Согласование именного сказуемого с подлежащим. Согласование подлежащего и сказуемого

СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Согласование сказуемого и подлежащего

  • Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:Детвора благодарны шефам за подарок. Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна , но дети - благодарны .
  • При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.Единственное число употребляется в том случае, если
    - существительное обозначает
    неодушевленные предметы (ряд столов стоял... );
    - не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало ).

    Множественное число употребляется для

    подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).
  • При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек... ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

    Формой

    множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).

    Форма

    единственного числа сказуемого употребляется:

    При подчеркивании

    пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне ;

    Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает

    неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят , а тридцать один богатырь - выходит ).
  • Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь : Уже много учеников посетило эту выставку .
  • Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).
  • При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым . Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание .
  • Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .

    Сравните:

    Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты . и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

Согласование подлежащего и сказуемого

Теория

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе.

Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились); Ножницы лежали на столе; Петино пальто стало старым.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий ), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы.

Например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы.

Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.

3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа . В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2.

Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. - Прошло пять лет.

4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа.

Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.

5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа.

Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер.

Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

6. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре).

Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.

ЗАПОМНИТЕ : при подлежащем - иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.

Например: ЮНЕСКО объявило о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявила о своем решении.

7. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа.

Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд» ). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие.

Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.

ЗАПОМНИТЕ : как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.

2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным.

Например: Озеро Байкал - cамое глубокое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.

ЗАПОМНИТЕ : если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу.

Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен.


В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный . Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое: Студентыпишут лекцию .

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме). Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов. Рассмотрим основные трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого (в форме таблицы ).

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.) Единств. число (подчеркивает общность, а также для числительных на 1). Множ. число (указывает на отдельность предметов). В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов.
2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) Единств. число (подчеркивает общность, также для числительных на 1, также часто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего). Множ. число (указывает на отдельность предметов). На экскурсию записалось только восемь отдыхающих. Большинство студентов уже сдали экзамен.
3. Однородные подлежащие Единств. число (однородные подлежащие соединяются предлогом С). Множ. число (однородные подлежащие соединяются союзом И). Директор с сотрудниками института подготовил этот проект. Спортсмен и тренер отправились на соревнования.
4. Существительное + приложение Согласуется с главным словом (то есть с существительным). Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию материалов. Студентка-химик проводила эксперимент.

30. Согласование определения с определяемым словом.

Как мы помним, определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа. Мы обратимся к трудным случаям такого согласования.

1) Определение + счётный оборот (=числительное + существительное).

Важна позиция, которую занимает определение!

Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа: последние два года, новые пять писем, молодые три девушки .

Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже: два последних года, пять новых писем, три молодые девушки .

2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

Существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер: В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.

Существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений: Биологический и химический факультеты . Любительский и профессиональный турниры .

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию: Русская литература и искусство. Способные ученик и ученица .

4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным): новый вагон-лаборатория.

5) Использование смыслового согласования: Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех ) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал ). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова . В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.
Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным . Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

Основные нормы управления.

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже. Не все нормы управления одинаково прочны. Некоторые из них легко подвергаются искажению.

1. Большое число ошибок в построении конструкций с управлением связано с влиянием близких по значению слов и их управления.

Например, в телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное» . Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово – в винительном падеже (вспомнить что-либо ), тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж (со значением адресата речи) – напомнить кому-либо что-либо . Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам , недопустимая с точки зрения норм литературного языка.

Подобное влияние управления близких по значению слов можно наблюдать, например, в группе глаголов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации (доказывать, объяснять, отчитаться и др.). Под влиянием сочетаний типа: подумать о чём-либо, рассказать о чём-либо – в речи частотно ошибочное использование дополнения в предложном падеже с предлогом о (о чём-либо ) у таких, например, глаголов:

Обратите внимание на управление следующих глаголов: наблюдать за кем-либо; приглядеться к кому-либо, чему-либо .

Аналогичное явление можно наблюдать при использовании слова анфас (лицом к говорящему). Под влиянием конструкции сфотографировать в профиль распространённой ошибкой становится использование предлога в и при слове анфас в подобных сочетаниях. Нормативной конструкцией будет следующая: сфотографировать анфас .

Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;

возмутиться его словам – обидеться на его слова;

вопрос о строительстве – проблемы со строительством;

дивиться терпению – восхищаться терпением;

добраться до села – подъехать к селу;

идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;

извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;

неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;

обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;

обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;

озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;

опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;

осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;

отзыв о монографии – рецензия на монографию;

отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;

показывать мощь – свидетельствовать о мощи;

превосходство над ним – преимущество перед ним;

предостеречь от опасности – предупредить об опасности;

преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;

препятствовать развитию – тормозить развитие;

привычный для нас – знакомый нам;

прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;

приоритет в открытии – патент на открытие;

разобраться в делах – распутаться с делами;

сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;

типично для него – свойственно ему;

уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;

характерно для него – присуще ему;

истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.

При употреблении этих слов в речи наблюдается подмена управления одного слова управлением другого, близкого по значению. По той же причине частотны ошибки и недочёты при использовании целого ряда слов разных частей речи:

бояться матери (разговорное: бояться мать);

венец искусства (неверно: венец искусству );

достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину );

то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь );

залог успеха (неверно: залог успеху );

касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса );

избегать опасности (неверно: избегать опасность );

колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то );

отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату );

принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке ).

2. Очень часто говорящий не учитывает, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:

удивляться его терпению – удивлён его терпением; рассердиться на глупую шутку – рассержен глупой шуткой.

Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не винительного, как при глаголе, а родительного падежа:
строить дом – строительство дома, читать книгу – чтение книги.

В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции:
посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, служение народу, поставить на службу народу ).


В речи частотны ошибки, связанные с подменой управления однокоренных слов.

Обратите внимание на сочетаемость таких слов:

верить в победу – уверенность в победе ;

заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую ;

платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд ;

плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора ;

подключиться к разговору – включиться в разговор ;

различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов ;

сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.

3. Различия в управлении могут быть связаны с использованием слова в разных конструкциях и в разных значениях.

Например, слово гарантия в значении «ручательство» выступает в конструкциях: гарантия успеха; гарантия, что...; гарантия в том, что... ; в значении «прилагаемый к изделию документ» – в конструкции: гарантия на два года . Ошибкой является подмена одной конструкции другой (неверно: Нет гарантии на то, что это предвыборное обещание будет выполнено ; следует сказать: Нет гарантии того, что это предвыборное обещание будет выполнено ).

Аналогичные ошибки встречаются при употреблении существительного руководство . Конструкция руководство чем используется, если слово употреблено в значении «направляющая деятельность управления кем-либо, чем-либо», то есть при указании на процесс (руководство действиями забастовщиков; руководство таким большим заводом требует организаторского таланта ). Конструкция руководство чего характерна для тех случаев, когда существительное выступает в значении «руководители; орган, управляющий предприятием, организацией» (руководство отдела приняло решение сократить число сотрудников вдвое ).

Причастие заинтересованный в значении «связанный практическими интересами, практической выгодой с чем-либо» управляет предложным падежом с предлогом в (Они заинтересованы в сотрудничестве с нашей фирмой ); в значении «проявивший интерес к кому-либо, чему-либо» – творительным падежом (Он заинтересован гораздо больше своей химией, чем женой ).

Глагол сказаться в значении «проявиться, обнаружиться» требует предложного падежа с предлогом в (полученный опыт сказался в его работе ). В этом случае работа воспринимается как процесс. В значении «отразиться на ком-либо, на чём-либо; оказать воздействие на кого-либо, на что-либо» используется конструкция с тем же падежом, но с предлогом на (Отсутствие опыта сказывается на темпах работы ). В этом случае работа воспринимается как результат какого-либо действия.

На употребление зависимого слова в том или ином падеже оказывает влияние и значение этого слова.

