Гостить у друга какой тип связи. Уроки по русскому языку по темам «Согласование», «Управление», «Примыкание

  • Словосочетание - это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
  • Подчинительная связь - это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое - зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например : Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:

  • сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
  • вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
  • свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова - главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием .

Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием

  1. Главные члены предложения.
  2. Равноправные сочетания - в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие ). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
  3. Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает ). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
  4. Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно ).
  5. Неразделимые лексические единицы – (ни рыба ни мясо, спустя рукава ).

Типы подчинительной связи

Согласование

Согласование - это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое - прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

  • серьезное испытание : испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
  • серьезными испытаниями : испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
  • для серьезных испытаний : для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление

Управление - это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

  • услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
  • услышу (я) друга (Вин. п);
  • услышите (вы) друга (Вин. п);
  • услышат (они) друга (Вин. п);
  • услышал бы (условное) друга (Вин. п);
  • услышьте (повелительное) друга (Вин. п).

Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.

Примыкание

Примыкание - это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи - наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

Примеры:

  • прыгнул вверх : прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово - наречие;
  • стоит облокотившись : стоит (как?) облокотившись; зависимое слово - деепричастие;
  • ударишь сильнее : ударишь (как?) сильнее - сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
  • любитель пожаловаться : любитель (какой? чего?) пожаловаться - инфинитив примыкает к главному существительному;
  • распоряжение сверху : распоряжение (какое? откуда?) сверху - неизменяемое наречие;
  • её просьба : просьба (чья?) её - притяжательные местоимения примыкают к главному слову.

Трудные случаи

Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи - в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:

  1. Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
  2. Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
  3. Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) - управление, в дали (какой?) океана - управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения - в океанской дали (согласование).
  4. Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) - примыкание.
  5. Мы поговорим с тобой после : поговорим (когда?) после (наречие) - примыкание.
  6. Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) - управление.

Словосочетание

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

G Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется):

существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без

вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

ó Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи !):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Или так

Способы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Управление

Примыкание

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КОСВЕННЫХ падежей

Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие (ставим вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?), неопределённая форма глагола (инфинитив – вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), притяжательные местоимения (его, ее, их – вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

читающий мальчик

акция милосердия

бежать быстро

наше село

сверкающий на снегу

говорить волнуясь

лисий хвост

сверкая на снегу

по-зимнему холодно

открытая тетрадь

слушать новости

такой порядок

движение на дороге

третий слева

старший брат

летел к нам

непривычно тихо

непрекращающиеся дожди

привёз от знакомого

увеличить втрое

первый ученик

принять помощь

немного легкомысленный

эта аллея

гостить у друга

знать наизусть

опустевшая аллея

помощь друга

макароны по-флотски

трёх тетрадей

три тетради

увеличить втрое

встречать опоздавших

поздно ночью

их намерения, его настроение,

. Различай!

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Ñ Разбор задания

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже .

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Ñ Разбор задания

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла .

Таким образом , выписываем словосочетанием сильно простыла.

Словосочетание.

С помощью сайт вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое - зависимое (подчинённое).

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Выделяют три вида подчинительной связи:

тип связи какой частью речи может быть зависимое слово какой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений какой?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется): существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

2. деепричастие

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Цели: дать понятие о способах подчинительной связи-согласовании ; развитие навыков умения разбирать словосочетания; способствовать развитию диалогической речи, развитие навыков логического мышления.

Оборудование: мультимедийный кабинет,интерактивная доска,опорные схемы, флипчарты.

Тип урока:

Методы урока: частично-поисковый

Ожидаемый результат: закрепление знаний о способах подчинительной связи: согласовании,умение работать в группе.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Какое сейчас время года? (Осень.)

-Правильно. Лето быстро пролетело. Листья на деревьях желтеют. Птицы улетают в теплые края. Дни становятся короче , а ночи - длиннее.Дуют холодные ветры.Льют проливные дожди.С деревьев падают багряные листья.Хотя наступили прохладные дни, у нас в классе царит теплая атмосфера.

