Какие функции выполняет союз как. Союзы, их семантика и употребление

Союзы - это служебные слова, которые употребляются для связи членов предложения. Так ли они важны? Зачем нужны союзы в русском языке? Союзы в нашей речи незаменимы, потому что соединяют синтаксические единицы и выражают смысловые связи между словами и частями предложений. У союзов есть свое грамматическое значение – они указывают на синтаксическую связь, которая существует между единицами языка. В зависимости от этого, они называются сочинительными и подчинительными. И те, и другие в русском языке объединяют слова или части предложения в целое, а также выражают различные характеры связи между ними.

Роль союзов в предложениях: примеры

Союз "и" часто используется для объединения однородных членов предложения: "В зоопарке я видел тигров и обезьян".

Сочинительные и противительные союзы также используются в сложносочиненных предложениях: "Отец позвал, и Сергей прибежал". Части сложносочиненного предложения объединены сочинительным союзом «и». Союзы "а" и "но" используются в сложносочиненных предложениях для противопоставления: "Федор поступил глупо, а Виктор смог исправить его ошибку"; "Лариса знала о его проступке, но она никому не могла рассказать об этом".

Очень большую роль союзы играют в сложноподчиненных предложениях, они выражают различные отношения между главной частью предложения и придаточной.

Так, союз может участвовать в образовании сложноподчиненного предложения с изъяснительным придаточным, которое поясняет, раскрывает в придаточной части мысль, начатую в главной. Примеры: "Яна рассказала, как она отдыхала летом" (рассказала о чем?); "Он решил, что пора искать работу" (он решил что?).

Еще пример сложноподчиненного предложения, в котором союз "если" передает условие (придаточная часть условного типа): "Если завтра будет плохая погода, я не пойду гулять" (не пойду гулять при каком условии?).

А вот предложение, в котором союз "когда" передает временной характер придаточной части: "Когда начнутся каникулы, мы с родителями поедем отдыхать за границу" (поедем отдыхать за границу когда?).

И приведем последний пример сложноподчиненного предложения, в котором союз "потому что" выражает причинную связь между главной частью и придаточной: "Она обиделась на тебя, потому что ты плохо с ней поступил" (вопрос к придаточной: почему она обиделась?).

Давайте подытожим, зачем нужны союзы в русском языке. Благодаря союзам наша речь становится связанной и логичной. Они необходимы для выражения мыслей в устной или в письменной форме. Союзы связывают между собой слова и части сложных предложений, выражают между ними различные смысловые связи.

Союз – это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также (это относится к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого предложения. Основная функция – связующая, а также квалифицирующая, то есть обозначает отношения между соединяемыми предложениями или их членами (с разной степенью конкретизации).

При помощи большинства союзов различается синтаксический вид связи (сочинительная или подчинительная). Грамматическое значение союза как части речи сближает его с предлогами и частицами, а также с вводными (модальными) словами.

Как и предлоги, союзы не изменяются. Однако в отличие от предлогов, которые выполняют свою служебную функцию только в сочетании с падежными формами существительного, союзы являются грамматически не связанными с теми словами, которые они соединяют, и не зависят от принадлежности этих слов к той или иной части речи. Союзы лишь помогают выявить и оформить связь между словами в предложении или между отдельными предложениями.

В зависимости от того, какие именно синтаксические отношения выражаются с помощью союза, союзы делятся на: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы могут соединять однородные члены предложения внутри простого предложения, а также самостоятельные предложения.

Подчинительные союзы главным образом помогают выразить всевозможные смысловые отношения между главной и придаточной частями в сложноподчиненном предложении; отношения временные, целевые, сравнения, следственные, причинные и т.п..

Иногда подчинительные союзы употребляются для связи отдельных членов в простом предложении: "В это лето я узнал наново... много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми" (Паст.) – союз хотя и... но соединяет определения и передает сопоставительно-уступительные отношения между ними; "Пруд как зеркало"– союз как соединяет сказуемое с подлежащим, дополняя значение сказуемого оттенком сравнительности. В этой синтаксической функции подчинительные союзы встречаются крайне редко. В основном ее могут выполнять союзы как, чем.