Например, глагол отведать (пробуя, съесть или выпить немного чего-либо) управляет родительным падежом существительного, если оно называет вид пробуемой пищи, её неопределённое количество (отведать котлет ). Винительный падеж зависимого существительного используется тогда, когда подчёркивается определённое количество съеденного, выпитого или часть целого (отведать кусочек пирога, чашечку бульона ). Сочетания типа: отведать блины, отведать квас – будут ошибочными, поскольку в них указан вид пробуемой пищи, а не количество съеденного, выпитого. Подобного рода конструкции допустимы лишь в том случае, если имеется в виду определённый вид блинов, кваса.

4. Достаточно частотны в речи ошибки в использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги с и из синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.

Предлог с употребляется в том случае, когда действие направлено с поверхности чего-либо:
спуститься с горы, сойти с лестницы, снять со стола.

Предлог из используется тогда, когда действие направлено изнутри наружу: 
выйти из комнаты, выбраться из ямы.

Употребление данных предлогов в сочетании с географическими названиями закреплено традицией. Предлог с используется преимущественно с названием горных областей, рек, островов, но эта тенденция действует не слишком последовательно.

приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана. 

При указании на иностранное государство используется предлог из . В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины .

Подобные различия наблюдаются в использовании предлогов в и на при указании на место, пространство, в пределы которого направлено действие. Предлог в, в отличие от предлога на, обычно указывает на ограниченность пространства.
Ср.: жить в селе – подчёркивается пребывание в конкретной местности; жизнь на селе имеет свои преимущества – вообще в сельской местности.


Следует отметить, что в последнее время предлог на с существительным в предложном падеже достаточно широко используется в сочетаниях типа: поставить вопрос на Думе/на ректорате и т.п. Такого рода конструкции возникают в результате сокращения сочетаний: поставить вопрос на заседании Думы/ректората и т.п.

В сочетании со словами, называющими транспортные средства, предлог в используется преимущественно тогда, когда надо подчеркнуть нахождение внутри какого-либо транспортного средства или направленность внутрь этого транспортного средства:
в самолёте было душно, сидеть в лодке, находиться в трамвае.

Предлог на употребляется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть вид используемого средства передвижения: 
лететь на самолёте, плыть на лодке, ездить на трамвае.

Вместе с тем использование предлогов на и в (при указании на место пребывания), как и предлогов из и с , часто зависит только от традиции.

Обратите внимание на следующие конструкции:

находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

При указании на иностранное государство употребляется предлог в , поэтому сейчас нормативной становится и конструкция – жить в Украине .

Синтаксические нормы русского литературного языка

1. Понятие синтаксической нормы

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

2. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое:

Пример:

Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме).

Пример:

Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Изменения в порядке слов называется инверсией.

Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки.

Обычно инверсия используется в художественных произведениях:

Пример:

Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин).

Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию:

Пример:

Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами).

Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов.

3. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов.

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.) Единств. число (подчеркивает общность, а также для числительных на 1). Множественное число (указывает на отдельность предметов).

Пример:

В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) Единств. число
(подчеркивает общность, также для числительных на 1, также часто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего).
Множественное число (указывает на отдельность предметов). 3. Однородные подлежащие. Единственное число (однородные подлежащие соединяются предлогом С). Множественное число (однородные подлежащие соединяются союзом И).

Пример:

Спортсмен и тренер отправились на соревнования.
Директор с сотрудниками института подготовил этот проект.

4. Существительное + приложение. Согласуется с главным словом (то есть с существительным).

Пример:

4. Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа.

1) Определение + счётный оборот (= числительное + существительное).
Важна позиция, которую занимает определение!

Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа.

Пример:

последние два года, новые пять писем, молодые три девушки

Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже:

Пример:

два последних года, пять новых писем, три молодые девушки

2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

Существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер:

Пример:

В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.

Существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений:

Пример:

Биологический и химический факультеты.

Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию:

Пример:

Русская литература и искусство.
Способные ученик и ученица.

4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным):

Пример:

новый вагон-лаборатория

5. Согласование приложений с определяемым словом.

Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность ). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным:
1) приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.
2) приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом:

Пример:

в газете «Рабочий край».

Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий.
Можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия :

Пример:

В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.

Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями:

Пример:

В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

6. Особенности употребления однородных членов

1) Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова.

Пример:

Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

2) Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением (только: род → вид!).

Пример:

Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3) Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова.

Пример:

Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы).
Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими).

4) Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения).

Пример:

Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового).
Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут).

5) Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.

Построение сложноподчиненных предложений.

Нормы согласования.

Согласование причастий с определяемым словом.

Правило.

Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.

Подсказка.

Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).

Согласование приложения с определяемым словом.

Правило.

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

Различай!

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

Построение предложения с однородными членами.

правило распространенные ошибки
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность.

Нормы управления.

Различай!

воплощение во что-либо претворение в чем-либо
идентичный чему-либо сходный с чем-либо
обидеться на что-либо обижен чем-либо
обрадоваться чему-либо обрадован чем-либо
обращать внимание на что-либо уделять внимание чему-либо
опираться на что-либо базироваться на чем-либо
отзыв о чем-либо рецензия на что-либо
полный чего-либо наполненный чем-либо
превосходство над чем-либо преимущество перед чем-либо
предостеречь от чего-либо предупредить о чем-либо
различать что и что отличать что от чего
рассердиться на что-либо рассержен чем-либо
уверенность в чем-либо вера во что-либо
удивляться чему-либо удивлен чем-либо
уплатить за что-либо оплатить что-либо

Построение сложноподчиненного предложения.

Правило.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.

Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

Алгоритм действий.

1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.

2) Проверь:

Все слова стоят в правильном падеже;

Согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;

Согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;

Правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.

Разбор задания.

Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.

4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

Вариант № 1.

В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.

Вариант № 2.

Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а

Вариант № 3.

Предложение построено с учетом всех грамматических правил.

Вариант №4.

Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи .

Таким образом , правильный ответ – вариант № 3.

Потренируйся.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.

2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.

3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

Согласовать подлежащее и сказуемое просто, если мы можем точно определить род, число подлежащего. Однако есть случаи, в которых это сделать очень сложно. Рассмотрим их.

1. Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное с количественным значением.

Случаи постановки сказуемого в единственном числе

  1. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее не имеет при себе управляемых слов, например: Большинство голосовало за предложенную резолюцию.

  2. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, например: Подавляющее большинство населения голосовало за кандидатов блока коммунистов и беспартийных.

  3. Сказуемое может ставиться в единственном и множественном числе, если подлежащее имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа, например: Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег. – Большинство артистов ответили утвердительно.

Случаи постановки сказуемого во множественном числе

  1. Если главные члены оторваны друг от друга, например: Большинство участников совещания в своих предварительных замечаниях на проект нового положения выразили своё согласие с основными его принципами.

  2. Если при подлежащем имеется причастный оборот или придаточное предложение со словом который (причём во множественном числе), например: Меньшинство студентов, поступивших в вузы по окончании средней школы, не прошли испытания зимней сессией; Ряд депутатов, которые заявили свои кандидатуры на выборах, не смогли набрать и пяти процентов голосов.

  3. Если подлежащее имеет при себе управляемые слова в родительном падеже множественного числа, что усиливает представления о многих деятелях, например: Ряд прогрессивных общественных деятелей, писателей, учёных выступали в защиту нового закона об авторском праве.

  4. Если при подлежащем имеются однородные сказуемые, например: Большинство заочников своевременно выполнили контрольные работы и сдали зачёты.

  5. Если подчёркивается раздельность и активность каждого действующего лица, например: Ряд рабочих заявили, что обязуются досрочно выполнить план.

  6. При обратном согласовании, если именная часть составного сказуемого имеет форму множественного числа, например: Ещё недавно большинство представленных на конференции фирм были бесправными объединениями. Большинство домов на улице каменные.

2. Сказуемое при подлежащем – счётном обороте.

В этом случае может употребляться форма и единственного, и множественного числа. На выбор формы числа влияет также ряд условий.

  1. Форма единственного числа указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное. Ср.: Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый со своим заданием). Возможно в одном предложении употребление разных форм: Человек полтораста высыпало на площадь и с криком устремились в центр.

