Урок на тему «Электробезопасность. Урок "электробезопасность", начальная школа Урок по электробезопасности что нужно делать если

Логвиненко Людмила Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинская СОШ» Грайворонского района, Белгородской области

Урок ОБЖ в 5 классе на тему: «Осторожно – электричество!»

Самоанализ темы урока. По данным статистики в последнее время происходит много случаев электротравматизма в быту из-за несоблюдения правил эксплуатации электрических бытовых приборов. Особенно подвержены поражению током дети, которые мало знают об опасности, которая подстерегает их во время игрв вблизи энергообъектов. Данная тема актуальна в любом возрасте и в любое время года, но особенно важно повторить правила электробезопасности перед каникулами. Ведь зачастую дети остаются на каникулах дома одни и пользуются электрическими приборами самостоятельно, без присмотра взрослых. Данный урок был проведен перед осенними каникулами и способствовал актуализации знаний учащихся о правильном обращении с электроприборами и правилами поведения вблизи энергообъектов.

Тема: «Осторожно - электричество!»

Цели урока:

1. Создать условия для обобщения и расширения знаний школьников об электричестве.

2. Организовать деятельность учащихся по повторению правил безопасного обращения с электроприборами.

3. Способствовать воспитанию безопасного образа жизни, желанию заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

План проведения урока:

    О чем пойдет речь?

    Электрический ток: друг или враг?

    Какой он бывает?

    Как поражает человека?

    Как этого избежать?

    Как не пострадать во время грозы?

    Кто они - удивительные и опасные животные?

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование,презентация «Безопасное путешествие»,предупреждающие знаки по электробезопасности, картинки электроприборов, кроссворд «Электробезопасность», электротест, памятки для родителей.

Ход урока:

    Организационный момент. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке ОБЖ. Желаю вам удачи и хорошего настроения. Улыбнитесь своему соседу. Пусть у вас все получится. (слайд 1 – Приложение 1 )

    Формулировка темы урока и постановка целей урока. Посмотрите, что объединяет эти рисунки? (слайд 2) О чем пойдет речь на уроке? Действительно, тема нашего урока «Осторожно – электричество!» (слайд 3)

    Актуализация знаний учащихся

    Какую роль выполняет в нашей жизни электричество? Подумайте, электричество друг или враг? (слайд 4)

    Чем опасен электрический ток? Каковы последствия поражения человека электрическим током? (слайд 5)

    Какую особенность имеет электрический ток? (слайд 6)

    Может ли человек обнаружить электрический ток заранее? Как же предупредить человека об опасности поражения электрическим током? (слайд 7) Где можно увидеть такие знаки? А где в школе вы видели такие знаки? (Приложение 2)

    Вспомните, какие правила электробезопасности на улице вы знаете? (слайд 9)

Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Правила поведения вблизи энергообъектов

Не лезь в трансформаторные будки и электроустановки.

Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.

Не кради и не помогай красть электрические провода.

Не влезай на опоры.

Не подходи к оборванным проводам ближе 8-10 метров.

    Изучение нового материала.

    Объяснение учителя. А вы знаете почему нельзя подходить к оборванным проводам ближе 8-10 метров? А хотите узнать правильный ответ?

Обратите внимание на рисунок на слайде (слайд 10). Кругами обозначена опасная зона. В ней существует опасность поражения током при попадании под «шаговое напряжение» – это напряжение возникающее при обрыве и падении провода на землю действующей линии электропередач 0,4 кВ и выше. Путь протекания тока не прекращается, если линия электропередач не была отключена. Земля является проводником электрического тока и становится как бы продолжением провода электропередачи. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в точке растекания получает определенный потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Попадание под действие электрического тока происходит в момент, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих разные электрические потенциалы. Поэтому шаговое напряжение – это разница потенциалов между двумя точками соприкосновения с землей, чем шире шаг – тем больше разница потенциалов и тем вероятнее поражение электрическим током.

    Знакомство с правилами «шагового напряжения»:

НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или человеку на земле!

НЕЛЬЗЯ отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги!

Передвигаться следует только «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

НЕДОПУСТИМО прикасаться к пострадавшему или к металическим предметам без предварительного обесточивания!

НЕОБХОДИМО как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вынуть вилку из розетки и т. д.

3. Практическая работа: отработка «гусиного шага». Встаньте и покажите, как необходимо передвигаться «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

    Физминутка. Дидактическая игра «Правило «нельзя» для электроприборов» (слайд 11).

В классе развешаны рисунки электроприборов: стиральная машина, микроволновка, утюг, фен, пылесос и т.д.. Учащимся нужно встать, взять рисунок и назвать правило эксплуатации прибора, которое начинается со слов нельзя. Проиграет тот, кто сядет за стол последним.

    Обобщение и систематизация знаний учащихся.

    Правила поведения во время грозы. Посмотрите на картину. Что на ней изображено? (молния) Как она связана с темой нашего урока? Вспомните правила поведения во время грозы. (слайд 12)

    Это интересно и опасно. (слайд 13)Назовите, какие животные изображены на рисунке. Электрический угорь вырабатывает электроэнергию более 500 Вт, а электрический скат до 300Вт. Энергии, вырабатываемой скатом хватит, чтобы запустить двигатели 50 автомобилей.

    Решение проблемной ситуации.

Чтение стихотворения:

Для чего нужны розетки –

Знают взрослые и детки:

В них вставляем мы всегда

От приборов провода.

Посторонние вещицы

(Всем должно быть ясно!)

Гвозди, шпильки, иглы, спицы

В них совать опасно!

А как быть с маленькими детьми, которые правил еще не знают? (слайд 14) Советы родителям, у которых есть маленькие дети: закрыть розетки или установить безопасные розетки.

    Проверка изученного материала.

    Коллективная работа. Разгадывание кроссворда «Электробезопасность». (Приложение 3)

Вопросы к кроссворду:

    Без ног бежит,
    Без огня горит,
    Без зубов, а кусается. (Электричество)

    Висит груша – нельзя скушать. (лампочка)

    Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)

    Под чем нельзя стоять во время грозы? (дерево)

    Чего нельзя делать во время грозы? (купаться)

    Каким бывает ток, если его разозлить? (злой)

    Индивидуальная работа. Тестирование. Выполни электротест. Проверь себя. (слайд 16) (Приложение 4)

    Выставление оценок за урок.

    Итог урока.

О чем расскажете родителям дома? Что вы делали раньше и не станете делать после этого урока?

    Домашнее задание

    Нарисовать правило по электробезопасности.

    Рассказать правила электобезопасности родителям. (Приложение 5)

    Рефлексия

Ребята, кто хорошо усвоил правила и не будет их нарушать, прикрепите к рисунку грозы предупреждающий знак «Осторожно – электричество» (Приложение 6)

Библиографический список

    Правила электробезопасности ОАО «Белгородэнерго» «Об электричестве детям».

    Материалы конкурса видеоуроков по предупреждению электротравматизма «Лучший урок электробезопасности».

    Сайт ОАО «Алтайэнерго».

Данная разработка урока предназначена для учащихся 4-6 классов. Может быть использована преподавателями ОБЖ, учителями начальных классов и классными руководителями при повторении правил электробезопасности перед каникулами. Предложенный материал способствует актуализации знаний учащихся об электричестве, правил обращения с электрическими бытовыми приборами, правил поведения вблизи энергообъектов, во время грозы.

