Краткая биография полонского. Сообщение про якова петровича полонского

Замечательные стихи, простая рифма и прекрасные картины нарисованы Яковом Полонским в его стихотворениях. Но чаще всего читатель, цитируя его произведения, забывает совсем о том, кто же написал эти красивые и вдохновляющие строки. Именно поэтому краткая биография Якова Полонского важна для школьного изучения, раскрывая и развивая литературный кругозор школьников.
Яков Полонский родился в Рязани в семье обыкновенного мелкого чиновника. Образование он получал в гимназии, находящейся недалеко от дома. После ее окончания отправился в Москву и легко поступил в университет на факультет юриспруденции. Обучение в Московском университете дало ему знакомство с такими людьми, как А.А.Фет и Вл. Соловьев. Это знакомство повлияло на дальнейшую жизнь Якова Петровича и выбор его профессии.
Жил в то время Яков Петрович довольно бедно, денег на обучение и проживание не хватало. Поэтому ему приходилось подрабатывать: он давал уроки, получая за это небольшие гроши, позволяющие ему продолжать свое существование и обучение.
Уже в 1844 году он выпускает свой первый сборник, который не вызвал критики и очень понравился читателям. Но постоянная нехватка денег заставляла Якова Петровича постоянно искать поиски заработка. Это вынуждает в конце - концов поэта покинуть Москву и уехать в Одессу. Но и там его карьера не складывается и вскоре он переезжает в Тифлис, где ему было предложено неплохое местечко в местной канцелярии графа Воронцова. Невероятно прекрасная природа поражает воображение молодого поэта и очень скоро появляется в публикации его новый поэтический сборник, посвященный Кавказу. Но там же на Кавказе навсегда. Ему не нравится зависеть от людей и это очень сильно его тяготит и мучает. За границей он мечтает посвятить все свое свободное время занятиям живописи, ведь он замечательно рисовал.
Возвращается в Петербург Яков Петрович лишь только в 1858 году. Он сразу же устраивается на работу и тут ему везет. Так он получает место секретаря комитета по иностранной цензуре. Такое положение его в обществе дает ему возможность уже дальше жить безбедно и не нуждаться в деньгах.
Полонский продолжает работать и учителем на дому. Обучая детей
Смирновых, он выезжает с ними за пределы страны, и прощается с ними. В 1857 году он женится на женщине, которую очень сильно любил. Но очень скоро она умирает, и Яков Петрович остается вдовцом. Такое семейное положение его не устраивает, и он женится во второй раз. На этот раз его женой становится женщина – скульптор. Рюльман уже давно известна своими работами, но Якова Петровича не останавливает увлечение его новой супруги.
Умирает Яков Петрович Полонский в 1898 году в своем имении. Его стихотворения остаются его творческим наследием.

Сообщение о Якове Полонском кратко расскажет Вам много полезной информации о жизни и творчестве русского поэта.

Яков Полонский краткая биография

Полонский Яков Петрович родился 6 (18) декабря 1819 года в городе Рязани в большой семье обедневших дворян. Его отец состоял на службе у городского генерал-губернатора. Первоначальное образование мальчик получил дома. В 13 лет он потерял мать, а отца перевели в другой город на казенную должность. Родственники матери, оставшись следить за детьми, отдали Якова в Первую рязанскую мужскую гимназию. В подростковом возрасте юноша зачитывался стихами Пушкина и Бенедиктова. Под влиянием прочитанного, он пробует писать самостоятельно. Судьбоносной оказалась встреча Полонского сЖуковским Василием Андреевичем — основоположником романтизма в русской поэзии, который оказал решающее влияние на его дальнейший литературный путь.

В 1837 году Рязань посетил Александр II и Якову поручили составить куплеты приветственных стихов для будущего императора. Прием прошел успешно. Директор гимназии вручил Полонскому от присутствующих гостей (в том числе Василия Андреевича Жуковского) золотые часы в качестве подарка за стихотворное творение. Так Полонский решил связать себя с литературой.

В 1838 году поэт поступает в Московский университет на юридический факультет. Паралельно ноша не прекращал писать стихи и печатался в альманахе «Подземные ключи».За время учебы он подружился с актером Михаилом Щепкиным, философом Петром Чаадаевым, стихотворцами Афанасием Фетом и Аполлоном Григорьевым, писателями Алексеем Писемским и Михаилом Погодиным, историками Сергеем Соловьевым и Константином Кавелиным. При помощи своих друзей ему удалось напечатать свои стихи в издании «Отечественные записки» 1840 года.

После окончания университета финансовое положение «заставило» Якова Полонского в 1844 году покинуть Москву. Он устроился на работу в одесское таможенное ведомство. Однако, жалованья которое он получал, не хватало на жизнь и весной 1846 года Яков уезжает в Тифлис. Ему предложили должность канцеляра у намесника графа Воронцова. На службе находился вплоть до 1851 года. Местные обычаи и традиции легли в основу написанных стихов, принесших ему всероссийское признание.

За период пребывания в Тифлисе, он активно сотрудничал с газетой «Закавказский вестник». Также выпустил 2 сборники поэзии: «Несколько стихотворений» и «Сазандар», печатал очерки, рассказы, публицистические и научные статьи. Параллельно Полонский увлекся живописью, зарисовывая местные пейзажи и окрестности.

В 1851 году литературный деятель переезжает в столицу – Петербург, продолжая трудиться над своими произведениями. Спустя 4 года вышел следующий сборник, который был опубликован на страницах популярных в России «Современника» и «Отечественных записок». Полученных гонораров едва хватало на скромную жизнь, и поэт устроился преподавателем на дому к детям петербургского губернатора Смирнова.

В 1858 году познакомился с литературным меценатом, графом Кушелевым-Безбородко. Он предложил Якову Полонскому занять должность редактора его нового журнала «Русское слово». Через 2 года его взяли секретарем в Комитет иностранной цензуры. В 1863 году занял там должность цензора, проработав на одном месте вплоть до 1896 года. В 1897 году поэта назначили членом Совета главного управления по делам печати. В своем творчестве стал все больше обращаться к теме религиозной мистики. Последний сборник Якова Петровича вышел в 1890 году. Поэта не стало 18 (30) октября 1898 года.

  • Яков Полонский вместо 4 лет обучения в университете учился 5 лет, так как не смог сдать экзамен по римскому праву Крылову Никите Ивановичу, декану юридического факультета.
  • В 1857 году путешествовал по странам Европы вместе с семьей губернатора Петербурга, в которой работал домашним учителем. В это время познакомился со знаменитым писателем Александром Дюма.
  • Был дважды женат. Первой женой поэта стала Елена Устюжская, дочь старосты русской церкви в Париже и француженки. Елена не знала руського языка, как и Яков французского. В 1858 году он привез молодую жену в Петербург. В браке родился, который умер в 6-тимесячном воздасте от тифа. Двумя месяцами ранее от этой болезни умерла и Елена. Второй раз женился в 1866 году на Рюльман Жозефине Антоновне. В браке родилось 3 детей – Борис, Александр и Наталья.
  • После травмы, полученной в результате падения, поэт до конца дней передвигался на костылях.

Надеемся, что доклад на тему «Яков Полонский» помог узнать много нового о великом русском поэте. А краткий рассказ о Якове Полонском Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Полонский Яков Петрович (1819–1898) – русский поэт-романист, публицист. Его произведения не имеют столь масштабного значения, как или , но без поэзии Полонского русская литература не была бы столь многоцветной и многогранной. В его стихах глубоко отображен мир России, глубина и сложность души русского народа.