Между сочинительными и подчинительными союзами есть существенное различие. Подчинительные союзы тесно связаны по смыслу с придаточными предложениями и образуют с ними "цельную смысловую массу". Этим свойством союзов обусловлен порядок следования частей в сложном предложении: сочинительные союзы, объединяющие простые предложения, всегда находятся между этими предложениями, в то время как подчинительный союз может стоять в начале сложноподчиненного предложения в случае, если оно начинается с предложения придаточного.


В зависимости от значения сочинительные союзы делятся на следующие группы:

а) соединительные союзы, выражающие отношения перечисления: и, да, и... и, ни... ни, тоже, также.

б) разделительные союзы, выражающие отношения взаимоисключения: или, либо, то... то, не то... не то и др.

в) противительные союзы: а, зато, но, однако и др.

г) градационные союзы: не только... но и, если не... то, не столько... сколько, как... так и и др.: "Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение... происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф" (М.Булг.); эта группа союзов указывает на то, что один из соединяемых членов (как правило, второй), является более значимым, более существенным;

д) присоединительные союзы: и, да и, да и то, или и др., присоединяющие предложения или отдельные члены предложения, которые дополняют, развивают ранее высказанную мысль: "Что сталось с старухой и с бедным слепым,– не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру" (Л.).

Подчинительные союзы (по значению):

а) временные: когда, пока, покуда, доколь, когда... то, по мере того, как и др.

б) сравнительные: как, будто, словно, точно и др.

в) целевые: чтобы, дабы, для того, чтобы и др.

г) уступительные: несмотря на то что, хотя и др.

д) условия: если, если... то, когда... то.

е) изъяснительные: что, будто, чтобы, как бы не и држ) причинные: потому что, так как, ибо и др.

з) следствия; так что, до того, что, вследствие чего.

От подчинительных союзов следует отличать союзные слова – относительные местоимения и местоименные наречия: где, который, кто, что, куда, откуда и т.д. Союзные слова выполняют ту же синтаксическую функцию, что и союзы (присоединяют придаточное предложение к главному), но являются знаменательными словами, выступающими в придаточном предложении в качестве одного из его членов. Ср.: "Такими же знаками ему ответили, что от частных людей заказов не берут" (Паст.) – изъяснительный союз что присоединяет придаточное предложение к главному. – "Одна из мастериц изобразила на лице недоумение и в знак досады выставила ладошку лодочкой вперед, глазами спрашивала, что ему, собственно, нужно" (Паст.) – относительное местоимение что является подлежащим в придаточном изъяснительном.

Как и предлоги, союзы могут быть однозначными и многозначными. Одно значение имеют, например, союзы: для того..., чтобы; по мере того, как; несмотря на то, что и др. В первую очередь одно значение имеют союзы, представленные несколькими словами. В противоположность этому такие союзы, как и, или, да, как, что и др. являются многозначными. Так, для союза да 4-томный "Словарь русского языка" указывает четыре значения: 1) соединительное: "Степь да степь кругом. Путь далек лежит"; 2) перечислительное, которое реализуется при перечислительном присоединении нескольких однородных членов, а также нескольких предложений: "Мой идеал теперь – хозяйка. Мои желания – покой. Да щей горшок, да сам большой" (П.); 3) присоединительное: "Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она" (Крыл.); 4) противительное: "Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем" (Гог.); "И будем все, хоть на день, да испанцы" (Маяк.).

Разряды союзов по строению

С точки зрения строения союзы делятся на простые (– состоящие из одного слова: и, а, но, хотя, словно и др.), и составные (– состоящие из нескольких слов: потому что, так что, по мере того, как и др.) Простые союзы бывают непроизводными: а, но и и производными: хотя – восходит к деепричастию хотя; якобы, чтобы, итак и др. – восходят к застывшему сочетанию служебного слова со знаменательным словом. В настоящее время активно пополняется разряд составных союзов.

Наконец, союзы могут быть одиночными: и, что, как и др., повторяющимися: ни...ни, то...то (с обязательным повторением); двойными, или парными: если…то, когда…то, едва…как (у них вторая часть возможна, но не обязательна); как…так и, настолько...насколько (вторая часть необходима).