Урок по электробезопасности

в 1 Б классе

«В мире электричества»

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Ребята, внимательно послушайте загадку и отгадайте её:

По тропинкам я бегу,

Без тропинок не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (электрический ток)

Как вы думаете, нужен ли электрический ток человеку? Да.

Какую пользу приносит электричество человеку? От электричества работают холодильники, стиральные машины, чайники, компьютеры, телевизоры, троллейбусы.

Без электричества не смогут работать врачи, бухгалтера, учителя, монтажники, водители троллейбусов. Потому что от электричества работают многие приборы, необходимые человеку. Без электрического тока зубной врач не сможет полечить зуб, водитель троллейбуса не сможет перевозить пассажиров, монтажник не сможет выточить деталь на станке.

Вывод: Но каждый человек должен помнить - электрический ток нужен, но он не безопасен для жизни.

(Стук в дверь. Входят в класс лесные звери: заяц и лиса)

Заяц: Ой, беда, ой, беда

Помогите нам друзья!

Учитель: Что такое? Что случилось?

Сценка (белка гладит ленточки)

Лиса: Ленту гладила белочка Анюта

И в окно увидела подруг,

И совсем забыла про утюг.

Заяц : Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки,

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Учитель: Ребята, а почему у белочки чуть не возник пожар?

(Ответы детей). Белочка бросила включенный утюг на ленточке.

Учитель: Как же быть? Как нам быть?

Как зверятам подсобить?

Учитель: Знаю я один секрет.

Чтобы не было больше бед,

Пригласим мы всех зверей

На урок к себе скорей.

Проходите лесные жители, садитесь с ребятами.

II . Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «В мире электричества».

Игра: «Что может быть опасным»

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если услышите, что-то опасное, поднимите руку.

(электроплита, книга, электрическая розетка, футбольный мяч, стиральная машина, стол, тарелка, пылесос, утюг )

III . Изучение нового материал а

Сегодня мы с вами поговорим об электрическом токе, о правилах пользования электроприборами.

Учитель: Ребята, что вы знаете об электрическом токе? Где он находится?

(Ответы детей) В проводах телевизора, холодильника, компьютера, розетках.

Учитель: Электричество - это тоже «трубы», только по ним к нам в дом поступает энергия. И как вода находит дырочку в трубе, и случается авария, также и электроэнергия становится опасной, если неисправны провода.

Человек может случайно дотронуться голой рукой до провода, и его ударит током. Провода могут соединиться, и произойдет короткое замыкание (гаснет свет), или даже может возникнуть пожар. Поэтому, если увидите оголенный провод, неисправный выключатель или розетку, надо сразу сказать об этом взрослым!

История возникновения электричества берет свое начало с 550 г. до нашей эры.

Впервые явления, ныне называемые электрическими, были замечены в древнем Китае, Индии, а позднее в древней Греции.

Сохранившиеся предания гласят, что древнегреческому философу Фалесу Милетскому было уже известно свойство янтаря, натёртого мехом или шерстью, притягивать обрывки бумаги, пушинки и другие лёгкие тела.

И вы, не раз я думаю, наблюдали за тем, что авторучка или расческа, натертая об волосы притягивает кусочки бумаги.

Давайте проведем с вами такой опыт. У вас на столе лежат авторучки и мелкие кусочки бумаги. Взяли ручки, натерли о волосы и поднесли к бумажкам. Что вы наблюдаете? Да бумажки притягиваются к авторучке. Это явление получило название электризации.

Но откуда же в наш дом приходит электричество? (ответы детей)

Электричество поступает по проводам.

Учитель: В дом электричество поступает по проводам, а к проводам оно приходит от электростанций.

Самые первые электростанции были ветряными. (слайд 2-3)

https://pandia.ru/text/78/573/images/image003_74.jpg" width="250" height="178 src=">

Потом стали строить солнечные электростанции. (слайд 5)

https://pandia.ru/text/78/573/images/image005_49.jpg" width="214" height="141 src="> и атомные электростанции

III. Физкультминутка.

Тили - бом! Тили - бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка с фонарем,

А собачка с помелом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

IV. Продолжение работы над новым материалом.

Учитель: Ребята, а чтобы не случилось такой беды как у кошки, что должен знать каждый человек? (ответы детей)

А какие правила безопасности с электроприборами знаете вы?

(ответы детей)

V Отработка правил безопасного обращения с электроприборами

Сейчас мы будем отгадывать загадки, и разъяснять, в каких случаях вещи бывают опасными.

1. На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине. (Чайник.)

- Когда чайник опасен?

(Когда электрочайник включают, не налив в него воду, втыкают вилку в неисправную розетку, дотрагиваются до работающего электрочайника мокрыми руками; обычный чайник забывают выключить после того, как в нем вскипела вода, и т. д.)

2. Идет пароход –

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать (Утюг.)

В каких случаях люди рискуют, пользуясь этим нужным прибором?

(Электрический утюг оставляют включенным без присмотра, берут мокрыми руками и т. д.)

3. Маша кофту замарала.

Но руками не стирала.

Есть особая машина -

Постирает от души нам. (Стиральная машина.)

Ребята, когда эта незаменимая для любой хозяйки вещь стано­вится опасной для детей? (Когда ее включают без разрешения родителей, берут мокрыми руками за электрическую вилку, открывают крышку во время работы и т. д.)

Молодцы! И запомните: нельзя совать руку в стиральную ма­шину во время работы, пытаясь вытащить из нее что-нибудь. Руку может затянуть и искалечить. У большинства современных моделей люк блокируется во время работы, но если нет - будьте бди­тельны сами.

4. Вот так дом, одно окно.

Каждый день в окне - кино. (Телевизор.)

(Дети и учитель обсуждают правила пользования телевизором.)

-Обобщение: Итак, все эти вещи относятся к группе опасных ве­щей - электрические приборы. Они таят в себе угрозу по двум причинам:

Во-первых, эти предметы могут вызвать пожар.

Во-вторых, по ним проходит электрический ток, который мо­жет ударить.

Учитель: Подведем итог нашим высказываниям. Какие же основные правила безопасности с электроприборами существуют:

VI .Работа с пословицами об опасных ситуациях.

Не зря народ сложил такие пословицы:

«Опасение – половина спасения»,

«Берегись бед, пока их нет»

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Ответы учащихся: надо быть осторожными, знать и соблюдать правила безопасного поведения, чтобы не попадать в сложные ситуации)

VII . Просмотр презентации «Правила электробезопасности

в быту и на улице»

Презентация. Правила обращения с электроприборами.

1. Первое правило (слайд)

Никогда не проникай в трансформаторные подстанции.

ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

2. Второе правило (слайд)

Нельзя пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах и саунах.

3. Третье правило

Не вставляй вилку в розетку мокрыми руками.

4. Четвертое правило (слайд)

Ни в коем случае не подходи к оголенному проводу и не дотрагивайся до него. Может ударить током.

5. Пятое правило (слайд)

Выдергивая вилку из розетки, никогда не тяни руками за электрический провод , может случиться короткое замыкание.

6. Шестое правило

Никогда не протирай включенные приборы влажной тряпкой.

