Горький мать герои. Горький М

Изучая краткое содержание по главам романа Горького «Мать», можно понять, почему это произведение впервые было издано в США. На автор опубликовал его лишь в 1907–1908 гг., оно имело большие изменения, касающиеся цензуры. Оригинал без изменений русские читатели смогли увидеть уже после .

Вконтакте

История создания

Хотя работа над произведением происходила в середине 1906 года, первые наброски были сделаны еще в 1903. К середине октября из Америки Горький переезжает поближе к Росси и – в Италию, где заканчивает первую редакцию. История создания романа связана с тесным знакомством автора и рабочих-сормовцев. В качестве материала для создания романа «Мать» послужили действия, происходящие на Сормовском заводе, в Нижнем Новгороде.

Он стал свидетелем подготовки к майской демонстрации и суда над ее участниками. Близкое общение с трудовым коллективом предприятия в 1901–1902 гг. позволило Горькому собрать материал, послуживший основанием для создания романа , где главный герой Павел Власов и его друг Андрей Находка переживают аналогичные события.

Важно! Внимание автора уделяется силе протестующего угнетенного класса, называемого пролетариатом. Он отображает его борьбу и в других ранних произведениях. Например, пьеса «Мещане», раскрывающая образ рабочего революционера или «Враги», отображающей события первой русской революции.

Семья главного героя

Образ Павла Власова в романе Горького «Мать» начинается с описания героя в 14-летнем возрасте. Отца главного героя звали Михаил, он был фабричным слесарем, которого недолюбливали коллеги. Грубый, сварливый характер, отражающийся на близких: жена и ребенок периодически избивались. Перед смертью, придя домой с работы, он решил проучить сына, потаскать за волосы. Павел схватил тяжелый молоток – отец побоялся трогать юношу. После инцидента Михаил замкнулся, а когда умер от грыжи, никто не сожалел.

После этого Павел продолжает работать на фабрике. Внезапно он меняется, по праздникам начинает ходить гулять, приносит и читает запрещенную литературу. Матери объясняет свое поведение желанием знать правду, за которую могут отправить на каторгу, посадить в тюрьму.

Каждую субботу в доме героя собираются революционеры. Они занимаются чтением книг, поют запрещенные песни, характеризуют государственный строй, обсуждают жизнь рабочих.

Мать понимает: «социалист» – страшное слово, однако симпатизирует товарищам сына. Ниловне всего 40 лет, но автор описывает ее пожилой женщиной, сломленной тяжелым беспросветным бытом, сложной судьбой.

Развитие сюжета

Максим Горький в романе «Мать» раскрыл материнскую любовь Ниловны : она сближается с друзьями сына, при этом отношения с Павлом становятся лучше. Среди гостей, посещающих дом, автор выделяет нескольких:

  • Наташа – молодая девушка из богатой семьи, оставившая родителей, приехавшая работать учительницей;
  • Николай Иванович – начитанный, умный мужчина, всегда может найти интересную тему и рассказать рабочим;
  • Сашенька – дочь помещика, ушедшая из семьи ради идеи;
  • Андрей Находка – молодой человек, выросший сиротой.

Пересказ краткого содержания романа Горького «Мать» раскрывает жизнь революционеров. Ниловна чувствует, что Павел и Сашенька любят друг друга , однако, для блага революции, молодежь отказывается создавать семью, так как это может отвлечь от важного дела. Андрей Находка понимает, что такое материнская любовь: хозяйка дома относится к нему как к родному. Вскоре Власовы приглашают его жить с ними, и тот соглашается.

Раскрутка сюжета и очередное представление образа Павла Михайловича Власова в романе Горького «Мать» начинается эпизодом, называющимся «болотная копейка» . Краткое содержание заключается в следующем: руководство фабрики облагает и без того небольшую зарплату рабочих дополнительным побором. Предназначаться он будет для обживания болотных земель, расположенных неподалеку от стен предприятия. Главный герой решает уделить этому внимание и пишет заметку в городскую газету. Отнести текст в редакцию вызывается мать изменника. Сам он в это время возглавляет митинг, проходящий на заводе. Однако директор с первого слова успокаивает толпу и отправляет всех по рабочим местам. Павел понимает, что люди не доверяют ему из-за юного возраста. Ночью жандармы уводят Павла в тюрьму.

Мать изменника

О чем произведение Горького «Мать», становится ясно по первым главам. Главная проблематика заключается в раскрытии образа и духа рабочих, борющихся против действующей власти и поборов. После прочтения романа имя, которым звали мать главного героя, вряд ли бы запомнилось, если бы не последующие события, в которых она оказывается на первом плане сюжета романа. Постепенно анализируя смысл книги по главам, мотивация поступков пожилой женщины становится ясна: это материнская любовь.

Сразу после ареста к Ниловне приходит товарищ сына и просит оказать помощь. Дело в том, что всего арестовано 50 человек, но доказать непричастность к митингу можно только продолжением распространения листовок . Мать изменника сына соглашается носить бумаги на завод. Она начинает доставлять на фабрику обеды для рабочих, которые готовит знакомая женщина, пользуется она тем, что старуху не обыскивают. Через некоторое время главные герои, Андрей Находка и Павел Власов, освобождаются.

Внимание! В романе Максима Горького «Мать» образ главных героев изображен так, что после выхода из тюрьмы они не пугаются, а продолжают заниматься подпольной деятельностью.

