Правила оглушения. Оглушение согласных: определение понятия, толкование и значение лингвистического термина

Конспект занятия

Тема : «Оглушение звонких согласных».

Цель : научить детей не полагаться на слух при написа­нии слов со стечением согласных

Оборудование : предметные картинки.

Ход занятия

Детям предлагается рассмотреть две предметные картинки. Назвать их, выделить третий звук в каждом слове.

чашка ложка

Затем открываются надписи, выделяется третья буква в каждом слове.

Выясняется, что в обоих словах произносится и слышится звукш, а пишется в первом случаеш, во втором - ж.

Логопед. Почему звонкий звук ж притворился глухим? Посмотрите, какой звук стоит после ж в слове ложка.

Ученики. Звук к . Он глухой.

Логопед. Значит, глухой звук к , встав рядом со звонким ж , повлиял на него.

Звук ж тоже зазвучал глухо, превратившись в звук ш . Для сравнения берутся ещё два слова:

ветка лодка

Приводится аналогичное сравнение.

Вывод. Если в середине слова звонкий согласный звук стоит рядом с глухим, то он под влиянием глухого тоже оглу­шается.

Например:

глаза - глазки согласный з звучит как с

борода - бородка согласный д звучит как т

ноготь - ногти согласный г звучит как к

юбочка-юбка согласный б звучит как п

книжечка-книжка согласный ж звучит как ш

рукава - рукавчик согласный в звучит как ф

Под влиянием глухого согласного могут оглушаться только парные звонкие.

Логопед. Заметьте, ребята, как непривычно для нас зву­чало бы такое произношение (Звонкие звуки з, д, г, б, в, ж логопед произносит не оглушая.): глазки, бородка, ногти, юбка, головка, бумажка.

Скажите, ребята, что произойдет, если в середине слова встретятся два глухих звука? Например, в слове кошка (ко­шечка) ш и к - глухие. От встречи этих двух глухих соглас­ных ничего не изменилось. Оба по-прежнему звучат глухо. Как же нам различить и отразить на письме, когда в середине слова звук сам по себе глухой (кошка), а когда он только притво­ряется глухим, подражая соседнему глухому звуку (ложка)?

Тут нас выручают гласные звуки. Они разрывают эту друж­бу звонкого с глухим, встают между ними и разделяют их, отчего, звонкий звук становится самим собой, т. е. звучит звонко: ложка-ложечка. А если в слове стоит настоящий глухой звук - это тоже выясняется с помощью гласного: кошка - кошечка. Итак, если в середине слова встретились два согласных звука, это слово нужно проверить, изменив его так, чтобы между согласными встал любой гласный звук.

Задание. Проверить согласный в середине слова (устно).

ветка - лодка - рыбка - лапка -

лавка - шубка - селёдка - сказка -

тетрадка - полоска - матрёшка - обложка -



Задание. Списать предложения, вставляя пропущенную согласную букву в середине слова. Подобрать проверочное слово.

В ка-ке была дождевая вода. Собака спит в бу-ке. Стоит избу-ка на курьих но-ках. Самолёт летел ни-ко. Зазеленели молодые берё-ки. На выру-ке много малины. На гря-ках зреют огурцы. Береги свои тетра-ки.

Задание. Вставить пропущенные буквы.Проверить написание слов.

Шка чашка, вышка

Шка клюшка, …

Шка катушка, …

Шка покрышка, …

Жка ножка, …

Жка стёжка, …

Жка стрижка, …

Жка сыроежка, …

… … дка лодка, …

... ... … дка грядка, …

... ... … … дка селёдка, …

... ... ... … … дка тетрадка, …

… … тка ветка, …

... … … тка плитка, …

… ... ... … тка пилотка, …

... ... ... … … тка таблетка, …

... ... ... ... … … тка табуретка, …

Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Ры-ка мелка, да на вкус сла-ка.

Красна яго-ка, да на вкус горька.

Бро-ь да гла- ря-ком живут.

На мы-ку и ко-ка зверь.

Что из, ящика, морко-ка,

Хвост высовываешь свой?

Видно, хочешь стать, плуто-ка,

Носом бабы снеговой?

Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

Под ле-ком, ле-ком стоит ча­шечка с ме-ком. (Яйцо.)

Вот угадай-ка,

Чей пух на фуфайки,

на ша-ки, перча-ки

Идёт вам, ребя-ки? (Кролика.)