7. Седьмое правило

Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

Бытовая техника" href="/text/category/bitovaya_tehnika/" rel="bookmark">бытовой техники , которая работает от электрического тока. А электроприборы помогают человеку в быту. Но чтобы не стать жертвой пожара, надо правильно обращаться с электроприборами дома, в школе, на работе. Электрический ток – верный друг и помощник человека. И к электричеству мы должны относиться бережно и внимательно. А об опасностях обращения с электроприборами мы уже поговорили.

Ученик: Каждый знает, что утюг -

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Ученик: Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Учитель: Очень часто в розетку мы включаем сразу несколько электроприборов. Например: телевизор, утюг, стиральная машина, холодильник, компьютер. А этого делать нельзя. Потому что перегретая розетка тоже может стать причиной пожара или короткого замыкания.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Я думаю, наши лесные гости узнали, что такое электрический ток и как опасен он для жизни, откуда поступает в наш дом электричество, познакомились с правилами безопасного обращения с электроприборами.

Заяц: Ой, беда, ой, беда

Помогите нам друзья!

Лиса: Ленту гладила белочка Анюта

И в окно увидела подруг,

Отвлеклась всего на три минуты

И совсем забыла про утюг.

Заяц : Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки,

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Во дворе у Саши будка

На двери рисунок есть

Если хочешь быть здоровым-

В эту будку ты не лезь!

Электричество полезно

Электричество прекрасно,

Но если ты на столб полезешь-

Электричество опасно!

Если видишь - провод порван-

Отойди в сторонку:

Ведь электрический заряд

Опасен для ребенка!

Знай, что провод оголенный

Вовсе не игрушка

Чуть однажды не погиб

Наш сосед Андрюшка!

В ванной можно чистить зубы,

Можно голову помыть,

Только там мы вряд ли будем

Феном волосы сушить.

Ученик: Мы б от холода дрожали,

Без него темно бы было.

Очень многое не знали,

Ну конечно плохо б было.

Ученик: Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, плохо было б жить.

Ученик: Каждый знает, что утюг -

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Ученик: Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Классный час.

Тема: «Электробезопасность школьников.»

(Возрастная группа- 5-6 класс. Можно так же использовать и для учеников начальной школы).

Разработала учитель высшей категории МБОУ СОШ №18 г. Брянска Завадская Е.В.

Задачи:

Привитие культуры безопасного поведения на улице и дома. Привитие чувства ответственности за свои поступки.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, особенно в критических, умение находить выходы из нестандартных ситуаций.

Цели :

Познакомить учащихся со знаками,предупреждающими об электрической опасности. Научить правильно вести себя в жизненных ситуациях, связанных с электричеством.

Ход классного часа.

Организационный момент. Постановка целей и задач занятия.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о электробезопасности школьников. Как вы думаете какие вопросы мы будем сегодня рассматривать?

(Предполагаемые ответы детей: Узнаем, что такое электричество и его историю. Кто открыл и когда. Какую пользу и какой вред приносит электричество. Причины поражения электрическим током. Знаки предупреждающие об опасности. Как вести себя в разных житейских ситуациях.Проверочная работа.)

По детским ответам учитель составляет на доске «ромашку» , которая и является совместной постановкой целей и задач занятия и планом к действию.

Учитель: Итак. Мы живём в современном мире и в повседневной жизни часто встречаемся с электричеством. А где же это электричество « вокруг нас» ?

Предположительные ответы учеников : Это различные электроприборы, бытовая техника, линии электропередач, трансформаторные будки. И в природе бывает электричество в виде разрядов молнии….)

Учитель: Верно. Ребята а в чем польза электричества.

Ученики: (ребята предположительно отвечают, что это прогресс человечества. Это и телевидение и Интернет. Это различные предметы бытовой техники, которые упрощают нашу жизнь. И, вообще, это большой шаг в развитии человечества.)

Учитель :А в чём же вред?

Ученики: (Дети говорят о том, что с появлением электричества жизнь упростилась и люди стали меньше двигаться. Есть вред и для окружающей среды. А так же из-за не умелого обращения электричество может нанести физический вред человеку.)

Учитель: Хорошо. Ребята, электричество имеет такую особенность, как отсутствие привычных для человека факторов, вызывающих тревогу или опасение. Например, приближающийся транспорт мы видим и слышим. Утечку газа мы можем распознать по характерному запаху. А электричество не имеет ни цвета ни запаха.

Учитель: Готовясь к сегодняшнему классному часу я поручила одному из учеников подготовить краткую справку об электричестве. Предоставим ему слово.

Ученик : Я узнал, что электричество мы будем изучать на уроках физики. Там мы узнаем о том, что электрический ток бывает постоянный и переменный. Что ток имеет силу и сопротивление. И ещё много других интересных фактов.

Также я узнал о том, что факт действия эл. тока на человека был установлен в последней четверти 18 века. Опасность этого действия впервые установил изобретатель электрохимического высоковольтного источника напряжения В.В. Петров. Описание первых промышленных электротравм появилось значительно позже в 1863 году -от постоянного тока и в 1882- от переменного.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие причины поражения током могут быть?

Ученики (предположительные ответы) : Прикосновение к неизолированным электроприборам, к металлическим частям оборудования, оказавшимся под напряжением в следствии повреждений. Поражение молнией. Если полезешь в электробудку…)

Учитель: Всё верно. Скажите, а как предупредить об опасности?

Ученики: Рассказать об этом. Или с помощью знаков.

Учитель. Группа учеников приготовила рассказ о знаках. Предоставим им слово.

Ученики показывают знаки и рассказывают о них .(показ сопровождается слайдами презентации)

1 : « Осторожно! Электрическое напряжение!» - знак постоянный для предупреждения об опасности поражения током. Применяется в электроустановках. Прикрепляется на внешней стороне двери

2 Знак предупреждающий постоянный» Осторожно! Электрическое напряжение» Применяется на железобетонных опорах воздушных линий.

3. Плакат « Стой! Напряжение!» Применяется в электроустановках. Вывешивается на временных ограждениях токоведущих частей, находящихся под напряжением.

4 Плакат переносный « Испытание. Опасно для жизни». Применяется в электроустановках. Вывешивается на ограждениях и оборудовании токоведущих частей,находящихся под напряжением при подготовке к испытаниям.

5 Плакат « Не влезай! Убьёт!». Вывешиваетя по соседству с конструкцией, предназначенной для подъёма персонала на высоту

.

Учитель: Ребята, а вы любите мультфильмы? Иногда герои мультфильмов тоже делают ошибки. Предлагаю вам посмотреть 2 сюжета и найти ошибки героев.

(смотрят сюжет из мультфильма о Крокодиле Гены и Чебураше, где Гена помогает детям во дворе организовать досуг и залезает в электробудку под напряжением. Его бьёт током А так же из мультфильма « Ну, погоди!» О волке и зайце в студии.)

После просмотра сюжета организовывается обсуждение о том, что неправильно сделал Гена и Волк.

5) Учитель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам проявить свои творческие способности. Мы разделимся на группы. Вы получаете плакат, на котором изображены сюжеты неправильного обращения с электричеством. Вы должны его быстро раскрасить и представить свою работу, сопроводив её стихами, которые тоже вам предложены. Можете представить свои стихи. У вас должна получиться сценка-мини- презентация правильного поведения.. Ваша задача быть артистичными и убедительными!

Идёт работа в группах 5-7 минут, а затем представление командной работы.

1 группа:

Я на крышу гаража

Посадить решил кота

Пусть погреется на крыше

Крыша к солнцу ведь поближе!