Краткая биография - Полонский Я. П.

Вариант 1

Полонский Яков Петрович (1819–1898) русский поэт

Родился в Рязани, в семье чиновника. Окончил местную гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Здесь он подружился с Фетом и Соловьёвым. Жил на те деньги, которые ему платили за уроки.

Первый поэтический сборник Полонского «Гаммы» вышел в 1844 году и был благосклонно встречен критикой и читателями. Однако из-за постоянного отсутствия денег ему пришлось искать работу. Из Москвы Полонский отправился в Одессу, а затем в Тифлис, где получил место в канцелярии наместника Грузии графа Воронцова. Пестрая экзотика Кавказа, местный колорит, живописная природа,- всё это было отражено в новом сборнике стихов поэта «Сазандар».

Полонский вынужден был поступить домашним учителем в семью А.О. Смирновой-Россет. Положение это тяготило Полонского, и, выехав со Смирновыми за границу, он расстался с ними, намереваясь заняться живописью, к которой у него были большие способности.

В конце 1858 года Полонский вернулся в Петербург, где ему удалось занять место секретаря комитета иностранной цензуры, которое гарантировало ему относительное материальное благополучие.

В 1857 женился, но скоро овдовел. Во второй раз женился на известной в то время скульпторше Жозефине Антоновне Рюльман.

С 1896 состоял членом совета главного управления по делам печати. Не примыкая к радикальным общественным движениям своего времени, Полонский относился к ним с сердечною гуманностью.

Вариант 2

Полонский Яков Петрович (1819 - 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в

“Отечественных записках” (1840), “Москвитянине” и в студенческом альманахе “Подземные ключи” (1842). Дружит с А.Григорьевым, А.Фетом, П.Чаадаевым, Т.Грановским, И.Тургеневым.

В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского “Гаммы”, обративший на себя внимание критиков и читателей.

После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник “Стихотворения 1845 года”.

В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты “Закавказский вестник”. Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете.

Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов “Сазандар” (Певец), в 1852 - исторической пьесы “Дареджана Имеретинская”.

С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками.

В 1859 - 60 был одним из редакторов журнала “Русское слово”.

В общественно-литературной борьбе 1860‑х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию “любви”, противопоставляя ее поэзии “ненависти” (“Для немногих”, 1860; “Поэту-гражданину”, 1864), хотя и признавал невозможность любви “без боли” и жизни вне проблем современности (“Одному из усталых”, 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов. И.Тургенев и Н.Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его “поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию”.

В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова.

В 1881 выходит сборник “На закате”, в 1890 - “Вечерний звон”, проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.

Вариант 3

Родился 18 декабря 1819 года. Родители Полонского были небогатыми дворянами. С 1831 года учился н Рязанской гимназии, которую окончил в 1838 году. Стихи начал писать ещё во время учёбы в гимназии.

С 1838 года по 1844 год учится на юридическом факультете Московского университета. Первое опубликованное стихотворение Полонского -“Священный благовест торжественно звучит…” Первый сборник стихотворений поэта вышел в 1844 году и назывался “Гаммы”.

В 1844 году Полонский переезжает в Одессу, а затем в 1846 году - в Тифлис. В Тифлисе он поступает на службу в канцелярию и становится редактором газеты “Закавказский вестник”. В это же время он активно пишет стихи, его любимым жанром являются баллады и поэмы.

В 50‑х годах сборники стихов Полонского печатаются в журнале “Современник”. Уже тогда у поэта сформировалось неприятие политических тем в поэзии, его лирика личностна и субъективна. С 1855 года Полонский домашний учитель. В 1857 году Яков Петрович едет вместе с семьёй, у которой он преподавал, за границу. Он посещает Италию, а с 1858 года живёт в Париже. Во Франции Полонский женится на Е. В. Устюжской.

В 1860 году Полонский возвращается в Россию и живёт в Петербурге. Здесь он переживает личную трагедию: смерть ребёнка и смерт ь жены. С 1858 года Полонский работает редактором журнала “Русское слово”, а в 1860 году поступает на службу в Комитет иностранной цензуры, где работает до 1896 года.

Критика относилась к творчеству Полонского неоднозначно. В России сильны были тенденции вовлечения писателей в общественную жизнь, а Полонский считал, что поэт не должен и не имеет права заниматься политикой. Это служило поводом для резкого осуждения Писаревым и Салтыковым-Щедриным творчества 11олонского, но поэт оставался верен своим принципам.

Второй женой Полонского была Жозефина Рюльман, ставшая верной соратницей и другом поэта.
Умер Полонский 30 октября 1898 года в Петербурге, а похоронен на родине в Рязани.

Полная биография - Полонский Я. П.

Вариант 1

Русский прозаик и поэт Яков Полонский родился в Рязани 6 (по новому стилю - 18) декабря 1819 года в дворянской семье. Он прошел обучение в Рязанской гимназии, окончил ее в 1838 году и довольно рано начал литературную деятельность. В 1837 году он представил будущему императору Александру II свое стихотворение.

Биография Я. Полонского - это биография автора, в жизни которого были свои трудности, но не было резких взлетов и падений. Он избрал стезю юриста и поступил в Московский университет, который успешно окончил в 1844 году. В годы учебы сблизился с А. Фетом и А. Григорьевым, которые высоко оценили его литературное дарование. Он также познакомился с Т. Грановским, А. Хомяковым и . В 1840 году в «Отечественных записках» впервые было опубликовано его стихотворение под названием «Священный благовест торжественно звучит…» Полонский также начал работу в студенческом альманахе под названием «Подземные ключи» и в журнале «Москвитянин».

Первый сборник поэзии Полонского, «Гаммы», вышел в 1844 году. В нем отчетливо видно влияние творчества . Уже сюда вошли стихи в жанре бытового романса (такие, как «Зимний путь» или «Встреча»), который Полонский развивал и в дальнейшем. В нем был написал шедевр Полонского под названием «Песня цыганки» 1853 года. Впоследствии Б. Эйхенбаум, литературовед, отметил как главную черту романсов Полонского сочетание повествования с лирикой. Огромное количество бытовых, портретных и других подробностей позволяло отражать внутреннее состояние лирического героя.

Окончив Московский университет, Полонский переселился в Одессу, где в 1845 году вышел его второй сборник - «Стихотворения». В. Г. Белинский оценил книгу отрицательно, не увидев за «внешним талантом» глубокого содержания. Полонский стал в Одессе заметной фигурой среди местных литераторов, верных пушкинской поэтической традиции. Впоследствии он написал роман «Дешевый город» (1879 года), в основу которого положил свои воспоминания о пребывании в Одессе.

В 1846 году Полонского назначили в Тифлис, где определили в канцелярию наместника М. Воронцова. Там же он приступил к работе над газетой «Закавказский вестник» в качестве помощника редактора и начал печатать в ней свои очерки. В 1849 году он выпустил в Тифлисе следующий сборник стихов - «Сазандар», куда включил свои поэмы, баллады, а также стихи, написанные в духе «натуральной школы». Они изобиловали бытовыми сценами и элементами национального фольклора.

В 1851 году состоялся переезд Полонского в Петербург. В 1856 году он написал в своем дневнике, что чувствует «отвращение» от политически окрашенных стихов, которые, даже будучи самыми искренними, полны, по мнению поэта, «лжи и неправды» точно так же, как и сама политика. Оценивая собственный дар, Полонский отмечал, что не наделен «бичом сатиры», да и поэтом его считают немногие (стихотворение 1860 года «Для немногих»). Современники оценивали его как деятели пушкинского направления и отмечали в нем честность, искренность и нежелание казаться кем-то другим (А. Дружинин и Е. Штакеншнейдер).