В состав простых союзов входят союзы и союзные частицы, неоднородные как по своему формальному строению, так и по семантической специализации и условиям употребления. (а, абы, аж, ан, благо, будто, вроде, дабы, да, даже, едва, ли, либо, словно, хотя, хоть, покуда и др.). Сюда же примыкает группа слов с квалифицирующими лексическими значениями, которые активно вовлекаются в сферу союзных средств, т.е. в предложении выступают как аналоги союзов: вдобавок («кроме того», «к тому же»), ведь, вернее, впрочем, выходит («следовательно»), зато, значит, собственно («именно»), притом, правда, кстати, лишь и др.

Поскольку аналоги союзов, как и сами союзы, являются носителями определенного квалифицирующего значения, при описании соотнесенности союзов с другими ЧР, аналоги не отделяются от союзов.

Составные (=неоднословные) союзы по своему строению представляют нецельнооформленные соединения двух или более элементов, каждый из которых одновременно существует в языке как отдельное слово. В образовании большинства таких – простые многозначные союзы (и, что, чем, как, когда, если). Например, благодаря тому что, все равно что, несмотря на то что, оттого что, потому что, в то время как, как вдруг, с тех пор как, как только, едва только, прежде чем и т.д..

По характеру связи между элементами, составные союзы: (1)синтаксически немотивированные (несинтагматического типа), (2)синтаксически мотивированные (синтагматического типа).

1 – объединены по принципу простого сцепления, нанизывания.

Несинтагматическую структуру имеют союзы, образованные без участия предлога, и т.о. не включающие в свой состав падежной словоформы. (а именно, а не, а не то, а также, едва лишь, если уж, и т.д.)

2 – элементы соединены по образцу существующих в языке сочетаний слов. Основная их масса образована при участии предлога и сохраняет т.о. связь с соответствующими предложно-падежными сочетаниями. Строевой элемент таких союзов – простой союз (как, что, чтобы, если). Примеры: вплоть до того что, перед тем как, без того чтобы не, для того чтобы, подобно тому как, сверх того что и др.

По числу занимаемых в предложении позиций все союзы делятся на одноместные и неодноместные. Одноместный союз располагается между соединяемыми частями текста или позиционно примыкает к одной из них (и, но, зато, тем не менее, когда, лишь только, в случае если, вопреки тому что);

Неодноместный союз располагается т.о., что его компоненты помещены в каждой части соединяемой конструкции (или –или, как – так и, хотя – но, не только – но и, достаточно – чтобы, и др.).

Неодноместные: двухместные и многоместные. Многоместный союз – сцепление нескольких позиционно разобщенных компонентов: и…и…и, да…да…да, ни…ни…ни, либо…либо…либо, и т.д..

Двухместные союзы – соединения двух формально не совпадающих и позиционно разобщенных элементов, в их образовании участвуют, кроме собственных союзных средств, частицы, модальные слова, наречия, а также устойчивые сочетания «мало того что… (еще и)», «не сказать чтобы… (но)», «что касается…(то)». Все эти средства, образуя союзные соединения, являются носителями квалифицирующих или субъективно-оценочных значений.

группа (название группы характеризует отношения)

некоторые примеры

1разряд. СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(выражают синтаксические отношения между однородными членами предложения и частями ССП)

соединительные, ВЖ отношения перечисления

и, и… и; тоже, да (в Z «и»), также и др.

сопоставительно-противительные, ВЖ отношения противопоставления или сопоставления

однако, а, но, все же

разделительные, ВЖ либо отношения чередования событий, либо отношения взаимоисключения

либо, или, или… или, то… то,

не то… не то, либо… либо, то ли… то ли

градационные, ВЖ отношение между сопоставляемыми частями таким образом, что вторая часть оказывается более существенной

не только… но и,

не только… но даже

2 разряд. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(связывают придаточное предложение с главным в составе СПП)

временные

когда, как, пока, едва, с тех пор как, прежде чем

изъяснительные

что, как, будто

чтобы, дабы, затем чтобы, для того чтобы

причинные

потому что, ибо, так как, из-за того что

условные

если, ежели, коли

уступительные

хотя, между тем как, несмотря на то что

сравнительные

как, будто, как будто, словно, точно

следствия

так что - один союз

пояснительные, они не нашли себе место ни в сочин., ни в подчин., поскльку совмещают в себе и те, и др. ZZ