Стой! Над крышей провода!

Ток течёт по ним всегда!

А поэтому усвой

Ты, дружок закон такой:

Ни с котами, ни с друзьями

Не стремись попасть туда!

Там опасность и беда!!!

2 группа:

Красный шар несёт Анюта,

Синий шар несёт Денис

А давай- ка их отпустим

Мы в заоблачный полёт!!

Только шарики взлетели,

Устремились только в высь,

Как за провод зацепились….

Ой, что делать нам, Денис!?

Длинный шест Денис хватает:

Надо их освободить!

(К сожаленью, он не знает, чем ему это грозит!)

Дети!!! Запомните главное правило:

Палкой ли, веткой, шестом -никогда

Не прикасайтесь вы к электропроводу

Может случиться большая беда!!

3группа:

Стоя как-то у розетки

Думал маленький Федот:

« Интересно, кто же в этих

Чёрных дырочках живёт?

Может, крошечные мышки,

Две подружки,две норышки?

Или крошечный енот

Поселился и живёт?

А чтоб это всё проверить,

А чтоб это всё узнать,

Надо гвоздик или прутик,

Или проволочку взять…и….»

Стой, малыш! Остановись!!

Под угрозой твоя жизнь!

Кроме штепселя, в розетку

Ничего нельзя вставлять!

Даже мальчик-пятилетка

Должен твёрдо это знать!!!

6) Учитель: Молодцы. Какие вы творческие и артистичные.

Перед тем, как мы проведём проверочную работу я предлагаю вам посмотреть ещё один небольшой мультфильм « Уроки Тётушки Совы.-Уроки осторожности.-электричество.»

(Дети смотрят мультфильм.)

Вот теперь, я думаю, вы готовы проверить свои знания по электробезопасности.

Приготовьтесь к тесту. Возьмите ручки и бумагу.

(проводится тест, который демонстрируется на слайдах презентации)

Тест.

ВОПРОС №1

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО:

А. можно увидеть

Б. можно услышать

В. не слышно, не видно, не имеет запаха

Г. можно попробовать на вкус

ВОПРОС №2

УВИДЕВ ОТКРЫТУЮ ДЕВЕРЬ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ (ТП) ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

А. пройдешь мимо

Б. позовешь друзей чтобы вместе заглянуть на подстанцию

В. позвонишь по телефону, указанному на ТП и сообщишь об открытой двери

ВОПРОС №3
РЕБЯТА ПЫТАЮТСЯ НАБРОСИТЬ ВЕРЕВКУ НА ПРОВОД ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

а. пройдешь мимо
б. поможешь им набросить веревку
в. объяснишь что набрасывать веревку на линии электропередач смертельно опасно

ВОПРОС №4

НА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ОБОРВАЛСЯ ПРОВОД, ЕГО КОНЕЦ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ. ТВОИ ДЕЙСТВИЯ?

А. пройдешь мимо
Б. попытаешься подойти к нему и поднять
В. Обойдешь стороной в радиусе 20 метров, немедленно сообщишь об этом взрослым

ВОПРОС №5

У ТЕБЯ ДОМА СЛОМАЛАСЬ РОЗЕТКА. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

А. попытаешься ее разобрать и отремонтировать самостоятельно

Б. сообщишь об этом взрослым

ВОПРОС №6

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ЗНАК?

А. сюда била молния?

Б. ничего не означает

В. электричество! Опасно для жизни!

ВОПРОС №7

ВЫБЕРИТЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ОБ ОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.


ВОПРОС № 8

ЗА ВИЛКУ ЭЛЕКТРОПРИБОРА НЕЛЬЗЯ БРАТЬСЯ?

А. грязными руками

Б.холодными руками

В.мокрыми руками

ВОПРОС №9

ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ НЕЛЬЗЯ?

А. в гостиной

Б. на кухне

В. в ванной комнате

ВОПРОС № 10

ХИЩЕНИЕ ПРОВОДА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ:

А. Ничем не грозит

Б. Безопасно для жизни и здоровья

В. Смертельно опасно и наказывается штрафом до 1 млн.руб. или уголовным наказанием до 10 лет лишения свободы

Ответы тестирования:

ВОПРОС №1 - Электричество не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Его нельзя увидеть или услышать

Правильный ответ - В

ВОПРОС №2 - Проникновение на территорию трансформатороной подстанции смертельно опасно. Об открытой двери необходимо сообщить энергетикам.

Правильный ответ - В

ВОПРОС №3 - набрасывать какие-либо предметы на линии электропередач смертельно опасно

Правильный ответ - В

ВОПРОС №4 - К лежащему на земле проводу нельзя приближаться ближе чем на 10 метров. В этом радиусе образуется опасная зона, проводящая электрический ток!

Правильный ответ - В

ВОПРОС №5 - Пользоваться не исправной розеткой опасно для жизни!

Правильный ответ - Б

на трансформаторных подстанциях, опорах линий электропередачи.

Правильный ответ - В

ВОПРОС №7 - Этот знак предупреждает об опасности поражения электрическим током.

Правильный ответ - В

ВОПРОС №8 - Вода-проводник электрической энергии взявшись мокрыми руками за розетку, Вас может поразить электрическим током.

Правильный ответ - В

ВОПРОС №9 - Ванная комната - помешение с повышенной влажностью, которая отрицательно влияет на работу электроприборов

Правильный ответ - В

ВОПРОС №10 - Хищение провода с линии электропередачи условно наказуемо. При соприкосновении с проводом человек может получить ожоги и смертельные травмы.

Правильный ответ - В

«Ключ» для оценивания результатов теста.

8-10 правильных ответов

Вы на «отлично» справились с заданием!

8-6 правильных ответов

Вы на «хорошо» справились с заданием!

6-7 правильных ответов

Вы на «удовлетворительно» справились с заданием. Вам необходимо повторить правила электробезопасности

5- и менее правильных ответов

Вам необходимо ознакомиться с правилами элетробезопасности. Ваша жизнь и здоровье под угрозой.

7) Учитель: Ребята подведём итог. Что мы сегодня узнали нового?

Ученики говорят о знаках и правилах поведения с электричеством.

Учитель: Ребята, а какой итог нашего занятия и что полезного мы могли бы сделать, чтобы больше ребят узнали о правилах безопасного поведения с электричеством?

Ученики предлагают повесить на стенде получившиеся плакаты и с материалами сегодняшнего занятия провести мини лектории для учеников начальной школы.

Учитель: Ребята, а дома я предлагаю вам просмотреть мультфильмы « Фиксики. Короткое замыкание» . И найти в них ошибки героев.

Наше занятие завершено! Желаю вам здоровья и успехов!

2)http://electricvdome.ru/electrobezopastnost/znaki-elektrobezopasnosti.html

Подборка материалов и типовая программа урока по электробезопасности для проведения уроков в средних школах Ставропольского края

(для начальников и главных инженеров РЭСов, мастеров линейных участков электрических сетей)

Основные правила электробезопасности, которые необходимо довести до учащихся и преподавателей ОБЖ

1. Нельзя разжигать костры и складывать дрова, солому и другие легковоспламеняющиеся предметы под проводами линий электропередачи.

2. Нельзя ловить рыбу вблизи линий электропередачи, чтобы не погибнуть, если удочка приблизится на недопустимое расстояние до проводов воздушных линий электропередачи – электротравма неизбежна.