-А теперь давайт е дадим описание небу.

-Молодцы! У нас получилось осеннее небо . Ребята! Что написано на каждом лучике? (На каждом лучике написаны слова.)

ясное

небонебо безоблачное

пасмурное

осеннее

-Что можно составить с помощью слов? (С помощью слов можно составить словосочетания.)

-А из чего состоят словосочетания?(Из главного и зависимого слова.)

2.Актуализация знаний.

Запись словосочетаний на доске.

Пасмурные дни

Холодный ветер

Проливной дождь

Осенние дни

Перелетные птицы

Теплая атмосфера

- А что конкретнее называет предмет? (словосочетание)

3.Групповая работа. (Сентябрь.Октябрь. Ноябрь.)

Золотая осень. (Главное слово согласуется с зависимым в роде,числе,падеже.)

Небесный свод (м.р., им.п., ед.ч.)

Ужасные раскаты (мн.ч., им. п.)

4.Работа с одаренными учениками . Упр.10.Образуйте словосочетания «прилагательное + существительное»,обозначьте суффиксы в прилагательных.

5.Игра «Кто внимательнее?»

На доске даны слова,словосочетания и предложения. Учащиеся должны выписать словосочетания со связью согласования.

Наступила осень. Лес. Знойного лета. Чистая рубашка. Месяц. Белые паруса. Счастливая жизнь. Осенний дождь. Радость. Добрые глаза. Смотреть внимательно. Написатьписьмо. Пристально смотреть.

5.Работа в парах.

Упр.12.Найти пару и записать словосочетания. Определить вид подчинительной связи.

6.Рефлексия.

Что я сегодня узнала на уроке? Чем он мне понравился и чем нет?

7.Оценивание. Взаимопроверка.

8.Домашнее задание.

Используя словосочетания, составленные в начале урока, написать мини-сочинение об осени.

Тема: « Управление»

Цели : дать возможность учащимся понять о способах подчинительной связи: управлении ;

отработать умение правильного употребления их в речи;

содействовать умению работать в группах, используя средства информационных технологий;

развивать навыки логического мышления.

Тип урока: формирование новых знаний.

Метод урока: диалогический, частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, опорные схемы.

Ожидаемый результат: умение работать в группе, пробудить желание и интерес к уроку.
Ход урока

    Организационный момент

Психологический настрой.

-Что такое счастье?

-Что значит быть счастливым?Хорошая оценка,похвала учителей и родителей, доброжелательные отношения между тобой и окружающими – можно ли это назвать счастьем?

Что делать, чтобы после урока вы уходили домой счастливые?

2.Этап проверки знаний

Выборочный диктант

Выписать словосочетания со связью согласования.

Знойное лето, писать красиво, заниматься спортом, утренняя гимнастика великолепная восьмерка, прекрасное зрелище, думать о прекрасном, восточная мудрость,бодро зашагал, пойти направо, умная девушка, быстро бежать, живое слово.

3.Работа над новым материалом.

1.Чтение текста «Степь».

2.Ответить на вопросы к тексту

- Какие растения украшают степь в апреле?

-Почему лето портит роскошную степь?

-Какие изменения происходят осенью в степи?

3. Выписать словосочетания

Запестреет (чем?) растениями.(управление)

4.Слово учителя

Управление-это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже.

5.Работа в группах

Объяснительное списывание

Летела с крыш

Высушил до корня

Потянулся к хлебу

Постучал по стеклу

Соберу ребят

Займусь спортом.

6.Работа в парах

Упражнение 10.Дописать словами из текста.

7.Работа с одаренными детьми

Придумать рассказ, используя следующие словосочетания:

Лесная тропинка, ехал на велосипеде, пестрая птичка,смотрел по сторонам, большой камень, с трудом добрался.

Определить виды подчинительной связи в словосочетаниях.

8.Поэтическая минутка

Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева.

С каким чувством пишет поэт о радуге?

9.Оценивание

+ справился

? сомневался

- не справился

10. Рефлексия

Получение обратной связи.