Снова арест

Рабочие готовятся к празднику Первое мая. Планируется пройти шествием по улицам города и произнести речь на заводской площади. Павел не может ни о чем думать, кроме того, что возглавит шествие, неся в руках красное знамя свободы.

Однако жандармы и солдаты перегораживают демонстрантам путь и разгоняют процессию. Многие оказываются за решеткой , и Власов среди них.

Ниловна присутствовала при аресте сына, она все видела. Тот, кто написал «Мать», прекрасно понимал, что творится в материнском сердце. Дальнейшее развитие событий характеризуется спонтанными и необдуманными действиями пожилой женщины: она поднимает обрывок знамени, которое нес ее единственный сын, и уносит домой.

После описанных событий старуху забирает Николай Иванович (такие условия между ним, Андреем и Павлом были оговорены заранее). В сердце матери горит пламя желания лучшей жизни и одновременной обиды за судьбу сына, поэтому она ведет активную подпольную деятельность :

  • разносит подпольные книги, журналы;
  • беседует с людьми, слушает рассказы;
  • убеждает их присоединиться.

Путешествуя по губернии, Ниловна видит, как бедно живет простой народ, не имеющий возможности пользоваться огромными богатствами родной земли. Возвращаясь обратно, мать спешит на свидание с Павлом. Друзья переживают за лучшего товарища, пытаются устроить побег, инициатором которого становится Сашенька. Герой отказывается от помощи, объясняя свои действия желанием выступить с речью перед судом.

На суде

Максим Горький написал о суде Павла как о печальной картине прошедшего времени: речи адвоката, судьи, прокурора воспринимаются как одна. Слова Павла Власова прозвучали громко и смело. Он не стал говорить слов оправдания, молодой человек пытался объяснить находящимся, кто они – люди нового времени . Хотя их называют бунтовщиками – они социалисты. Лозунг состоит из простых, понятных слов:

  • Власть народу!
  • Средства производства – народу!
  • Труд – обязателен для всех граждан!

Судья негативно отнесся к заявлениям молодого революционера и выносит приговор: «Все задержанные высылаются на поселение в Сибирь». Мать скептично относится к приговору для сына, осознавая решение суда лишь спустя некоторое время. Ниловна не верит в возможность разлучения с единственным Павлом на долгие годы.

Проблематика романа Горького «Мать» затрагивает последние главы произведения. Суд выносит приговор: обвиняемые ссылаются на поселение. Сашенька собирается ехать следом за возлюбленным, Ниловна планирует приехать, если у сына появятся внуки.

Однако во время перевозки напечатанной судебной речи Павла в соседний город пожилая женщина узнает во взгляде молодого человека знакомые черты.

Он присутствовал в здании суда, рядом с тюрьмой. Парень шепчет сторожу, тот подходит к матери, называет ее воровкой. Последняя, в свою очередь, называет обвинение ложью, протягивая окружающим листовки с речью сына. Подоспевший жандарм хватает женщину за горло, в ответ слышится хрип и восклицания людей, видящих это зрелище.

Постепенно следуя по главам, женщина не осознает: из обычной матери, сын которой находится в заключении, она превратилась в мать изменника. Краткое содержание сюжета произведения не позволяет полностью окунуться в круговорот проблем, нахлынувших на простую русскую героиню. Проблематика романа Горького «Мать» затрагивает широкую популярность революционных идей среди рабочего класса .

В качестве изображенного предмета автор показывает жизнь обычного человека, становящегося личностью, способного думать и размышлять. Произведение является социально-политической книгой, толкающей на выявление перспективной идеи зарождения упорной борьбы с угнетающим классом.

Краткое изложение романа Горького «Мать»

Разбор романа Максима Горького «Мать»

Вывод

Отдельно следует упомянуть, что главные герои романа Горького «Мать» были придуманы после знакомства с революционерами, из-за которого автору пришлось эмингрировать в Америку. Значение романа заключается в том, что автор писал для миллионов , он старался сделать так, чтобы его произведения были просты и понятны. Но, несмотря на это, после того как роман был написан и издан, Горький не был доволен своим произведением, так же, как и многими другими.

За десятилетия Советской власти и время после её падения мы уже давно привыкли к тому, что заниматься письменным творчеством доступно практически каждому. Нужен всего лишь один человек, бумага и карандаш. Все обладают маломальской грамотностью, а в XXI веке почти у любого под рукой есть компьютер с текстовым редактором, любезно предлагающим свои услуги.

Всегда ли так было? Конечно, нет. Не всегда. Если заглянуть чуть дальше (совсем недалеко!), мы обнаружим, ровно обратную ситуацию: необразованные многомиллионные массы населения, изнуряющий труд, почти полное отсутствие возможностей к творческой реализации человека низкого происхождения. Столь безрадостный исторический пейзаж мы могли бы наблюдать чуть больше сотни лет тому назад. И по этой причине особенно ценны те самородки, которые, не смотря на крайне тяжкие условия быта, сумели взрастить в своей душе способность к художественному творчеству и сохранить его.

В таком контексте мы не можем не обратиться к человеку, позже названному основателем социалистического реализма, одному из самых известных в мире российских прозаиков. Разумеется, это Максим Горький . И в основе своей статья будет посвящена его яркому роману, про который Владимир Ильич Ленин изволил выразиться: «Очень своевременная книга».

Итак, Максим Горький, «Мать» — краткое содержание, общий анализ, персонажи, стиль и культурное значение.