Я стою на но-ке толстой,

Я стою на но-ке гла-кой,

Под коричневою ша-кой

С бархатной подкла-кой. (Белый гриб.)

Заглянуло к нам в око-ко

Солны-ко на тонкой но-ке. (Подсолнух.)



Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем - гла-ко,

А откусишь - сла-ко. (Яблоко.)

Огурцы на нашей гря-ке

Целый день играют в пря-ки.

Мы с ведёрками пришли

И огурчики нашли.

Задание. Назови проверочное слово для прояснения сомнительного согласного звука.

Логопед. Лёд. Учащиеся. Ледок.(д)

Суп, залп, рябь, краб, глуп, зуб, сугроб, ястреб, прорубь.

Сад, завод, град, мёд, огород, пилот, труд, крот, дрозд, гвоздь, невод, народ, пот, вылет.

Шалаш, рожь, малыш, ландыш, стриж, ёрш, выигрыш, брошь, нож, мышь, камыш, манеж.

Мороз, пояс, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус, занос, автобус, обоз, газ, вкус, заказ.

Морковь, шкаф, кровь, обувь, бровь, клюв, обрыв, вежлив, кузов, взрыв, посев, шарф.

Утюг, стук, сапог, овраг, замок, флаг, берег, мак, шаг, друг, плуг, фартук, поток.

Задание. Вставить пропущенную букву.Проверить написание слов.

з-б с- -г м-д с- -д

л-в д- -г р-з в- -г

с-д Г- -б г-д г- -з

Задание. Вставить пропущенные буквы в пословицах, поговорках и загадках.

Кто любит тру-, того люди чтут.

На языке ме-, а под языком ле-.

В мае дож-ь, будет ро-ь.

Пей, ешь, а правду ре-ь.

Спасибо, моро-, что снегу нанё-.

Како- корень, тако- и пло-.

Плывё- парохо- то вза-, то вперё-. (Утюг.)

Без ру-, без но-, а рисовать умеет. (Мороз.)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак», червякам вра-. (Грач.)

Летом сне-!

Просто смех.

Сне- по городу летает.

Почему же он не тает? (Пух тополей.)

Без досок, без топоров

Через речку мост гото-. (Лед.)

Сидит де-, в шубу оде-.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Луг - лук, пруд - прут, плод - плот, груздь - грусть, мо­лод - молот, лёд - лёт.

Задание. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки: в одну-слова с буквойш, в другую-с ж .

Ча-ка, ло-ка, пу-ка, кры-ка, кни-ка, ко-ка, клю-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, мо-ка, пря-ка, теле-ка, обло-ка, по-кры-ка.

Задание. Записать под диктовку в две колонки слова, в которых:

а) в середине слова пишется глухой согласный; б) в середине слова пи­шется звонкий согласный.

Образец: плоский резкий

клюшка обложка

Коляска, лапти, повязка, узкий, сопка, коробка, пробка, шкафчик, булавка, коровка, колоски, салазки, будка, сутки, лодка, мотки, поправка, кнопки.

Замена звонкого шумного согласного соответствующим по парности глухим в определенных положениях:

1) в коце слова. Оглушение конечного звонкого происходит:

а) перед паузой. Набрать букет роз (рос);

б) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным согласным, а также (в) и (j). Род средний (рот), прав он (праф), рожь растет (рош), cад ваш (сат), слаб я (слап);

2) в середине слова перед глухим согласным. Гладко (глаткъ). см. ассимиляция регрессивная.

  • - нарушение деятельности сознания. Характеризуется резким повышением порога чувствительности для всех внешних воздействий, когда восприятие - затруднено, а действия - заторможены...

    Психологический словарь

  • - Синдром нарушенного сознания, характеризующийся значительным повышением порога восприятия всех внешних раздражителей и замедленным образованием ассоциаций, затруднением их течения...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - I Оглуше́ние форма помрачения сознания, характеризующаяся повышением порога всех внешних раздражителей, замедлением и затруднением течения психических процессов, скудостью представлений, неполнотой или...

    Медицинская энциклопедия

  • - форма помрачения сознания, характеризующаяся повышением порога всех внешних раздражителей, замедлением и затруднением течения психических процессов, скудностью представлений, неполнотой или отсутствием...

    Большой медицинский словарь

  • - рауш-наркоз, возникающий при ингаляции паров эфира...