11.Домашнее задание

Упражнение 17.Работа по картине А. Куинджи «Радуга»

Тема : «Примыкание»

Цели: формировать навыки умения составлять словосочетания с типом подчинительной связи «примыкание» ;

Развитие навыков критического мышления; вызвать чувство ответственности за свою работу.

Тип урока: частично-поисковый.

Оборудование: флипчарт, интерактивная доска, спикеры,опорные схемы.

Ожидаемый результат: научить работать в группе, вызвать у учащихся интерес к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.Проверка домашнего задания.

Вопросно-ответная беседа

Что такое словосочетание?

Назовите виды подчинительной связи.

Какой вид связи называется согласованием?

3.Работа в группах

На доске даны слова. С этими словами составить словосочетания.

громко долго внимательно

выразительно искоса не перебивая

тихо с удивлением молча

Слово учителя

Как эти слова связываются между собой (по смыслу)

Значит, примыкание-это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

4.Работа у доски. (интерактивная доска)

На доске даны словосочетания

Бежать быстро

Пада ть навзничь

Заверн уть направо

Умч ат ься вскачь

Удари т ь наотмашь

Ждать долго

Найти главные и зависимые слова. Определить тип подчинительной связи.

5.Работа с текстом.

О ТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.

6 .Групповая работа.

Упражнение 8.Составить словосочетания по способу примыкания.

Упражнение 9.Определить способ подчинительной связи.

7.Игра «Кто быстрее?» Дополни.

Любить

Ненавидеть

Сидеть

Плясать

Бежать

Умываться

Просыпаться

Радоваться

8.Итог урока

-Какие модели относятся к типу связи примыкание?

Глагол + наречие глагол +существительное

Существительное +наречие числительное + существительное

Прилагательное +существительное

9.Оценивание

за правильный ответ – 5 баллов;

за неточный ответ – 4 балла;

за ответ с большими погрешностями – 3 балла;

за отсутствие ответа или неверный ответ - 0 баллов.

10.Рефлексия.

Над какой темой работали?

Для чего нужны эти знания?

11.Домашнее задание.

Упражнение10.11.

Тема : « Урок- п овторение «Способы подчинительной связи»

Цели: повторить и обобщить материал о способах подчинительной связи в словосочетании;

РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, разитие навыков критического мышления ;

ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ.

Тип урока: частично-поисковый, обобщение и закрепление знаний о способах подчинительной связи.

О борудование : ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. ФЛИПЧАРТ.

Ожидаемый результат: умение различать все виды подчинительной связи, пробудить желание и интерес к уроку.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Психологический настрой.

Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»

-Какие у вас друзья?

-А школа?

-А учителя?

- Класс?
- Как ваши дела?

-Как настроение?

-Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут».

2. БЛИЦ-ТУРНИР. Что я знаю?

1.Что изучает синтаксис?

2.Назовите основные виды синтаксиса?

3.Что такое словосочетание?

4.Чем отличается словосочетание от слова?

5.Из каких частей состоит словосочетание?

6.Как связаны грамматически слова в словосочетании?

3.Групповая работа. (Согласование, управление, примыкание)

Работа с текстом «Обыкновенная земля» К.Паустовского.

1.Чтение текста по цепочке.

2.Ответы на вопросы по тексту.

4.Выборочное списывание

Выполнение заданий:

1.Найти в тексте словосочетания по способу связи: согласование, управление, примыкание.

2.Сделать синтаксический разбор предложений: Веселый турист шел по тропинке и напевал песню. Слеза скатилась у коня из глаз.

5.Объяснительное списывание (работа на интерактивной доске)

Укажите способы подчинительн ой связи в словосочетаниях:

Мороз лютый-

Летела с крыш-

Высушил до корня-

Потянулся к хлебу-

Поднять невозможно-

Нехотя встал-

Всеобщее согласие-

Постучал в дверь-

Соберу ребят-

Посмотрел по сторонам-

6.Тестовые задания

1.Укажите словосочетание:

А) прыгать с трамплина;
в)идет снег;
с)собака залаяла.