Сегодня школьник знает Горького (мы храним надежду, что он всё же знает великого писателя!) преимущественно по пьесе «На дне». Чего греха таить, даже для автора статьи жёсткий и мрачный горьковский стиль на контрасте с чеховской утончённостью и интеллигентностью выглядел действительно эффектно. Другие известные произведения Максима Горького из школьной программы: рассказы, вроде «Старухи Изергиль», «Челкаша» и «Макара Чудры».

В некоторых случаях проходят и «Мать». В Советские же времена указанного автора в принципе вспоминали чаще – оно и понятно. Первый классик пролетарской литературы. Мы в настоящем тексте постараемся понять, почему же роман «Мать» был назван вождём Октябрьской революции «своевременной книгой», актуален ли он сегодня, и вообще, что привело к его появлению.

Немного о биографии Горького

Алексей Максимович Пешков (именно таково имя писателя при рождении) свой литературный талант и мастерство построил, благодаря упорному интеллектуальному труду и обретению самого разностороннего жизненного опыта. Начав жизненный путь в Нижнем Новгороде, будущий литератор с детства работал то тут, то там. Успел побывать и в шкуре пекаря, и в должности посудника, и в качестве «мальчика» при лавке, трудился сторожем, рыболовом, журналистом и много кем ещё – и всё в разных концах огромной страны.

Максим Горький

Образование Максим Горький получил весьма обрывочное – пару лет в церковно-приходской школе, ещё немного в слободском начальном училище, даже пытался поступить в университет, но безуспешно. Поэтому юноша вынужден был обретать знания самостоятельно, благодаря пытливому собственному уму. Во многом, поэтому Горький почти всю жизнь писал с большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок (рукописи корректировала жена Екатерина), но при этом был прекрасно знаком с трудами крупнейших мировых философов, мыслителей и писателей. В общем, литературный гений ковался в суровых условиях жестокого быта царской России. Эдакая «уличная» учеба роднит Горького с американским классиком Джеком Лондоном (об этом мы как-нибудь поговорим отдельно).

Ещё в молодости Максим Горький увлекается социалистическими и марксистскими идеями. Постепенно он вовлекается в революционное движение. В 1905-м году он уже известный писатель и финансово помогает марксистским организациям. Собственно, именно за политическую позицию литератора начинают преследовать царские правоохранительные органы, и он вынужден эмигрировать. В США, на чужбине, он и написал роман «Мать», в котором воплотилась его гражданская позиция и сочувствие рабочему движению в России.

Максим Горький, «Мать» — краткое содержание

В соответствии с принципами, установленными на ресурсе Hobbibook, мы не раскрываем сюжеты обозреваемых литературных произведений от начала до конца. Мы стараемся лишь заинтересовать, мотивировать читателя взять в руки книгу самостоятельно и вкусить прелесть новых знаний и художественных впечатлений. Будем следовать этому правилу и теперь.

книга Мать

Сюжет книги берёт свой старт в начале ХХ века в небольшой рабочей слободе, в которой обитают пролетарии, трудящиеся на местной фабрике, вместе со своими семьями. Горький сразу же берёт быка за рога и показывает семью слесаря Михаила Власова, с царящими в ней суровыми условиями, в которой муж – злобный зверь, жена – закабалённая служанка, а подросток-сын – свидетель всего этого убожества.

Но не успеваем мы пройти и дюжины страниц, как автор приводит отца семейства к смерти – он умирает от грыжи, причём создаётся впечатление, будто в мир иной он отправляется, как бездомный пёс. Павел Власов, чуть повзрослевший сын, поначалу даже подражает ненавистным замашкам покойного отца: напивается, грубит, но внутренне чувствует, что жить также как родитель, не хочет.

Его мать, Пелагея Ниловна (которую в основном все кличут только лишь по отчеству), старается окружить парня лаской и заботой, тем более, что кроме любви, женщине больше нечего дать сыну. Павел же наделён природной любознательностью, он пытается нащупать какой-то правильный жизненный путь, чтобы не сгинуть в изнурительном физическом труде фабричного рабочего, сопоставимого с трудом скотины.

Так однажды Ниловна застаёт сына за чтением каких-то книжек – как выясняется, запрещённых. И сын по-простому объясняет малограмотной женщине: «Они говорят правду о нашей, рабочей жизни… Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут – меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду». Конечно же, Ниловна не может ничего понять. Она лишь чувствует интуитивную тревогу за судьбу Павла, потребность уберечь его от беды, потому поначалу старается отвадить бунтаря-сына от его новых оппозиционных интересов.

Но в дальнейшем женщина познакомится и с новыми друзьями Павла, его соратниками, с которыми он участвует в революционном движении. Она своими глазами увидит, насколько новые освободительные идеи завладели мечтами Павла, насколько они стали для него важны. Ниловне предстоит видеть трудный, полный лишений и праведной борьбы путь своего сына, и вместе с тем самой фундаментально изменить своё отношение к действительности.

Разумеется, такой роман был просто необходим России, только что пережившей неудачную революцию 1905-го года.

Страна погружалась в кровавую бездну реакции. Ссылки, «столыпинские галстуки» и прочее. Рабочие, надеявшиеся перевернуть мир, были подавлены и угнетены. И «Мать» явилась чем-то вроде глотка свежего воздуха.