3. Нельзя запускать воздушных змеев или планеры около электроустановок и линий электропередачи.

4. Никогда нельзя подходить к оборванному проводу линии электропередачи ближе, чем на 8-10 метров, даже в том случае когда оборванный провод находится на мокром после дождя дереве, лежит на земле, на заборе или других предметах.

5. Нельзя набрасывать проволоку, магнитную ленту, веревку и другие предметы на провода линий электропередачи, нельзя бросать какие-либо предметы в электроустановки. Нельзя запускать воздушных змеев вблизи линий электропередачи.

6. Нельзя залезать на опоры линий электропередачи.

7. Нельзя открывать двери трансформаторных подстанций, нельзя открывать электрощиты на лестничных площадках. Нельзя заходить на территорию подстанции.

8. Нельзя тянуть вилку из розетки за провод.

9. Нельзя браться за провода бытовых электроприборов мокрыми руками.

10. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами, поврежденными проводами электроприборов, нельзя ремонтировать электроприборы, включенные в сеть.

11. Не чините электропроводку самостоятельно, пригласите электрика.

12. Не подключайтесь самостоятельно к электрической сети. Пригласите специалистов.

Примерное методическое обеспечение

Исходная ситуация (тезисы и аргументы).

Необходимость программы обусловлена тем, что:

Летний и осенний сезоны неблагоприятны в аспекте травматизма на объектах электросетевого хозяйства;

Несмотря на принимаемые ОАО «Холдинг МРСК» и распределительными электросетевыми компаниями ("Ставропольэнерго") меры, случаи несанкционированного проникновения в электроустановки, набросов на провода воздушных линий электропередачи и, как следствие, травм и гибели сторонних лиц продолжаются;

Не уменьшаются случаи получения электрических травм со смертельным исходом.

Система тезисов и аргументов направлена на последовательное, доказательное формулирование и разъяснение с помощью специалистов-энергетиков с нарастающим итогом преимуществ осторожного обращения с объектами электросетевого хозяйства распределительных электросетевых компаний. Важным фактором, стимулирующим потребителей осторожно относиться к объектам электросетевого хозяйства, является боязнь получения электротравмы, вызванная с помощью трансляции видео- и аудиоматериалов о последствиях поражения электрическим током.

Тезисы:

Холдинг МРСК и его дочерние распределительные электросетевые компании ответственно относятся к сохранению здоровья и жизни потребителей электрической энергии;

Энергетики социально ответственны, поэтому электросетевые объекты защищены ограждениями, предупреждающими знаками и замками;

Сетевые компании регулярно проводят проверку защиты энергообъектов от проникновения сторонних лиц, а также наличия знаков безопасности;

Причины детского электротравматизма - любопытство и отсутствие понятия об опасности;

Энергетики проводят разъяснительные мероприятия среди детей в образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях;

Оборудование, которое энергетики устанавливают на своих объектах, является на текущий момент самым современным, сочетая в себе последние разработки в области электробезопасности;

Несанкционированное подключение к электрическим сетям представляет опасность для жизни и здоровья граждан и, кроме того, уголовно наказуемо;

Безучетное и бездоговорное потребление электрической энергии ставит под угрозу энергетическую безопасность как отдельных граждан, так и регионов Российской Федерации в целом.

Аргументы.

Основными причинами несчастных случаев сторонних лиц на электросетевом оборудовании являются:

Совершение противоправных действий: при попытке хищения цветного металла, несогласованные с владельцем электрических сетей работы в охранной зоне воздушной линии электропередачи;

Самовольные работы на вводе в частное домовладение;

Самостоятельный ремонт электроустановок лицами, не имеющими специальной подготовки.

При этом гибнут и страдают люди, а государство несет многомиллионные убытки. В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации это преступление карается, в том числе, лишением свободы:

За кражу проводов с линий электропередачи предусмотрено уголовное наказание. Потенциальные риски, не только для здоровья, но с точки зрения возможного лишения свободы слишком высоки для того, чтобы, пренебрегая ими, становиться «энерговором»;

Ремонт и монтаж электропроводки выполняется по специальным правилам, и поэтому должен производиться только специалистами-электриками;

Нельзя прикасаться к провисшим или лежащим на земле проводам. Во избежание несчастного случая необходимо постоянно помнить, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 8-10 м к лежащему на земле (дереве, забору и пр.) оборванному проводу;

Особенно часто электрические травмы получают дети.

Ни в коем случае нельзя:

Влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, на опоры воздушных ЛЭП;

Играть под воздушными линиями электропередачи;

Набрасывать проволоку и другие предметы на провода;

Запускать воздушные змеи и управляемые авиамодели самолетов и вертолетов в непосредственной близости от линии электропередачи;

Влезать в электроустановки.

Одной из причин несчастных случаев является ловля рыбы в охранной зоне воздушных ЛЭП. В результате рыбаки получают электротравмы, как правило, смертельные;

Знание правил охраны труда при взаимодействии с электричеством и нахождении вблизи электросетевых объектов предупреждает несчастные случаи.

Вариант 1

Примерный конспект типового урока по теме «Электробезопасность»

(на основе материалов ОАО «МРСК Центра»)

Цели и задачи урока:

Обучение детей правилам электробезопасности, профилактика электротравматизма, профилактика хищений оборудования с энергообъектов.

Оборудование:

ноутбук, проектор, проекционный экран, учебный тренажер (при наличии), учебные фильмы.

Ход урока:

Организационный момент

Вступительная беседа:

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами поговорим о важной и интересной теме об электрической энергии и правилах безопасного обращения с электрическим оборудованием и поведении вблизи объектов энергетики.

Все вокруг нас, так или иначе, связано с электричеством. О некоторых свойствах статического электричества знали еще древнегреческие ученые, однако только в XVIII-XIX веках началось систематическое изучение электрических явлений. Проводя многочисленные исследования, ученые научились получать электрический ток и использовать его.

Трудно представить современный мир без электричества. Тепло, свет, движение - всем этим мы обязаны электричеству. Электричество сделало наши дома комфортабельнее, а домашний труд легче. Без электричества не было бы компьютеров, радио и телевидения, человек не полетел бы в космос. Благодаря электрическому заряду работают фары и контрольные приборы автомобилей. Не будет преувеличением, если мы скажем, что электричество является двигателем развития цивилизации. Это положение сохранится и в будущем, хотя некоторые способы получения электрической энергии и передачи ее на расстояние станут эффективнее, экологически чище и удобнее.

Явление статического электричества привлекало внимание людей в течение многих веков. Ярким примером разряда в природе является молния. В грозовом облаке, состоящем из капелек воды и льдинок, возникают мощные потоки воздуха, которые перемешивают и сталкивают капельки воды и льдинки. При этом часть электронов покидает льдинки, и те приобретают электрический заряд. Когда разряды достигают громадных значений, между верхней и нижней границей облака или между облаком и землей происходит разряд в виде гигантской искры – молнии.

Во время грозы ни в коем случае нельзя приближаться в электрообъектам. Нередко во время шторма от электрического разряда молнии происходит разрыв проводов на линиях электропередачи. Запомните, что к оборванным проводам на земле, на деревьях, в лужах нельзя приближаться ближе, чем на 8-10 метров, так как пробой воздушного пространства происходит на таком значительном расстоянии.