    Большой медицинский словарь

  • - нарушение деятельности сознания, характерное резким повышением порога восприятия для всех внешних воздействий; при этом восприятие затруднено, а действия заторможены...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - термин, объединяющий ряд независимых друг от друга изменений в способе артикуляции согласных при переходе их из индоевропейского праязыка в прагерманский и из западногерманского в верхненемецкий язык. В...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - историческое изменение артикуляции группы согласных одного способа образования...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. согласные звуки...
  • - Качество согласных, обусловленное наличием дополнительной средненёбной артикуляции, которая соединяется с основной артикуляцией согласных, что резко повышает характерный тон и...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Замена глухого согласного соответствующим по парности звонким в определенных положениях: 1) на стыке Морфем: сбор, сделка; 2) на стыке предлогов со словом: к дому, с дачи; ,.--, 3) на стыке слова с частицей: дочь бы...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Один из видов живых чередований. Изменение звуков в речевом потоке, обусловленное ассимиляцией по звонкости – глухости. Например, звонкого согласного в конце слова: миллион алых роз...
  • - оглуше́ние ср. 1. процесс действия по гл. оглушать, оглушить II 2. Результат такого действия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - оглуш"...

    Русский орфографический словарь

  • - См. devocalizzazione...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • - Смягчение согласных путем добавочного участия в артикуляции средней части языка. Например: нь, ль. Палатализация – один из видов дополнительной артикуляции...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"оглушение согласных" в книгах

Значение щелкающих согласных

автора Уэллс Спенсер

Значение щелкающих согласных

Из книги Генетическая одиссея человека автора Уэллс Спенсер

Значение щелкающих согласных Самое интересное, что дал нам анализ Y-хромосом - это характер генетического разнообразия в Африке, который проявляется в распределении существующих на этом континенте древних генетических линий. Хотя все африканские популяции содержат

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Из книги Техника речи автора Харитонов Владимир Александрович

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ 1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие: морковь - моркофь, морковка - моркофка; воз - вос, глазки - гласки, ход - хот; кадка - катка, друг - друк. 2 .Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:

2.1. Магия двойных согласных

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

2.1. Магия двойных согласных Правописание двойных согласных (в лингвистике их еще называют геминатами) в заимствованных словах подчиняется в основном традиции, стихийно сложившимся правилам. Строгих рекомендаций нет, поэтому неудивительно постоянное внимание к этой

Артикуляция согласных

Из книги Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского автора Сарабьян Эльвира

Артикуляция согласных Упражнение 107. «Читаем по слогам» Прочтите слоги.А) па, по, пу, пы, пэпя, пе, пю, пи, пета, то, ту, ты, тэтя, те, тю, ти, теса, со, су, сы, сэся, се, сю, си, сежа, жо, жу, жи, жеБ) ап, оп, уп, ып, эпат, от, ут, ыт, этас, ос, ус, ыс, эсаш, ош, уш, ыш, эшУпражнение 108. Отработка

Правописание согласных

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Правописание согласных Глухие и звонкие согласные § 79. Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж.

II. Правописание согласных в корне

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

II. Правописание согласных в корне § 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например:

II. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

II. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ § 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например:

§ 236. Произношение некоторых согласных

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 236. Произношение некоторых согласных 1. Согласный [г] в литературном произношении взрывной, моментального звучания, при оглушении произносится как [к]: сне[к], бере[к]. Произнесение на его месте «украинского» г, условно обозначаемого [h], не соответствует норме: [h]уля?ть,

Передвижение согласных

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

2.13. Произношение согласных звуков

автора Гусева Тамара Ивановна

2.13. Произношение согласных звуков I. Качество согласных в речи.1. В литературном языке согласный [г] относится к разряду взрывных, мгновенных, образующихся так же, как и [к], но с участием голоса. Противоречием современной орфоэпической норме является произнесение в устной

2.16. Сочетания согласных

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

2.16. Сочетания согласных 1. Двойной согласный произносится на стыке приставки и корня или корня и суффикса, если между двумя гласными оказываются два одинаковых согласных или два согласных, различающихся лишь звонкостью / глухостью. Произношение двойного согласного

4. Особенности чтения согласных

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора Штунь А И

Страна глухих согласных

Из книги автора

Страна глухих согласных Что такое КПСС? Глухие согласные. В каждой шутке, есть доля шутки. Те же коммунисты, рассредоточившись в разных партиях творят беззакония, разворовывают страну, грабят его народ. Это не я придумал, это цитаты из предвыборных выступлений депутатов

Гласность глухих согласных

Из книги автора

Гласность глухих согласных Немного фактов. Президент Путин перед выборами сказал, что главная черта Президента - порядочность. Через пару тройку месяцев после выборов он развёлся с женой Людмилой, оставив старушку доживать старость в одиночестве и тоске, сказав при

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

Твердые и мягкие звуки

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие . Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

Оглушение, смягчение, ассимиляция.