  2. Форма единственного числа указывает на общую совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. Ср.: В стране строится пять стадионов (единое нерасчленимое представление о действии). - В крупнейших городах строятся ещё пять стадионов (расчленённое представление о действии).

  3. Форма единственного числа употребляется и при обозначении меры веса, пространства и времени и т. д., например: На ремонт ушло двадцать килограммов шпатлёвки; До конца пути оставалось пятнадцать километров.

  4. Сказуемые – глаголы (со значением протекания времени) ставятся в единственном числе, если в составе счетного оборота имеются слова лет, месяцев, часов, дней и т. д., например: Прошло сто лет. Одиннадцать часов пробило. При другом значении глагола возможно употребление множественного числа, например: Пятнадцать лет революции изменили население города.

  5. При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Два сотрудника уличены в воровстве. Тридцать два человека дышали одним воздухом. Двое рабочих уволились. НО сказуемые – глаголы со значением бытия, существования, положения в пространстве обычно употребляются форме единственного числа, например: При больнице состояло два человека. У него было три сына.

  6. При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа, например: Двадцать один делегат прибыл на совещание. Форма множественного числа возможна при особом контексте: Двадцать один делегат встретились за круглым столом.

  7. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое согласуется так же, как и с существительными, например: Тысяча книг поступила в библиотеку; Миллион демонстрантов заполнил площади и улицы.

  8. Если при счётном обороте имеются слова все, эти или другие определения, то сказуемое ставится во множественном числе: Недавно построены и эти семь домов. Все двадцать одна страница переписаны заново.

  9. Если при счётном обороте имеются слова всего, лишь, только (со значением ограничения) сказуемое ставится в единственном числе: Заявление на отпуск написало всего лишь двенадцать сотрудников.

  10. Если в роли подлежащего выступает числительное без существительного, то сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать делится на четыре без остатка. Если под числом представляются конкретные деятели, то может быть и множественное число: В зале тихо. Шестьсот слушают великого мастерового.

  11. Во множественном и единственном числе сказуемое может употребляться при обозначении приблизительного количества, если есть слово несколько: За оградой стояло несколько саней; оттуда поднялось десятка два человек; Несколько человек шагали туда-сюда; С полсотни людей толпились на дворе.

  12. При наличии слов много, мало, немного, немало, сколько, столько преобладает форма единственного числа сказуемого: И много дум приходило в мою бедную голову.

  13. Форма единственного числа употребляется также, если в подлежащем есть слова тройка, сотня, пара, масса, уйма, пропасть, слова с частью пол-: Семерка самолётов устремилась вперед; Уйма трудностей пережита нашей компанией; Полчаса пройдет незаметно; Полгорода участвовало в демонстрации.

3. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой .

В этом случае может употребляться форма и единственного, и множественного числа.
Форма единственного числа сказуемого показывает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения: Иван Иванович с Иваном Никифоровичем прибыл на конференцию.
Форма множественного числа сказуемого показывает, что в роли подлежащего выступает всё сочетание, т. е. действие приписывается двум полноправным субъектам: Встали и Воропаев с Крытовым.
При наличии слов вместе, совместно чаще употребляется форма единственного числа: Режиссер вместе со студентами представил новую курсовую работу.

4. Сказуемое при подлежащем – местоимении.

При подлежащем вопросительном местоимении

  1. При местоимении кто сказуемые – глаголы ставятся в единственном числе, а в прошедшем времени - в мужском роде, независимо от числа деятелей и от их принадлежности к мужскому или женскому полу: Кто присутствовал на последнем заседании?

  2. В конструкциях типа Кто из лыжниц пришла первой? и Кто, как не семья, воспитала юношу? на согласование сказуемого и подлежащего влияют зависящие от подлежащего члены предложения (дополнение, сравнительный оборот), они несут в себе значение женского рода, которому и подчиняется глагол.

При подлежащем относительном местоимении

  1. кто (в функции союзного слова в придаточном предложении) может употребляться форма и единственного, и множественного числа, например: Все, кто не потерял ещё головы, были против; В полку служат теперь те, кто пять лет назад заключили контракт.