В Петербурге в 1856 и 1859 годах вышли два сборника поэзии Полонского, а также первый сборник прозаических произведений «Рассказы» 1859 года. В прозе Полонского Н. Добролюбов отметил чуткость поэта к жизни и тесное переплетение явлений действительности с восприятием автора, его чувствами. Д. Писарев занял противоположную позицию и оценивал эти черты творчества Полонского, как черты «узенького психического мира».

В 1857 году Полонский предпринял поездку в Италию, где занялся изучением живописи. Он вернулся в Петербург в 1860 году, и в то же время пережил трагедию - смерть жены и сына, - о чем написал в своих стихах «Безумие горя» и «Чайка» (оба 1860 года). В 1860‑е годы он пишет романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867 года) и «Жениться Атуева» (1869 года), где заметно влияние И. Тургенева. Полонский продолжал печататься в разных журналах, что соответствовало его самоощущению - он всю жизнь считал себя «ничьим», о чем писал в письмах А. Чехову.

В 1858–1860 годах он исполнял обязанности редактора в журнале «Русское слово», а в 1860–1896 годах работал в Комитете иностранной цензуры, где добывал себе средства к существованию. В 1860–1870‑х годах поэт испытывал тяготы житейской неустроенности и невнимание со стороны читателей. Его интерес к поэзии вновь пробудился лишь в 1880‑е годы, когда он вместе с А. Майковым и А. Фетом стал частью «поэтического триумвирата», пользовавшегося почитанием читающей публики.

Вновь став знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, он собирал на так называемых «пятницах Полонского» своих выдающихся современников. Полонский поддерживал дружбу с Чеховым, следил за творчеством С. Надсона и К. Фофанова. В своих стихах «Сумасшедший» (1859 года) и «Двойник» (1862 года) он предсказал мотивы поэзии XX века.

В письмах к А. Фету Полонский отмечал, что по стихам можно проследить «всю жизнь мою», и, руководствуясь этой особенностью собственного творчества, он построил свое «Полное собрание сочинений» в 5 томах, которое было издано в 1896 году.

Вариант 2

Яков появился на свет 6 (18) декабря 1819 года в центральной части России – городе Рязани. В большой семье он был первенцем.

Его отец, Полонский Петр Григорьевич, происходил из обедневшего дворянского рода, был чиновником-интендантом, состоял на канцелярской службе у городского генерал-губернатора.

Мама, Наталья Яковлевна, принадлежала древнему русскому дворянскому роду Кафтыревых, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием семерых детей. Она была очень образованной женщиной, любила читать и записывать в тетрадки романсы, песни и стихи.

Гимназия

Сначала мальчик получал домашнее образование. Но, когда ему исполнилось тринадцать лет, умерла мама. Отец был назначен на казенную должность в другой город. Он переехал, а дети остались на попечении родных Натальи Яковлевны. Они определили Якова на обучение в Первую рязанскую мужскую гимназию. В провинциальном городе это учебное заведение считалось на тот момент центром культурной жизни.

В то время на пике славы были русские поэты Александр Пушкин и Владимир Бенедиктов. Подросток Полонский зачитывался их стихами и сам понемногу начал сочинять, тем более, что заниматься рифмованием тогда стало модным. Преподаватели отмечали, что юный гимназист обладает явным поэтическим талантом и проявляет в этом отличные способности.

Знакомство с Жуковским

Решающее влияние для выбора Полонским дальнейшего литературного жизненного пути оказала встреча с поэтом, одним из основоположников романтизма в русской поэзии Жуковским Василием Андреевичем.

В 1837 году в Рязань приехал цесаревич Александр II, будущего императора принимали в мужской гимназии. Руководитель учебного заведения поручил Якову сочинить два куплета приветственных стихов. Один куплет гимназистский хор исполнял под мелодию «Боже, царя храни!», которая стала гимном России за четыре года до этого.

Прием престолонаследника прошел успешно, и вечером руководитель гимназии устроил по этому поводу торжество. На мероприятии Яков встретился с автором слов гимна Жуковским, который сопровождал цесаревича в поездке. Маститый поэт хорошо отозвался о стихотворном творении Полонского. А когда гости уехали, директор гимназии вручил Якову от них золотые часы. Такой подарок и хвала Василия Андреевича закрепили мечту Полонского связать свою жизнь с литературой.

Годы учебы в университете

В 1838 году Яков поступил в Московский университет. Он стал студентом юридического факультета, но по-прежнему писал стихи, принимал участие в университетском альманахе «Подземные ключи». Очень восхищали Полонского лекции декана историко-филологического факультета Тимофея Николаевича Грановского, которые существенно повлияли на формирование мировоззрения студента.

Во времена учебы общительный и привлекательный Яков быстро находил общий язык с сокурсниками. Особенно сблизился с Николаем Орловым, сыном генерал-майора, участника Наполеоновских войн Михаила Федоровича Орлова. В их доме по вечерам собирались самые известные представители науки, искусства и культуры России. С некоторыми из них Полонский завел настоящую долгую дружбу – актером Михаилом Щепкиным, стихотворцами Аполлоном Григорьевым и , философом Петром Чаадаевым, историками Константином Кавелиным и Сергеем Соловьевым, писателями Михаилом Погодиным и Алексеем Писемским.

Яков читал на вечерах свои произведения, а новые друзья помогали ему с их публикацией. Так, при помощи знакомых в 1840 году его стихи напечатали в издании «Отечественные записки». Литературные критики (в том числе и Белинский) высоко оценили первые поэтические работы молодого стихотворца, но прожить лишь за счет сочинительства было невозможно. Студенческие годы Полонского проходили в постоянной нужде и бедности. Ему приходилось подрабатывать, давая частные уроки и занимаясь репетиторством.

Вместо положенных четырех лет Яков учился в университете на год дольше, так как на третьем курсе не смог сдать экзамен по римскому праву декану юридического факультета Никите Ивановичу Крылову.

В период университетской учебы особенно тесные дружественные отношения зародились между Яковом и Иваном Тургеневым. Долгие годы они высоко оценивали литературный талант друг друга.

Кавказский период

Бедственное положение стало главной причиной того, что по окончании университета осенью 1844 года Яков покинул Москву. Хоть в «Отечественных записках» и вышел первый сборник его стихов «Гамма», денег по-прежнему не было. Полонскому представился шанс устроиться на работу в таможенное ведомство в Одессе, и он этим воспользовался. Там Яков жил у брата известного теоретика анархизма Бакунина и часто бывал в доме наместника Воронцова. Жалования не хватало, снова приходилось давать частные уроки.

Весной 1846 года ему предложили канцелярскую должность у кавказского наместника графа Воронцова, и Яков уехал в Тифлис. Здесь он состоял на службе до 1851 года. Полученные на Кавказе впечатления, история борьбы России за укрепление южных границ, знакомство с обычаями и традициями горцев навеяли поэту его лучшие стихи, которые и принесли ему всероссийскую известность.

В Тифлисе Полонский вел сотрудничество с газетой «Закавказский вестник» и выпустил сборники поэзии «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). Здесь же он печатал рассказы, очерки, научные и публицистические статьи.

В период проживания на Кавказе Яков увлекся живописью. Способности к этому виду искусства были замечены у него еще во время учебы в рязанской гимназии. Но именно кавказские окрестности и пейзажи вдохновили Полонского, он очень много рисовал и сохранил это увлечение до конца дней.