Сегодня «Мать» предана забытью во многом из-за своей остро-политической направленности. В романе Горький обращает внимание читателя на существующую капиталистическую эксплуатацию, на животный быт, на который обрекают рабочих представители правящих стран. Но гораздо важнее то, что книга советского классика обладает такой художественной силой, которая способна действительно начать формирование классового сознания у того, кто раскроет её. Феноменальной силы воздействия Максим Горький добивается, благодаря точному, бьющему точно в цель, языку.

Приведём в пример описание собравшейся возле фабрики недовольной толпы пролетариев:

«Заглушая тяжелую возню машин, трудные вздохи пара и шелест проводов, голоса сливались в шумный вихрь. Отовсюду торопливо бежали люди, размахивая руками, разжигая друг друга горячими, колкими словами. Раздражение, всегда дремотно таившееся в усталых грудях, просыпалось, требовало выхода, торжествуя, летало по воздуху, всё шире расправляя темные крылья, всё крепче охватывая людей, увлекая их за собой, сталкивая друг с другом, перерождаясь в пламенную злобу. Над толпой колыхалась туча копоти и пыли, облитые потом лица горели, кожа щек плакала черными слезами. На темных лицах сверкали глаза, блестели зубы».

Величественно, не правда ли? Не меньшей выразительности автор достигает и когда касается нелицеприятных подробностей:

«После ужина он сбрасывал посуду со стола на пол, если жена не успевала вовремя убрать ее, ставил перед собой бутылку водки и, опираясь спиной о стену, глухим голосом, наводившим тоску, выл песню, широко открывая рот и закрыв глаза. Заунывные, некрасивые звуки путались в его усах, сбивая с них хлебные крошки, слесарь расправлял волосы бороды и усов толстыми пальцами и – пел. Слова песни были какие-то непонятные, растянутые, мелодия напоминала о зимнем вое волков».

Это типичный вечер семейной жизни Пелагеи Ниловны с отцом Павла, слесарем Михаилом Власовым.

Что касается речи героев «Матери», то здесь Горький следует реалистической передаче манеры разговора рабочего класса того времени – со свойственной ей эмоциональностью, неидеальной грамотностью, грубостью. Разве что он по понятным причинам избегает обсценной лексики, но за это писателя вряд ли кому-то придёт в голову осуждать.

Так в чём актуальность романа сегодня? Может быть, и теперь книга «своевременная»?

Редакция Hobbibook предполагает, что следует ответить утвердительно. Современные реалии бросают множество вызовов гражданину, особенно молодому. Ему приходится выживать в условиях хищной капиталистической конкуренции при активном отмирании элементов социального государства. Классы не исчезли. Не растворилось противоборство интересов. А значит, имеет место и классовая борьба. Сомневающемуся, ищущему человеку нужны ответы на его вопросы. И «Мать» — одно из тех художественных произведений, которое способно натолкнуть на соответствующие размышления. Привести к зарождающемуся пониманию собственных классовых интересов.

К тому же, сама история Ниловны так могла бы быть поучительна для сегодняшнего старшего поколения. Героиня изначально придерживается мнения, что не нужно высовываться, нельзя грубить начальству, ни к чему искать справедливости – её сердце запугано, морально подчинено сложившемуся «правильному» укладу. А что, если он не такой уж и «правильный»? Что если попытка всё оставить как есть губительна для личности её ребёнка? С этими вопросами приходится сталкиваться Матери. Быть может, задуматься стоит и сегодняшним отцам и матерям?

Существуют также три экранизации романа «Мать»

Максима Горького. Наибольшей известностью, безусловно, обладает постановка Всеволода Пудовкина ещё эпохи немого кино – эта картина принесла Пудовкину мировую известность. Сюжет «Матери» Пудовкина весьма относительно следует за историей горьковского произведения, и это в некоторой степени идёт ему на пользу, т.к. трудно представить, чтобы в немом кинематографе можно было передать всю сложность общения героев из литературного первоисточника.

Последующие экранные версии появились уже в эпоху звукового кино (в 1955-м году и в 1989-м), но, с нашей субъективной точки зрения, к художественной выразительности оригинала не удалось приблизиться ни одному из указанных проектов. Что лишь подтверждает гипотезу о том, что великие книги чрезвычайно трудно поддаются экранизации – они изначально обладают высоким уровнем внутренней гармонии, химией всех содержащихся элементов.




Характеристика литературного героя

Власов Павел Михайлович – сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. Первый решительный поступок П. – сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение. После смерти отца П. пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик. Характерно, что, пережив “перерождение”, П. вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рассказывает матери “со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину”: “Теперь все для меня по-другому встали – жалко всех, что ли?” В доме П. начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Весовщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После первого же собрания П. предупреждает мать: “Для всех нас впереди – тюрьма”. Аскетизм и суровость П. кажутся матери “монашескими”: так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и семьи “для дела”, причем признается, что и сам сделал подобный выбор; в разговоре с Ни-ловной Находка называет П. “железным человеком”. Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска П. беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что “силу” дает сердце, а не “голова”, и полагает, что нужно “веру новую придумать… надо сотворить бога – другим людям”; П. же утверждает, что только разум освободит человека. Во время стихийного конфликта рабочих с администрацией фабрики (“история с “болотной копейкой”) П. произносит речь, призывая к организованной борьбе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и П. переживает это как свидетельство собственной “слабосильности”. Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовятся праздновать Первое мая; П. твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: “Есть любовь, которая мешает человеку жить”. Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной “героизм” перед матерью, П. просит у нее прощения. Во время первомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя, и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершается первая часть. В дальнейшем П. появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая социал-демократическую программу. Суд приговаривает П. к ссылке на поселение в Сибирь.