Теперь подробнее мы вам расскажем об электроснабжении. Система электроснабжения переносит энергию от электростанций, где она вырабатывается, в дома и на предприятия, где ее используют. Сеть линий электропередачи, по которым энергия поступает к потребителям, называется энергетической системой данного района или целой страны. Обычно в систему поступает энергия, вырабатываемая тепловыми, атомными, гидроэлектростанциями. Эта же сеть снабжает энергией потребителей, которые зачастую находятся далеко от мест, где электроэнергия производится.

Поступающее по проводам воздушных и кабельных линий электропередачи напряжение необходимо преобразовать в такое, которым пользуются потребители. Для этого используются трансформаторные подстанции. Трансформаторы повышают выходное напряжение на генераторах электростанции, чтобы снизить потери энергии в длинных линиях электропередач. Подстанции вблизи потребителей снижают напряжение до значений, на которые рассчитаны промышленное оборудование и домашние электроприборы.

Ребята! Каждый из вас неоднократно видел такие трансформаторные подстанции, на них имеются предупреждающие надписи: «Стой! Высокое напряжение!». Такая информация говорит людям о той опасности для жизни, которая таится за железными дверями подстанций. (В качестве примера можно привести какой-нибудь случай, возможно даже из другого региона).

Действие электрического тока губительно сказывается на работе всех внутренних органов человека. Сильный электрический разряд вызывает остановку сердца.

Работа на электроустановках не терпит халатности. Проводить любые работы на линиях могут специально-обученные электромонтеры. Прежде чем приблизится в электроустановке, напряжение отключается. Трогать голыми руками провода, идущие к жилым домам, гаражным постройкам нельзя, так как может произойти поражение электрической дугой – так называемый «пробой через воздух». В результате чего может наступить смерть.

Дома, неисправные бытовые приборы не являются игрушкой. Если вы видите оголенные провода, искрящиеся розетки немедленно сообщите об этом взрослым. Помните, что электрическая энергия таит в себе значительную опасность для жизни.

Просмотр типового мультипликационного фильма (при наличии).

Ребята! Вы еще раз увидели, как нельзя себя неразумно вести с электрическими проводами и вблизи подстанций.

Нередко человек страдает от действия электрического тока. Вернуть его к жизни возможно в течение первых 5 минут. Сейчас на учебном тренажере мы вам покажем, как правильно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Теперь все желающие могут попробовать это сделать сами (при наличии такой возможности).

Закрепление материала. Ответы на вопросы.

Подведение итогов:

Дорогие ребята! Сегодня вы многое узнали. Самое главное: запомните правила безопасного поведения с электричеством. От всей души желаем вам никогда не попадать в такие ситуации, когда эти правила нужно было бы применять на деле.

Вариант 2

СЦЕНАРИЙ УРОКА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

Аудитория: 5-9 классы.

Вступление. Кто мы такие? (рассказать о том, что мы - энергетики, люди, отвечающие за устойчивое бесперебойное электроснабжение)

Добрый день, ребята!

Мы энергетики - люди, которые работают с электричеством. Мы обслуживаем линии электропередачи во всех городах и районах области, оперативно ликвидируем возникающие аварийные ситуации. Наша задача - чтобы в ваши дома и дома всех жителей области электроэнергия поступала бесперебойно.

Сегодня мы с вами поговорим об электрической энергии и правилах безопасного обращения с электрическим оборудованием и поведении вблизи объектов энергетики.

Электричество - незримая опасность.

Что такое электричество? Электрическая энергия – верный помощник современного человека. Электричество - это уют, удобство, комфорт, и без него сегодня невозможна современная жизнь. Без электричества не было бы компьютеров, радио и телевидения, человек не полетел бы в космос. Благодаря электрическому разряду работают фары и контрольные приборы автомобилей. Не будет преувеличением, если мы скажем, что электричество является двигателем цивилизации.

Но неразумное использование электрической энергии может привести к непоправимым последствиям для жизни и здоровья людей. Любые электрические приборы и оборудование, независимо от уровня напряжения, являются потенциальными источниками опасности. И эта опасность не видна, потому что электричество не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Ежегодно от поражения электрическим током в мире погибает более 40 тысяч человек.

Мы пришли к вам, чтобы рассказать об этой опасности и предостеречь от неправильных контактов с электричеством. Электричество – вещь серьезная, и шутить с ним нельзя!

Электроэнергия окружает нас повсюду – и дома и на улице.

Скажите, где в течение дня вы соприкасаетесь с электричеством?

На улице: Система электроснабжения переносит энергию от электростанций, где она вырабатывается, в дома и на предприятия, где ее используют. Сеть линий электропередачи, по которым энергия поступает к потребителям, называется энергетической системой данного района или целой страны.

Поступающее по проводам воздушных и кабельных линий электропередачи напряжение необходимо преобразовать в такое, которым пользуются потребители. Для этого используются трансформаторные подстанции. Трансформаторы повышают выходное напряжение на генераторах электростанции, чтобы снизить потери энергии в длинных линиях электропередачи. Подстанции вблизи потребителей снижают напряжение до значений, на которые рассчитаны промышленное оборудование и домашние электроприборы.

Энергетические объекты на улице не несут опасности, если вы не соприкасаетесь с ними для удовлетворения своего любопытства или по каким - то другим причинам. Поэтому не открывайте электрощиты и не пытайтесь проникнуть на энергообъекты. Все они обозначены специальными знаками, предупреждающими об угрозе поражения электрическим током.

Из-за сильного ветра или грозы провода на воздушных линиях электропередачи могут провисать или обрываться. Подходя к линии любого напряжения, убедитесь, что на пути нет провисших и оборванных проводов. Помните, смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе чем на 8-10 метров к лежащему на земле, на дереве, на заборе оборванному проводу. Вы можете попасть под шаговое напряжение. Дело в том, что земля, являясь проводником электрического тока, становится как бы продолжением оборванного провода. Электрический ток растекается по почве и постепенно сходит на нет. Достаточно сделать шаг внутрь этого невидимого круга, чтобы из-за разницы электрических потенциалов под правой и левой ногами, получить электротравмы. При этом чем шире шаг, тем больше разница потенциалов, тем тяжелее поражение. Кстати, с помощью такого искусственно созданного шагового напряжения охраняют многие секретные объекты.

Есть случаи, когда люди погибают от прикосновения не с самим электрическим проводам, а к идущим от них случайным токопроводящим предметам. В России был такой случай, когда у подростка, переходившего железнодорожную линию, заела кассета в плеере. Не желая отложить починку до дома, мальчик стал вручную перематывать магнитофонную ленту прямо на мосту. Один ее конец выскочил из его рук и коснулся контактного провода, напряжение в котором составляет 27 тыс. вольт! В результате полученной травмы мальчик лишился обеих рук.

В прошлом году в Республике Коми водитель автомобиля марки «КАМАЗ» при отсыпке грунта двигаясь с поднятым кузовом по обочине дороги в охранной зоне линии электропередачи зацепил один из проводов линии 10 кВ. Водитель, со слов очевидцев, при выходе из машины и держась за ручку двери машины, ступил на землю и был поражен электрическим током. Доврачебная помощь результатов не дала. Водитель скончался. Хорошо проводит ток вода, протекающая через оголенный провод. Вот почему говорят, что во время грозы нельзя купаться? Разряд молнии – это электричество, и когда молния попадает в реку или озеро, то в радиусе нескольких метров в воде гибнет все живое. То же самое и с проводом, который упал в воду.