Европа

В 1851 году поэт переехал в столицу. В Петербурге он расширил круг своих знакомств в литературном сообществе и много трудился над новыми произведениями.

В 1855 году выпустил следующий поэтический сборник, который с большой охотой публиковали самые популярные литературные издания России – «Отечественные записки» и «Современник». Но на полученные гонорары у поэта не получалось вести даже самое скромное существование. Полонский устроился на работу в качестве преподавателя на дому к детям петербургского губернатора Н. М. Смирнова.

В 1857 году губернаторское семейство отправилось в Баден-Баден, с ними уехал и Яков. Он путешествовал по европейским странам, учился рисованию у живописцев Франции, свел знакомства с представителями иностранной и русской литературы (в круг его новых знакомых входил и знаменитый ).

В 1858 году Яков отказался от должности учителя губернаторских детей, так как не смог больше ладить с их матерью – вздорной и фанатически религиозной Александрой Осиповной Смирновой-Россет. Он попытался остаться в Женеве и заняться живописью. Но вскоре познакомился с известным литературным меценатом графом Кушелевым-Безбородко, который как раз собрался организовать в Петербурге новый журнал «Русское слово». Граф предложил Якову Петровичу занять должность редактора.

Жизнь и работа в Петербурге

В конце 1858 года Полонский вернулся в Петербург и начал работу в «Русском слове».

В 1860 году поступил на службу в Комитет иностранной цензуры на должность секретаря. С 1863 года занял в этом же комитете пост младшего цензора, проработал на одном месте до 1896 года.

В 1897 году Якова Петровича назначили членом Совета главного управления по делам печати.

В конце жизни в своем творчестве поэт все чаще обращался к религиозно-мистическим темам (старость, смерть, мимолетное человеческое счастье). В 1890 году вышел его последний сборник стихов «Вечный звон». Наиболее значимым произведением Полонского считается шуточная поэма-сказка «Кузнечик-музыкант».

Личная жизнь

Со своей первой женой Еленой Устюжской (1840 года рождения) поэт познакомился во время путешествия по Европе. Она была дочерью француженки и старосты русской церкви в Париже Василия Кузьмича Устюжского. Елена совсем не знала русского языка, а Яков – французского, но брак был заключен по большой любви. В 1858 году Полонский привез молодую супругу в Петербург.

Но следующие два года стали самыми тяжелыми в жизни поэта. Он упал и получил серьезную травму, от ее последствий не смог избавиться до конца дней и передвигался только при помощи костылей. Вскоре заболела тифом и скончалась его жена. Через несколько месяцев умер их шестимесячный сын Андрей.

Долгие годы он не мог оправиться от горя, спасало только творчество. В 1866 году Яков женился второй раз на Жозефине Антоновне Рюльман (1844 года рождения). В этом браке родилось трое детей – сыновья Александр (1868) и Борис (1875) и дочь Наталья (1870). Жозефина обладала талантом скульптора и активно принимала участие в художественной жизни Петербурга. В их доме часто проводились вечера творчества, куда приходили известные в России писатели и художники.

Смерть

Умер Яков Петрович 18 (30) октября 1898 года. Его похоронили в селе Льгово Рязанской губернии в Успенском Ольговом монастыре. В 1958 году останки поэта перезахоронили на территории Рязанского кремля.

Яков Петрович Полонский (1819 - 1898) - русский литератор. Известен главным образом как поэт.

  1. Полонский рано научился читать. Как писал Яков Петрович в своих воспоминаниях о детстве, “Когда мне было семь лет, я уже умел читать и писать и читал всё, что мне попадалось под руку”.
  2. В гимназии Яков учился неровно. Хотя он всегда имел пятёрку по словесности (так тогда называли литературу), по другим предметам у него бывали и двойки, и единицы.
  3. Еще в гимназические годы Яков писал стихи настолько хорошо, что в августе 1837 года директор гимназии Н. Семёнов поручил ему, ученику 6‑го класса, написать стихотворное приветствие наследнику престола. Тогда рязанскую гимназию, где учился Полонский, собирался посетить цесаревич Александр (будущий царь Александр II) с известным поэтом Василием Жуковским, который был его воспитателем. Приветствие было написано, но не зачитано. Директор пригласил Якова Полонского к себе на квартиру, где его встретил В. Жуковский. Знаменитый поэт похвалил поэта начинающего и сообщил, что цесаревич жалует его часами. Футляр с золотыми часами был торжественно вручен Якову на следующий день в актовом зале гимназии, в присутствии всех учителей и воспитанников.
  4. Окончив гимназию, Полонский на ямской телеге поехал в Москву и поступил на юридический факультет Московского университета.
  5. В студенческие годы Полонский жил очень бедно. Даже подаренные ему цесаревичем золотые часы ему пришлось продать, чтобы купить одежду.
  6. Полонский очень хорошо рисовал. В Спасском-Лутовинове, усадьбе , который был его другом, Полонский гостил два лета. В основном Яков писал картины. Они до сих пор украшают стены музея-усадьбы Тургенева.
  7. В доме Полонского в Петербурге по пятницам собирался цвет петербургской интеллигенции. На его литературные “пятницы” рады были получить приглашение многие талантливые писатели, музыканты, художники.

Яков Петрович Полонский мог бы претендовать на то, чтобы считаться самым добрым человеком в русской литературе, наряду с В.А.Жуковским.

Один из литераторов конца XIX века на вопрос о том, зачем он ездит в гости к Полонскому, ответил: «Для нравственной дезинфекции». Личность Полонского притягивала самых разных людей.

Подобно многим истинным поэтам, Полонский выразил в стихах свой путь, свою биографию, свой внутренний мир. Отличительная особенность - его книги собраны не по темам и не по циклам, как, например, у Фета, а по годам, по периодам.

Биография Якова Полонского

Полонский родился в 1819 году в Рязани, в небогатой дворянской семье. Он учился в гимназии. В 1837 году, в год смерти Пушкина, в Рязань приезжал будущий император Александр II (тогда еще - цесаревич Александр Николаевич, наследник российского престола). Его сопровождал поэт В.А.Жуковский. Полонскому, как признанному гимназическому поэту, было поручено написать приветственное стихотворение. С этого эпизода сам Полонский и начинал отсчет своей литературной деятельности.

В 1838 году, 19-летним юношей, Яков приезжает в Москву и поступает на юридический факультет Московского университета. Сам он признавался, что хотел бы учиться на филологическом факультете, но не имел способности к языкам и поэтому выбрал юридический. Среди его университетских друзей были Аполлон Григорьев и Афанасий Фет . Тогда еще Полонский был очень застенчив и неохотно читал на публике свои стихи. Его приходилось упрашивать. Это было время больших сомнений, мучительных раздумий, увлечения немецкой классической философией.

Полонский был простодушен, он никогда не носил маски, не воображал себя иным, другим, чем он есть на самом деле. Среди московских знакомых Полонского этого периода - П.Я.Чаадаев, И.С.Тургенев . Дружба с последним продлится до кончины Тургенева. Полонский напишет трогательные воспоминания о нем.

Поэзия Якова Полонского

Полонский пишет стихи и печатает их в студенческом альманахе «Подземные ключи», а также в журнале «Москвитянин». В 1844 году выходит из печати первый сборник Полонского - «Гаммы». Само название недвусмысленно указывает на ученический характер этой книжки. В нее автор включил всего два десятка стихотворений - завидная уже тогда требовательность к себе. Полонский ощущал себя в русле классической традиции. Он никогда не пытался ее опровергнуть или обновить. Вот почему на фоне Тютчева или Некрасова Полонский несколько старомоден.