Фонетические законы (звуковые законы)

Законы функционирования и развития звуков речи, допускающие изменения его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

В области согласных:

  1. Оглушение звонких согласных в конце слова — переход звонких шумных б,б`,в,в`,д,д`,з,з`,ж,ж`ж`,г,г`. Не распространяется на непарные сонор: бор,кол. Оглушение происходит: -перед паузой; -перед след.знамен.словом без паузы-с начальн. Гласной и сонор. -перед след. Энклитикой.
  2. Ассимиляция согл по звон-ти и глух-ти. 1 согл. Уподобляется второму, происходит регрессивная ассимиляция. -звонкий соглас. с парными глухими перед гласной переходит в глух. Н:дупк`и; -глухой соглас. перед шумн.звонки переходит в звонк. Н:каз`ба. Ассимиляция по звонкости: -на стыке морфем: мълад`ба; -на стыке проклитики со след.словом: з гары; -на стыке слова с энклитикой: тод жъ; -на стыке двух знаменательных слов, когда они произносятся без паузы: ноз датла. Ассимиляция по глухости:-на стыке морфем: аблошка; -на стыке проклитики со след словом: пат стол.
  3. Ассимиляция зубных перед передненебными: З,С перед Ш,Ж,Ч,Ш`Ш` уподобляется шипящим. Н:сшил-шшил; -на стыке морфем; -на стыке проклитики со след словом; — перед энклитикой; -на стыке слов без паузы.
  4. Смягчение твердых согл перед гласными переднего ряда:-твердые согл,у которых есть парные мягкие, смягчаются. П`ил; -в предлогах конечн. Соглас. Не смягчается перед И и Е: ат избы; -в приставках перед И не идет смягч: ръзыскат`.
  5. Ассимиляция согласных по мягкости (регрессивный характер- согл. смягчаются,уподобляясь последующему мягкому согл); -на стыке согл с мягк согл (с`н`из`ит`); -при смягчении последующего согл той же морфемы по воздействием гласного переднего ряда (рас`т`ит`-рост). Часто подвергаются ассимиляции: З,С,Н,Р,Д,Т,Б,П,М,Ф,В. Не подвергаются: Г,К,Х,Л. Смягчение происходит в проклитике, но не в энклитике. Смягчение отсутствует: -перед мягк.согл; -перед энклитикой.Смягчение происходит: -перед переднеязычн согл, й; -перед губными; -из губных «м»; -перед средненебн. –к`,х`,г`.
  6. Ассимиляция согл по твердости. Ассимиляция не происходит: -перед губным «б»: каз`ба; -л- вол`нъй; — перед суфф н,ск от слов с основой на л.
  7. Упрощение групп согласных: -стн- поснъй; -здн-меснъй; -нтск-г`иганскъй; -стск-журналйсскъй; -стл-зависливъй; -вств-здраствуй.
  8. Сокращение групп одинаковых согл: -в рез-те ассимиляции 3 краткие согласные сокращаются: ссор`ит`- рассор`ит`; -кр+долг согл=долгий согл.: ш`ш`укъй.

В области гласных:

  1. И переходит в Ы в начале слова: -И в Ы после твер.согл.(Осел и(ы) соловей); -И в И после мягк.согл.(конь и всадник). Происходит: -после знаменат.слов; -после предлогов, которые входят в состав фонетического слова; -после приставок, где пишется Ы (сыскат`); -после первых частей сложносокращенных слов.
  2. Ы переходит в И после задненебных согл.: -гы=ги; -кы-ки; -хы-хи.
  3. Изменение гласных в зависимости от их положения по отношению к ударению. 3 разряда слогов: — наиболее сильный-ударный слог, имеющий силу в 3 единицы; -среди безударн.слогов выделяется 1-предударн, обладающий силой в 2 единицы; -все прочие безударн слоги являются слабыми, сила их в одну единицу. 1 слог-редуцируется, 2 и 3- нет.
  4. О,А-в начале слова, во 2 и 3 слогах-А,а не Ъ. асматр`ел;
  5. В конечном заударном открытом слоге: -на месте ударных О,А после тверд, помимо Ъ, может быть А; -на месте ударн О,Е после мягк, помимо Ь,Ъ, может быть или И, или А.