2.Укажите словосочетание со связью согласование:
а)красивый голос;

3.Укажите словосочетание со связью управление:

А) зимнее утро;

В) дождаться утра;
с) рано утром.

4.Укажите словосочетание со связью примыкание:
а) способный ученик;
в) шкатулка из яшмы;
с) говорит тихо.

5.Какие типы связи слов существуют в русском языке?
а) согласование, управление, примыкание;
в)дополнение, обстоятельство, определение;
с)именные, глагольные, наречные.

6.Что изучает синтаксис?

А) слова и их значения;
в)звуки речи;
с)словосочетание и предложение.

7.Итог урока

Составить кластер на тему : «Способы подчинительной связи»

8. РЕФЛЕКСИ Я

Чему вы научились, изучив тему « Способы подчинительной связи».

9.ОЦЕНИВАНИЕ.

Самопроверка, оценивание друг друга.

10.Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Природа моего края»


5. Синтаксическая связь в словосочетании

Синтаксические отношения выражаются различными средствами подчинительной связи.

Синтаксическая связь - это формально-семантическая связь между компонентами синтаксической единицы. Выделяют 2 вида синтаксической связи - сочинение и подчинение.

Сочинительная синтаксическая связь встречается в предложении и объединяет однородные члены предложения. О видах сочинительной синтаксической связи мы будем говорить позже.

Подчинительная синтаксическая связь встречается в словосочетаниях; это соединение неравноправных единиц: одно слово грамматически зависит от другого. Напр., золотая осень, прочитать статью, очень легко . Подчинительная связь может быть обязательной и необязательной.

Обязательная подчинительная связь возникает тогда, когда в качестве главного используется слово, требующее появления зависимого компонента. То есть главное слово информативно недостаточно, и между компонентами возникают комплетивные отношения. Напр.:

Необязательная подчинительная связь наблюдается в тех случаях, когда слово может иметь или не иметь зависимый компонент. Например:

Побежал - быстро, под гору, домой, к маме.

Читаю книгу - интересную, старую, толстую.

Одно и то же слово с разными зависимыми словоформами может иметь обязательную и необязательную связь. Например:

Характер связи при подчинении может быть предсказующим и непредсказующим.

Предсказующий характер связи: главное слово предсказывает форму зависимого компонента. Напр., прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже: новый дом, о новых домах, в новом доме; переходный глагол требует дополнения в Вин.п. без предлога: увидеть город , человека, реку ; открыть окно, книгу, дверь, Америку ; некоторые глаголы и существительные требуют постановки зависимого компонента в определенном падеже с определенным предлогом: выйти из зала, дома; подумать о жизни, душе, друге; надеяться на брата, случай, авось.

Непредсказующий характер связи возникает в тех случаях, когда форма зависимого компонента не определяется свойствами главного слова. Напр.:

находиться - за рекой

Под деревом

У бабушки и т.д.

Ехать  домой, в лес, на картошку, под мостом, над пропастью, к родственникам и т.д.

Как предсказующая, так и непредсказующая связь может быть обязательной и необязательной:

Находиться в лесу - связь обязательная, непредсказующая;

Взять книгу - обязательная, предсказующая;

Интересную книгу - необязательная, предсказующая;

Взял на время - необязательная, непредсказующая.

Выделяют три основных вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой вид связи, при котором зависимое слово по форме уподобляется главному, так как оно морфологически приспособлено к изменению формы под влиянием подчиняющего слова. Напр.: желтый лист, желтые листья, о желтых листьях.

Главным словом при согласовании является существительное или субстантивированная часть речи, зависимым - прилагательное, причастие, местоименное прилагательное, порядковое числительное и количественное числительное в косвенных падежах. Напр.: новый дом, тающее мороженое, некто неизвестный, наш сын, первый класс, о двух друзьях.

Между компонентами словосочетаний возникают атрибутивные отношения.