Сочинение по литературе на тему: Павел Власов (Мать Горький)

Другие сочинения:

  1. С юношеских лет Горький мечтал о настоящем человеке. Он искал, но нашел лишь красивую романтическую сказку о гордом и смелом Данко. Живое воплощение своей мечты Горький увидел только после знакомства с революционерами – профессионалами. Эти люди поразили его своей духовной Read More ......
  2. Мать Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из Read More ......
  3. Раскрывая историко-литературное значение романа “Мать”, его действенное влияние на революционное воспитание масс, поможем учащимся увидеть непреходящую идейно-эстетическую ценность книги, созданной на заре возникновения новой литературы, созвучность ее нашей современности. Постановка в ходе анализа таких вопросов, как выбор жизненного пути, важность Read More ......
  4. В 1909 году М. Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбрав Ниловну, а не Павла Власова, в Read More ......
  5. Пелагея Ниловна Власова Характеристика литературного героя Ниловна, Власова Пелагея Ниловна – главная героиня повести, образ которой символизирует Россию (ср. “мать-Родина”), а также содержит евангельские ассоциации. С Н. в повести связана доминирующая точка зрения – общечеловеческое, “народное” восприятие событий. Динамика характера Read More ......
  6. Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих Read More ......
  7. Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией, смелостью, темпераментом… Да мало ли достоинств у человека! Но главное его до-. стоинство, на мой взгляд, – это целеустремленность, готовность идти до конца по выбранной дороге. Целеустремленность является как бы стержнем, без которого характера, Read More ......
  8. “Достойный человек – это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства”. Я не помню, кому принадлежит эта фраза, и поэтому не привожу ее в качестве эпиграфа, но она очень точна и без нее не обойтись. Read More ......
Павел Власов (Мать Горький)

«Мать» Горького М.Ю.

Горький в драме «На дне» продолжает традиции русского критического реализма. Ho уже в романе « » (1906) художественно утверждается эстетика нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, получил название социалистического реализма. Критика второй половины 80-х годов подвергла пересмотру и сам термин «социалистический реализм», и то эстетическое, художественное явление, которое за ним стоит. Ho, как уже говорилось во введении, отрицать наличие этого художественного направления в литературе XX века бессмысленно, как бессмысленно и объявлять его единственным плодотворным в литературном процессе. Для нашей темы достаточно того очевидного факта, что в романе «Мать» Горький обосновывает новое качество реализма. В чем же оно состоит?

Писатель показывает распространение социалистических идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они перспективны и актуальны, способны ли обогатить личность, пробудить ее к становлению и внутреннему росту. Предметом изображения в романном жанре является история становления человека как личности, его частная жизнь и судьба. В этом смысле Горький пытается выявить, насколько перспективны для человека, к ним приобщающегося, идеи социально-политической борьбы, обновления общества революционным путем. Иными словами, перед нами — социально-политический роман.

Ho его проблематика не исчерпывается лишь социально-политическим смыслом. Писатель утверждает новую концепцию личности, т. е. те представления о сущности человеческого характера, позитивных и негативные его качествах, о тех критериях оценки, с которыми он подходит к герою.

Горький воспринимает человека иначе, чем это было раньше, и судит его по другим законам, нежели судили до него. В этом в первую очередь проявляется новое качество реализма, заявленное в романе «Мать». Художник открывает и обосновывает новый тип отношений личности и типических обстоятельств, формирующих характер. Вспомните еще раз, что вопрос о соотношении характеров и типических обстоятельств — центральный для реалистического метода. Писатель-реалист утверждает связь между формированием характера и типическими обстоятельствами, оказывающими решающее воздействие на становление личности.

Ho новое качество реализма, проявившееся у Горького, реализуется в первую очередь в том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность. Вспомните, что сами типические обстоятельства трактуются писателем предельно расширенно. Это не только среда, в которой живет герой, не только те ситуации, в которые он попадает в рамках своей будничной, повседневной жизни. В качестве типических обстоятельств Горький утверждает историческое время. Герой Горького оказывается лично ответственным перед своим временем, которое требует активного к себе отношения, активного взаимодействия с собой. История не дает человеку «спрятаться» в узкосословных рамках среды. Требование личного контакта, личного взаимодействия с важнейшими историческими закономерностями эпохи универсально: по Горькому, избежать его не может никто.

В этом предельном расширении рамок среды, типических обстоятельств, воздействовавших на героя, — огромное доверие к нему, но и огромный груз исторической ответственности, возложенный на него. Под силу ли окажется простому человеку войти в личный контакт с историческим временем? Именно этот вопрос определяет в основном проблематику романа «Мать».

Роман во многом построен на контрастах. Резко противопоставлены экспозиция и развязка, на контрастах строится система персонажей. Причем контрасты эти обусловлены самим временем, которое можно представить как движение и общества, и отдельного человека от сна к бодрствованию, от неведения и непонимания мира к его узнаванию и пониманию, как движение человека от тупого равнодушия к самому себе к осознанию своего человеческого достоинства, своих нерасторжимых связей с миром.

Крайние точки этого процесса, который и знаменует в горьковском романе движение истории, — образы Михаила и Павла Власовых, данные в экспозиции. Михаил Власов, «угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой»; он несет в себе «дикую силу, готовую бить беспощадно». Беда его — в замкнутости в узком мире слободки, в невозможности осмыслить окружающее бытие. Его жизнь представляется в романе как остановившаяся в своем развитии, несостоявшаяся.