24.02.2016, 10022 просмотра.

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие - на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

(Много) цветов - [цв’ито́ф].

2. Перед глухим согласным:

Под полом - [патпо́лам].

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

С другом - [здру́гам].

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик - [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).

Учил - [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению.

С жуком - [жжуко́м].

Из шерсти - [ишшэ́рс’т’и].

В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].

В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].

При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

Ударные гласные образуют в речи ударные слоги, безударные гласные - безударные слоги.

В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.

Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.

После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).

После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Есть - [й’э́с’т’] (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет - [прал’й’о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют - [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

Буквы е, ё, ю, я, стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Гласные звуки на письме не всегда обозначаются привычными буквами, что иногда приводит к ошибкам в транскрипции.

Буква О в слабой (безударной) позиции обозначает звук, близкий к [а]:

Буквы Я, Е в слабой (безударной) позиции обозначают звук, близкий к [и]:

Буква А в слабой (безударной) позиции после непарных мягких согласных [ч’], [щ’], [й’] обозначает звук, близкий к [и]:

Буква И после непарных твёрдых [ш], [ж], [ц] обозначает звук [ы]:

В ситуации экзамена, когда нет возможности произнести слово вслух, чтобы определить звонкость / глухость согласных, могут возникнуть сомнения.

Воспользуйтесь школьной подсказкой - фразой, в которой содержатся все глухие согласные русского языка: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? - Фи!» (плюс соответствующие им парные по твёрдости / мягкости).

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются.

Буквы, обычно обозначающие звонкие согласные (В, Д, З и др.) при оглушении обозначают глухие звуки, и это может привести к ошибкам в фонетической транскрипции слова.

Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Убедитесь в том, что в указанных позициях звучат только глухие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им звонкие согласные звуки.

Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.

Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Убедитесь в том, что в этой позиции звучат только звонкие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им глухие согласные звуки.

Однако следует помнить, что озвончения глухих согласных не происходит перед всегда звонкими согласными [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также перед звуками [в], [в’]. Например: свет, твой, класс, съёмка, приз.

В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Часто в словах, где есть Ь или непроизносимые согласные, букв больше, чем звуков, например:

весь (4 буквы, 3 звука),

решить (6 букв, 5 звуков),

чувство (7 букв, 6 звуков).

Если в слове есть гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласной, то следует учесть, что эти буквы в указанных позициях обозначают не один, а два звука:

яркий (5 букв, 6 звуков),

стоял (5 букв, 6 звуков).

Наличие в слове разделительных Ь и Ъ никак не влияет на количественное соотношение букв и звуков: Ъ и Ъ не обозначают ни одного звука, а буквы Е, Ё, Ю, Я, перед которыми они, как правило, встречаются, обозначают 2 звука, поэтому в итоге на 2 буквы приходится 2 звука.

Фонетический закон оглушения согласных

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог — порок, молод — молот, коз — кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь — грусть , подъезд — подъест [пЛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр’ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ] (дужка — душка), [в’иес’ти — в’иес’т’и] (везти — вести), [фп’ьр’ием’ешку — фп’ьр’ием’ешку] (вперемежку — вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд’елу] (к делу), [зд’елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п’ат’] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б’ел], [в’ес], [м’ел], [с’ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м’ил], [п’ил’и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л’] (ср. конце — кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л’ес]; ср. [Л т ор]) и перед частицей ([рос-л’и]; ср. [рЛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т’], [д’], [с’], [н’], [л’]: [м’кс’т’], [в’иез’д’е], [ф-ка с’ь], [казн’] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз’д’иел’ит’], [ръс’т’иенут’], [б’ъез’-н’иево), [б’иес’-с’ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с’м’ех], [з’в’кр], [д’в’кр|, [т’в’кр], [с’п’кт’], [с’-н’им], [ис’-пкч’], [рЛз’д’кт’] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’кн’ч’ьк], [н’ефт’], [вз’ат’] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прЛс’ит’] — [проз’бъ], [мъллт’ит’] — [мълЛд’ба] (просить — просьба, молотить — молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л’]: [пол’ь] — [зЛпол’ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат’], [рЛ ж ат’] (сжать, разжать); [ ш ыт’], [рЛ ш ыт’] (сшить, расшить); [ ш’от], [рЛ ш’от] (счет, расчет); [рЛзно ш’ик], [изво ш’ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж’]: [по ж’] (позже), (езжу); [во ж’и], [дрож’и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Л ч’от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш’иесливы ], [г’иганск’и ], [ч’уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор’ит’] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кЛло н ы ] (колонна+н+ый); [Лде с ки ] (Одесса+ск+ий).