Особый случай согласования - взаимосогласование: это связь между существительным и существительным, при которой грамматически невозможно определить главное слово. Напр.: красавица-сосна, город-герой, река Обь, старик крестьянин, доктор Петров. Оба компонента такого словосочетания, как правило, изменяются одинаково (о красавице-сосне, под красавицами-соснами ), поэтому грамматически главное слово определить нельзя, оно определяется только по смыслу. Между компонентами таких словосочетаний возникают аппозитивные отношения.

Согласование бывает полным и неполным.

Полное согласование - это такая связь, при которой зависимое слово уподобляется главному по всем параметрам: по роду, числу и падежу - или только по роду и падежу (может отсутствовать согласование в числе).

Напр.: Английский и французский языки;

Шерстяные юбка и жакет.

Неполное согласование - такая связь, при которой зависимое слово уподобляется главному не по всем параметрам: может отсутствовать согласование по роду или падежу.

Напр.: озеро Байкал - отсутствует согласование по роду;

на озере Байкал - по роду и падежу.

Неполное согласование характерно для словосочетаний с аппозитивными отношениями: река Днепр, баржа-рудовоз, учительница-химик, доцент Иванова. Значительно реже неполное согласование встречается в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, напр.: молодая врач, умелая токарь.

Следует отметить тот факт, что неполным считается согласование в таких словосочетаниях, где родовая форма слов совпадает случайно (напр.: дом-корабль, город Томск, песня-душа ), в отличие от словосочетаний с полным согласованием, где зависимый компонент имеет коррелят по роду (напр.: утес-великан и сосна-великанша, ученик-бездельник и ученица-бездельница, судьба-злодейка и кот-злодей ).

Управление - это такой вид связи, при котором зависимый компонент употребляется в форме, определяемой лексико-грамматическими свойствами главного слова, а именно: главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже с предлогом или без него. Зависимое слово при этом - имя существительное или любая другая субстантивированная часть речи, а главное слово - практически любая знаменательная часть речи. Напр.: читать книгу, изучать новое, помочь ему; сестра друга, жду друга, два друга, старше друга, жаль друга и т.п.

В словосочетаниях со связью управление возникают отношения объектные (напр.: читать журнал, думать о будущем ), атрибутивные (напр.: пиджак отца, тушь для ресниц ), обстоятельственные (напр.: пойти в лес, опоздать из-за аварии ), комплетивные (напр.: три мушкетёра, несколько человек ).

Существует два подхода к классификации связи управление:

1) выделяют управление сильное и слабое . При этом под сильным управлением разные ученые понимают разные лингвистические явления: одни считают сильным управление в словосочетаниях с предсказующей связью, другие - в словосочетаниях с обязательной связью. Чтобы избежать этой путаницы, предлагается второй подход:

2) выделяют 4 типа управления на основе разграничения связи обязательной/необязательной и предсказующей/непредсказующей:

А) предсказуемое обязательное управление (напр.: читать книгу, подойти к дому, наехать на забор );

Б) предсказуемое необязательное управление (напр.: шаль мамы, рукав платья, дом отца );

В) непредсказуемое обязательное управление (напр.: жить в лесу, жить на даче; ехать в город, ехать под мостом );

Г) непредсказуемое необязательное управление (напр.: читать в комнате, цветник у калитки, печатать по вечерам ).

Примыкание - такая подчинительная связь, при которой зависимый компонент является неизменяемым словом или неизменяемой формой изменяемых слов.

Примыкают:

1) наречия (напр.: повернуть направо, прогулка верхом, очень молодой, говорить по-немецки );

2) неизменяемые прилагательные (напр.: пальто беж, куртка хаки, покрой реглан, соль экстра );

3) сравнительная степень прилагательных и наречий (напр.: дети постарше, быть умнее, бежать быстрее );

4) инфинитивы (напр.: привычка курить, люблю читать, приехал учиться, начал работать );

5) деепричастия (напр.: идет прихрамывая, молча улыбался, ест стоя );

6) примыканием считается также связь между существительным и формами притяжательных местоимений его, её, их. Грамматически эти формы близки неизменяемым прилагательным: у них нет форм падежа, а формы рода и числа не участвуют в выражении связи (ср.: его/её, их / семья, дом, дети ).