Отсутствие развития, движения вперед подчеркивает образ застывшего времени: описывая рабочую слободку, писатель акцентирует заданность определенного ритма, повтора, неизбежного и неотвратимого: каждый день из года в год гудок фабрики собирает людей, а после смены выбрасывает их из своих каменных недр, каждый вечер люди проводят в кабаках, каждый воскресный день тоже определен раз и навсегда. Замкнутость времени в движении по кругу и замкнутость в самом себе человека трактуется Горьким как нереализовавшаяся жизнь: «день бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле». Однообразием дней и лет характеризуется в романе прошлое, которое измеряется не годами, а одинаково, однообразно прожитыми жизнями людей, целых поколений.

Павел Власов оказывается поначалу втянут в общее движение жизни, основанное на повторе: он «сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет». Развитие сюжета начинается в тот момент, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь... что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни».

Такова экспозиция романа. Дальнейшее развитие сюжета ведет к разрушению исходной ситуации и обоснованию возможности и необходимости иного бытия, воплощением которого становится образ Павла Власова — сознательного, грамотного революционера. С этого момента и начинается истинная история, истинное течение времени. Однако процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром романного повествования и умещается всего в несколько строк третьей главы: «Так шли недели, месяцы и незаметно прошло два года странной, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших». В следующей, четвертой главе мы видим Павла Власова вполне сложившимся человеком с собственными убеждениями. «Я читаю запрещенные книги, — говорит он матери. — Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей рабочей жизни... Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут — меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду».

Мы не видим всей сложности пути, пройденного Павлом, — этот путь во многом скрыт от читателя. И Павел не становится главным героем произведения, его образ воплощает, скорее, цель конечного развития человека, как она мыслится писателем. Итак, два полюса, две противоположные точки в системе персонажей романа: Михаил и Павел Власовы. Михаил — одинокий, бессильный в своей озлобленности, противостоящий всем и вся, враждебный ко всему вокруг. Павел — окруженный соратниками, сподвижниками, товарищами.

В центр произведения Горький поставил мать. Это давало возможность сопоставить социальные идеи, обусловленные конкретно-историческим периодом развития общества, с вечными идеалами материнства. Идеи, которые приносит Павел, воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как самая близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном: «все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее». Даже страх за его судьбу отступает на второй план, потесненный гордостью за него, неодолимым желанием встать рядом с ним, продолжить его дело в революционной борьбе.

Ho дело не только в этом. Писателя интересовал сам процесс перехода из одного состояния в другое, от слепоты к прозрению, от замкнутости в собственной оболочке к активному единению с миром.

Так выявляется собственно романический аспект жанрового содержания: постижением процесса непрерывного роста человека обусловлена вся поэтика романа «Мать». Повествование (если не считать экспозиции, первых двух глав) субъективизировано, ориентировано на точку зрения героини: мы видим происходящее как бы ее глазами — этим и объясняется наивно-образное восприятие идей социализма, перевод их в конкретночувственную форму. В третьей главе, где Горький как бы обосновывает свое право переключить внимание читателя в план субъективного повествования, он несколько раз подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «какие-то новые слова, непонятные ей», «ей это нравилось», «иногда она думала» — текст пестрит ссылками на субъект повествования, на сознание матери, которое и становится теперь главным объектом художественного исследования.

В романе возникают два композиционных плана, практически неразделимые в художественном тексте: объективная действительность и сознание, стремящееся постигнуть эту действительность во всей полноте и сложности.

Роман повествует о том, как мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется географически, вырастает от слободки с Дымным масляным воздухом, где дрожал и ревел фабричный гудок, до масштабов глобальных, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли», когда «говорили о французах, англичанах и шведах как о своих друзьях, о близких сердцу людях». Эмоциональное отношение к событиям далекой и совсем иной жизни, которая оказывается вдруг близка и нужна товарищам Павла, — очень важный для Горького момент. «Иногда мать поражало настроение буйной радости, вдруг и дружно овладевавшее всеми. Обыкновенно это было в те вечера, когда они читали газеты о рабочем народе за границей. Тогда глаза у всех блестели радостью, все становились странно, как-то по-детски счастливы, смеялись веселым, ясным смехом, ласково хлопали друг друга по плечам.

— Молодцы, товарищи немцы! — кричал кто-нибудь, точно опьяненный своим весельем.

— Да здравствуют рабочие Италии! — кричали в другой раз.

И, посылая эти крики куда-то вдаль, друзьям, которые не знали их и не могли понять их языка, они, казалось, были уверены, что люди, неведомые им, слышат и понимают их восторг».

Эта сцена дана глазами матери, как бы пропущена сквозь призму ее сознания. Она поражает, но и радует ее, ибо перед ней, как и перед товарищами Павла, раскрывается мир; она чувствует возможность изменить и улучшить его, встав рядом с сыном, рядом с его товарищами, рядом с немецкими и итальянскими рабочими, далекими от нее, но близкими ей. Если перевести мысли героини из плана образного, в котором она воспринимает социалистические идеи, в план философской терминологии, мы можем сказать, что героиня захвачена возможностью, открывшейся перед ней как человеком, личностью, ощутить и осмыслить себя не объектом, а субъектом истории; она потрясена перспективой исторического творчества, которая постепенно открывается перед ней.

