек. Параллельно существовал и ареопаг — суд старейшин, состоящий из аристократов, который с появлением демократических органов стал утрачивать свое влияние и значение.

Остракизм

Зарождение и развитие демократии в Афинах сделало возможным и появление совершенно нового явления в Им стал остракизм. Раз в год экклесия должна была ответить на такой важный вопрос: "Нет ли среди граждан человека, который способен захватить власть и стать тираном?" Если Народное собрание считало, есть, то назначалось еще одно заседание для проведения процедуры своеобразного голосования на глиняных черепках. Если потенциально “опасное” для демократии лицо получало большинство голосов против себя, то его изгоняли из полиса.

Теперь вы знаете, как происходило рождение демократии в Афинах и Клисфена) и сможете сравнить ее с современным аналогом.