Запрещено приближаться к любым электроустановкам. Ни в коем случае нельзя влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода. Несколько лет назад был случай – мальчишки прыгали с крыши дома на гараж. Один из них оступился и при падении зацепился за электрические провода. Подросток погиб. Еще один случай произошел в одном селе. Электрические провода проходили к частному дому. Рядом стояли детские качели. Ребенок раскачался на них слишком высоко и задел оголенный провод. Он также погиб.

Нельзя влезать на опоры и набрасывать проволоку и другие предметы на провода. Нельзя разводить костры и рыбачить под линиями электропередачи. Даже закинув на линию простую леску с крючком или коснувшись провода удочкой, можно погибнуть.

Если вы обнаружили обрыв провода, открытую дверь трансформаторной подстанции, распределительного щитка, энергооборудования необходимо сообщить об этом взрослым. Они в свою очередь сообщат работникам электрических сетей, которые приедут и все починят.

Работа на электроустановках не терпит халатности. Проводить любые работы на линиях могут специально-обученные электромонтеры. Прежде чем приблизится в электроустановке, напряжение отключается.

В быту: Около половины смертельных случаев от поражения током в домашних условиях происходит при пользовании электробытовыми приборами.

Вы наверняка знаете, что нельзя тянуть включенные приборы за провод, браться за него мокрыми руками, пытаться вставить, подогнать вилку, которая не подходит к розетке. Желательно также не пользоваться электрическими приборами в ванной комнате, не разбирать и не ремонтировать неисправные приборы во включенном состоянии. Не пытайтесь чинить проводку. Нельзя вбивать гвозди в стену и сверлить в месте, где может располагаться скрытая проводка.

Не следует перегружать сеть розетками.

Раньше в стране при строительстве домов электропроводку делали из расчета, что в доме горят несколько лампочек, работает холодильник, телевизор и пылесос. Сейчас наши дома наполнены электроприборами. Как узнать, перегрузили ли вы сеть электроприборами? У многих есть сетевые фильтры. К нему могут быть подключены компьютер, принтер, монитор, телевизор, вентилятор. Если все это одновременно работает, а сетевой фильтр теплый, значит сеть вы уже перегрузили, и вам надо что-то отключить.

Последствия электротравм

Поражения электрическим током – одни из самых тяжелых видов травм. Дело в том, что тело человека на 80% состоит из воды. А вода, как мы говорили, хорошо проводит ток. Когда человека поражает ток, разряд проходит по телу человека, выжигая по пути все органы. Это приводит к ряду нарушений сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервной системы, психического состояния. Её последствиями могут быть потеря зрения, ожоги, травмы органов слуха, внутренних органов. Причины летальных исходов – параличи сердца и дыхания, а также мозга. Определить, что повреждено у человека, получается не сразу. После травмы люди лечатся годами. Бывало, люди умирали через 3-4 месяца после травмы – организм не справлялся с поврежденными органами.

Если на ваших глазах человек получил электротравму, вернуть его к жизни возможно в течение первых 5 минут. Сейчас на учебном тренажере мы вам покажем, как правильно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  • По возможности продемонстрировать тренажер «Гоша»

Теперь все желающие могут попробовать это сделать сами.

Кражи цветных металлов

Ещё о чем бы мы хотели вам рассказать, это о кражах. Воровство провода с линии или оборудования с подстанции – уголовное преступление, и взрослые, чтобы избежать наказания, предлагают детям принять участие в кражах цветных металлов с объектов энергетики. В результате дети получают серьёзные ожоги и травмы.

Был случай, когда отец с сыном пошли воровать провод. Сын закинул веревку с палкой на линию и попал под напряжение. Отец видел, как на его глазах горит сын, но не мог подойти и спасти его – вокруг сына образовалось электрическое поле и шаговое напряжение не позволяло приблизится к мальчику. Сын так и сгорел на глазах отца.

Поэтому нужно помнить, что объекты энергетики – это зона повышенной опасности!

Дорогие ребята! Сегодня вы многое узнали. Самое главное, запомнили правила безопасного поведения с электричеством. От всей души желаем вам никогда не попадать в такие ситуации, когда эти правила нужно было бы применять на деле.

Подсказка для преподавательского состава:

При наличии интернета в учебном заведении, факультативно можно воспользоваться корпоративным разделом сайта ОАО «МРСК Северо-Запада», посвященным вопросам электробезопасности детей и подростков. Адрес раздела: http://clients.mrsksevzap.ru/podryjis_s_elektrichestvom

При этом следует иметь в виду, что руководство департамента по связям с общественностью ОАО «МРСК Северо-Запада» разрешает пользоваться данным разделом БЕЗ ПРАВА КОПИРОВАНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ИЗМЕНЕНИЯ КОНТЕНТА!

Примерный план проведения экскурсии на объект электросетевого комплекса

  1. Сбор учащихся (выполняется при содействии прикрепленного преподавателя).
  2. Доставка группы учащихся на энергообъект (по согласованию с дирекцией учебного заведения).
  3. Инструктаж по технике безопасности во время нахождения на энергообъекте.
  4. Доступ на энергообъект осуществляется в сопровождении специалистов электрической сети "Ставропольэнерго". Необходимо вести группу учащихся единым строем, при этом позади группы необходимо присутствие сотрудника электрической сети (для предотвращения отставания, расхождения в стороны отдельных учащихся от группы и приближения их к токоведущим частям оборудования).
  5. Рассказ о работе энергообъекта. Показ основных элементов оборудования подстанции, подробное объяснение степени опасности при нахождении посторонних лиц вблизи энергооборудования.
  6. Завершающая часть: напоминание учащимся основных правил техники безопасности.

Примечание: рекомендуется во время посещения энергообъекта подчеркнуть роль специалистов электрических сетей "Ставропольэнерго" в обеспечении устойчивого бесперебойного электроснабжения всех групп потребителей района/населенного пункта.

Начальник ОСО А.В. Колосков


Каждый год на территории России из-за незнания правил безопасности, личной неосторожности и попыток хищения проводов и цветного металла погибает около 70 человек и 130 получают травмы от воздействия электрического тока. Задумайтесь над этими цифрами - эти люди оказались жертвами собственной беспечности, нарушив правила элементарной безопасности. Впереди лето, и в преддверии каникул школьникам необходимо вспомнить о тех правилах, которые должен знать каждый. Мы продолжаем серию уроков по электробезопасности.

Насколько опасно электричество?

Электроприборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе и на улице, при нормальной работе безопасны. Энергетики позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям. Все электроустановки имеют ограждение, предупреждающие знаки и плакаты безопасности и закрыты на замок. Однако при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитки возникает реальная угроза для жизни.

Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек.

Безопасным считается напряжение 12 вольт. Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети напряжением 220 и 380 вольт: первое - для освещения и бытовых приборов, второе - для трехфазных электродвигателей машин и механизмов. Это напряжение экономически выгодно, но очень опасно для человека.

Правила обращения с электричеством в быту

1. Нельзя пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.

2. Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист-электрик.

3. Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. И не проходите мимо подобных фактов, тем более не разбивайте из озорства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку. Тем самым вы совершаете проступок, равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

4. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. Если из телевизора, холодильника или пылесоса пахнет горелой резиной, если видны искры - надо немедленно отключить прибор от сети и рассказать о неисправном приборе взрослым.

5. Выключая электроприбор, нельзя тянуть за шнур. Надо взяться за штепсель и плавно вынуть его из розетки.

6. Помните: электричество не терпит соседства с водой (чтобы не получить удар током, нельзя касаться включенных электроприборов мокрыми руками или протирать электроприборы влажной тряпкой).

Правила поведения вблизи энергообъектов

Энергообъекты - это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Воздушные линии электропередачи напряжением 35, 110 киловольт и выше отвечают за электроснабжение городов и поселков. Воздушные и кабельные линии электропередачи напряжением 6 и 10 киловольт отвечают за электроснабжение внутри городов и поселков, а также сельских населенных пунктов. Линии электропередачи напряжением 380 вольт обеспечивают электроэнергией многоквартирные жилые дома, а 220 вольт - отдельные квартиры.

Подстанции предназначены для понижения напряжения в сети переменного тока и для распределения электроэнергии. Трансформаторные подстанции расположены в каждом населенном пункте и в силу их повсеместности представляют особую опасность для населения!

1. Ни в коем случае нельзя касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним.

2. Смертельно опасно влезать на опоры высоковольтных линий электропередачи, играть под ними, разводить костры, разбивать изоляторы на опорах, делать на провода набросы проволоки и других предметов, запускать под проводами воздушных змеев.

3. Ни в коем случае нельзя открывать лестничные электрощиты, находящиеся в подъездах домов, влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, заходить в трансформаторные будки, электрощитовые и другие электротехнические помещения, трогать руками электрооборудование, провода.

4. Если вы увидели оборванный провод, незакрытые или поврежденные двери трансформаторных будок или электрических щитов, ничего не трогайте и немедленно сообщите взрослым.

5. Летом, отправляясь в поход или на рыбалку, опасно останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи либо подстанций и рыбачить под проводами линии электропередачи.

Что такое шаговое напряжение?

Удар током можно получить и в нескольких метрах от оборванного, лежащего на земле или провисшего провода, за счет шагового напряжения. Поэтому давайте договоримся любой провод или электроприбор считать находящимся под напряжением! Даже если до тебя его трогали два десятка человек. А вдруг именно в тот момент, когда ты взял в руки провод, кто-то за несколько километров от тебя включил рубильник или нажал на выключатель!

Если все же человек попал в зону «»шагового напряжения нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги. Запомните, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров.

Как воздействует электрический ток на организм человека?

Опасность электрического тока состоит в том, что без специальных приборов невозможно почувствовать, находится ли данная часть электроустановки под напряжением или нет: электричество не имеет вкуса, запаха и действует бесшумно. Поэтому люди часто не осознают имеющейся опасности и не принимают необходимых защитных мер.

Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма. Наиболее неблагоприятный исход поражения будет в случаях, когда прикосновение произошло влажными руками в сыром или жарком помещении. Кроме того, имеет значение, какой путь проходит ток в теле человека, касается ли он сердца, грудной клетки, головного и спинного мозга.

Непосредственными причинами смерти человека, пораженного электрическим током, является прекращение работы сердца, остановка дыхания вследствие паралича мышц грудной клетки и электрический шок.

Почему поражения электрическим током относятся к самым тяжелым видам травм?

Поражения электрическим током - одни из самых тяжелых видов травм. Тело человека на 80% состоит из воды. А она хорошо проводит ток. Повреждения от электрического тока определяются силой тока и длительностью его воздействия. Чем меньше сопротивление человеческого тела, тем выше ток. Сопротивление уменьшается под действием следующих факторов:

Высокое напряжение;

Влажность кожи;

Длительное время воздействия;

Понижение парциального давления кислорода в воздухе: в горах, в плохо проветриваемых помещениях человек становится существенно более уязвим;

Повышение содержания углекислого газа в воздухе;

Высокая температура воздуха;

Беспечность, психическая неподготовленность к возможному электрическому удару.

Больше всего от действия электрического тока страдает центральная нервная система. Из-за ее повреждения нарушается дыхание и сердечная деятельность.

Электроожоги излечиваются значительно труднее обычных термических. Некоторые последствия электротравмы могут проявиться через несколько часов, дней, месяцев. Пострадавший должен длительное время жить в «щадящем» режиме и находиться под наблюдением специалистов.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Задача 1

Вы отправились рыбачить на водоем. Неподалеку проходит линия электропередач. Расстояние от места, где вы находитесь, составляет 7 - 10 метров. Какой длины должна быть удочка, чтобы рыбалка не закончилась поражением электрическим током, если учесть, что удочка изготовлена из углепластика - проводника электрического тока, а возле водоема повышенная влажность?

Ответ: Длина удочки с леской должна быть такой, чтобы случайно не задеть провода. В противном случае не избежать смертельной травмы.

Задача 2

Вы играли с приятелем дома, и он неожиданно попал под действие электрического тока. Его бьют судороги, но он не может отцепиться от провода. Каковы ваши действия?

Ответ: Если человек попал под действие электрического тока, необходимо, прежде всего, быстро (дорога каждая секунда!) освободить пострадавшего от действия электрического тока, так как человек, находящийся под напряжением, не может из-за судорог или потери сознания самостоятельно оторваться от провода, корпуса прибора. Если это произошло в помещении, отключите провод или прибор, выключив выключатель, выдернув вилку из розетки, выключив автоматические выключатели у электросчетчика, выкрутив предохранители у электросчетчика. Но в реальных условиях это сделать достаточно сложно. Лучше это сделают взрослые, либо специалисты - энергетики. Позовите их на помощь!

Задача 3

Наступила непогода. Грохочет гром и видны вспышки молний. Как узнать, насколько близко гроза от того места, где вы находитесь?

Ответ: Скорость света выше, чем скорость звука. Поэтому зачастую мы видим вспышку молнии, а лишь спустя несколько секунд до нас доносятся раскаты грома. Известно, что звук распространяется в воздухе со скоростью 330 м/с. Поэтому достаточно умножить эту цифру на секунды, на которые «отстает» звук от вспышки света - и вы получите расстояние до эпицентра грозы.

ВАЖНО!

Как наказывается хищение с энергообъектов?

Воровство провода с линии или оборудования с подстанции - уголовное преступление, и взрослые, чтобы избежать наказания, предлагают детям принять участие в кражах цветных металлов с объектов энергетики. В результате дети получают серьезные ожоги и травмы.

Помните, что смертельно опасно соглашаться на противоправные дейст вия по хищению оборудования с энергетических объектов, на которые могут толкать вас взрослые или даже друзья. Кроме того, кражи энергооборудования влекут за собой наказание по ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса РФ - «Кража чужого имущества» в виде лишения свободы сроком до 5 лет и возмещением причиненного материального ущерба».

Накануне летних каникул, надеемся, что наш урок электробезопасности пригодится в работе вожатым и педагогам детских оздоровительных и школьных лагерей. Присылайте нам рассказы и фотоотчеты о самых интересных уроках по адресу: 454091, Челябинск , ул. Красная, 4, офис 606.

Мы обращаемся к вам, ребята! Помните: электричество - это опасно! Не забывайте о простых правилах безопасности, которые могут спасти жизнь вам, вашим друзьям и близким!