Мотив дороги - один из ключевых в поэзии Полонского. Полонский чрезвычайно разнообразен ритмически. Уже в раннем его творчестве складывается жанр бытового мещанского романса (по определению Б.М.Эйхенбаума). Романс, который испытал влияние цыганского романса, в котором есть внимание к внутреннему миру героя и героини, к художественным деталям, к бытовой обстановке.

В конце 1844 года поэт уезжает в Одессу, т.к. в Москве у него почти нет шансов устроиться на службу. В Одессе он знакомится с братом Пушкина - Львом Сергеевичем и писателем В.Сологубом. В 1845 году выходит второй сборник Полонского, жестоко раскритикованный Белинским. Затем он уезжает в Закавказье, сотрудничает в газете «Закавказский вестник». В 1849 году в Тифлисе выходит сборник «Сазандар» («Певец»). Стихотворение «Затворница» из этого сборника стало острожной песней. Как и стихотворение «Цыганке» («Мой костер в тумане светит…») оно оторвалось от имени автора и ушло в фольклор.

В 1851 году Яков Петрович возвращается с Кавказа в Санкт-Петербург. В борьбе между пушкинским и гоголевским направлениями в литературе, Полонский решительно встает на сторону представителей «чистого искусства», наряду с Фетом, А.Майковым, Щербиной, А.К.Толстым. Полонский не был бойцом, что наиболее полно выразил в стихотворении «Для немногих». В 1855 году выходит один из наиболее значительных его сборников. Складывается образ поэта - пророка, избранника. Полонский печатается в «Современнике» у Некрасова, несмотря на всю сложность их личных отношений.

Полонский отчаянно нуждается, жить литературным трудом он не в состоянии. Некоторое время он даже служит гувернером у А.О.Смирновой-Россет, корреспондентки и подруги Пушкина . В 1858 году он едет за границу, занимается живописью в Италии. В том же году женится. В 1860 году поэт возвращается в Россию. Умирает его маленький сын, а затем и жена.

Поэзия Полонского испытала серьезное внимание русской психологической прозы середины XIX века. Он и сам пробовал силы в прозе. Радикальная критика Полонского не жаловала. В 80-90-е гг. складывается своеобразный поэтический триумвират: Полонский - Майков - Фет. Вновь возрождается интерес к поэзии. Яков Петрович чрезвычайно внимателен к молодым писателям. Устраиваются «пятницы у Полонского». Он остается ничей, независим, стоящим «над схваткой».

  • Известно, что одним из первых писателей, чей голос был записан на фонограф, был именно Полонский. Жива ли эта запись - внятной информации по сей день нет…
  • Редкий образец гражданской лирики Полонского - стихотворение «Писатель, если только он…»

Яков Петрович Полонский мог бы претендовать на то, чтобы считаться самым добрым человеком в русской литературе, наряду с В.А.Жуковским.

Один из литераторов конца XIX века на вопрос о том, зачем он ездит в гости к Полонскому, ответил: «Для нравственной дезинфекции». Личность Полонского притягивала самых разных людей.

Подобно многим истинным поэтам, Полонский выразил в стихах свой путь, свою биографию, свой внутренний мир. Отличительная особенность - его книги собраны не по темам и не по циклам, как, например, у Фета, а по годам, по периодам.

Биография Якова Полонского

Полонский родился в 1819 году в Рязани, в небогатой дворянской семье. Он учился в гимназии. В 1837 году, в год смерти Пушкина, в Рязань приезжал будущий император (тогда еще - цесаревич Александр Николаевич, наследник российского престола). Его сопровождал поэт В.А.Жуковский. Полонскому, как признанному гимназическому поэту, было поручено написать приветственное стихотворение. С этого эпизода сам Полонский и начинал отсчет своей литературной деятельности.

В 1838 году, 19-летним юношей, Яков приезжает в Москву и поступает на юридический факультет Московского университета. Сам он признавался, что хотел бы учиться на филологическом факультете, но не имел способности к языкам и поэтому выбрал юридический. Среди его университетских друзей были Аполлон Григорьев и. Тогда еще Полонский был очень застенчив и неохотно читал на публике свои стихи. Его приходилось упрашивать. Это было время больших сомнений, мучительных раздумий, увлечения немецкой классической философией.

Полонский был простодушен, он никогда не носил маски, не воображал себя иным, другим, чем он есть на самом деле. Среди московских знакомых Полонского этого периода - П.Я.Чаадаев, . Дружба с последним продлится до кончины Тургенева. Полонский напишет трогательные воспоминания о нем.

Поэзия Якова Полонского

Полонский пишет стихи и печатает их в студенческом альманахе «Подземные ключи», а также в журнале «Москвитянин». В 1844 году выходит из печати первый сборник Полонского - «Гаммы». Само название недвусмысленно указывает на ученический характер этой книжки. В нее автор включил всего два десятка стихотворений - завидная уже тогда требовательность к себе. Полонский ощущал себя в русле классической традиции. Он никогда не пытался ее опровергнуть или обновить. Вот почему на фоне Тютчева или Некрасова Полонский несколько старомоден.

Мотив дороги - один из ключевых в поэзии Полонского. Полонский чрезвычайно разнообразен ритмически. Уже в раннем его творчестве складывается жанр бытового мещанского романса (по определению Б.М.Эйхенбаума). Романс, который испытал влияние цыганского романса, в котором есть внимание к внутреннему миру героя и героини, к художественным деталям, к бытовой обстановке.

В конце 1844 года поэт уезжает в Одессу, т.к. в Москве у него почти нет шансов устроиться на службу. В Одессе он знакомится с братом Пушкина - Львом Сергеевичем и писателем В.Сологубом. В 1845 году выходит второй сборник Полонского, жестоко раскритикованный Белинским. Затем он уезжает в Закавказье, сотрудничает в газете «Закавказский вестник». В 1849 году в Тифлисе выходит сборник «Сазандар» («Певец»). Стихотворение «Затворница» из этого сборника стало острожной песней. Как и стихотворение «Цыганке» («Мой костер в тумане светит…») оно оторвалось от имени автора и ушло в фольклор.

В 1851 году Яков Петрович возвращается с Кавказа в Санкт-Петербург. В борьбе между пушкинским и гоголевским направлениями в литературе, Полонский решительно встает на сторону представителей «чистого искусства», наряду с Фетом, А.Майковым, Щербиной, А.К.Толстым. Полонский не был бойцом, что наиболее полно выразил в стихотворении «Для немногих». В 1855 году выходит один из наиболее значительных его сборников. Складывается образ поэта - пророка, избранника. Полонский печатается в «Современнике» у Некрасова, несмотря на всю сложность их личных отношений.

Полонский отчаянно нуждается, жить литературным трудом он не в состоянии. Некоторое время он даже служит гувернером у А.О.Смирновой-Россет, корреспондентки и подруги. В 1858 году он едет за границу, занимается живописью в Италии. В том же году женится. В 1860 году поэт возвращается в Россию. Умирает его маленький сын, а затем и жена.

Поэзия Полонского испытала серьезное внимание русской психологической прозы середины XIX века. Он и сам пробовал силы в прозе. Радикальная критика Полонского не жаловала. В 80-90-е гг. складывается своеобразный поэтический триумвират: Полонский - Майков - Фет. Вновь возрождается интерес к поэзии. Яков Петрович чрезвычайно внимателен к молодым писателям. Устраиваются «пятницы у Полонского». Он остается ничей, независим, стоящим «над схваткой».