Главное слово при примыкании может быть изменяемым и неизменяемым.

Изменяемые слова:

1) имена существительные (напр.: шарф бордо, ее туфли, желание учиться );

2) личные формы глаголов и причастия (напр.: смотрит не мигая, пишет быстро, плохо учившийся, громко говорящий );

3) имена прилагательные (напр.: готовый бежать, способный рисовать, очень холодный );

4) числительные (напр.: третья слева, трижды три ).

В таких словосочетаниях не возникает проблем с определением главного компонента: это изменяемое слово.

Неизменяемые главные слова - это деепричастия, инфинитивы, наречия и слова категории состояния.

Напр.: читая быстро, смотреть не мигая, очень быстро, весьма жаль.

В таких словосочетаниях главным является слово, которое в предложении может употребляться без зависимого. Сравним два предложения: Утром легко дышать и Утром легко дышится. Из первого предложения выделяем словосочетание с главным словом легко : легко (что?) дышать (ср.: утром легко (дышать ); из второго предложения выделяем словосочетание с главным словом дышится (изменяемое слово); дышится (как?) легко (ср.: утром дышится (легко).

Примыкание бывает обязательным и необязательным . Обязательным является примыкание со связью, основанной на комплетивных отношениях (напр.: учиться вязать, находиться рядом, поехать направо ).

В словосочетаниях с примыканием возможны не только комплетивные, но и обстоятельственные, объектные и атрибутивные отношения (напр.: сделаю завтра, очень больно; рекомендую прочитать; яйца всмятку, прогулка верхом ).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

О ранней весне, чтение вслух, река Дон, два друга, в третьем корпусе, близкий к победе, нечто таинственное, абсолютно отчетливо, готовый помочь, болен ангиной, довольно далеко, его идеи, кое-что заметил, увидел какаду, лягушка-путешественница, умение рисовать, берег пониже, встретил ее, у каждого студента, молча кивнул, платье беж, аннулировав договор, приехал учиться, надел пальто.

2. Определите тип отношений и вид синтаксической связи :

А) по-дружески приветливый, осенний дождь, шел прямо, исследован учеными, нигде не был, никому не известный, знакомый из Москвы, возвращение мастера, явление синонимии, в зимнем лесу, купила колье, у секретаря-референта, попросил помочь, к его сестре, шарф бордо;

Б) свернул направо, нашел пять копеек, капитан корабля, художник Дюрер, начал рисовать, четыреста пятьдесят томов, на тридцать пятой странице, у двух подружек, очень странный, самый легкий способ.

3. Из предложений выпишите все словосочетания и проведите их структурно-семантический анализ по следующей схеме: 1) простое или сложное, 2) характеристика по морфологическому выражению главного слова, 3) синтаксические отношения, 4) синтаксическая связь.

Пример: КУПИЛ (что?) ТРИ АСТРЫ - сложное, глагольное, объектные отношения, связь управление;

ТРИ (чего?) АСТРЫ - простое, нумеративное, комплетивные отношения, связь управление.

1) Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне (П.).

2) Мореплаватель Павсаний с берегов далеких Нила в Рим привез и шкуры ланей, и египетские ткани, и большого крокодила (Н. Гум.).

3) Долгая зимняя ночь прошла незаметно. Сели ужинать в пятом часу утра (П.).

4) Лишь вдали красуются там, на дне долин, кисти ярко-красные вянущих рябин (А. Толстой).

5) Дохнул осенний хлад; дорога промерзает; журча, еще бежит за мельницу ручей (П.).

6) Он из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри черные до плеч (П.).

7) Природа жаждущих степей его в день гнева породила и зелень мертвую ветвей и корни ядом напоила (П.).

8) Хладнокровно, еще не целя, два врага походкой твердой, тихо, ровно, четыре перешли шага, четыре смертные ступени (П.).