Мир для героини расширяется не только географически, но и социально — она проходит путь от неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера; ей доступно теперь осмыслить свое время, ощутить себя в прошлом, настоящем и будущем, ибо во имя будущего живет она теперь, а не хлопотами одного дня, похожего как две капли воды на день вчерашний и завтрашний.

Ориентированность повествования на сознание героини обусловлено творческим замыслом Горького: показать рост личности при активном контакте с историей, со своей эпохой. Это отразилось на композиции романа. В самом общем виде ее можно представить как перевернутую пирамиду: основанием ее будет экспозиция, где контакты личности и окружающего бытия сведены к минимуму, человек отчужден от враждебной ему действительности, от истинного потока времени, захваченный круговоротом серых, одинаковых будней. Появление «социалистов», прорастание новых, свободных мыслей приводит к постоянному расширению сфер контактов, взаимодействия личности и мира, их взаимного воздействия друг на друга. Высший идейно-композиционный план произведения — момент полного единения героя со своей эпохой, со своим временем, момент окончательного преодоления отчуждения от мира.

Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. «Дни скользили один за другим, как бусы четок, слагаясь в недели, месяцы. Каждую субботу к Павлу приходили товарищи, каждое собрание являлось ступенью длинной пологой лестницы, — она вела куда-то вдаль, медленно подымая людей».

В творчестве Горького любая человеческая личность, сколь бы ни была она подавлена грузом повседневности, оказывается один на один с историческим временем: человек и история даны как бы в одном художественном масштабе, уравниваются в своих правах, и историческое время требует от человека активного взаимодействия с собой. В этом требовании, предъявленном герою, — открытие Горького. Он впервые в литературе лишил человека права жить в мире людей и в то же время как бы вне его, «жить все в бедных мыслях про самого себя, как цыпленок в скорлупе», — так осмысляет свою жизнь один из героев писателя, Матвей Кожемякин. Если раньше такой человек, внутренний изгнанник, мог заслужить даже уважение художника, то Горький рассматривает его жизнь как несостоявшуюся: он вычеркнут из времени и обречен блуждать по замкнутому кругу «бедных мыслей про самого себя».

Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пелагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того, как перестает быть «маленьким человеком», каким мы видим ее в экспозиции. «Маленький человек» становится у Горького непрерывно растущим человеком. В романе Горьким утверждается доверие к человеческой личности, которое проявилось в утверждении возможности и необходимости взаимодействия человека и истории.

Равенство масштаба, в котором предстают в романе «Мать» личность героини и историческое время, оказывается возможным благодаря тому, что ситуация, в которую поставлена автором Ниловна, — соратничество с сыном в его борьбе — выявляет и умножает все ее лучшие человеческие качества, прежде всего способность и потребность любить, заложенную в каждой женщине, в каждой матери. Именно это чувство помогает становлению Ниловны как человека, способного продолжить справедливую борьбу сына. «Велико в вас материнское», — говорит Андрей Находка Ниловне. Благодаря взаимодействию общечеловеческого и конкретно-исторического начал расширяются связи героини с миром. Происходит единение частной человеческой жизни с историческим временем в целом.

В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими позитивными историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и — в перспективе — вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма, заявленному в романе: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, но как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.

Представляем вашему вниманию роман, который создал М. Горький, - "Мать", краткое содержание его и анализ. Это произведение было опубликовано впервые в США (1906-1907 гг.). Со значительными цензурными искажениями в нашей стране оно вышло в 1907-1908 гг. И лишь после революции 1917 года - в первоначальном виде.

Андрей Находка

Андрей Онисимович Находка (Андрей - "хохол") - революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Он украинец, сирота-приемыш (о чем говорит и фамилия героя), "незаконнорожденный". Его имя означает, что он "сын всех людей", символизирует гуманное, "общечеловеческое начало революции, что хотел подчеркнуть М. Горький ("Мать").

Арест

Герой высказывает мысли о международном братстве рабочих, содержащие отсылки к Евангелию. Ниловна предлагает ему поселиться в их доме. В результате обыска выясняется, что Андрей уже два раза привлекался к следствию за политические преступления. Его вновь арестовывают, но спустя несколько недель отпускают. В разговоре с ним для Ниловны актуализируется чувство материнства в общечеловеческом, конкретном, даже мистическом смысле. Этот герой принимает в убийстве Исая Горбова, местного доносчика и шпиона, косвенное участие. Ему это причиняет тяжкие моральные страдания, хотя Андрей и понимает необходимость уничтожения подобных "иуд". Во время демонстрации 1 мая он находится около Павла, который несет знамя, и их арестовывают. Во время суда Андрей получает после Павла слово, но затем его лишают возможности высказаться. Друзья вместе приговорены к ссылке в Сибирь.

Ниловна

Власова Пелагея Ниловна - героиня, образ которой символизирует в романе Россию. С ней связано "народное", общечеловеческое восприятие событий. Динамика характера Ниловны призвана отразить изменения психологии народа. Ее любовь к сыну трансформируется в любовь к людям вообще. С идеей активной политической борьбы совмещается в этом характере и христианский смысл. Революционное движение осознается ею как движение "детей". Она, являясь матерью, не может ему сочувствовать, что отмечает М. Горький ("Мать").

Ее сын Павел после смерти мужа хотел жить, "как отец". Женщина уговаривает его этого не делать. Но происходящие в сыне перемены пугают ее. Увидав соратников Павла, Ниловна не может поверить, что это "запрещенные люди". Они совсем не кажутся героине страшными. Ниловна предлагает Павлу взять Андрея в квартиранты, по существу, становясь матерью и для него. После того как друзей арестовали, она испытывает ощущение одиночества, так как привыкла к общению с молодежью.