  • Известно, что одним из первых писателей, чей голос был записан на фонограф, был именно Полонский. Жива ли эта запись - внятной информации по сей день нет…
  • Редкий образец гражданской лирики Полонского - стихотворение «Писатель, если только он…»

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Родился в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Яков Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А. Жуковского.
В 1838 году Яков Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т. Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит...». Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».
В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса («Встреча», «Зимний путь» и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Якова Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит...», 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).
По окончании университета Яков Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г. Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город».
В 1851 г. Яков Петрович едет в Петербург. По дороге в Петербург он заезжает в Рязань навестить больного отца. Поэт посетил дом бабушки, побывал в гостях у тетушек. В одном из альбомов Якова Петровича сохранились карандашные рисунки, сделанные в эти дни. Он рисует домочадцев, своего отца, виды Льговского монастыря и Оки в том месте, где стоит монастырь, – все то, что было мило ему с детства.
В Петербурге Полонский надеется на литературный заработок, однако его ожидания не оправдались: литература начала 1850-х годов переживала трудное время. На жизнь опять приходилось зарабатывать частными уроками. Однако в эти годы расширился круг литературных знакомств Полонского: кроме старого приятеля И. С. Тургенева, он встречается с Д.В.Григоровичем, А.В.Дружининым, А.Н.Майковым. Среди немногих домов, где Яков Петрович чувствовал себя легко, был дом известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера. Из всего семейства особенно расположена к нему была Елена Андреевна, дочь архитектора – их знакомство переросло в многолетнюю дружбу, она оставила много воспоминаний о Полонском.
В 1855г. издана книга «Стихотворения», благожелательно встреченная критиками. Его произведения начинают печатать в петербургских журналах – «Отечественных записках» и «Современнике». Однако гонорары за литературный труд не могли обеспечить жизнь поэта. И Яков Петрович становится домашним учителем сына губернатора Санкт - Петербурга Николая Смирнова. В 1857г. Смирновы, а вместе с ними и Полонский, едут за границу, в Баден-Баден. Вскоре Яков Петрович расстается с семьей Смирновых и путешествует по городам Европы: в Женеве берет уроки рисования у художника Дидэ, посещает Рим, Неаполь, Париж, где общается со многими русскими и зарубежными деятелями культуры. Александр Дюма-отец позднее напишет, что Полонский «мечтателен, как Байрон, и рассеян, как Лафонтен».
В это время Яков Петрович получает предложение стать редактором журнала «Русское слово», издание которого планирует граф Г. А. Кушелев. Зимой 1857 г. Полонский уезжает в Рим, затем в Париж. В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку - дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 г., Полонские возвращаются в Петербург. За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни.
Страдания преследуют Полонского: в 1860 г. умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Томимый «великой скорбью» воспоминаний, Полонский посвящает памяти жены стихи: «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне спутницей была...».
В 1860 г. Полонский получил должность секретаря коми¬тета иностранной цензуры, где и прослужил до конца своих дней. 1860-е гг. - начало поры гражданских тревог и душевных метаний поэта: в печати появляется все больше лирико-философских и публицистических стихов; выступая как гуманист и демократ, Полонский чутко откликается на происходящее в мире, в России. Оставаясь одинаково далеким и от официозной поэзии, и от тех, кто открыто и резко выражает свой протест, Полонский стремится к предельной объективности:

Ожесточила ли тебя...
Вся эта современность злая,
Вся эта бестолочь живая,
Весь этот сонм тиранов и льстецов,
Иль эта кучка маленьких бойцов,
Самолюбивых и в припадках гнева
Готовых бить направо и налево...

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ЖИЗНИ

* Стихи писали все гимназисты, но Яков своими стихами выделялся, и это было известно гимназическому начальству. Потому-то, когда в августе 1837 г. гимназию собирался посетить наследник престола цесаревич Александр (будущий царь-реформатор Александр II со своим воспитателем, известным поэтом Василием Жуковским), директор Н. Семёнов поручил ученику 6-го класса Я. Полонскому написать стихотворное приветствие. Хотя чтение и не состоялось, поэт был приглашён директором на свою квартиру, где его встретил В. Жуковский, похвалил за стихи и сказал, что цесаревич жалует его золотыми часами.
На другой день в актовом зале новой гимназии (старшие классы находились в другом здании, подаренном гимназии купцом Н.Г. Рюминым, теперь там художественный музей) после молебна в присутствии всех учителей и воспитанников Якову вручили футляр с золотыми часами.
Яков Полонский стал героем дня в Рязани.

* А вот какие оценки получил он в седьмом (последнем) классе гимназии:

Грамматика - 3 (эта оценка была всего у четверых, у остальных - двойки и единицы);
сочинение - 3;
пиитика - 5;
риторика - 4;
история литературы - 5;
греческий - 1;
латинский - 2;
французский - 3;
история - 2;
география - 3;
закон Божий - 4
Среди шестнадцати выпускников Полонский занял 10-е место со средним баллом - «3».

* Яков Петрович был не только поэтом, но и талантливым художником. Два лета он провёл в усадьбе Тургенева Спасское - Лутовиново, занимаясь там, в основном, живописью. Его картины до сих пор украшают стены музея-усадьбы. Какое-то время жил и у Фета, о чём свидетельствуют и следующие строки в известном стихотворении: «Полонский здесь не без привета был встречен Фетом…».

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

С тяжкого 1860 года, когда умерла Елена Полонская, поэта мучило одиночество, и терзала память о погибшей жене.

Но я – я бедный пешеход,
Один шагаю, никто меня не ждёт…

И вот через шесть лет после смерти жены Полонский встречается с Жозефиной Антоновной Рюльман. Судьба её не совсем обычна. В конце шестидесятых годов она жила в доме революционера-народника П. Л. Лаврова, где её брат, студент, занимался с сыном Лаврова. Жозефина Рюльман была сиротой, но очень одарённой девушкой, увлекающейся скульптурой. Природа наделила её редкой красотой в сочетании с живым и острым умом. В семье Лавровых её называли «ледяной красавицей».
В 1866 году Ж. Рюльман становится женой Полонского. «Он женился на ней потому, что влюбился в её красоту, - записывает в своём дневнике Е.А. Штакеншнейдер. – Она вышла за него потому, что её некуда было голову преклонить. Я живо помню это первое время после их женитьбы. Это недоумение с его стороны и эту окаменелость её… Голубиная душа отогрела статую и статуя ожила…»
Полонский оказался Пигмалионом по отношению к своей жене, сделав всё возможное, чтобы её прирождённый талант развился. Большим другом семьи Полонских стал Иван Сергеевич Тургенев, также всячески поощрявший занятия Жозефины Антоновны скульптурой. Дом Полонских являл собой союз искусств - поэзии, живописи, ваяния. «Пятницы» в доме поэта, где собиралась художественная интеллигенция Петербурга пользовались большой популярностью.
В 1890 году Полонский выпускает свой последний сборник – «Вечерний звон», окрашенный настроениями печали и близости конца.
Полонский оставался рыцарем поэзии до последнего дня. Пророчески звучат его слова, обращённые к Тургеневу: « Мне кажется, что год, в который я не напишу ни строчки, ни одного стиха не состряпаю, будет последним годом в моей жизни..».
Умер Яков Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898.

ПЕСНЯ ЦЫГАНКИ

Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт, и спозаранок
В степь далеко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни!
Как концы её, с тобою
Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!

Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Воспоминания современника оставили нам замечательный живой портрет русского поэта Якова Петровича Полонского. «Помню, как в один из моих приходов – рассказывал П. Перцев, - он стал мне читать только что напечатанное в «Книжках недели» новое своё стихотворение… Его лицо озарилось и приняло вдохновенное выражение, голос окреп и стал звучным, как у юноши; превосходные стихи легко и свободно лились один за другим из уст счастливого ими творца. Передо мной был настоящий поэт, читающий настоящие стихи».
Таким был Полонский в конце своего творческого пути на рубеже нового века.

Яков Петрович Полонский (6 (18) декабря 1819 (18191218), Рязань - 18 (30) октября 1898, Санкт-Петербург) - русский поэт и прозаик.

Родился в семье бедного чиновника. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чаадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским.

Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.
«В альбом К. Ш…» (1864)

Полонский Яков Петрович

В журнале «Отечественные записки» в 1840 опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи».

По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851. С 1851 жил в Санкт-Петербурге, редактировал журнал «Русское слово» (1859-1860). Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860-1896).

Умер в Санкт-Петербурге, похоронен в Рязани.

Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы.

Первый поэтический сборник - «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа.

Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890).

ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович родился в дворянской семье - поэт.

Окончил Рязанскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета. Четыре года про­служил в канцелярии кавказского наме­стника в Тифлисе.

В 1851 переезжает в Петербург. Некоторое время живет случайными заработками (литературные гонорары, гувернерство).

В 1858-59 - редактор журнала «Русское слово», позже младший цензор комитета иностранной цензуры и, наконец, один из членов со­вета Главного управления по делам печати.

В последние годы жизни организо­вал у себя на квартире «пятницы», на которые собирались петербургские лите­раторы, артисты, ученые.

Несмотря на жанровое разнообразие творчества Полонского Якова Петровича (стихотворения, поэмы, романы), в историю русской литературы он вошел как лирический поэт.

В 1844 вышел первый сборник его стихотворений «Гаммы» еще несет на себе печать подражания ро­мантической поэзии Пушкина и Лермон­това.

В 1849 вышел второй сборник - «Сазандар» (гру­зинское - певец), он отличался большой оригинальностью, написанный по живым впечатлениям пребывания на Кав­казе. Поэту удалось в этой книге передать особенности местного колорита кавказской жизни в ее ежедневных, будничных проявлениях:

«Прогулка по Тифлису» ,

«Выборы Уста-Бати» ,

«Татар­ка» .

С переездом в Петербург Яков Петрович стано­вится постоянным сотрудником журналов «Со­временник», «Отечественные записки», «Рус­ское слово». В обстановке обострившейся борьбы между сторонниками «чистого» и «гражданского» искусства он не примк­нул открыто ни к одному из враждующих лагерей. Не разделяя революционных взгля­дов руководителей «Современника», он вмес­те с тем не замыкается в рамки «чистого искусства», выражая в своих стихах живой интерес к общественным вопросам. Об этом говорит, прежде всего признание Полонского важно­сти гражданской поэзии (стихотворение «И. С. Акса­кову », «Писатель, если только он...» ).

В 50-60-е гг., под влиянием обострив­шегося интереса к крестьянскому вопро­су, поэт пишет стихотворения о бесправии народа, о его подвижническом труде. Особенно ярко эта тематика отразилась в таких его произведениях, как «Беглый» , написанном в форме народного сказа, «В степи» , «Миазм» .

Одним из наиболее сильных в поэтическом отношении произве­дений этого цикла является баллада «Ка­зимир Великий» , созданная автором под влия­нием голодной эпидемии конца 60-х гг. Самодовольству, черствости, корыстолю­бию аристократов в балладе с огромной силой противопоставлены страдания на­рода, гибнущего от голода. Голос поэта поднимается в ней до высокой, скорбной гражданской патетики. Там, где Яков Петрович пи­шет о женщине, он опять-таки шире и де­мократичнее поэтов «чистого искусства».

Его глубоко волнует судьба крестьянки, девочкой взятой в барский дом и лишен­ной радостей семейной жизни («Старая няня»).

В городе его сочувствие прикова­но к женщинам, обреченным нуждой на тяжелый, а подчас и унизительный труд («Натурщица»).

Одним из первых отклик­нулся поэт на стремление русской девуш­ки к свету, к знаниям, к осмысленному, вдохновенному труду («В глуши»).

В отличие от поэтов революционного лагеря Полонский не поднимается в своем твор­честве до темы революционного протеста против общественной несправедливости. В своих публицистических статьях он откровенно сочувствует тем, кого он на­зывает «прогрессистами» и «реформато­рами». В поэзии эти тенденции нашли от­ражение в воспевании братской любви, которая должна связать воедино все чело­вечество: «Юбилей Шиллера» , «Из Бурдильена», «Сумасшедший».

Проповедь любви и братства никогда не приводила поэта к успокоению и примирению со злом. Любовь, воспеваемая им, будит людей, заставляет помогать каждому, кто нуждается в защите и сострадании. Так рож­дается в лирике Якова Петровича особый вид героики - героика самопожертвования, воплощенная поэтом в образе Прометея («Прометей»), в подвиге молодой аристократки, проме­нявшей спокойную жизнь в петербургском свете на самоотверженный труд сестры милосердия («Под Красным Крестом» ). Сю­да же относится одно из лучших стихо­творений этого цикла - «Что мне она?» , посвященное известной революционерке - народнице Вере Засулич.

С поэтизацией любви как чувства, объ­единяющего людей, тесно связана и узко-любовная лирика Полонского. В любимой женщине поэт видит, прежде всего, друга, сестру, человека. Не красота определяет в его поэзии силу чувства, а потребность в за­щите, опоре и вместе с тем желание ока­зать эту помощь любимому человеку:

«Ког­да заботами иль злобой дня волнуем» ,

«Поцелуй» ,

«Финский берег» ,

«Н. А. Гри­боедова» .

В интимной лирике Якову Петровичу удалось создать свой, неповторимый и по-своему очень поэтичный авторский образ. У этого лирического «я» есть и свое социальное и нравственное лицо. В социальном плане это бедняк, разночинец, вечно гонимый нуждой и жизненными неудачами:

«На Женевском озере» ,

«В телеге жизни» ,

«На железной дороге» .

Вместе с тем это че­ловек, глубоко отзывчивый к чужому горю, стремящийся лаской, вниманием смягчить чужую боль, романтически верящий в животворящую силу бескорыстной любви. Эта черта поэзии поэта своеобразно отразилась и на форме мно­гих его стихотворений. Он не замыкает­ся в узкий круг интимных переживаний, а вводит нас в мир чувств своих по­этических героев, общественное положе­ние которых часто указано в названии стихотворений:

«Натурщица» ,

«Старая ня­ня» ,

«Слепой тапер» ,

«Труженица» ,

«Бег­лый» .

При этом стихотворение превра­щается в лирическую исповедь героя, а сам автор как бы сливается с героем в еди­ном, общем чувстве:

«Болгарка» ,

«Натур­щица» ,

«Беглый» ,

«В глуши» .

Излюблен­ная строфа Полонского - катрен с перекрестной рифмой или же с рифмующимися четными стихами. Лиричность содержания, предель­ная простота формы, разговорная есте­ственность интонаций обусловили пере­ход стихотворений в песни и романсы, музыку к которым писали видные компо­зиторы XIX в. Среди этих стихотворений особенно известны:

«Подойди ко мне, ста­рушка» ,

«За окном в тени мелькает» ,

«Степь» ,

«Песня цыганки» .

Поэмы Якова Петровича по своим художественным до­стоинствам менее значительны, чем его лирика. Из них наиболее интересны:

«Куз­нечик-музыкант» (1859),

«Свежее пре­данье» (1861-63).