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Редукция — это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] — [д^ма] — [дъь^вои].

Оглушение — процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка — кни[ш]ка; дуб — ду[п].

Озвончение — процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з’]делать; отбор — о[д]бор.

Смягчение — процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

Уподобление — процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш’], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш’]ина, [т’]астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных — процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце — [с’э’рцъ], солнце — [сонцъ].

8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные — редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вЛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пър?вос] (паровоз); [къръгЛнда] (Караганда); [кълъкЛла] (колокола); [п’ьл’иэ на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Синхрония — (от греч. sэnchronуs — одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».

Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) — более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).

Изучение фонетических явлений в плане синхронии — это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

sites.google.com

оглушение согласных

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое «оглушение согласных» в других словарях:

Первое германское передвижение согласных - Братья Гримм Первое германское передвижение согласных (также первый сдвиг согласных, закон Гримма, в англоязычных источниках также закон Раска Гримма) фонетико морфологический процесс в развитии германских языков, заключавшийся в… … Википедия

Передвижение согласных - Передвижение согласных в сравнительно историческом языкознании комплекс регулярных звуковых соответствий, отражающих, согласно традиционной точке зрения, развитие индоевропейских смычных в германских языках. Открыто Р. К. Раском (1818), как… … Лингвистический энциклопедический словарь

Петербургская фонологическая школа - Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… … Википедия

Африкаанс - Самоназвание: Afrikaans Страны: ЮАР, Намиби … Википедия

Бурский язык - Африкаанс Самоназвание: Afrikaans Страны: ЮАР, Намибия, другие страны Южной Африки Официальный статус: ЮАР (официальный язык), Намибия (национальный язык) Регулирующая организация … Википедия

Башкирский язык - Самоназвание: Башҡорт теле Страны … Википедия

Кхуздул - (Khuzdul или Khuzdûl, в переводе «гномий») язык Гномов в произведениях Дж. Р. Р. Толкина о Средиземье. Один из искусственных языков, созданных Толкином, наряду с квенья и чёрным наречием. Содержание 1 Кхуздул в истории Арды … Википедия

Древнерусский язык - Древнерусский язык общий язык восточных славян (см. Славянские языки), сформировавшийся в Древнерусском государстве в 7 8 вв. и существовавший до 14 15 вв., когда распался на 3 отдельных восточнославянских языка (русский, украинский и… … Лингвистический энциклопедический словарь

Польский алфавит - Современный польский алфавит состоит из 32 букв: A Ą B C Ć D E Ę F G H I J K L Ł M N … Википедия

Чеченское имя - В чеченских личных именах отражены специфики особенности фонетической системы, морфологическое строение нахских языков, а также лексическая единица этого языка. Содержание 1 Источники личных имён 2 Отчества и фамилии … Википедия