то есть, а именно, как то

По характеру выражаемого z союзы

Структура союза (2 классификации)

    Простые/составные (неск. слов)

    Одноместные/ повторяющиеся (двуместные/многоместные)

Понятие о союзных словах

Помимо союзов связь между предложениями м. осуществляться при пом. СS. СSами называют относительные местоимения (мест.-сущ. кто, что, мест.-прил. какой, который, чей и др.), местоименное числительное сколько и местоименные наречия (где, куда, откуда, насколько, почему и др.).

В СSах совмещаются свойства знаменательных и служебных ЧР, поскольку они служат для связи слов в предложении и одновременно являются членами предложения.

В отличие от союзов, которые являются и морфологическим, и синтаксическим явлением, СSа - это ТОЛЬКО СИНТАКСИЧЕСКОЕ явление.

Приемы разграничения союза и союзного слова таковы:

    СS является членом Пия, следовательно к нему можно задать вопрос, а к союзу нельзя.

Вот подарок тебе, что (СS, = подарок) давно посулил.

    Союзное слово нельзя опустить, а союз можно.

    Если опустить союз, Пие превращается в бессоюзное.

Покажите всем, что эта серая грешная жизнь надоела вам (Чехов). =

Покажите всем: эта грешная жизнь надоела вам.

    На союз не падает логич. ударение.

    Союз можно заменить только союзом, а СS - только СSом:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.=

Деревня, в которой скучал Евгений…

Эти приемы помогают, но не являются универсальными.

Значение союза, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Союз - служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, а также частей текста.

По происхождению союзы могут быть непроизводными (а, но, и) и производными (что, если, как). По структуре выделяются союзы простые (как, когда, будто) и составные (потому что, прежде чем, в то время как). По своему употреблению в предложении союзы подразделяются одиночные (но, зато, однако), повторяющиеся (то... то, или ... или, не то... не то) и двойные (если... то, хотя ... но, так как... то).

В зависимости от выполняемой функции союз может открывать предложение, может стоять между частями простого предложения, а может быть внутри простого предложения. Например: Рыбников выпил стакан большими, жадными глотками. Даже руки у него задрожали от жадности. И тотчас налил себе другой стакан. Сразу было видно, что его уже долго мучила жажда (А. Куприн). Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль... (А. Блок).

Будучи служебной частью речи, союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные (и, да, но) и подчинительные (когда, если, потому что).

Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов. Например: Я сказал, что (союз ) не пойду сегодня в школу. - Я спросил, что (союзное слово) мы делали на уроке.

Типы союзов по происхождению, структуре и употреблению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

По структуре союзы могут быть простыми (что, как, когда и др.) и составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

По употреблению союзы делятся на одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.), повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.), двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.)

Типы союзов по синтаксической функции

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на сочинительные (и, а, но, или и др.) и подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.).

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности, равноправности между однородными членами предложения, а также между частями сложносочинённого предложения, например: Вдали ещё гудит трамвай, но затихают переулки, и потухает неба край (Эллис).

По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы делятся на несколько групп:

Типы сочинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Соединительные

Выражают отношения перечисления.

И, да (в значении «и»), и... и, ни... ни, тоже, также.

Противителные

Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия.

Но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же.

Разделительные

Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков.

Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли.

Сопоставительные, или градационно-сопостовительные

Выражают отношения сопоставления.

Как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не столько... сколько.

Пояснительные

Выражают отношения пояснения

А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то.

Присоединительные

Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное.

И то, а то, да и, а также и др.

Сочинительные союзы могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста, например: За столом у окна сидит поручик запаса армии Валериан Иванович Чижевич. Перед ним домовая книга, в которую он вписывает паспорты постояльцев. Но после вчерашнего работа идёт плохо, буквы рябят и расползаются, дрожащие пальцы не ладят с пером, а в ушах гудит, как осенью в телефонном столбе (А. Куприн).