В первой, носящей ал­легорический характер, поэт рисует свои взаимоотношения с чопорным петербург­ским светом. Особое обаяние придают поэме тонко нарисованные картины при­роды и ее мягкий юмор.

Неоконченная поэма «Свежее преданье» также связана с биографией автора. В ее основу поло­жены воспоминания поэта о студенческих годах в Москве, о московских барских до­мах, хорошо знакомых поэту. Прототипом главного героя поэмы, Камкова, был приятель автора - поэт И. П. Клюшников.

Примерно на том же художественном уровне, что и поэмы, стоят, и романы. В некоторых из них слишком ощущается все та же биографическая основа. Так, в романе «Дешевый город» (1879) нашли отражение события, связанные с пребы­ванием автора в Одессе. Более значите­лен роман «Признания Сергея Чалыгина» (1876). В нем идет речь о восстании декаб­ристов, однако само это событие пред­ставлено в книге чрезвычайно скудно и не нашло со стороны автора должной исторической оценки.

Отсутствие четкости, ясности в полити­ческих взглядах поэта определило отно­шение к нему со стороны революционно-демократической критики.

Белинский, не отказывая поэту в талантливости («обладает в некоторой степени чистым элементом поэзии»), ставил ему в вину отсутствие «на­правления и идей» («Русская литература в 1844 году»).

Добролюбов, отмечая спо­собность Якова Петровича «грустить о господстве зла», в то же время указывал на неспособность поэта проникнуться духом «негодованья и мщенья» по отношению к этому злу («Стихотворения Я. П. Полонского. 1859. Кузнечик-музыкант. 1859. Рассказы Я. П. Полонского. 1859»).

Наиболее рез­кий критический отзыв о литературной деятельности Полонского Я. П. принадлежит Салтыкову-Щедрину: «писатель второстепенный и не­самостоятельный» («Сочинения Я. П. По­лонского. Два тома, Спб., 1869»). Статья Салтыкова-Щедрина вызвала резкое воз­ражение со стороны Тургенева, который в «Письме к редактору С.-Петербургских ведомостей», не преувеличивая силу по­этического таланта поэта, оставил за ним право на оригинальность и самобытность («льет хотя из маленького, но из своего стакана».

Умер – , Петер­бург, похоронен в Рязани.

Родился 18 декабря 1819 года в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. В 1838 году поступил на юридический факультет Московского университета. В начале 1840-х годов его первые поэтические опыты появляются в “Отечественных записках” и “Москвитянине”. Он участвует в студенческом альманахе “Подземные ключи” (1842), а в 1844 году выходит его первый авторский сборник “Гаммы”, встреченный ободряющей рецензией П.Н. Кудрявцева в “Отечественных записках”.

Весной 1844 года Полонский окончил университет. Ему предстояло определить дальнейший жизненный путь. Трудные материальные обстоятельства вынуждали думать о службе. Приятели советовали ему ехать в Одессу, обещали помочь устроиться, и Полонский решил отправиться на юг. Осенью того же года он уже в Одессе. Однако на службу ему поступить не удалось, и он начал давать частные уроки.

В Одессе Полонский познакомился со многими отзывчивыми и любопытными людьми. Первым его пристанищем стала квартира доцента Ришельевского лицея А.А. Бакунина, родного брата теоретика русского анархизма Михаила Бакунина.

Молодого поэта также радушно принял брат Пушкина – Лев Сергеевич, “повел к себе обедать и заставил пить шампанское”. От Левушки Пушкина Полонский узнавал подробности трагических обстоятельств жизненного пути его брата, которые в те годы не были еще широко известны. “Лев Пушкин не раз пророчил мне славу на поэтическом поприще – даже подарил мне портфель своего покойного брата”, – записал Полонский в своем дневнике в августе 1866 года.

Добрые отношения сложились у Полонского в Одессе с местным австрийским консулом Л.Л. Гутмансталем и его женой, дочерью детской писательницы А.П. Зонтаг, приходившейся племянницей В.А. Жуковскому.

С жадным любопытством всматривался писатель в пеструю сутолоку Одессы. В его стихотворении этого периода “Прогулка верхом” возникают живые зарисовки многоголосого южного города, где “все окна настежь”.

В Одессе Полонский проживал с осени 1844 по июнь 1846 г., издал здесь свой второй поэтический сборник “Стихотворения 1845 года”. Впоследствии часто приезжал в Одессу. Впечатления одесской жизни поэта легли в основу автобиографического романа “Дешевый город”. В жизни Полонского Одесса стала связующим звеном между прошлым и настоящим, между “золотым веком” русской поэзии и переходной эпохой сороковых годов. Хроника-роман в трех частях “Дешевый город” впервые опубликован в журнале “Вестник Европы” за 1879 год.

Портрет Якова Полонского
работы Ивана Крамского, 1875 г.

В 1845 году одесский генерал-губернатор М.С. Воронцов получил новое назначение – он стал наместником Кавказа, и многие чиновники, пожелавшие служить в Тифлисе, отправились вслед за Воронцовым, в их числе и Полонский. В Тифлисе он поступил на службу в канцелярию наместника и в редакцию журнала “Закавказский вестник”.

В июне 1851 года Полонский покинул Кавказ. Побывал на родине в России, погостил в Москве, переехал в Петербург, где жил на случайные журнальные заработки. В 1855 году он стал воспитателем и преподавателем в семье петербургского гражданского губернатора Н.М. Смирнова, мужа А.О. Россет. Весной 1857 года поэт уезжает с семейством Смирновых за границу в Баден-Баден. В августе этого же года Полонский расстается с семейством Смирновых и уезжает в Женеву учиться живописи, оттуда едет в Италию, затем в Париж.

В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку – дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 года, Полонские возвращаются в Петербург. За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни. Страдания преследуют Полонского: в 1860 году умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Полонский посвящает памяти жены стихи: “Безумие горя”, “Когда б любовь твоя мне спутницей была...”.

Когда б любовь твоя мне спутницей была,

О, может быть, в огне твоих объятий

Я проклинать не стал бы даже зла,

Я б не слыхал ничьих проклятий! –

Но я один – один, – мне суждено внимать

Оков бряцанью – крику поколений –

Один – я не могу ни сам благословлять,

Ни услыхать благословений! –

То клики торжества… то похоронный звон, –

Всё от сомнения влечёт меня к сомненью…

Иль, братьям чуждый брат, я буду осуждён

Меж них пройти неслышной тенью!

Иль, братьям чуждый брат, без песен, без надежд

С великой скорбию моих воспоминаний,

Я буду страждущим орудием невежд

Подпоркою гнилых преданий!

В 1859-1660 гг. Полонский редактировал журнал “Русское слово”. В 1860 году поступил на службу в комитет иностранной цензуры. Жил в Петербурге, выезжая иногда за границу. Стихотворения и прозу публиковал в “Современнике” и “Отечественных записках”.

Через шесть лет после смерти жены Полонский познакомился с Жозефиной Рюльман, редкой красоты женщиной, талантливым скульптором. Она становится его женой. Полонский сделал все возможное, чтобы развить ее природный талант.

С 1860 и до 1896 года Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.



Я.П. Полонский в своем кабинете,
в квартире на углу Бассейной и Знаменской улиц в Петербурге.

Умер Яков Петрович Полонский в Петербурге 30 октября 1898 года. Похоронен на родине в Рязани.

Галина Закипная, сотрудник
Одесского литературного музея

Фото: www.liveinternet.ru, www.rznodb.ru и www.svpressa.ru