Русский язык для нас

Форум лингвистов и всех интересующихся языком

Фонетика и орфоэпия ⇒ Озвончение и оглушение согласных

Сообщение Андрей Львович » 18 мар 2010, 15:14

Озвончение и оглушение согласных.
В древнерусских текстах иногда встречаются слова, где звонкие согласные заменяются на глухие, например: итти (идти), тщерь (дщерь), цка (дска). Иногда одно и то же слово в разных языках имеет «звонкие» и «глухие» варианты: Tochter (нем.) и daughter (англ.), вода и water. В английском – board, card, cardon; в русском – борт, карта, картон. У В.Даля приводятся как «глухие», так и «звонкие варианты слов юпка (ср. фран. jupe) и юбка, оптом и обтом (родственно с «общий»).
И я решил ещё подыскать пары слов «глухого» и «звонкого» вариантов.
В греческом языке «люпи» означает «страдание» и «сострадание». Ему родственно древнеславянское «любы»; отсюда любить кого-то, значит, страдать по нему, любовь имеет значение «сострадания». Греческий аналог нашего слова полнее раскрывает смысл последнего.
Латинское сolumbus, образованное от coelum (небо) в русском языке озвончилось, став «голубем», которого можно толковать как «небесный»; голубой цвет, таким образом – «небесный» цвет.
Но и внутри самого русского языка имеются «глухие» и «звонкие» пары. В этих парах одни слова полностью идентичны по смыслу, другие частично пересекаются, перекликаются смыслами.

Прыскать – брызгать
Плутать – блудить
Лускать – лузгать
Опухнуть — набухнуть
Пех (пешком)- бег
Месть – возмездие
Сильный – зельный (устар.)
Курение – горение
Затеять — деять
Слушать – служить, слух – слуга, послушник – прислужник
Верх – свергнуть, на Украине село Вергуны, означает «горы, холмы», образовано от слова «верх»
Трап (синоним лестницы) — драбына (укр. — переносная лестница)
Петрос – Бедрос (болгарское имя), в испанском варианте – Педро -озвончена только одна буква. У моих дальних родственников фамилия Бедрачук – от Петра, а не от «бедра».
Свет – звезда, в последней, помимо озвончения, добавилась ещё «з» для благозвучия.
Трушение (тряска) – дрожание, трушу (трясусь) – дрожу, трухнуть — дрогнуть
Куча (куща) – гуща, скучиться – сгуститься
Колоб (шарообразное тело) – голова
Палка — балка

Имеются и такие пары, в которых нет близкого этимологического родства, но налицо просто логическая (словесная, звуковая и смысловая) взаимосвязь.
Скажем, в глаголах «стоять» и «сидеть» — «т» имеет парную звонкую «д». На предположении родственности этих слов легко объясняется смысл слов «созидать», «создать», «зиждиться».
Зиждиться – значит «сидеть» на некоей основе.
Создавать – значит «составлять»
Стан – родственен слову «здание» («стание»)

Если учитывать исторический переход гласной «у» в «ы» (сравните русское «быть» и украинское «бути»), то можно увидеть соответствие
Путь – бытие; опыт и «быть»; человек «опытный», значит – «бывалый» («обытный»), прошедший значительный жизненный путь. «Пытать» — спрашивать о том, что имело место «быть», и созвучно — «бить».

Подчас парные слова не полностью идентичны по смыслу, но часть общего смысла всё же есть

С-крести – грести, с-кребу-гребу
Тя(г)нуть – дви(г)нуть
Кутить – гудеть (в значении «гулять, пьянствовать»)
Просто – праздно, опростать – упразднить
После («пост-ле) – позд-нее
Росток – розга («ростка»)
Тёс – дос-ка
Полосы – полозья
Широкий – жирный, расшириться – ожиреть («оширеть»)
Тухлый – дохлый, тушить огонь, значит «душить» его, не давая доступа воздуха

Крута(я) – груда, грудь.
Колка(я) – голка (укр. – иголка)
Крупный – грубый, нарезать крупно-грубо, помол крупный – грубый
Праща – о-браща-ется (вращается); также из пращи – вы–праст-ывается – вы-брас-
ывается.
Коробиться (образовывать неровности, «горбики») – горбиться
Короб – гроб
Стук – звук
Треск – дре-бе-зг, трещать – дре-бе-зжать
Отупеть – задубеть, название «дуб» часто применяют как синоним «туп» (тупой).
Кружок – груша (кружа), могла быть названа по своей округлой форме.

Глагол «прыгать» не употребляется с возвратной частицей «ся», но в древности такое слово образовалось с озвончением согласной «п» и оглушением «г», получилось – «брыкаться».

Хотя и считается, что «колокол» — адаптация к русскому немецкого Glocke, но он имеет и славянские корневые взаимосвязи. Он связан с повторнокорневым словом «глагол»; в нем повторяется корень «гол», родственный «голосу» (родственно греческое «глосса» — язык). Таким образом, «колокол» — «глухой» вариант «глагола». Последнему родственен греческий и латинский глагол calo — созываю. У колокола есть и язык (било), и сам колокол служит в качестве «глагола», созывающего людей.