Распространение листовок

Друзья сына через два дня после его ареста просят помочь распространять листовки на фабрике. Сообразив, что может таким образом отвести от Павла подозрения, она под видом торговки раздает рабочим запрещенную литературу. Когда Находка возвращается из тюрьмы, она рассказывает ему об этом, признаваясь, что думает только о сыне, действует лишь из

Краткое содержание романа Горького "Мать" составляют следующие дальнейшие события. Постепенно, глядя на тех, кто приходит к Андрею в гости, Ниловна мысленно начинает соединять все эти лица в похожее на облик Христа единое лицо. Она потихоньку осознает, что нужна для "новой жизни". Узнав о том, что доносчик Горбов убит, а Андрей косвенно замешан в этом, Ниловна говорит, что никого не считает виновным, хотя и удивляется своим словам, противоречащим христианскому духу.

Рыбин

Во время демонстрации 1 мая она обращается к людям и говорит о "святом деле", призывает не оставлять детей на этом пути одних. После ареста друзей Ниловна из фабричной слободы переселяется в город. После этого она отправляется в деревню, чтобы установить некоторые связи по распространению литературы. Здесь героиня встречает Рыбина, бывшего соседа, который агитирует крестьян, отдает ему книги. Возвратившись в город, Ниловна начинает развозить по деревням запрещенную литературу, газеты и прокламации. Она участвует в похоронах Егора Ивановича, революционера и ее земляка. Эти похороны перерастают в столкновение на кладбище с полицией. Ниловна увозит получившего ранения юношу и ухаживает за ним, о чем рассказывает нам "Мать".

Краткое содержание дальнейших событий весьма драматично. Вновь отправившись в деревню через некоторое время, она наблюдает арест Рыбина и вынуждена отдать книги, привезенные ему, случайно попавшемуся крестьянину, ведет среди них агитацию. Навестив Павла в тюрьме, героиня передает тому записку с планом побега, но сын отказывается бежать и пишет об этом в ответной записке. Однако подпольщикам удалось организовать побег Рыбина и другого заключенного. Ниловне, по ее просьбе, разрешили наблюдать со стороны за этим побегом.

Финал

Женщина присутствует во время суда над Павлом и его друзьями, после чего доставляет текст речи Павла в подпольную типографию, вызывается отвезти в деревню напечатанные экземпляры. На вокзале она замечает слежку. Понимая, что ареста не избежать, но не желая, чтобы листовки пропали зря, она разбрасывает их в толпе. Избиваемая полицией женщина обращается с горячей речью к окружающим. Финал произведения не совсем ясен. Возможно, Ниловна погибает. Так заканчивает роман М. Горький "Мать". Краткое содержание основных событий было описано выше.

Павел Власов

Власов Павел Михайлович (Павел) - сын главной героини, ставший профессиональным революционером потомственный рабочий. Его прототипом послужил П. Заломов, сормовский рабочий. Судьба этого героя связана с символом искупительной жертвы. В его имени можно увидеть намек на сходство с образом апостола, поскольку в начале произведения показан резкий перелом в жизни героя из простого фабричного парня превратившегося в политического борца, о чем рассказывает нам М. Горький ("Мать").

Революционная деятельность Павла

Его первый решительный поступок - сопротивление отцовским побоям. У отца, работавшего слесарем, Михаила Власова, подсознательный социальный протест вырождается в и пьянство.

После его смерти герой пытается подражать ему, но встреча с подпольным кружком радикально меняет его внешний и внутренний облик, что отмечает Горький М. ("Мать").

Краткое содержание по главам дальнейших событий в жизни этого персонажа следующее. В доме Павла начинают устраиваться собрания, в которых участвуют Андрей Находка, Николай Весовщиков, сын вора, учительница Наташа, Федор Сизов, фабричный рабочий и другие. Он сразу же предупреждает Ниловну, что им всем грозит тюрьма. Суровость и аскетизм Павла кажутся матери "монашескими". Например, он призывает отказаться от семьи и счастья Андрея ради "дела" и признается, что однажды сам сделал такой выбор. В разговоре с матерью Находка называет этого героя "железным человеком". Друзья Павла распространяют листовки на фабрике. В его доме совершается обыск, о чем рассказывает нам Максим Горький ("Мать").

Краткое содержание дальнейших событий следующее. На следующий день после этого революционер беседует с кочегаром Рыбиным, пришедшим в гости. Тот говорит, что надо "веру новую придумать". Павел же считает, что лишь разум может освободить человека. Во время конфликта рабочих с фабричной администрацией (так называемая история с "болотной копейкой") герой призывает их к борьбе за права, предлагает организовать стачку. Но люди не поддерживают его, Павел переживает это как результат своей "слабосильности".

Его арестовывают ночью, но спустя несколько месяцев отпускают. Друзья собираются отмечать 1 мая, Павел намерен во время демонстрации нести знамя. Когда это происходит, его арестовывают в числе других лидеров (всего около 20 человек). Так завершается первая часть. После этого Павел появляется лишь в заключительных главах, в судебной сцене. Здесь он произносит речь, излагая свою социал-демократическую программу. Суд приговаривает героя к ссылке в Сибирь. Так заканчивается участие в событиях этого персонажа, а затем и сам роман Горького "Мать". Краткое содержание произведения и его анализ были представлены вашему вниманию.