  2. Примечание. Форма множественного числа возможная, если в главном предложении сказуемое и соотносительное слово тоже стоят во множественном числе, подчёркивает множественность производителей действия.
  3. При относительном местоимении что сказуемое ставится множественном числе, если замещаемое местоимением слово в главном предложении стоит во множественном числе: Те, что ушли, не услышали главного.

При неопределённых и отрицательных местоимениях .
Сказуемое при местоимениях некто, кто-то, никто и других сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени – в форме мужского рода, даже если речь идёт о лице женского пола), например: Некто написал следующее…; Кто-то из конькобежек выступил плохо .
Примечание. Постановка сказуемого в женском роде после такого подлежащего возможна в том случае, если есть уточняющий или пояснительный оборот с ведущим словом – существительным в форме женского рода: Никто из девушек, даже Зоя, не нашлась, что сказать.

5. Сказуемое при подлежащем – несклоняемом существительном, сложносокращённом слове, нерасчленимой группе слов.

При подлежащем – несклоняемом существительном
С подлежащим, выраженным несклоняемым словом, сказуемое согласуется в соответствии с его грамматическим родом, установленным для данного слова в русском языке (см. раздел: «Употребление частей речи, существительное»), например: Кофе подан; Маленький Рене заболел, Вошла смеющаяся Мари; Миссисипи широко разлилась.

При подлежащем – сложносокращённом слове

  1. Если сложносокращенное слово склоняется, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: Вузы Москвы выпустили очередных теперь уже специалистов в различных сферах.

  2. Если аббревиатура не склоняется, то сказуемое согласуется с ним так же, как оно бы согласовывалось с полным словосочетанием, зашифрованным в ней: ЦБ прислал нам бумаги для погашения кредита (центральный банк прислал…); ТЭС включила отопление (тепловая электростанция включила).

  3. Если аббревиатура иноязычная, то сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу: ЮНЕСКО прислало (прислала) своих представителей; ФИДЕ утвердило (утвердила, т. к. это международная шахматная организация) состав участников.
При подлежащем – нерасчленимой группе слов
  1. Если в нерасчленимой группе слов имеется ведущее в форме именительного падежа, то сказуемое согласуется с ним: «Приключения, почерпнутые из моря житейского» составили цикл произведений писателя.

  2. Если в нерасчленимой группе слов нет ведущего в форме именительного падежа, то сказуемое ставится в среднем роде: «На всякого мудреца довольно простоты» вышло отдельным изданием.
    Примечание. Нужно запомнить, что в таких случаях лучше употреблять родовое наименование: Пьеса «Волки и овцы» вышла отдельным изданием; Фрегат «Двенадцать апостолов» вышел на рейд.

При подлежащем – названии

  1. Если название склоняется, то применяется грамматический принцип: «Известия» увеличили свой тираж.

  2. Если название не склоняется, то согласование проходит по смыслу: «Вперёд» (линкор) вышел в открытое море; «Челси» (футбольная команда) выиграла чемпионат Англии.

6. Согласование частей составного именного сказуемого.

Согласование глагола связки с именной частью сказуемого чаще всего встречается в нижеприведенных случаях.

  1. При наличии в составе подлежащего собирательного существительного с количественным значением, например: Большинство участников выставки были люди приезжие. ;

  2. При логическом подчёркивании сказуемого, например: Последние числа октября было время самого разгара работы. ;

  3. При выражении подлежащего местоимение это , например: Это была хрестоматия.

7. Сказуемое при однородных подлежащих.

При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Жара и засуха стояли более трёх недель. При обратном порядке (сказуемое перед однородными подлежащими) - форма единственного числа: Хорошо работала связь и комендантские службы.
Примечание. Однако возможна и двоякая форма согласования, она зависит от лексического значения: В постель его уложили ревность и слёзы – Ревность и слёзы уложили его в постель; Всё разнообразие, вся прелесть жизни слагается из тени и света. При этом множественное число сказуемое подчёркивает совершение действия несколькими субъектами, а единственное – смысловую близость однородных подлежащих.