Этот способ словообразования взаимопереходами «глухие-звонкие» не абсолютен, то есть не во всех подобранных пары есть соответствие или пересечение смыслов, но тем не менее такой способ словообразования существовал.

Популярное:

  • Заявление о включении в реестр требований кредиторов На первой стадии банкротства составляется заявление о включении в реестр требований кредиторов. Эта процедура является обязательной для всех типов несостоятельности. Функция […]
  • Гражданство РФ для украинцев: как получить российское гражданство? Гражданство РФ для украинцев 2017-2018. Как получить гражданство РФ беженцу Граждане Украины могут стать гражданами России как в общем, так и в упрощенном […]
  • Полезные рекомендации: что говорить в суде при разводе По статистике большинство браков рано или поздно заканчиваются разводами. Не всегда можно разорвать официальные отношения просто в ЗАГСе, иногда приходится обращаться в […]
  • Премия облагается НДФЛ Актуально на: 25 ноября 2015 г. Премия является стимулирующей выплатой, которая вместе с вознаграждением за труд входит в состав оплаты труда работника (ст. 129, 191 ТК РФ). Речь идет о трудовых премиях: […]
  • Как рассчитать субсидию в Украине? Порядок и особенности начисления субсидий в 2018 году Расчет субсидии в 2018 году в Украине происходит с существенными изменениями в порядке ее выдачи и начисления. Постановление Кабмина №329, […]
  • Как расторгнуть договор ДДУ и вернуть деньги? Расторжение сделки в одностороннем порядке, через суд или по соглашению сторон. Волнительный процесс приобретения желанной недвижимости в новостройке не всегда заканчивается как […]
  • Система визуализации "Радуга-КД" Флагманским продуктом компании "Константа-Дизайн" является система визуализации виртуальной обстановки «Радуга КД». Система имитации визуальной обстановки обладает широчайшими возможностями по […]
  • Калькулятор пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Сегодня 5 августа 2018 г., 11:29 Калькулятор расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет поможет правильно определить ежемесячную сумму выплаты, полагающуюся работнице, […]

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

[б’] - [п’]

[в’] - [ф’]

[г’] - [к’]

[д’] - [т’]

[з’] - [с’]

Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие - на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

  1. На конце слова:

Хлеб - [хл’э́п].

(Много) цветов - [цв’ито́ф].

2. Перед глухим согласным:

Когти - [ко́кт’и].

Ложка - [ло́шка].

Под полом - [патпо́лам].

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

Просьба - [про́з’ба].

Отбой - [адбо́й"].

С другом - [здру́гам].

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик - [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).

Учил - [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Свист - сви[с’т’]еть.

Лес - ле[с"н"]ик.

Казна - в ка[з"н"]е.

Бант - ба[н"т"]ик.

Индия - И[н"д"]ия.

Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч"], [щ"] уподобляются им по звучанию и по произношению.

Сшить - [шшы́т’].

Разжечь - [ражжэ́ч’].

Счет - [щ’щ’о́т].

Расщедрился - ра[щ’щ’]е́дрился.

Подчистить - [пач’ч’и́с’т’ит’].

С жуком - [жжуко́м].

Из шерсти - [ишшэ́рс"т"и].

В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].

Рваться - [рва́цца].

Годится - [гад’и́цца].

В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].

Арбатский - [арба́цк’ий"].

Пиратский - [п’ира́цк’ий"].

При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

Властный - вла[сн]ый.

Сердце - се[рц]е.

Поздно - по[зн]о.

Солнце - со[нц]е.

Завистливый - зави[с"л"]ивый.

Чувство - чу[ств]о.

Шестьсот - ше[сс]от.

Голландский - голла[нс]кий.

Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

Ударные гласные образуют в речи ударные слоги , безударные гласные - безударные слоги .

В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.

Пила - [п’ила́].

Дымок - [дымо́к].

Рука - [рука́].

Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.

После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).

Глава - [глава́].

Слова - [слава́].

После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).

Дела - [д’ила́].

Пятак - [п’ита́к].

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Есть - [й’э́с"т"] (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет - [прал"й"о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют - [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

Буквы е, ё, ю, я , стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.

Лес - [л’э́с].

Мёд - [м’о́т].

Люк - [л’у́к].

Ряд - [р’а́т].