Противительные союзы но, а, да (в значении «но»), однако, открывающие абзац, выполняют в произведении художественную функцию. Этот приём помогает пишущему передать особое эмоциональное состояние героя, сделать неожиданный переход от одной темы к другой. Например:

...Мы - лисы, а общество - это курятник, охраняемый собаками. Известно ли вам, что в деревнях самые художественные, самые одарённые натуры идут в конокрады и в браконьеры-охотники? Что делать: жизнь до сих пор была так скудна, так плоска, так невыносимо скучна для пылких сердец! Но я перехожу к вдохновению. Без сомнения, вам, милостивые государи, приходилось читать о сверхъестественных по своему замыслу и выполнению кражах? (А. Куприн).

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения, например: И жил я, вашу волю поражая, коль этот мир о помощи просил (И. Коневский); Был лишь орудьем рог, дабы, в горах пленительное эхо пробуждать (Вяч. Иванов); Если кто уцелел от людей, то против вещей бессилен (Н. Рерих).

По характеру выражаемых отношений (функция именной части сказуемого в односоставном безличном предложении). делятся на несколько групп:

Типы подчинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Изъяснительные

Выражают отношения пояснения.

Что, чтобы, как и др.

Временные

Выражают временные отношения.

Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.

Причинные

Выражают причинные отношения.

Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что идр.

Условные

Выражают условные отношения.

Если, коли, раз, ежели, кабы.

Сравнительные

Выражают сравнительные отношения.

Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.

Подчинительные союзы , как и сочинительные, могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста.

Морфологический разбор союза

Морфологический разбор союза включает выделение двух постоянных признаков (тип союза, неизменяемость). Непостоянных признаков союз не имеет, так как является неизменяемым словом. В морфологическом разборе союза можно также указать его тип по структуре: простой или составной.

Схема морфологического разбора союза.

I . Часть речи.

II . Морфологические признаки:

1) сочинительный или подчинительный;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

IV .Особенности правописания (если есть).

Когдая был маленький, я очень любил мороженое (М. Зощенко). Образец морфологического разбора союза.

I . Когда - союз, соединяет простые предложения в составе сложного.

II . Морфологические признаки.

1) подчинительный, временной;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

Не является членом предложения.

Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.

СЛАЙД 1

Цели урока:

Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Задачи урока:

Предметные:

- уметь определять роль союзов в речи.

Метапредметные:

- умеют анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.

Личностные:

- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;

- наблюдать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат : обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

Ход урока :
1. Орг. момент . Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Настроение у нас отличное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски : записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

    Назови производные предлоги

    Придумай предложение с однородными членами

    Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

    Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

    Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

СЛАЙД 3

(Семья).

Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова. СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).

Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7

И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ (выслушать детей) – расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

Учитель : с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Давайте выявим основные функции союзов.

СЛАЙД 10

Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

Какие слова внесены в схемы? (Союзы) .

Что соединяют союзы в данных предложениях?

(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.

СЛАЙД 13

(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

Из поэмы пушкина Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

Задание определить детям.

(Союз соединяет предложения в единый текст).

СЛАЙД

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

связь

    однородных членов предложения,

    частей сложного предложения,

    предложений в единый текст.

14 возврат на 13 слайд

Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка,

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

Слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

Слово И – было и остается исключительно частотным словом.

Как вы думаете, почему?

(Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Слайд 13 вместо 17

(Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

Многосою́зие ( полисиндетон) Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка. Сидя за столами лопатки выгнуться ровно как сохранить здоровье моргать сильно…

Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

Фонетика изучает написание букв.

Дополнение – отвечает на вопросы падежей

Краткое прилагательное всегда бывает определением.

Союз – служебная часть речи.

Предлоги соединяют однородные члены предложения.

Наречие отвечает на вопрос как?

СЛАЙД 18

Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.

(Проверка «по цепочке»).

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру « Собери пословицу ».

СЛАЙД 19.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

    Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра коли в семье вражда.

    Семья без детей, что цветок без запаха. 4. В гостях хорошо, а дома лучше

    Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.

6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.

Подведение итогов урока. СЛАЙД 20

Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

Для меня сегодняшний урок…

Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 21

Домашнее задание : Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 22

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

Вам знания точно должны пригодиться!

СПАСИБО ЗА УРОК!